Налоги как основной источник доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет, как главное средство мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенных слоев населения. Для формирования бюджета используются налоговые и неналоговые источники доходов. Доходы бюджетов – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством. В Республике Беларусь налоговые поступления составляют основную часть доходов бюджета.

Содержание

Введение……………………………………….……………………………….4
Основная часть…………………………………….………………..………..6
1. Понятие, классификация, элементы налога..…………………………..6
1.1 Понятие налога………………………………………………………..6
1.2 Элементы налоговой системы………………………………….…….8
1.3 Классификация налогов……………………………………………..10
2. Налоговая система Республики Беларусь на современном этапе……14
3. Налоговая политика Республики Беларусь в 2011 году……………...30
Заключение….…………………………………………………………….…38
Список использованных источников……………………………….………40

Вложенные файлы: 1 файл

Налоги как основной источник доходов гос. бюджета.docx

— 79.34 Кб (Скачать файл)

налог на доходы от осуществления  лотерейной деятельности;

налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр;

сбор за осуществление  ремесленной деятельности;

сбор за осуществление  деятельности по оказанию услуг в  сфере агроэкотуризма.

Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции применяется  производителями сельскохозяйственной продукции. Налог уплачивается по ставке 2 процента валовой выручки.

Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц применяется индивидуальными  предпринимателями при розничной  торговле товарами, отнесенными к  товарным группам по перечню, и при  оказании потребителям услуг (выполнении работ) по перечню таких услуг (работ). Ставки единого налога устанавливаются  местными органами управления в пределах его базовых ставок в зависимости  от:

видов деятельности;

населенного пункта, в котором  осуществляется деятельность;

места осуществления деятельности в пределах населенного пункта;

режима работы;

иных условий осуществления  деятельности.

Упрощенная система налогообложения  применяется организациями и  индивидуальными предпринимателями, валовая выручка которых в  течение первых девяти месяцев года, предшествующих году, с которого они  претендуют на применение упрощенной системы, составляет не более 2 861,25 млн. рублей (с 1 января 2011 года – 3 090,15 млн. рублей) и средняя численность работников организации за каждый месяц не более 100 человек. Налог уплачивается по ставке 8 процентов валовой выручки. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС, ставка единого налога при упрощенной системе налогообложения установлена в размере 6 процентов.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении выручки  от реализации товаров (с 1 января 2011 года – и услуг) за пределы Республики Беларусь предусмотрена ставка налога в размере 3 процентов.

Организации со средней численностью работников за каждый месяц, не превышающей 15 человек, и индивидуальные предприниматели, валовая выручка которых не превышает 1 090,0 млн. рублей (с 1 января 2011 года – 1 177,2 млн. рублей) в год, занимающиеся розничной торговлей и (или) оказывающие  услуги общественного питания, вправе использовать в качестве налоговой  базы валовой доход, рассчитываемый в виде разницы между валовой  выручкой и покупной стоимостью реализованных товаров за налоговый период. Ставка налога для таких организаций установлена в размере 15 процентов валового дохода.

Налог на игорный бизнес применяется организациями и  индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в  сфере игорного бизнеса. Ставки налога установлены в евро за единицу  объекта игрового оборудования (игровой стол; игровой автомат; касса тотализатора; касса букмекерской конторы).

Налог на доходы от осуществления  лотерейной деятельности применяется  организациями, являющимися организаторами лотерей. Ставка налога установлена  в размере 8 процентов выручки  от организации лотерейного процесса за минусом начисленного призового  фонда лотереи.

Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр  применяется юридическими лицами-организаторами электронных интерактивных игр. Ставка налога установлена в размере 8 процентов выручки от проведения электронных интерактивных игр  за минусом сформированного выигрышного  фонда.

Сбор за осуществление  ремесленной деятельности применяется  физическими лицами, осуществляющими  ремесленную деятельность. Ставка сбора  установлена в размере одной  базовой величины за календарный  год.

Сбор за осуществление  деятельности по оказанию услуг в  сфере агроэкотуризма применяется физическими лицами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, осуществляющими деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Ставка сбора установлена в размере одной базовой величины за календарный год.

Налоговая система Беларуси за последние пятнадцать лет существенно  изменялась, так как были предприняты  и продолжают предприниматься различные  шаги, направленные на ее реформирование и улучшение. Следует отметить, что  по некоторым своим характеристикам  она значительно отличается от применяемой  налоговой системы в других развитых странах, что связано с различными факторами, в том числе с социально  направленной политикой государства, что не может не увеличивать налоговой  нагрузки. В 2012 году планируется введение ряда изменений в налоговое законодательство РБ с целью улучшения его эффективности. Так например планируется ввести электронное декларирование, что позволит снизить временные затраты налогоплательщика на подготовку и представление в налоговые органы налоговой отчетности, сокращает бумажный документооборот, отменяет необходимость являться в налоговые органы лично. Кроме того, программное обеспечение, используемое для электронного декларирования, исключает возможность арифметических и логических ошибок, содержит подсказки по заполнению полей, обновляется в соответствии с изменениями в налоговом законодательстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Налоговая политика Республики Беларусь в 2011 году

Выбор правительством форм и методов осуществления налоговой политики зависит и от используемой концептуальной модели государственного регулирования. В теории и практике государств с рыночной системой выделяют несколько основных моделей проведения налоговой политики.

Так Дж. Кейнс особое значение придавал недискреционной бюджетно-налоговой политике, которая, по его мнению, способна амортизировать кризис. Встроенная стабильность возникает вследствие наличия функциональной зависимости между налогами и национальным доходом. Величина собираемого чистого налога варьируется пропорционально величине чистого национального продукта (ЧНП), следовательно по мере изменений уровня ЧНП возможны автоматические колебания (увеличение или уменьшение) размеров налоговых поступлений и возникающих бюджетных дефицитов и излишков. (рис.1)

 

 

Рисунок 1. Встроенная стабильность:

T - налоговые поступления; 

G- государственные расходы.

 

Как показано на рисунке 1, размер автоматически возникающих бюджетных  дефицитов и излишков, а следовательно, и встроенная стабильность зависят от восприимчивости изменений в налогах к изменениям величины ЧНП. Если налоговые поступления энергично изменяются вслед за изменением ЧНП, то наклон линии Т будет крутым, а вертикальное расстояние между T и G , то есть дефицит государственного бюджета или его излишек,- большим.

Таким образом, в кейнсианской теории основным показателем фискальной политики является изменение бюджетной позиции, то есть величины дефицита или излишка федерального бюджета.

Неоклассическая модель налогового регулирования основывается на теории “экономика предложения”, представители  которой обосновали вывод, что одним  из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для этого они использовали бюджетную  концепцию А. Лаффера, где главной переменной величиной являются предельные ставки налогов. Так, если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской инициативы и расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс уклонения от уплаты налогов, а следовательно, снижаются и общие налоговые поступления. Уменьшение предельных налоговых ставок вызывает противоположный эффект.

Анализ последствий снижения налогов для государственных  финансов осуществляется на основе кривой Лаффера. Считая, что налоговые поступления являются продуктом налоговой ставки и налоговой базы, Лаффер проследил графическую взаимосвязь между ними (рис.2) и пришел к выводу, что эффект воздействия изменения норм обложения на бюджетные поступления зависит от величины эластичности выпуска продукции по налоговой ставке. Когда ее величина достигает -1, налоговые поступления начинают сокращаться. Таким образом, по мере роста норм обложения от 0 до100% поступления в государственный бюджет будут расти от 0 до некоторого максимального уровня, а затем вновь снижаться до 0 в связи с тем, что более высокие налоговые ставки сдерживают экономическую активность и сокращают налоговую базу.

Рисунок 2. Кривая Лаффера

Кривая Лаффера не устанавливала количественных критериев, они были разработаны позднее. Определено, что все налоговые изъятия из прибыли не должны превышать ее половины, так как в противном случае нарушается действие производственно - стимулирующей функции налога, и он начинает оказывать дестабилизирующее влияние на экономическую деятельность.

Таким образом, неокейнсианцы строят механизм налогового регулирования на основе изменений уровня налогов (их снижения как средства проведения антициклической политики, повышения в годы оживления с целью сдерживания деловой активности), а неоклассики - на основе широкомасштабного и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений.

Бюджетно-налоговый механизм является средством достижения целей фискальной политики и включает совокупность различных организационно-правовых форм и методов, используемых государством для реализации стабилизационной политики.

Правительство в зависимости от экономических условий и этапа развития национальной экономики выбирает формы бюджетно-налогового воздействия, которые подразделяются на прямые и косвенные.

Прямая форма регулирования  основывается на сочетании бюджетных  и налоговых регуляторов, с помощью  которых государство может воздействовать на финансовые возможности производителей, размеры платежеспособного спроса, инвестиции, расходы предприятий, инфляционные процессы, бюджетный дефицит, государственный  долг и др.

Среди косвенных форм регулирования - налоги и налоговые льготы, взносы в фонды социального страхования, государственные займы и др.

Правительства с целью  реализации стабилизационной политики, оказания стимулирующего или сдерживающего  воздействия на экономику используют многообразные методы бюджетного регулирования:

- налоги и налоговые льготы;

- прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ (природоохранных, инвестиционных, приватизации, развития топливно-энергетического комплекса, создания новых рабочих мест, финансирования фундаментальных научных исследований и др.);

- субсидирование некоторых отраслей, предприятий, хозяйств для выравнивания экономических условий хозяйствования;

- субсидирование льгот (льготные тарифы на электроэнергию и воду для отдельных районов и др.)

- выдачу беспроцентных и льготных кредитов в виде займов под низкий процент, долгосрочных займов, дотаций по кредитам, а также гарантий банковских ссуд для фермерских хозяйств, венчурных фирм, предприятий, проводящих конверсию;

- создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для предотвращения диспропорций в развитии экономики, поддерживания предприятий и др. (стабилизационные фонды, материальные резервы, фонд непредвиденных расходов);

- предоставление государственных инвестиций отсталым регионам, используемым для размещения предприятий национализированных отраслей, строительства производственных зданий широкого назначения;

- введение надбавок за каждое вновь созданное рабочее место с целью поощрения создания новых высокотехнологичных производств, а также надбавок к инвестициям для поощрения вложений в остальные регионы;

- социальное регулирование для обеспечения социальных гарантий через распределение бюджетной части национального дохода на развитие социальной сферы, создание социально-культурных учреждений, оказание помощи отдельным слоям населения (пособия, пенсии, индексация доходов);

- экологические сборы, используемые на охрану окружающей среды;

- оказание помощи частным предприятиям (технической, в размещении рекламы, реализации продукции, ее экспорте).

В Республике Беларусь согласно Постановлению совета министров  «Об утверждении Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы» предусмотрена бюджетно-финансовая и налоговая политика, целью  которой является стимулирование качественного экономического роста, создание конкурентоспособной налоговой системы при безусловном сохранении социальных расходных обязательств бюджета, поддержание его дефицита и государственного долга страны на экономически безопасном уровне. Задачами программы проведения налоговой политики определено:

- снижение налоговой нагрузки до 26 процентов к BBII в 2015 году, повышение эффективности бюджетных расходов;

Информация о работе Налоги как основной источник доходов бюджета