Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 11:09, контрольная работа
Одна из самых острых проблем экономики России - нехватка финансовых ресурсов. Наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом.
1. Налогообложение населения: сущность и функции……………..4
2. Основные виды налогов, взимаемых с населения………………..6
2.1. Налог на доходы физических лиц………………………………..6
2.2 Налоги на имущество физических лиц…………………………...7
2.3Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью………………………………..9
3. Налоги населения за рубежом……………………………………...9
Налоги с населения в Великобритании…………………………...9
Налогообложение в США………………………………………...11
Налогообложение во Франции……………………………………13
Налогообложение в Германии…………………………………….14
4. Нововведения в налогообложении граждан РФ………………….15
5. Разработки и перспективы нововведений в системе налогообложения
граждан РФ…………………………………………………………...19
4.
Нововведения в
налогообложении
граждан РФ
Рассмотрим
и оценим вступившие в силу с 1 января
2000 года изменения в налоговом
законодательстве, которые имеют
значение для большинства
Среди таких законодательных новшеств - установление контроля государства над крупными расходами его граждан. Если точнее, насколько соответствуют объемы расходов граждан на личное потребление тем доходам, которые они, эти граждане, отражают в ежегодных налоговых декларациях.
Еще в 1997 году Государственная Дума одобрила законопроект, который так и назывался: "О государственном контроле соответствия крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам". Введение этого закона несколько раз откладывалось. Теперь же - с 1 января 2000 года - вступили в силу поправки к первой части Налогового Кодекса - в той же области. В чем разница между нормами двухлетней давности законопроекта и - новыми?
Довольно давно в России спорят, насколько достоверно выплачиваются налоги физическими лицами. В связи с этим был разработан, по инициативе Нижегородской области и ее губернатора, закон о контроле соответствия декларируемых доходов крупным расходам налогоплательщика.
Сразу же возникли достаточно серьезные технические вопросы. Какие доходы и в какое время получил гражданин ранее, до того как были введены декларации? Существует достаточно большое количество доходов, которые не декларируются, потому что они полностью освобождаются от налогообложения.
В 1997 году законодатель придумал довольно скверный, с технической точки зрения, но все-таки некий механизм, который заключался в том, что можно было запечатать в конверте информацию о том имуществе или денежных средствах, которыми обладает налогоплательщик, оставить у нотариуса на хранение, и, в случае чего, использовать как обоснование существующих доходов. Теперь этот закон "умер", поскольку первая часть Налогового Кодекса содержит новые статьи. Статьи, правда, менее проработанные технически, уже не содержащие такого контроля или механизма оправдания для налогоплательщиков.
Закон 1997 года содержал такую норму: если человек одолжил, скажем, у знакомого, родственника или некой организации крупную сумму для крупной же покупки, то налоговые органы могут проверить уже этих кредиторов, а откуда у них такие деньги, и уплачены ли с этих доходов налоги? Эта норма теперь в законодательстве отсутствует, и если налоговые органы обратятся с запросом к какому-либо лицу, которое не имеет крупных расходов и, соответственно, не подлежит контролю, то это лицо вполне может отказаться предоставлять налоговым органам информацию.
Тем не менее, налоговые органы имеют другие возможности: скажем, обратиться в налоговую полицию. Налоговая полиция уже не "обременена" ограничениями, которые существуют сегодня в Налоговом Кодексе, и она может действовать в рамках своего закона об оперативно-розыскной деятельности. Но для того, чтобы в это дело вмешалась налоговая полиция, необходимы основания подозревать лицо виновным в совершении уголовного преступления.
Что же
в целом изменилось в этой области
с 1 января 2000 года для налогоплательщиков?
С 1 января 2000 года налоговые органы
получили право контролировать соответствие
декларируемых доходов и
Понятно,
что сегодня у налоговых
Соответственно, этот механизм заработает лет через 10 - 15. Хотя возможны и исключения. Исключения персональные. Когда налоговые органы специально отслеживают какого-то налогоплательщика и специально собирают информацию о нем. И здесь, конечно, им очень большую помощь может оказать налоговая полиция.
Поскольку нет в мире государств, в которых налогоплательщики очень любят платить налоги, то, соответственно, практически во всех странах возникает необходимость проверять, насколько достоверно граждане декларируют свои доходы и платят налоги. И в большинстве стран существуют подобные, конечно, отличающиеся от российских, механизмы косвенного определения доходов на основании некоторых признаков.
Эти методы имеют давнюю историю. Например, знаменитого в США гангстера Аль Капоне посадили за то, что он не уплатил налоги. А определили неполную уплату налогов на основании отслеживания того образа жизни, который он вел. Он никак не мог соответствовать тем доходам, которые он декларировал официально.
Подобные правила есть и в других государствах, правда, с разными модификациями. Есть подобные методы в Великобритании, во Франции... Во Франции, например, существует достаточно формализованная система, которая позволяет на основании некоторых обобщающих признаков уровня жизни - например, участие в престижных клубах, владение яхтами, наличие прислуги или виллы - переводить каждый такой фактор в некое количество тысяч франков. На этом основании определять доход и требовать, чтобы не меньший доход был показан в налоговых декларациях.
Но этот механизм любой стране, и Россия не исключение, - это всегда "штучная работа". То есть на основе некоторых моделей, некоторых методов определяются лица, которые "заслуживают" дополнительного контроля или дополнительной проверки, а уже вокруг этой личности потом ведется проверка.
В связи с вышеизложенным, будет уместно рассмотреть вопрос о работе в этой области налоговых систем в разных странах мира.
Специфика
французской налоговой системы,
в общих чертах, напоминающей американскую
и коренным образом отличающейся
от немецкой, заключается в том, что
вы не обязаны предоставлять
Вы просто вписываете ту сумму, которую заработали в прошлом году, уточняете данные о семейном положении, иждивенцах и - отсылаете, причем вовремя. Ибо задержка даже в один день влечет за собой неминуемый штраф. Если налоговая инспекция вам поверила, то вы платите строго по прейскуранту. В противном случае проводиться проверка. Классическая форма наказания за сокрытие доходов - штраф, всегда превышающий скрытую сумму. В случае крупного обмана или рецидива - штраф и тюрьма сроком до 3 лет.
Любой житель Соединенного Королевства с фиксированным адресом автоматически попадает в списки потенциальных налогоплательщиков. Человек, работающий по найму в больших государственных или частных компаниях, платит подоходный налог автоматически - через бухгалтерию работодателя.
Все остальные обязаны ежегодно представлять в налоговую инспекцию декларацию обо всех своих доходах. Доходах, но не расходах. Кроме того, инспекторы налогового управления имеют право проверять банковские счета налогоплательщиков без специальных юридических разрешений на это.
Польские граждане не предоставляют налоговым службам никаких отчетов о своих расходах. Однако каждая крупная сделка - покупка квартиры, земельного участка и так далее - регистрируется у нотариуса и облагается государственной пошлиной.
И налоговые службы следят за такой информацией, причем следят по своим каналам, им в этом никто не помогает. Налоговые службы Польши не имеют права заглянуть в ваш банковский счет, независимо от того, хранится на нем иностранная или национальная валюта. Поэтому они не могут следить за движением денег на счете. Исключение составляют случаи, когда юридическое или физическое лицо подозревается в налоговых махинациях, и против него ведется расследование. Тогда, чтобы открыть тайну вклада, достаточно разрешение прокурора.
С 1 января 2000 года в России введена новая шкала подоходного налога с граждан. Самой радикальной новацией в новом налоге является снижение максимальной ставки в прогрессивной шкале налогообложения с 45% до 30%. Это очень серьезное снижение. И, конечно же, его ощутят на себе в первую очередь те, кто получает большие доходы.
45-процентная ставка была принята и должна была вступить в действие с 1 января 2000 года. И очень многие граждане с опасением ожидали этой даты, потому что можно было прогнозировать, что "готовность" платить налоги по таким ставкам будет чрезвычайно низкой, и люди будут искать любые способы, чтобы обойти закон. Новый закон был принят и введен в действие, но не была введена в действие эта ставка. Поэтому можно говорить о снижении с 45 до 30 процентов. Хотя фактически снижение произошло с 35 до 30 процентов. Но и эти 5 процентов для граждан весьма существенны.
Почти не выиграли или совсем не выиграли, с учетом инфляции, те люди, которые платят налоги по минимальной шкале - по ставке 12 процентов. Здесь еще предстоит решать серьезные проблемы, связанные с тем, что надо менять принципиально подходы к налогообложению таких людей. Либо резко увеличивать необлагаемый минимум, либо снижать саму ставку этого налога. А выиграл прежде всего средний класс и богатые люди.
"Приоритет
номер один для правительства
России - налоговая реформа," - заявил
в одном из первых интервью
после официального
Готовящаяся в России налоговая реформа предусматривает пока два этапа: первый - изменения в налоговой системе, которые исполнительная власть предлагает внедрить уже с начала будущего года. Второй этап реформы рассчитан на 2002-2003 годы. Об этом говорится в специальном налоговом послании, которое президент России Владимир Путин в мае месяце направил депутатам Государственной Думы.
Самое радикальное из предлагаемых изменений - введение единой ставки подоходного налога с граждан. Выбор 13%-той ставки базировался не столько на оценке международного опыта, сколько на оценке той экономической ситуации, которая сложилась в России. Принципиально важно было резко снизить налогообложение фонда оплаты труда, и прежде всего - заработной платы. Создать дополнительные побудительные мотивы для того, чтобы люди "показывали" свою заработную плату, для того, чтобы она была выведена "из тени". Плюс - это своего рода амнистия, которая позволяет надеется, что многие средства, выведенные когда-то из России, в нее вернуться.
Ставка 13% выбиралась из тех соображений, чтобы не увеличить налогообложение тех людей, которые получают малые доходы. Сегодня они платят практически те же самые 13%. То есть, 12% - подоходного налога плюс 1% - в Пенсионный фонд. Снимая отчисления граждан в Пенсионный фонд, правительство и предложило как раз 13%-ую ставку.
При этом предполагается, что будут увеличены необлагаемые минимумы. Будет разрешено гражданам вычитать затраты на медицинские цели и обучение, причем не только самого налогоплательщика, но и членов его семьи. Предполагается еще ряд "социальных" новаций.
В то же
самое время предполагается, что
часть бюджетных потерь будет
компенсироваться за счет увеличения
акцизов на моторное топливо и
довольно серьезных увеличений налога
на владельцев легковых автомобилей. И
более обеспеченные граждане по этим налогам,
также как и по налогам на потребление,
будут уплачивать значительно большие
суммы.
5.
Разработки и перспективы
нововведений в
системе налогообложения
граждан РФ
Совершенствование налоговых систем в развитых странах определяется такими объективными факторами, как необходимость государственного вмешательства в процесс формирования производственных отношений и социально-экономические границы налогообложения. Противоречие между потребностями в налоговых доходах и возможностями их получения является основным при формировании всех налоговых систем. В развитых странах идет постоянный поиск путей уменьшения государственных расходов и, следовательно, сокращения потребностей в налоговых доходах, с одной стороны, и увеличения эффективности существующих систем - с другой.
По мнению западных экономистов, основные налоговые проблемы, общие для развитых стран, состоят в следующем.