Налоговая система Российской Федерации, ее содержание и совершенствование в рамках реализации налоговой реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: изучение налоговой системы РФ, и выявление путей ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Изучить развитие и принципы построения налоговой системы России;
- Провести анализ развития налоговой системы;
- Отметить основные направления налоговой политики России.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие налоговой системы, принципы организации
1.1 Понятие налоговой системы РФ
1.2 Принципы построения налоговой системы России
Глава 2. Характеристика структуры налоговой системы
2.1 Структура налоговой системы РФ
2.2 Анализ налоговой системы России
Глава 3. Направления реформирования налоговой системы РФ
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

Для современной России особо важное значение имеет обработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства.

 

 

Глава 2. Характеристика структуры налоговой системы

2.1 Структура налоговой системы РФ

Совокупность предусмотренных законодательством налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а так же принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля образует налоговую систему.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке на территории страны. При формировании налоговой системы исходят из следующего ряда принципов:

1. Виды налогов, порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов имеют силу закона.

2. Сочетание стабильности и гибкости  налоговой системы должны обеспечить  соблюдение экономических интересов  участников общественного производства. Правила применения налогов должны быть стабильны: ставки, виды, элементы налоговой системы должны меняться при изменении экономических условий редко, т.к это позволяет планировать деятельность.

3. Обязателен механизм защиты  от двойного налогообложения.

4. Налоги должны быть разделены  по уровням изъятия.

5. Ставки налогообложения должны  быть едиными для всех предприятий. Равные доходы при равных условиях  их получения должны облагаться  одинаковыми по величине налогами. С равных доходов при разных  условиях их получения должны  взиматься разные налоги.

6. Единая налоговая ставка должна  дополняться системой налоговых  льгот, носящей целевой и адресный  характер, связанный с социальной  сферой, стимулированием НТП, защитой  окружающей среды. Как правило, обязательна  активная поддержка предпринимательства.

7. Система налогообложения должна  быть комплексной при умелом  сочетании разных способов налогообложения. Объекты налогообложения разнообразны: психологически легче платить  много маленьких налогов, чем  один большой.

8. Обязательны простота, равномерность, точность, удобство по форме, экономность сбора, избежание чрезмерной тяжести. Налоги по способу взимания бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.)

Построение налоговой системы характеризуется наиболее значимыми функциональными внутренними взаимосвязями между ее элементами. Каковы эти взаимосвязи? Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать это независимо от других элементов. Данное условие реализуется в налоговой системе в полной мере.

Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать обратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога - его обязательностью и доминирующей функцией налогового платежа - фискальной.

Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства.

Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутри-, так и внешнесистемных факторов (воздействий), т.е. она является не статической, а динамической системой.

Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований).

Классификация налогов Российской Федерации (по Налоговому кодексу)

Федеральные

Региональные

Местные

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы на отдельные виды товаров (слуг)
  3. налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала;
  4. налог на доходы от капитала;
  5. подоходный налог с физических лиц;
  6. взносы в государственные, социальные, внебюджетные фонды;
  7. государственная пошлина;
  8. таможенная пошлина и таможенные сборы;
  9. налог на пользования недрами;
  10. налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  11. налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
  12. сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
  13. лесной налог;
  14. водный налог;
  15. экологический налог;
  16. федерально-лицензионные сборы;
  1. налог на имущество организаций;
  2. налог на недвижимость;
  3. дорожный налог;
  4. транспортный налог;
  5. налог с продаж;
  6. налог на игорный бизнес;
  7. региональные лицензионные сборы,
  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц;
  3. налог на рекламу;
  4. налог на наследование или дарения;
  5. местные лицензионные сборы;

По своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.

В первую очередь систему налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов и сборов, в том числе девять федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов.

Особое место в российской налоговой системе занимает единый социальный налог, поступления по которому зачисляются как в бюджетную систему страны, так и в соответствующие государственные внебюджетные социальные фонды.

При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.

Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замысливалась исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налоги - роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения.

 

            2.2 Анализ налоговой системы

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в бюджетную систему Российской Федерации в 2008г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей на сумму 10032,8 млрд. рублей, что на 16,1% больше, чем в 2007 году.

Основная часть доходов в бюджетную систему Российской Федерации по видам налогов в 2008 году показывает, что основную часть обеспечили поступление налога на прибыль организаций - 31%, налог на добавленную стоимость – 13%, налога за пользование природными ресурсами - 23%, налога на доходы физических лиц - 22% и единый социальный налог – 7%. Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008 году составило 2513 млрд. рублей и увеличилось по сравнению с 2007 годом на 15,7%.

Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008 году составило 1665,6 млрд. рублей и это на 31,6% больше чем в 2007 году.

В 2008 году в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 314,7 млрд.рублей, что на 8,6% больше по сравнению с 2007 годом.

В 2008 году поступление налога на пользование природными ресурсами составило 1742,6 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2007годом на 41,1%.

Поступление налога на добавленную стоимость в 2008 году составило 998,4 млрд. рублей, уменьшилось по сравнению с 2007 годом на 28,2%.

Поступление единого социального налога в федеральный бюджет в 2008 году составило 506,8 млрд. рублей, по сравнению с 2007 годом.

Объем поступлений в государственные внебюджетные фонды за счет налогов и взносов составили в 2008 году – 1577,1 млрд. рублей, это на 22,2% больше, чем 2007 году.

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по видам налогов (млрд. рублей)

 

2007 год

2008 год

В % к 2007 году

Всего поступило в бюджетную систему РФ

8 643,4

10 032,8

116,1

в том числе:

     

Налоги и сборы в консолидированный бюджет РФ (вкл. ЕСН)

7 360,2

8 455,7

114,9

Государственные внебюджетные фонды

1 283,2

1 577,1

122,9

Налоги и сборы - всего (вкл. ЕСН)

7 360,2

8 455,7

114,9

в федеральный бюджет (вкл. ЕСН)

3 747,6

4 078,7

108,8

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

3 612,6

4 377,0

121,2

из них:

     

Налог на прибыль организаций

2 172,2

2 513,0

115,7

в федеральный бюджет

641,3

761,1

118,7

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

1 530,9

1 751,9

114,4

Налог на доходы физических лиц

     

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

1 266,1

1 665,6

131,6

Единый социальный налог в федеральный бюджет

405,0

506,8

125,1

Налог на добавленную стоимость

     

на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

1 390,4

998,4

71,8

на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь

34,3

40,3

117,4

Акцизы

289,9

314,7

108,6

в федеральный бюджет

108,8

125,2

115,1

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

181,0

189,4

104,6

Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1 235,1

1 742,6

141,1

в федеральный бюджет

1 157,4

1 637,5

141,5

в консолидированные бюджеты субъектов РФ

77,8

105,1

135,2

Государственные внебюджетные фонды - всего

1 283,2

1 577,1

122,9

в том числе:

     

Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР)

1 014,9

1 251,4

123,3

Фонд социального страхования (ФСС) (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования)

64,1

74,0

115,5

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)

71,8

89,3

124,4

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС)

132,5

162,4

122,6


 

Структура поступлений в государственные внебюджетные фонды показывает, что основную часть поступлений составляют страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд – 79%. Остальную часть поступлений составляют Территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 10%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 6% и Фонд социального страхования – 5%.

Структура поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по отраслям в 2008 году.(в %)

Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008 году составила 574,9 млрд. рублей, это на 24,1% меньше, чем в 2007 году.

Задолженность по налогу на прибыль организаций в 2008 году составило 102,5 млрд. рублей, это на 39,78% меньше чем в 2007 году.

Задолженность по налогу на добавленную стоимость в 2008 году составило 249,6 млрд. рублей, что на 29,55% меньше, чем в 2007 году.

Задолженность по акцизам в 2008 году составило 26,4 млрд. рублей, это на 4,76% больше, чем в 2007 году.

Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам налогов в 2008 году (млрд. рублей)

 

 

2007

2008

В % к 2007г.

Всего

757,4

574,9

75,9

в том числе:

     

по федеральным налогам и сборам

662,5

481,9

72,74

из них:

     

налог на прибыль организаций

170,2

102,5

60,22

налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые  
на территории Российской Федерации

354,3

249,6

70,45

акцизы по подакцизным товарам  
(продукции) производимым на территории Российской Федерации

25,2

26,4

104,76

из них на:

     

автомобильный бензин

4,3

4,5

104,65

алкогольную продукцию с объемной  
долей этилового спирта свыше 25  
процентов включительно (за исключением вин)

5,8

5,0

86,2

дизельное топливо

2,2

3,2

145,45

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

35,7

35,7

 

из них налог на добычу полезных ископаемых

26,3

27,1

103,04

остальные федеральные налоги и сборы

77,1

67,7

87,81

по региональным налогам и сборам

52,9

53,6

101,32

по местным налогам и сборам

31,4

28,4

90,44

по налогам со специальным налоговым режимом

10,7

10,9

101,86

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации, ее содержание и совершенствование в рамках реализации налоговой реформы