Налоговая система Российской Федерации, ее содержание и совершенствование в рамках реализации налоговой реформы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: изучение налоговой системы РФ, и выявление путей ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Изучить развитие и принципы построения налоговой системы России;
- Провести анализ развития налоговой системы;
- Отметить основные направления налоговой политики России.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие налоговой системы, принципы организации
1.1 Понятие налоговой системы РФ
1.2 Принципы построения налоговой системы России
Глава 2. Характеристика структуры налоговой системы
2.1 Структура налоговой системы РФ
2.2 Анализ налоговой системы России
Глава 3. Направления реформирования налоговой системы РФ
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

 

Структура задолженности в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам налогов показывает, что основную часть задолженности составляет налог на прибыль организаций - 25%, налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации – 60%.

Структура задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам налогов в 2008 году (В %)

 

Поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по субъектам Российской Федерации в 2008 году составило 6955,2 млрд. рублей. Основную долю поступлений налогов, сборов и других обязательных платежей составляет Центральный федеральный округ – 2662,3 млрд. рублей (38% от общей задолженности), Уральский федеральный округ - 1498,5 млрд. рублей (22% от общей задолженности), Приволжский федеральный округ - 1024,7 млрд. рублей (15% от общей задолженности), Северо-Западный федеральный округ – 640,6 млрд. рублей (9% от общей задолженности), Сибирский федеральный округ – 560,8 млрд. рублей (8% от общей задолженности). И незначительную долю поступления налогов в бюджетную систему России составляют: Южный федеральный округ – 362,6 млрд. рублей (5% от общей задолженности) и Дальневосточный федеральный округ – 205,4 млрд. рублей (3% от общей задолженности).

Поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по субъектам в 2008г. (млрд. рублей)

 

 

2007

2008

В % к 2007г.

Российская Федерация, млрд. руб.

5432,4

6955,2

128

в том числе:

     

Центральный федеральный округ

1583,6

2662,3

168,1

Северо-Западный федеральный округ

534,5

640,7

119,9

Южный федеральный округ

282,8

362,6

128,21

Приволжский федеральный округ

846,9

1024,8

121

Уральский федеральный округ

1559,4

1498,6

96,1

Сибирский федеральный округ

463,9

560,8

120,9

Дальневосточный федеральный округ

161,3

205,4

127,34


 

Поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по отраслям в 2008 году составило: промышленность – 546,3 млрд. рублей, это на 12,36% больше, чем в 2007 году; торговля и общественное питание – 91,6 млрд. рублей, это на 8,66% больше, чем в 2007 году; транспорт – 81,3 млрд. рублей, это на 16,48% больше, чем в 2007 году; строительство – 62,3 млрд. рублей, это на 21,41% больше, чем в 2007 году. Произошло уменьшение поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации в 2008 году по сельскому хозяйству на 11,11%, и по прочим отраслям на 12.92%.

Основную долю налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации в 2008 году обеспечила промышленность – 66%, торговля общественного питания – 11%, транспорт – 10%, строительство – 8%, сельское хозяйство – 1% и прочие отрасли – 4%.

Можно сделать вывод, что основная часть доходов бюджетной системы РФ в 2008 году за счет поступлений видов налогов: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на пользование природными ресурсами. В совокупности эти налоги обеспечили 76% в общем объеме поступлений. Незначительное поступление НДС обусловлено тяжелым финансовым положением организаций и уменьшение объемов продукции.

По субъектам РФ основную долю поступлений налоговых платежей приходится на Центральный и Уральский федеральные округа.

Наибольшее поступление налогов в бюджетную систему РФ по отраслям приходится на промышленность, транспорт и строительство.

Поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации по отраслям в 2008г. (в млрд. рублей)

 

2007 год

2008 год

В % к 2007 году

Всего

738,8

822,7

111,36

Промышленность

486,2

546,3

112,36

Торговля и общественное питание

84,3

91,6

108,66

Транспорт

69,8

81,3

116,48

Строительство

51,3

62,3

121,44

Сельское хозяйство

5,4

4,8

88,89

Прочие отрасли

41,8

36,4

87,08


Глава 3. Направления реформирования налоговой системы Российской Федерации

К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы. В ходе проведенной в Российской Федерации налоговой реформы был отменен ряд налогов, снижены ставки основных налогов, созданы условия для более низкой налоговой нагрузки на малый бизнес.

Современный этап развития российской экономики характеризуется наличием множества специфических проблем, среди которых можно выделить недостаточный уровень развития базовых институтов, уровень развития судебной системы, защиты прав собственности. В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь одной из составных частей реформ, направленных на повышение конкурентоспособной налоговой системы.

Таким образом, предстоит реализовать следующие меры долгосрочной стратегии в области налоговой политики:

  1. Повышение эффективности налогового администрирования. Собираемость основных налогов может быть обеспечена за счет сокращения возможностей уклонения от уплаты налогов.
  2. Реформирование единого социального налога и введение страховых взносов для работодателя. Реформа этого налога будет направлена на предотвращение дальнейшего снижения эффективной налоговой ставки.

На решение перечисленных выше задач будут направлены следующие изменения в законодательство, которые вступят в силу с 1 января 2010г.:

  • В условиях 2010г. эффективная ставка взносов в Фонд социального страхования остается неизменной, ставка в Фонд медицинского страхования увеличивается на 2 процентных пункта.
  • Налоговый кодекс РФ будет содержать положения, предусматривающие автоматическую ежегодную индексацию указанных выше порогов регрессии на величину, соответствующую прогнозируемому приросту номинальной заработной платы.
  • Будут установлены единые шкалы ставок взносов для всех налогоплательщиков, за исключением налогоплательщиков, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, и налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
  • Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие налоговые режимы в виде единого сельскохозяйственного налога, в виде единого налога на вмененный доход, будут уплачивать страховые взносы по общим правилам.
  • С 2010г. следует перейти на общий порядок взимания страховых взносов в рамках всех специальных налоговых режимов.

Кроме того, предлагается ввести взносы, уплачиваемые работниками 1967 года рождения и моложе, по ставке 3% от налогооблагаемой зарплаты в пределах до 1100 тыс. руб. в год. Взносы будут зачисляться на индивидуальные счета для формирования накопительной части трудовой пенсии.

В 2020г. в связи с ухудшением соотношения численности работников и пенсионеров ставка пенсионных взносов, уплачиваемая работодателями с зарплаты, должна быть увеличена в первом диапазоне на 3%. Эти средства будут направлены на финансирование страховой части пенсий.

  1. Совершенствование налогообложения добычи нефти. В частности, для учета существенных различий в условиях добычи нефти, а также повышения эффективности системы предоставления подобных льгот возможно принятие новых мер, стимулирующих разработку выработанных месторождений и месторождений, разработка которых связана с повышенными затратами (мелкие месторождения).
  2. Переход на новые принципы налогообложения добычи природного газа, которые будут направлены на выравнивание налоговой нагрузки при добыче природного газа и нефти.
  3. Введение налога на недвижимость. В долгосрочной перспективе предполагается создать эффективную систему налогообложения недвижимости как один из важнейших источников доходов региональных местных бюджетов.

Среди прочих, менее значимых мер, которые будут направлены на повышение эффективности налоговой системы в долгосрочной перспективе, можно отметить:

  1. Создание эффективной системы контроля за трансфертным ценообразованием с целью недопущения использования этого инструмента для минимизации налоговых обязательств.
  2. Повышение нейтральности налога на добавленную стоимость: совершенствование процедур исчисления и возмещения налога.
  3. Повышение эффективности налога на прибыль организаций, для чего следует построить систему налогового администрирования таким образом, чтобы все необходимые для ведения бизнеса и документально подтвержденные расходы принимались к вычету, за исключением тех видов расходов, в отношении которых установлен прямой запрет.
  4. Постепенное повышение ставок акцизов. Нужно внедрять дифференциацию ставок акцизов на моторное топливо в зависимости от его экологического класса. Необходимо добиться гармонизации ставок акцизов на табачные изделия с сопредельными странами.
  5. Совершенствование налогообложения операций с ценными бумагами.
  6. Сокращение масштабов использования специальных налоговых режимов в налоговой системе, являющихся исключением из общих правил налогообложения.

В заключение хочется отметить, что лучше идти вперед, чем стоять на месте. Поэтому предложения Минфина России – это серьезный прогресс в налоговых реформах. Может быть, и у нас в России будет налогообложение, как в развитых странах Запада.

 

Заключение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Особую роль приобретает значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования.

Последние реформы показывают стремление Российского правительства к коренному изменению ситуации в стране.

По итогам анализа поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации можно сделать вывод, что в 2008 году произошло увеличения поступления налогов на 16,1%, по сравнению с 2007 годом.

Структура поступлений налогов, сборов и других обязательных платежей показывает, что основную долю поступлений составляет налог на прибыль – 31%, налог на доходы физических лиц – 22%, налоги за пользованием природными ресурсами – 23% и налог на добавленную стоимость - 13%.

Задолженность в консолидированной бюджет Российской Федерации по налогам и сборам в 2008 году сократилась на 24,1%, по сравнению с 2007 годом. Поступления налогов и сборов по субъектам Российской Федерации составляет в 2008 году 6955,2 млрд. рублей, что на 28% больше, чем в 2007 году.

Подводя итог, следует отметить, что основной функцией налоговой системы является обеспечение достаточного объема ресурсов, необходимых для финансирования расходов бюджетной системы, не создавая при этом избыточного налогового бремени для экономических субъектов. Для этого требуется обеспечить должный контроль за исполнение налогоплательщиками своих обязательств, повышать собираемость налогов и снижать задолженность по уплате налогов в бюджетную систему Российской Федерации, одновременно поддерживая относительно низкие налоговые ставки.

Список использованной литературы

  1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями на 21.07.2007г.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  3. Бюджетное послание Федеральному Собранию РФ от 9 марта 2007г. "О бюджетной политике в 2008 - 2010 гг."
  4. Доклад Минфина России "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2008 - 2010 гг."
  5. Иванов А.Г. "Понятие администрирования налогов" // журнал "Финансовое право" 9, 2005.
  6. Карасев, М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России / М.Н. Карасев. - М.: Вершина, 2004.
  7. Кучеров И.И. Государственная налоговая политика: цели и методы осуществления // Финансовое право. 2005.
  8. Малис Н.И. "Снижение бремени как приоритет налоговой политики" // журнал "Финансы" № 6, 2007 г.
  9. Налоги и налогообложение: учеб. для вузов / под ред. И.А. Майбурова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  10. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / под ред. И.В. Горского. - М.: Финансы и статистика, 2003.
  11. Пансков В.Г. "О принципах налогообложения физических лиц" // журнал "Финансы" № 1, 2008.

 

 


 



Информация о работе Налоговая система Российской Федерации, ее содержание и совершенствование в рамках реализации налоговой реформы