Налоговое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 08:14, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования налогового регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан. Целью Государственной Программы развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2006-2008 гг., является совершенствование институциональных условий, направленных на формирование среднего класса, путем развития малого предпринимательства, ориентированного на создание новых высокотехнологичных производств с наибольшей добавленной стоимостью. Совершенствование системы налогового администрирования малого предпринимательства является одним из основных направлений и механизмов реализации Программы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1.Сущность налогового регулирования экономики
Республики Казахстан
1.2 Налоговые инструменты регулирования экономики 8
1.3 Особенности налогового регулирования в зарубежных государствах 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН (НА ПРИМЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА) 18
2.1 Анализ налогового регулирования на современном этапе 18
2.2 Анализ поступления налогов в бюджет от малого и среднего бизнеса 24
2.3 Налоговый контроль в отношении субъектов малого предпринимательства Республики Казахстан 35
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Вложенные файлы: 1 файл

Дип.-НАЛОГОВОГО-РЕГУЛИРОВАНИЯ-В-РЕСПУБЛИКЕ-КАЗАХСТАН-НА-ПРИМЕРЕ-МАЛОГО-И-СРЕДНЕГО-БИЗНЕСА20081.doc

— 752.50 Кб (Скачать файл)

 Одной из важных задач, стоящих перед налоговыми органами в 2007 году, является выявление реальных доходов риэлтерских компании и доходов физических лиц от перепродажи недвижимого имущества, либо доли участия в строительстве такого имущества и привлечение их к налогообложению.

Проблемой администрирования  налогообложения риэлтерских фирм является огромный поток неучтенных денежных средств. Основная часть фирм, занимающихся риэлтерскими услугами, работает в «теневом бизнесе». При этом основная часть заключенных сделок при купле-продаже недвижимости не учитывается в бухгалтерском учете. К тому же, договор, который заключается между маклером компании и клиентом, не предусматривает регистрацию в нотариальной конторе и РГП «Центр по недвижимости по г.Алматы», что затрудняет установление фактического количества заключенных сделок и, соответственно, реального дохода риэлтерских фирм.

При ныне существующей нормативно - правовой базе для занятия риэлтерским  видом деятельности достаточно зарегистрироваться в налоговом органе в качестве юридического лица или же индивидуального предпринимателя и размещать объявления и реклам} со страниц средств, массовой информации.

Кроме того, лицам, называющим себя маклерами, становится доступной информация о цене, продавце, покупателе, месте и времени сделки, вне контроля со стороны уполномоченных на то государственных органов. Отсутствие гарантии сохранности названными лицами коммерческой тайны по сделкам, на наш взгляд может послужить мотивом для совершения различного рода преступлений. При этом, законодательно никаких требований со стороны государства к риэлтерам не предъявляются.

В связи с чем, для  упорядочения данного вида деятельности необходимо:

-выйти с инициативой  о разработке и скорейшем принятии Закона РК «О государственном регулировании   риэлтерской  деятельности»,  определяющего   порядок   регулирования   посреднической деятельности по сделкам с недвижимостью. Квалификационные требования должны содержать основные права и обязанности для лиц, претендующих на занятие риэлтерской деятельностью, наличие офисного помещения приспособленного для работы с клиентами, использование бланков строгой отчетности, соблюдение коммерческой тайны и т.д.

Это позволит получить дополнительные налоговые поступления, упорядочить постановку их на учет и улучшить администрирование оградить от занятия данным видом деятельности случайных лиц.

 Провести широкую  разъяснительную работу через  СМИ с населением, публиковать  списки компаний, имеющих разрешение  на осуществление данного вида деятельности, а также информацию о предостережении заключения сделок с лицами, не прошедшими регистрацию.

Способов в мировой  практике существует много. Например, в США деятельность риэлтеров  лицензируется профессиональным сообществом риэлтеров NAR. Таким образом, сами риэлтеры контролируют профессионализм на рынке. Без лицензии от такого профессионального объединения риэлтер не может вести свою профессиональную деятельность.

В   2007   году   планируется   проведение   проверок   компаний,   реализующих   продукцию посредством сетевого маркетинга, с целью выявления налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов,   в   том   числе   физических   лиц,   занимающихся   предпринимательской   деятельностью   без регистрации в налоговых органах. В настоящее время изучаются схемы работы участников сетевого маркетинга, применяемые известными крупными компаниями по распространению пищевых добавок, 
косметики и других товаров народного потребления.

Планируется проведение сплошных проверок налогоплательщиков, осуществивших сделки по  купле-продаже  недвижимого  имущества жилищного фонда,   нежилого фонда,  а также земельных участков.  Высокая результативность данной работы  подтверждена в 2006 году:  по результатам   1 налоговых   проверок  физических  лиц  доначислено   налогов   и   штрафных   санкций   на  сумму   186,2 млн.тенге,   взыскано 91,4 млн. тенге. В связи с тем, что по сведениям РГП «Центр по недвижимости по г.Алматы» количество зарегистрированных сделок по купле-продаже недвижимости в    2006 году по 
сравнению  с  предыдущим  годом  увеличилось  на  41%  и  составило   194 640  сделок  работа  в  этом направлении будет продолжена.

Одной из важных задач  Налоговый комитет ставит максимальное сокращение проблемной недоимки, которая составляет 30% от общей недоимки по г. Алматы. Решение этих вопросов будет напрямую зависеть от тесного взаимодействия как с местными исполнительными органами, так и с Налоговым комитетом МФ РК.

Одним из источников увеличение доходной части бюджета является взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам.

По состоянию на 01.01.2007 г. недоимка по местному бюджету составила 934 506,0 тыс. тенге. Структура данной недоимки выглядит следующим образом:

- недоимка прошлых  лет - 819 626,0 тыс. тенге;

- текущая недоимка - 114 880,0 тыс. тенге.

Приоритетным направлением в 2007 году будет взыскание в полном объеме и недопущение роста текущей  недоимки путем широкого применения способов обеспечения исполнения невыполненного в срок налогового обязательства  и мер принудительного взыскания. От четкой организации работы на данном направлении напрямую зависит полное и равномерное исполнение бюджета.

Вместе с тем необходимо применение дополнительных методов  налогового администрирования в  работе по сокращению недоимки прошлых лет, где все меры принудительного взыскания, установленные налоговым законодательством, уже применены ранее. В частности, в 2007 году планируется сокращение недоимки за счет:

- широкого применения  административной практики;

- признания  неплатежеспособных  налогоплательщиков  банкротами  в  рамках  республиканской бюджетной программы.

По результатам проведения всех вышеуказанных мероприятий, ожидается  снижение недоимки по местному бюджету  к 01.01.2008 г. до 775 626,0 тыс. тенге.

Переход на электронные формы налоговой отчетности обусловлен тем, что все формы отчетности находятся в единой информационной базе на центральном сервере Налогового комитета МФ РК. Централизованное ведение базы данных исключает дублирование или потерю данных, и обеспечивает переход налогового администрирования на более качественный уровень. Одной из стратегических задач, стоящих перед налоговыми органами в 2006 году, налоговый комитет считает перевод всех действующих налогоплательщиков на этот метод работы и обеспечение сдачи отчетности в электронном виде.

В Послании Президента народу Казахстана «Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных  стран мира», заложены не только конкретные цифры снижения налоговых ставок, но определены направления налоговой политики на ближайшие годы. В частности, с целью увеличения внутреннего платежеспособного спроса и легализации оборотов по реализации предусматривается поэтапное снижение ставки НДС — с 2007 года до 14 процентов, в 2008—2009 годах — до уровня 13—12 процентов. Это позволит предпринимателям больше средств направлять на развитие. С целью совершенствования налогообложения доходов работников, снижения теневых выплат и упрощения администрирования, вместо прогрессивной шкалы ставок по индивидуальному подоходному налогу намечено ввести единую фиксированную ставку для всех физических лиц — на уровне 10 процентов с уменьшением базы обложения на размер минимальной заработной платы, что компенсирует эффект от повышения ставки на работников, в настоящее время уплачивающих индивидуальный подоходный налог по ставкам ниже 10 процентов4.

Для стимулирования работодателей  к повышению заработной платы  и для усиления эффекта легализации  неофициальных выплат с 2008 года будут снижены ставки социального налога в среднем на 30 процентов. Это является логическим продолжением постепенного снижения с 2004 года уровня налогообложения фонда оплаты труда.

Для достижения наилучших  условий для экономического роста  в течение последних лет целенаправленно принимались меры по снижению уровня налогообложения, в том числе малого бизнеса. В данном направлении предполагается дальнейшее углубление реформ. В частности, с 2007 года будет установлена единая ставка в пониженном размере для субъектов малого предпринимательства вместо действующей прогрессивной шкалы для специального налогового режима на основе упрощенной декларации, а также снижение ставки по патенту.

На фоне общего снижения уровня налогообложения одним из основных направлений налоговой политики станет дальнейшее совершенствование и развитие процессов налогового администрирования, сокращение возможности для коррупционных правонарушений.

Параллельно с мерами по снижению налогового бремени предполагаются меры по противодействию незаконному предпринимательству, так называемых обнальных фирм и фирм-«однодневок», совершенствованию процедур возврата НДС по экспортным операциям, так как именно данная сфера наиболее активно используется с целью ухода от налогообложения.

Ни для кого не секрет, что, несмотря на принимаемые в последние годы меры по совершенствованию системы налогового администрирования, все еще сохраняются проблемы, что вызывает негативное восприятие бизнесом всей налоговой системы. Поэтому необходима ликвидация излишних административных процедур, конкретизация отдельных норм налогового законодательства.

Из поступивших в 2005 году доходов государственного бюджета 17,8 процента перераспределены между  республиканским и местными бюджетами  в виде целевых и текущих трансфертов. В доходах республиканского бюджета изъятия из местных бюджетов составили 5,5 процента, трансферты республиканского бюджета в доходах местных бюджетов — 37,1 процента.

На 2006 год бюджетные  изъятия из областных бюджетов и  бюджетов города республиканского значения, столицы в республиканский бюджет установлены в сумме 119 476 590 тысяч тенге, бюджетные субвенции, передаваемые из республиканского бюджета в областные бюджеты, — в сумме 153 149 590 тысяч тенге.

Концентрация бюджета  на уровне республики хотя и вызывает некоторые вопросы со стороны территорий-доноров (как во взаимоотношениях область — республика, так и в межбюджетных отношениях район — область), в целом подтверждена международным опытом.

В международной практике степень централизации или децентрализации бюджетной системы не является определяющим фактором эффективности системы межбюджетных отношений. Например, в Великобритании половина расходов на местном уровне финансируется за счет трансфертов центрального правительства, во Франции более 30 процентов местных доходов также обеспечивается за счет трансфертов центрального правительства.

Существование механизма  перераспределения бюджетных денег  и в Казахстане, и в других странах  обусловлено необходимостью предоставления равного количества и качества государственных услуг на всей территории страны, вне зависимости от того, самодостаточен ли регион по своему бюджету.

Основным критерием  эффективности конкретной модели межбюджетных отношений должно стать качество предоставления бюджетных услуг  населению на всех уровнях. Когда мы достигнем более высокого уровня доходов на душу населения и значительно улучшим процесс планирования и контроля бюджетов всех уровней, возможно перейти к механизму, когда текущий бюджет будет финансироваться за счет местных бюджетов, а перераспределяться будут только деньги целевых трансфертов.

Принятый парламентом  закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» в июля 2006 года  был разработан правительством в соответствии с мартовским  Посланием президента Республики Казахстан, в котором четко определялись границы налоговой нагрузки на бизнес. В целом законом предусмотрены налоговые послабления, направленные как на общее снижение уровня налоговой нагрузки (индивидуальный подоходный и социальный налоги, НДС, налоги в специальных налоговых режимах), реализацию потенциала отдельных секторов экономики (в частности, сельхозпереработки), так и на устранение некоторых административных барьеров, препятствующих свободному развитию частного предпринимательства. Во всех развитых странах налоговая система является одним из самых  эффективных, востребованных инструментов воздействия на экономические процессы. В периоды экономического роста государства дают налоговые льготы для отраслей, которые они считают приоритетными для национальной экономики. Во время производственных спадов вводят льготы для инвесторов и снижают налоговую нагрузку на население, чтобы поддержать потребительский спрос.

Таким образом, в  Казахстане в последние годы налоговой реформе уделялось достаточно серьезное внимание. Был принят Налоговый кодекс, за 5 последних лет время от времени происходило снижение разного вида налогов (НДС, социального налога, индивидуального подоходного), внедрялись  прогрессивные методы их оплаты (регрессивный для расчета социального налога, упрощенный для индивидуалов и малого и среднего бизнеса). Можно сказать, что последние 3 года правительство, а точнее, Министерство экономики и бюджетного планирования, достаточно четко реализовывало существующую стратегию налоговой реформы. А именно уменьшение налогового бремени для бизнеса вообще, а также постепенный переход к переносу центра тяжести в налогообложении с юридических лиц на физических. Принятый закон (это лишь первая часть поправок в Налоговый кодекс, вторая часть будет рассмотрена парламентом осенью) в целом укладывается в рамки общей стратегии. Хотя по срокам введения и размерам налоговых ставок была бурная дискуссия между отраслевыми лоббистами и депутатами парламента с одной стороны, и Минэкономики – с другой. В результате победили (об этом ниже) политические аргументы. Отметим, что прямые потери бюджетов в связи со снижением ставок налогов составят в 2007 году – 73,8 млрд. тенге, в 2008−м – 146 млрд. тенге, в 2009 году – 58 млрд. тенге. В то же время правительство надеется, что за счет расширения производства, снижения теневого оборота, легализации «серых» выплат заработной платы потери бюджета будут в дальнейшем компенсированы. Попробуем для простоты разделить налоговые поправки на несколько групп26.

Информация о работе Налоговое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан