Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 08:14, дипломная работа
Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования налогового регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан. Целью Государственной Программы развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2006-2008 гг., является совершенствование институциональных условий, направленных на формирование среднего класса, путем развития малого предпринимательства, ориентированного на создание новых высокотехнологичных производств с наибольшей добавленной стоимостью. Совершенствование системы налогового администрирования малого предпринимательства является одним из основных направлений и механизмов реализации Программы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1.Сущность налогового регулирования экономики
Республики Казахстан
1.2 Налоговые инструменты регулирования экономики 8
1.3 Особенности налогового регулирования в зарубежных государствах 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН (НА ПРИМЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА) 18
2.1 Анализ налогового регулирования на современном этапе 18
2.2 Анализ поступления налогов в бюджет от малого и среднего бизнеса 24
2.3 Налоговый контроль в отношении субъектов малого предпринимательства Республики Казахстан 35
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
Источник: составлена автором по данным Статистического бюллетеня Министерства финансов Республики Казахстан
Рассмотрим анализ дефицита государственного бюджета в 2004-2007 годы
Рисунок 1. Анализ дефицита государственного бюджета в 2004-2007 годы
Как видно из данного рисунка, наибольший дефицит государственного бюджета наблюдался в 2005 году и составило 46183 млн. тенге.
Формы и методы образования доходов бюджета изменяются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди них первостепенное влияние оказывает уровень развития производительных сил, производственных отношений, финансовой науки. Не менее важное воздействие на доходы имеют сложившаяся конкретная экономическая и социальная ситуация, экономическая политика в данном периоде, выбранные приоритеты развития общества, стратегия достижения намечаемых задач и др. По-прежнему на первом месте (свыше 1/3 расходов бюджета) остается обслуживание долга.
Сумма доходов определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния страны. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита. Такая роль доходов государственного бюджета в жизни общества и государства обуславливает необходимость совершенствование методологии их формирования и прогнозирования разработки новых подходов в этом направлении.
На рисунке 2 рассмотрим динамику изменения налоговых поступлений в государственный бюджет в 2004-2006 годы.
Рисунок 2. Динамика изменения
налоговых поступлений в
Как мы можем заметить из данного рисунка, динамика налоговых поступлений идет к увеличению, если в 2004 году налоговые поступления составили 947 254 млн. тенге, то в 2006 году поступления составили 1 998 314 млн. тенге, то есть на 1 051 060 млн. тенге больше чем в 2004 году.
Далее рассмотрим недоимку по налогам платежам в государственный бюджет за 2006-2007 годы (таблица 3).
Таким образом, анализируя недоимку налоговых поступлений в государственный бюджет, мы можем сказать, что недоимка снизилась и эта положительная динамика отразилась на налоговых поступлениях в государственный бюджет, которые в 2006 году составили 1 998 314 млн. тенге, то есть на 1 051 060 млн. тенге больше чем в 2004 году.
Таблица 3. Недоимка по налогам и платежам в государственный бюджет
Наименование платежа |
2006 |
2007 |
Отклонение 06к 07 |
Корпоративный подоходный налог |
11 433 |
8849 |
-2 584 |
Индивидуальный подоходный налог |
2 294 |
2083 |
-211 |
Социальный налог |
5 903 |
4087 |
-1 816 |
Налог на имущество с юридических лиц |
1219 |
970 |
-249 |
Налог на имущество с физических лиц |
573 |
637 |
64 |
Земельный налог |
928 |
724 |
-204 |
Налог на транспортные средства с юридических лиц |
111 |
91 |
-20 |
Налог на транспортные средства с физических лиц |
43 |
24 |
-19 |
НДС на товары внутреннего производства |
17 971 |
16690 |
-1 281 |
Акцизы на товары внутреннего производства |
38 |
5108 |
5 070 |
ИТОГО по налоговым поступлениям |
42 945 |
40233 |
-2 712 |
Источник:
составлена автором по данным
Статистического бюллетеня
Рисунок 3. Структура недоимки в 2007 году
Как мы можем заметить из данного рисунка недоимка по налогу на имущество с физических лиц составила 2%, налогу на транспортные средства с физических лиц 0,1% и по земельному налогу 1,9%, социальному налогу 10%, индивидуальному подоходному налогу 5%, НДС 41%, акцизам 13%, корпоративному подоходному налогу 22% и прочим налогам 5%.
В таблице 4 проанализировано состояние кредиторской задолженности государственного бюджета
Таблица 4. Состояние кредиторской задолженности гос. бюджета (млн. тенге)
Наименование |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
1. Задолженность местных бюджетов |
2128 |
1264 |
2336 |
1563 |
Акмолинская |
282 |
124 |
125 |
50 |
Актюбинская |
428 |
214 |
541 |
158 |
Алматинская |
- |
- |
- |
- |
Атырауская |
253 |
253 |
323 |
253 |
Жамбылская |
4 |
2 |
22 |
236 |
Карагандинская |
1 |
- |
- |
208 |
Костанайская |
- |
- |
23 |
20 |
Кызылординская |
228 |
248 |
241 |
32 |
Мангистауская |
- |
- |
6 |
3 |
Павлодарская |
282 |
226 |
77 |
333 |
1.1 Задолженность по заработной плате |
13 |
9 |
19 |
43 |
2. Задолженность республиканского бюджета |
3092 |
1546 |
3551 |
3281 |
3. Задолженность
упраздненных внебюджетных |
64 |
- |
- |
- |
4. Задолженность государственного бюджета |
5284 |
2811 |
5887 |
4844 |
Источник: составлена автором по данным Статистического бюллетеня Министерства финансов Республики Казахстан
Анализируя таблицу 4, можно сказать, что задолженность государственного бюджета на 01.01.2007 г. составила 4669 млн. тенге, задолженность республиканского бюджета - 2008 млн. тенге и задолженность местного бюджета - 2661 млн. тенге.
Официальные трансферты общего характера показаны в таблице 5.
Таблица 5. Официальные трансферты общего характера 04-07гг (млн. тенге)
Наименование |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 |
Бюджетные изъятия из местных бюджетов |
49 065 |
57 630 |
66 673 |
95009 |
Бюджетное изъятие из областного бюджета Актюбинской области |
569 |
429 |
1371 | |
Бюджетное изъятие из областного бюджета Атырауской области |
19 603 |
20 115 |
22 669 |
28989 |
Бюджетное изъятие из областного бюджета Восточно-Казахстанской области |
|
- |
||
Бюджетное изъятие из областного бюджета Западно-Казахстанской области |
- |
497 |
- |
|
Бюджетное изъятие из областного бюджета Карагандинской области |
81 |
- |
- |
|
Бюджетное изъятие из областного бюджета Мангистауской области |
9 000 |
10 651 |
10 139 |
15989 |
Бюджетное изъятие из областного бюджета Павлодарской области |
1 896 |
974 |
- |
- |
Бюджетное изъятие из бюджета города Алматы |
17915 |
24 964 |
32 061 |
45358 |
Бюджетное изъятие из бюджета города Астана |
- |
- |
1 804 |
3301 |
Субвенции из республиканского бюджета |
59 763 |
80 513 |
134 395 |
133028 |
Акмолинская область |
7 192 |
9 353 |
14 112 |
13864 |
Актюбинская область |
2 131 |
- | ||
Алматинская область |
10 289 |
10 125 |
14 425 |
15419 |
Восточно-Казахстанская область |
5 190 |
9 348 |
15 010 |
15469 |
Жамбылская область |
6 877 |
10410 |
15 065 |
15058 |
Западно-Казахстанская область |
1 286 |
5 657 |
7665 | |
Карагандинская область |
- |
1 835 |
6 998 |
5026 |
Кызылординская область |
6 645 |
8 972 |
10 909 |
11009 |
Костанайская область |
4 182 |
5 191 |
8 892 |
9478 |
Павлодарская область |
- |
- |
1 043 |
1259 |
Северо-Казахстанская область |
5 202 |
6 206 |
11468 |
11461 |
Южно-Казахстанская область |
12 901 |
19 072 |
28 685 |
27317 |
Источник:
составлена автором по данным
Статистического бюллетеня
Из таблицы 5 видно, что бюджетные изъятия из местных бюджетов в 2006году составили 66 673 млн. тенге, что на 17 608 млн. тенге или 135% больше чем в 2004 году.
Долг Республики Казахстан представлен в таблице 6
Как видно из таблицы 6 всего Правительственный
и гарантированный
На рисунке 4 рассмотрена динамика внешнего и внутреннего долга Республики Казахстан за 2006 год.
Как видно из рисунка 4 в на 2007 год внешний долг составил 61%, а внутренний 39%.
Таблица 6. Правительственный
и гарантированный государствен
Наименование |
2005 |
2006 |
2007 |
Внутренний долг Правительства Республики Казахстан В том числе: |
121 802 |
166369 |
231118 |
Государственные специальные казначейские обязательства |
29255 |
- |
- |
Государственные краткосрочные казначейские обязательства |
2487 |
5326 |
21185 |
Национальные сберегательные облигации |
|||
Государственные среднесрочные казначейские обязательства |
68857 |
151744 |
205528 |
Государственные индексированные казначейские обязательства |
7863 |
5631 |
2797 |
Государственные краткосрочные казначейские валютные обязательства |
|||
Государственные специальные компенсационные казначейские облигации |
2950 |
961 | |
Прочие обязательства |
13339 |
717 |
647 |
Внешний долг Правительства Республики Казахстан, в том числе: |
458094 |
4432230 |
355256 |
Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР) |
182816 |
164865 |
141976 |
Азиатский Банк Развития (АБР) |
51026 |
47577 |
34736 |
Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) |
5640 |
5191 |
5114 |
Исламский Банк Развития (ИБР) |
4458 |
4970 |
5061 |
Саудовский Фонд Развития (СФР) |
374 |
889 |
1134 |
Кувейтский Фонд Арабского Экономического Развития (КФАЭР) |
253 |
252 |
1169 |
Фонд Развития Абу-Даби |
461 |
2348 |
2278 |
Австрия |
460 |
447 |
376 |
Швеция |
467 |
433 |
390 |
Гарантированный государством долг в том числе: |
86657 |
80475 |
82326 |
Гарантированный государством внутренний долг |
3110 |
1239 |
|
Гарантированный государством внешний долг |
83548 |
79236 |
82326 |
Всего Правительственный и гарантированный государством долг |
666553 |
690067 |
668700 |
Источник:
составлена автором по данным
Статистического бюллетеня
Внешняя ликвидность Казахстана за последние 12 месяцев возросла и остается высокой благодаря наличию значительных валютных запасов и активному притоку прямых иностранных инвестиций. В рамках обеспечения качественного исполнения плана поступлений в государственный бюджет на 2005 г. ставятся следующие основные задачи:
- обеспечение выполнения годового плана по поступлению налогов и других обязательных платежей в бюджет;
- повышение качества исполнения прогноза поступления в бюджет;
- усиление аналитической составляющей в деятельности НК МФ РК;
- дальнейшее
улучшение налогового
Рисунок 4. Анализ внешнего и внутреннего долга Республики Казахстан за 2007 год
По данным Генеральной прокуратуры, по состоянию на 1 января 2008 года на учете налоговых органов состояло 442 227 хозяйствующих субъектов, из которых только 324 162, или меньше половины, являлись действующими.
За 2007 финансовый год налоговую отчетность сдали только 61%, 92 123 предприятий вообще ее не сдавали и значатся как потерявшие связь с налоговыми органами. Из числа сдающих отчетность 35142 единиц, или 30,5% от числа всех действующих хозяйствующих субъектов, указывали в декларациях нулевые обороты. Вот какой скрытый резерв имеется у государственного бюджета по вине слабо поставленного налогового контроля.
Для исследования нами выбрана контрольно-экономическая деятельность Налогового комитета по г. Алматы в разрезе его территориальных подразделений за 2006—2007 годы.
Переходим к рассмотрению структуры и динамики поступления в бюджет налоговых платежей за 2006—2007 годы (табл. 7).
Таблица 7. Структура налоговых поступлений в бюджет по г. Алматы за 2006—2007 гг.
Налоговые поступления
|
2006 |
2007 | ||
млн. тенге |
% |
млн. тенге |
% | |
Корпоративный подоходный налог |
29 052,3 |
19,5 |
44 378,3 |
21,8 |
Налог на добавленную стоимость |
57 394,9 |
38,6 |
76 749,5 |
37,7 |
Индивидуальный подоходный налог |
15 849,4 |
10,6 |
20 101,4 |
9,9 |
Социальный налог |
22 876,5 |
15,4 |
29 598,9 |
14,6 |
Акцизы |
1861,6 |
1,3 |
2770,4 |
1,4 |
Прочие |
21 810,9 |
14,6 |
29 810,5 |
14,6 |
Всего поступлений |
148 845,6 |
100 |
203 409,0 |
100 |
Информация о работе Налоговое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан