Налоговое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 08:14, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования налогового регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан. Целью Государственной Программы развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 2006-2008 гг., является совершенствование институциональных условий, направленных на формирование среднего класса, путем развития малого предпринимательства, ориентированного на создание новых высокотехнологичных производств с наибольшей добавленной стоимостью. Совершенствование системы налогового администрирования малого предпринимательства является одним из основных направлений и механизмов реализации Программы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1.Сущность налогового регулирования экономики
Республики Казахстан
1.2 Налоговые инструменты регулирования экономики 8
1.3 Особенности налогового регулирования в зарубежных государствах 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН (НА ПРИМЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА) 18
2.1 Анализ налогового регулирования на современном этапе 18
2.2 Анализ поступления налогов в бюджет от малого и среднего бизнеса 24
2.3 Налоговый контроль в отношении субъектов малого предпринимательства Республики Казахстан 35
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61

Вложенные файлы: 1 файл

Дип.-НАЛОГОВОГО-РЕГУЛИРОВАНИЯ-В-РЕСПУБЛИКЕ-КАЗАХСТАН-НА-ПРИМЕРЕ-МАЛОГО-И-СРЕДНЕГО-БИЗНЕСА20081.doc

— 752.50 Кб (Скачать файл)

Источник: составлена автором по данным Статистического  бюллетеня Министерства финансов Республики Казахстан 

 

Рассмотрим анализ дефицита государственного бюджета в 2004-2007 годы

 

Рисунок 1. Анализ дефицита государственного бюджета в 2004-2007 годы

 

Как видно из данного  рисунка, наибольший дефицит государственного бюджета наблюдался в 2005 году и составило 46183 млн. тенге.

Формы и методы образования доходов бюджета изменяются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди них первостепенное влияние оказывает уровень развития производительных сил, производственных отношений, финансовой науки. Не менее важное воздействие на доходы имеют сложившаяся конкретная экономическая и социальная ситуация, экономическая политика в данном периоде, выбранные приоритеты развития общества, стратегия достижения намечаемых задач и др. По-прежнему на первом месте (свыше 1/3 расходов бюджета) остается обслуживание долга.

Сумма доходов определяет расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста  и уровня благосостояния страны. Сопоставление доходов государственного бюджета с его расходами позволяет определить сумму и уровень дефицита. Такая роль доходов государственного бюджета в жизни общества и государства обуславливает необходимость совершенствование методологии их формирования и прогнозирования разработки новых подходов в этом направлении.

На рисунке 2 рассмотрим динамику изменения налоговых поступлений в государственный бюджет в 2004-2006 годы.

 

Рисунок 2. Динамика изменения  налоговых поступлений в государственный  бюджет в 2004-2006 годы

 

Как мы можем заметить из данного рисунка, динамика налоговых поступлений идет к увеличению, если в 2004 году налоговые поступления составили 947 254 млн. тенге, то в 2006 году поступления составили 1 998 314 млн. тенге, то есть на 1 051 060 млн. тенге больше чем в 2004 году.

Далее рассмотрим недоимку по налогам платежам в государственный   бюджет за 2006-2007 годы (таблица 3).

Таким образом, анализируя недоимку налоговых поступлений  в государственный бюджет, мы можем  сказать, что недоимка снизилась  и эта положительная динамика отразилась на налоговых поступлениях в государственный бюджет, которые в 2006 году составили  1 998 314 млн. тенге, то есть на 1 051 060 млн. тенге больше чем в 2004 году.

Таблица 3.      Недоимка по налогам и платежам в  государственный бюджет

Наименование  платежа

2006

2007

Отклонение 06к 07

Корпоративный подоходный налог

11 433

8849

-2 584

Индивидуальный  подоходный налог

2 294

2083

-211

Социальный  налог

5 903

4087

-1 816

Налог на имущество  с юридических лиц

1219

970

-249

Налог на имущество  с физических лиц

573

637

64

Земельный  налог

928

724

-204

Налог на транспортные средства с юридических лиц

111

91

-20

Налог на транспортные средства с физических лиц

43

24

-19

НДС на товары внутреннего производства

17 971

16690

-1 281

Акцизы на товары внутреннего производства

38

5108

5 070

ИТОГО по налоговым  поступлениям

42 945

40233

-2 712


 Источник: составлена автором по данным  Статистического бюллетеня Министерства  финансов Республики Казахстан 

 

 

Рисунок 3. Структура недоимки в 2007 году

 

Как мы можем заметить из данного рисунка недоимка по налогу на имущество с физических лиц составила 2%, налогу на транспортные средства с физических лиц 0,1% и по земельному налогу 1,9%, социальному налогу 10%, индивидуальному подоходному налогу 5%, НДС 41%, акцизам 13%, корпоративному подоходному налогу 22% и прочим налогам 5%.

В таблице 4 проанализировано состояние кредиторской задолженности  государственного бюджета 

Таблица 4.  Состояние  кредиторской задолженности гос. бюджета (млн. тенге)

Наименование

2004

2005

2006

2007

1. Задолженность  местных бюджетов

2128

1264

2336

1563

Акмолинская

282

124

125

50

Актюбинская

428

214

541

158

Алматинская

-

-

-

-

Атырауская

253

253

323

253

Жамбылская

4

2

22

236

Карагандинская

1

-

-

208

Костанайская

-

-

23

20

Кызылординская

228

248

241

32

Мангистауская

-

-

6

3

Павлодарская

282

226

77

333

1.1 Задолженность  по заработной плате

13

9

19

43

2. Задолженность  республиканского бюджета

3092

1546

3551

3281

3. Задолженность  упраздненных внебюджетных фондов

64

-

-

-

4. Задолженность государственного бюджета

5284

2811

5887

4844


Источник: составлена автором по данным Статистического  бюллетеня Министерства финансов Республики Казахстан 

 

Анализируя таблицу 4, можно сказать, что задолженность  государственного   бюджета на 01.01.2007 г. составила 4669 млн. тенге, задолженность республиканского бюджета - 2008 млн. тенге и задолженность местного бюджета - 2661 млн. тенге.

Официальные трансферты общего характера показаны в таблице 5.

  Таблица 5. Официальные  трансферты общего характера 04-07гг (млн. тенге)

Наименование

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007

Бюджетные изъятия  из местных

бюджетов

49 065

57 630

66 673

95009

Бюджетное изъятие  из областного

бюджета Актюбинской  области

569

429

 

1371

Бюджетное изъятие  из областного

бюджета Атырауской области

19 603

20 115

22 669

28989

Бюджетное изъятие  из областного

бюджета Восточно-Казахстанской  области

 

-

   

Бюджетное изъятие  из областного

бюджета Западно-Казахстанской  области

-

497

-

 

Бюджетное изъятие  из областного

бюджета Карагандинской области

81

-

-

 

Бюджетное изъятие  из областного

бюджета Мангистауской  области

9 000

10 651

10 139

15989

Бюджетное изъятие  из областного

бюджета Павлодарской области

1 896

974

-

-

Бюджетное изъятие  из бюджета города Алматы

17915

24 964

32 061

45358

Бюджетное изъятие из бюджета города Астана

-

-

1 804

3301

Субвенции  из республиканского бюджета

59 763

80 513

134 395

133028

Акмолинская область

7 192

9 353

14 112

13864

Актюбинская область

   

2 131

-

Алматинская область

10 289

10 125

14 425

15419

Восточно-Казахстанская область

5 190

9 348

15 010

15469

Жамбылская  область

6 877

10410

15 065

15058

Западно-Казахстанская  область

1 286

 

5 657

7665

Карагандинская  область

-

1 835

6 998

5026

Кызылординская  область

6 645

8 972

10 909

11009

Костанайская  область

4 182

5 191

8 892

9478

Павлодарская  область

-

-

1 043

1259

Северо-Казахстанская  область

5 202

6 206

11468

11461

Южно-Казахстанская  область

12 901

19 072

28 685

27317


  Источник: составлена автором по данным  Статистического бюллетеня Министерства  финансов Республики Казахстан 

 

Из таблицы 5 видно, что  бюджетные изъятия из местных  бюджетов в 2006году составили 66 673 млн. тенге, что на 17 608 млн. тенге или 135% больше чем в 2004 году.

Долг   Республики Казахстан  представлен в таблице 6

Как видно из таблицы 6 всего Правительственный  и гарантированный государством  долг составил   на 01.01.2008 668 700 млн. тенге, из них внутренний долг 231 118 млн. тенге и внешний 355256 млн. тенге.

На рисунке 4 рассмотрена динамика внешнего и внутреннего долга  Республики Казахстан за 2006 год.

Как видно из рисунка 4 в на 2007 год внешний долг составил 61%, а внутренний 39%.

 

 

 

 

 

Таблица 6.    Правительственный  и гарантированный государственный долг Республики Казахстан 2005-2007 годы, (млн. тенге)

Наименование

2005

2006

2007

Внутренний  долг Правительства Республики Казахстан

В том числе:

121 802

166369

231118

Государственные специальные казначейские обязательства

29255

-

-

Государственные краткосрочные казначейские обязательства

2487

5326

21185

Национальные  сберегательные облигации

     

Государственные среднесрочные казначейские обязательства

68857

151744

205528

Государственные индексированные казначейские обязательства

7863

5631

2797

Государственные краткосрочные казначейские валютные

обязательства

     

Государственные специальные компенсационные казначейские облигации

 

2950

961

Прочие обязательства

13339

717

647

Внешний долг Правительства Республики Казахстан,

в том числе:

458094

4432230

355256

Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР)

182816

164865

141976

Азиатский Банк Развития (АБР)                    

51026

47577

34736

Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР)

5640

5191

5114

Исламский Банк Развития (ИБР)

4458

4970

5061

Саудовский  Фонд Развития (СФР)

374

889

1134

Кувейтский  Фонд Арабского Экономического Развития (КФАЭР)

253

252

1169

Фонд Развития Абу-Даби

461

2348

2278

Австрия

460

447

376

Швеция

467

433

390

Гарантированный государством долг в том числе:

86657

80475

82326

Гарантированный государством внутренний долг  

3110

1239

 

Гарантированный государством внешний долг

83548

79236

82326

Всего Правительственный  и гарантированный

государством  долг

666553

690067

668700


  Источник: составлена автором по данным  Статистического бюллетеня Министерства  финансов Республики Казахстан 

 

Внешняя ликвидность Казахстана за последние 12 месяцев возросла и остается высокой благодаря наличию значительных валютных запасов и активному притоку прямых иностранных инвестиций. В рамках обеспечения качественного исполнения плана поступлений в государственный бюджет на 2005 г. ставятся следующие основные задачи:

      - обеспечение  выполнения годового плана по  поступлению налогов и других  обязательных платежей в бюджет;

      - повышение качества исполнения прогноза поступления в бюджет;

      - усиление аналитической составляющей в деятельности НК МФ РК;

       - дальнейшее  улучшение налогового администрирования посредством расширения функциональности и внесения изменений в информационные системы: ИС НДС, ИСИД, ЭФНО, СГДС, ЭКНА, ИНИС, РНиОН, обобщающих и анализирующих информацию по отдельным видам деятельности налогоплательщиков, а также разработка и внедрение новых информационных продуктов.

 

 

 

Рисунок 4. Анализ внешнего и внутреннего долга Республики Казахстан  за 2007 год

 

 

2.2 Анализ поступления налогов в  бюджет от малого и среднего  бизнеса

 

 

По данным Генеральной  прокуратуры, по состоянию на 1 января 2008 года на учете налоговых органов состояло 442 227 хозяйствующих субъектов, из которых только 324 162, или меньше половины, являлись действующими.

За 2007 финансовый год налоговую отчетность сдали только 61%, 92 123 предприятий вообще ее не сдавали и значатся как потерявшие связь с налоговыми органами. Из числа сдающих отчетность 35142 единиц, или 30,5% от числа всех действующих хозяйствующих субъектов, указывали в декларациях нулевые обороты. Вот какой скрытый резерв имеется у государственного бюджета по вине слабо поставленного налогового контроля.

Для исследования нами выбрана  контрольно-экономическая деятельность Налогового комитета по г. Алматы в разрезе его территориальных подразделений за 2006—2007 годы.

Переходим к рассмотрению структуры и динамики поступления в бюджет налоговых платежей за 2006—2007 годы (табл. 7).

Таблица 7.  Структура налоговых поступлений в бюджет по г. Алматы за 2006—2007 гг.

Налоговые поступления

 

2006

2007

млн. тенге

%

млн. тенге

%

Корпоративный подоходный налог

29 052,3

19,5

44 378,3

21,8

Налог на добавленную  стоимость

57 394,9

38,6

76 749,5

37,7

Индивидуальный  подоходный налог

15 849,4

10,6

20 101,4

9,9

Социальный  налог

22 876,5

15,4

29 598,9

14,6

Акцизы

1861,6

1,3

2770,4

1,4

Прочие

21 810,9

14,6

29 810,5

14,6

Всего поступлений

148 845,6

100

203 409,0

100

Информация о работе Налоговое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан