Негосударственные пенсионные фонды РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение негосударственных пенсионных фондов РФ в системе коллективного инвестирования, проблем и перспектив их развития.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить особенности негосударственных пенсионных фондов в системе коллективного инвестирования;
- проанализировать деятельность негосударственных пенсионных фондов РФ;
- выявить проблемы и определить перспективы НПФ в российской практике

Вложенные файлы: 1 файл

НПФ.docx

— 89.02 Кб (Скачать файл)

     Для этого необходимо ввести норму о  том, что выбор НПФ для формирования НЧТП в рамках обязательного (трудового) пенсионного страхования является обязательным для каждого работника. По истечении некоторого переходного периода все работники должны будут перейти из ПФР в НПФ, и ПФР сможет сосредоточиться на обслуживании распределительной пенсионной системы. С другой стороны, роль государства останется значительной в части обеспечения надлежащего регулирования, контроля и надзора за всеми участниками системы.

     При этом страхователем предлагается сделать  самого работника – для повышения  ответственности и заинтересованности, тогда как работодатель останется  плательщиком страховых взносов, которые  взимаются из зарплаты работника. Инвестирование пенсионных накоплений должно будет  осуществляться на тех же принципах, что и сейчас, - профессиональными  управляющими компаниями, под присмотром спецдепозитариев и под жестким  государственным контролем. Застрахованные лица должны будут иметь право  раз в году менять фонд - для обеспечения  конкурентной среды на этом, рынке  и для защиты интересов клиентов НПФ.

     Для развития предлагаемых принципов необходимо уточнить порядок заключения договора об обязательном пенсионном страховании, порядок назначения и выплаты  НЧТП, упростить документооборот  между фондом, его клиентами и  регулирующими органами. Целесообразно  создать возможность для некоторого варьирования пенсионных продуктов  по ОПС, а также ввести наследование пенсионных накоплений.

     Позитивный  налоговый режим

     Лозунг  НПФ и их сторонников – это  давно обсуждаемая система ЕЕТ (exempt - exempt - taxed): не брать налоги на входе и внутри системы, облагать на выходе. Государству, в конечном счете, это будет выгоднее, так как оно получит больше налогов, хотя и с некоторой отсрочкой во времени. Но для российского бюджета эта отсрочка не должна быть серьезной проблемой.

     Разговоры о том, что НПФ превратятся  в отмывочные конторы, не выдерживают  критики: надо только установить четкую привязку льгот к долгосрочности операций с пенсионными средствами и усилить контроль за соблюдением этих норм.

     Совершенствование системы управления рисками

     Нынешняя  система управления рисками НПФ  достаточно поверхностна, и отсутствие финансовых злоупотреблений и скандалов  в этой сфере связано, прежде всего, с относительной молодостью российских НПФ: они просто еще не добрались до массовых пенсионных выплат. С другой стороны, лидеры рынка являются составной частью крупных корпораций, выполняют их корпоративные пенсионные программы и не без оснований рассчитывают на помощь материнских структур в трудной ситуации.

     Однако  одного крупного скандала будет достаточно, чтобы капитально подорвать доверие  граждан к системе НПФ. Поэтому  лучше превентивно озаботиться  выстраиванием эшелонированной  обороны от возможных рисков –  как на уровне законодательства, так  и на уровне риск-менеджмента в  каждом отдельном фонде. Однако для  этого необходимо существенно уточнить и углубить законодательство в части определения природы обязательств НПФ перед клиентами, определения объема этих обязательств, момента их возникновения и момента их исполнения. Это позволит ввести систему нормативов для пруденциального надзора, о необходимости которого для профессиональных участников рынка ценных бумаг и для институтов коллективного инвестирования говорит в последнее время ФСФР.

     В состав многоуровневой системы гарантий должны входить: уточнение требований к принципам и направлениям инвестирования пенсионных резервов и пенсионных накоплений НПФ в части принимаемых рисков; уточнение требований к сохранности  и ликвидности имущества для  осуществления уставной деятельности; повышение эффективности аудиторских  и актуарных проверок; внешнее  резервирование средств в гарантийных  фондах или обществах взаимного  страхования; участие НПФ в саморегулируемых организациях. Возможно, что на последнем  уровне целесообразно создать общенациональную Корпорацию страхования пенсионных накоплений – по аналогии с Агентством по страхованию вкладов в банковской сфере.

     Нам представляется, что в области  управления рисками и повышения  своей надежности НПФ должны сами проявлять инициативу и идти на конструктивный диалог с регулятором, не дожидаясь, пока соответствующие меры будут  разработаны кем-то другим и навязаны фондам извне. [8, с. 18]

     Таким образом, негосударственный пенсионный фонд позволяет, вкладывая не особо  большие деньги в течение 15-20 лет, накопить за этот срок серьезную добавку  за счет постоянного реинвестирования ваших средств. Маленький пример: в 1996 году начались первые выплаты из негосударственных пенсионных фондов, в частности работникам "ЛУКОЙЛа". За 10 лет у людей, которым была назначена пенсия в тысячу рублей в 1996 году, за счет реинвестирования средств  и индексации сегодня пенсия возросла до 12 тысяч рублей в месяц.

     Негосударственный пенсионный фонд - это социально-финансовый институт, который обеспечит стабильное накопление в течение длительного  периода времени.

 

      Заключение 

     16 сентября 2007 года исполнилось 15 лет  со дня возрождения в России  после почти 70-летнего перерыва  частных пенсионных систем. Сегодня  они в России существуют в  виде негосударственных пенсионных  фондов.

     Пятнадцатилетний  опыт функционирования НПФ в России свидетельствует о том, что для их становления и полноценного развития требуется затратить еще достаточно много усилий. Пока на дополнительное пенсионное обеспечение могут рассчитывать в основном работники крупнейших предприятий, финансово-промышленных групп и банков. Действующие фонды обслуживают всего 6 млн. человек (менее 8% от общего числа трудоспособного населения). Что касается состояния НПФ, то динамика их развития в течение последних лет в значительной степени определяется опережающим ростом наиболее крупных фондов.

     Таким образом, создание полноценного негосударственного пенсионного обеспечения, которое  бы обеспечило значительным слоям населения  страны весомую прибавку к пенсии - это задача будущего.

     Для ее решения необходимо провести ряд  организационных мероприятий и  принять ряд законов по следующим  направлениям:

  1. создание механизмов и инфраструктуры, обеспечивающих экономическую устойчивость и надежность работы фондов;
  2. создание экономических стимулов для работодателей и работников по формированию дополнительных пенсионных накоплений.

     Дальнейшее  совершенствование системы пенсионного  обеспечения должно носить системный  характер, базироваться на актуарном  обосновании объема страховых платежей и цивилизованного уровня страхового возмещения, сочетать обязательные по закону и дополнительные формы пенсионного  страхования. Необходимым условием системного подхода при решении  задачи формирования цивилизованных пенсионных институтов является решение проблем  повышения доходов населения, снижения необоснованной дифференциации заработной платы, повышения увязки размеров пенсии с размерами заработной платы.

 

      Список использованных источников 

1. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // Некоммерческие организации в России. - №5. – 2002.

2. Бочкарёв Д.В. Мировой опыт развития и функционирования негосударственных пенсионных фондов и генезис негосударственных пенсионных фондов в современной Российской Федерации. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2003. - 36 с.

3. Михальчук  В.Ю. Риски деятельности НПФ  и объединенные гарантийные фонды  // Актуальные проблемы негосударственного  пенсионного обеспечения. Сборник  материалов. Выпуск 1. Обязательное  пенсионное страхование. - М.: ИНФОРМ-ЭКОН, 2002г.

4. Барбашин И.В., Роик В.Д., Титов С.Н. Негосударственные пенсионные фонды: реальность и перспективы // Аналитический вестник Совета Федерации. - № 11 (299). – 2006.

5. Батаев В. В. Состояние системы негосударственных пенсионных фондов России и принципы государственного контроля // Финансовый менеджмент. - № 5. - 2003.

6. Бережной М.П. Проблемы деятельности НПФ // Пенсионные фонды и инвестиции. - №2. – 2005.

7. Клевцова Т. Негосударственные пенсионные фонды: правовой и налоговый аспекты // Финансовая газета. - №12. - 2004.

8. Кокорев Р.А., Трухачев С.А. Негосударственные пенсионные фонды в России: текущее состояние, проблемы и пути развития // Информационно-аналитический бюллетень Фонда "Бюро экономического анализа". - № 62. - 2004.

9. Колобаев О.М.  Негосударственные пенсионные фонды  и обязательное пенсионное страхование. // Пенсионные фонды и инвестиции. - №7. – 2004.

10. Кращенко Л., Онгирский К. На шаг впереди инфляции. Рейтинг НПФ - 2005 г. / Рейтинговое агентство «Эксперт РА». // http: // www.raexpert.ru /ratings/npf/2005/

11. Линев И. Инвестиции в человеческий капитал. // Оборудование: рынок, предложение, цены. - № 8. - 2007.

12. Логинов В. Перспективы развития негосударственных пенсионных фондов. // Инвестиции. - №4. – 2006.

13. Смольякова Т. Независимая старость: негосударственным пенсионным фондам доверили свои сбережения семь миллионов человек. // Российская газета. – Федеральный выпуск №4482 от 3 октября 2007 г.

Размещено на Allbest.ru

Информация о работе Негосударственные пенсионные фонды РФ