Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:47, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является изучение основных видов негосударственного контроля, а также механизма его функционирования. Основные задачи курсовой работы:
Определить сущность и задачи негосударственного финансового контроля;
Рассмотреть основные виды негосударственного контроля и проанализировать соотношение государственного и негосударственного видов контроля;
Дать оценку современному состоянию аудиторских услуг и изучить законодательную базу;
Определить дальнейшее развитие негосударственного контроля.
Введение………………………………………………………………………….......3
1.Теоретическиое основы негосударственного финансового контроля…………5
1.1. Основные понятия и задача негосударственного финансового
контроля……………………………………………………………………………...5
1.2.Виды негосударственного финансового контроля……………………………6
1.3. Соотношение государственного и негосударственного видов финансового контроля………………………………………………………………………………9
2.Развитие аудита в России как вида негосударственного финансового
Контроля……………………………………………………………………………13
2.1. Юридические основы российского аудита…………………………………..13
2.2.Современный рынок аудиторских услуг……………………………………..16
3.Пути совершенствование негосударственного финансового контроля
в России…………………………………………………………………………….22
3.1. Совершенствование негосударственного финансового контроля
в России……………………………………………………………………………22
3.2.Реализация концепции негосударственного финансового контроля
в системе законодательства……………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………………..31
На 1.04.05 |
На 1.01.06. |
На 1.01.07 |
На 1.01.08 |
На 1.01.09 | |
Лицензирование на осуществление
аудиторской деятельности- |
7,2 |
7,7 |
8,2 |
7,3 |
6,9 |
В том числе: |
7,1 |
||||
Аудиторские организации |
6,1 |
6,6 |
1,1 |
6,4 |
6,2 |
Индивидуальные аудиторы |
1,1 |
1,1 |
0,9 |
0,7 |
Как видно из таблицы 1, начиная с 2007 года, наблюдалось сокращение количества лицензий: в 2007 году – на 0,9 тыс., в 2008 году – на 0,4 тыс. Данное сокращение во многом обусловлено тем, что не все аудиторские организации и индивидуальные аудиторы продлевали срок действия своих лицензий. В 2008 г. за продлением срока действия лицензий обращалось в среднем порядка 60% аудиторских организаций и порядка 30% индивидуальных аудиторов, срок действий лицензий, которых истекал. С 1 января 2010 г. лицензирование аудиторской деятельности прекращается.
В 2008 г. Минфин России поступило
842 заявления о предоставлении лицензий
на осуществлении аудиторской
Распределение аудиторских организаций и
Таблица 2.
Распределение аудиторских организаций по федеральным округам [9]
Федеральный округ |
Аудиторские организации |
Индивидуальные аудиторы | ||
Кол-во лицензий, тыс. |
В % от общего кол-ва |
Кол-во лицензий, тыс. |
В % от общего кол-ва | |
Российская Федерация |
|
100 |
0,7 |
100 |
В том числе |
||||
Центральный |
3,0 |
48,4 |
0,2 |
28,6 |
Северо-Западный |
0,7 |
11,3 |
0,1 |
14,3 |
Южный |
0,5 |
8,1 |
0,1 |
14,3 |
Приволжский |
0,8 |
12,9 |
0,1 |
14,3 |
Уральский |
0,5 |
8,1 |
0,05 |
7,1 |
Сибирский |
0,5 |
8,1 |
0,1 |
14,3 |
Дальневосточный |
0,2 |
3,1 |
0,05 |
7,1 |
В 2008 г. распределение
аудиторских организаций и
Подавляющее большинство аудиторских
Таблица 3.
«Возрастная» структура аудиторских организаций[9]
Количество лет ведения аудиторской деятельности |
Удельный вес аудиторских организаций в общем количестве, в % | |||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 | |
Менее года |
2,1 |
3,3 |
3,2 |
3,5 |
1-2 года |
8,3 |
11,5 |
10,0 |
10,4 |
3-4 года |
22,3 |
17,7 |
12,9 |
10,5 |
5 и более лет |
67,3 |
67,4 |
73,9 |
75,6 |
Однако, как в любом сегменте
рынка, на рынке аудиторских услуг
На протяжении последних лет аудиторский
Таблица 4.
Динамика аудиторских услуг [9]
За 2005 год |
За 2006 год |
За 2007 год |
За 2008 год | |
Объем оказанных аудиторских услуг – всего, млрд. руб. |
28,9 |
34,4 |
41,7 |
50,1 |
Прирост по сравнению с прошлым годом, % |
х |
19,2 |
21,3 |
20,1 |
В 2008 году объем оказанных аудиторских услуг увеличился по сравнению с 2007 годом на 20,1% и составил 50,1 млрд. руб. Как и в предыдущие годы, среди важнейших факторов роста данного показателя – рост цен на аудиторские услуги и расширение клиентской базы.
На объеме оказанных в 2008 г. аудиторских услуг практически не сказалась экономическая ситуация второй половины 2008 г. и начала 2009 г., поскольку, как правило, основной объем этих услуг( в частности обязательный аудит) аудиторские организации оказывают в первой половине года. По мнению экспертов, последствия сложной экономической ситуации окажут влияние на показатели рынка аудиторских услуг за 2009 год. Среди негативных факторов называют: сокращение притока новых клиентов, сокращение бюджетов на привлечение аудиторов и консультантов у имеющихся клиентов, снижение или, как минимум, фиксация на неизменном уровне цен на аудиторские и консультационные услуги, платежеспособность клиентов. Вместе с тем в настоящее время основания для вывода о существенном сокращении объема рынка аудиторских услуг в 2009 г. отсутствуют.
В 2008 году высокая динамика роста объема оказанных аудиторских услуг наблюдалось в Москве (21,8%), в Санкт-Петербурге (11,5%) и других регионах рост объема услуга составил соответственно 9% и 16,6%.
В целом по стране на долю услуг по проведению аудита приходится более 48% всего объема оказанных услуг. Однако структура аудиторских услуг в центре и регионах неодинакова. В Москве и Санкт-Петербурге преобладающими являются прочие услуги (соответственно 54,5% и 53%), других регионах основным видом услуг является проведение аудита (60,1%).
Так же неравномерность имеет место
в отношении федеральных
В услугах по проведению аудита услуги по общему составили 92,2%, банковскому аудиту – 5,6%, аудиту бирж -1,2%, аудиту страховщиков -1,0%. Во всех федеральных округах, в том числе Центральном (без Москвы) доля услуг по общему аудиту колеблется между 96% и 98%. Данная структура услуг по проведению аудита наблюдается на протяжении. Данная структура услуг по проведению аудита наблюдается на протяжении нескольких последних лет.
Порядка 16% объема прочих услуг составляют услуги, оказанные клиентам, в отношении бухгалтерской отчетности которых та же аудиторская организация проводила аудит. При этом доля таких услуг в крупных аудиторских организациях более чем в два раза превышает аналогичный показатель малых и средних аудиторских организаций.
В следующей таблице
приведены данные о
Таблица 5.
Распределение аудиторских услуг [9]
Объем аудиторских услуг, оказанных аудиторской организацией, млн. руб. |
Удельный вес в общем количестве аудиторских организаций, % |
Удельный вес в общем количестве выданных аудиторских заключений, % |
Менее 1,5 |
37,9 |
13,0 |
1,5-3,0 |
21,1 |
16,3 |
3,0-9,0 |
26,9 |
32,6 |
9,0-70,0 |
13,0 |
27,8 |
70,0-1500 |
1,0 |
8,4 |
Более 1500 |
0,1 |
1,9 |
В 2008 году количество аудиторских организаций, которые оказали услуги в объеме более 1500 млн. руб. увеличилось на 25% по сравнению с 2007 годом, в объеме 9,0-70,0 млн. руб. на 21%, в объеме 3,0-9,0 млн. руб. на 18%. В месте с тем количество аудиторских организаций, которые оказали услуг в объеме менее 1,5 млн. руб. сократилось на 13% по сравнению 2007 годом.
Из общего количества аудиторских организаций, которые в 2008 году фактически вели аудиторскую деятельность 83% относятся к малым (с численностью работающих не более 15 человек), более 15% - к средним (с численностью работающих от 16 до 50 человек) и около 2% - к крупным (с численностью работающих более 50 человек). При этом среди крупных аудиторских организаций выделяются 4 организаций, численность работающих в которых превышает 1200 человек. (Приложение №1)
В следующей таблице сравниваются некоторые показатели деятельности малых, средних и крупных организаций:
Таблица 6.
Показатели деятельности малых, средних и крупных аудиторских компаний [9]
Малые |
Средние |
Крупные | |
Доля в общем количестве аудиторских организаций, % |
83,0 |
15,4 |
1,6 |
Доля в общем объеме оказанных аудиторских услуг, % |
21,4 |
19,6 |
58,9 |
Доля в объеме оказанных услуг по проведению аудита, % |
25,1 |
21,6 |
53,7 |
Удельный вес услуг по проведению аудита в общем объеме оказанных аудиторских услуг, % |
56,5 |
52,4 |
44,1 |
Доля в общем количестве клиентов, отчетность, которых проаудирована, % |
58,3 |
30,0 |
11, |
В 2008 году подавляющее количество аудиторских заключений выдано
малыми аудиторскими
3.Пути совершенствования негосударственного финансового контроля
3.1.Совершенствование негосударственного финансового контроля в России
В настоящее время большое
Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям.
В целях совершенствования
В современных условиях своего
решения требует законодательное
Дальнейшему развитию и совершенствованию
3.2.Реализация
концепции негосударственного
Реализация концепции негосударственного
финансового контроля в системе законодательства
Российской Федерации подразумевает выработку рекомендаций
по внесению необходимых изменений в