Негосударственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является изучение основных видов негосударственного контроля, а также механизма его функционирования. Основные задачи курсовой работы:
Определить сущность и задачи негосударственного финансового контроля;
Рассмотреть основные виды негосударственного контроля и проанализировать соотношение государственного и негосударственного видов контроля;
Дать оценку современному состоянию аудиторских услуг и изучить законодательную базу;
Определить дальнейшее развитие негосударственного контроля.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….......3
1.Теоретическиое основы негосударственного финансового контроля…………5
1.1. Основные понятия и задача негосударственного финансового
контроля……………………………………………………………………………...5
1.2.Виды негосударственного финансового контроля……………………………6
1.3. Соотношение государственного и негосударственного видов финансового контроля………………………………………………………………………………9
2.Развитие аудита в России как вида негосударственного финансового
Контроля……………………………………………………………………………13
2.1. Юридические основы российского аудита…………………………………..13
2.2.Современный рынок аудиторских услуг……………………………………..16
3.Пути совершенствование негосударственного финансового контроля
в России…………………………………………………………………………….22
3.1. Совершенствование негосударственного финансового контроля
в России……………………………………………………………………………22
3.2.Реализация концепции негосударственного финансового контроля
в системе законодательства……………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованной литературы……………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

финансы курсовая.docx

— 54.75 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что правовое регулирование  негосударственного финансового контроля в России осуществляется многочисленными  нормативными актами, в числе которых  необходимо назвать НК РФ, федеральные законы от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», от 26.12.1998 №208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности», а также указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ.     

Вместе  с тем в настоящее время  отсутствует специальное законодательство о финансовом контроле (государственном  и негосударственном), что влияет на правовую урегулированность  этой важнейшей сферы общественных отношений. Существующие правовые акты, принятые в отношении финансового контроля, относятся к различными отраслям законодательства,  и отражает специфику конкретных предметов регулирования. Очевидно, что они были приняты в разное время для реализации конкретных социально-экономических  задач, при этом отсутствовала научная концепция финансового контроля в рыночных условиях, что создавало законодателю дополнительные проблемы. Данные обстоятельства неизбежно отразились как на качестве источников права, так и на вопросах их взаимодействия, что привело к возникновению правовых коллизий, а также обусловило наличие пробелов в законодательстве.      

Важную  роль в решении указанной проблемы могло бы сыграть принятие закона о финансовом контроле как основы специального законодательства, регулирующего финансово-контрольные отношения. Однако  закон о финансовом контроле не принят  до настоящего времени и, более того, соответствующий законопроект даже не внесен  для рассмотрения в Государственную думу.     

Данное  обстоятельство  имеет ряд объективных  причин, в числе которых следует  назвать:

  • некоторые отставания отечественной теории финансового контроля как правовой дисциплины от реалий социально-экономической среды;
  • сложность финансового контроля в рыночных условиях;
  • неоднозначность формулировок единых принципов для государственных и негосударственных контроля, которые выполняли бы не декларативную, а прагматическую функцию;
  • динамизм и многоаспектность законодательства в сфере бухгалтерского учета, налогообложения, аудита;
  • влияние идеологических и политических факторов, относящих финансовый контроль (в особенности негосударственный) к числу «пережитков» административной системы;
  • противоречивость международных тенденций в сфере регулирования финансового контроля.

 

     Большое значение для реализации концепции  негосударственного финансового контроля в системе законодательства России играют теоретические аспекты соотношения  систем регулирования бухгалтерского учета и финансового контроля. Институт бухгалтерского учета является в настоящее время «одной из конституционных гарантий единого рынка, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации». Признание значительной  социально-экономической роли бухгалтерского учета в документе высшего правового уровня (беспрецедентное для конституции зарубежных стран) в значительной мере определяет метод регулирования общественных  отношений по поводу бухгалтерского учета. В данном случае необходимым следствием отнесения бухгалтерского учета к предмету ведения Российской Федерации является его законодательное регулирование, подразумевающее всеобщий обязательный характер применения правовых норм и наличие санкций за их нарушение.      

Вместе  с тем институт финансового контроля пока не получил адекватного правового значения. Он не только представлен в Конституции РФ, но и не отражен в специальном законодательстве. Таким образом, можно заключить, что роль бухгалтерского учета по отношению к финансовому контролю определена как доминирующая. Вместе с тем представляется, что указанные институты одинаково важны для общества.     

С точки зрения теории управления учет и контроль являются функциями, необходимыми для существования любой управляемой  системы – от конкретной организации  до государства в целом. Учет без контроля теряет смысл, так как ценность учетной информации зависит ее достоверности; контроль без учета невозможен, потому что учетные данные составляют предмет контроля. Более того, указанные функции являются не только взаимодополняющими, но и взаимно пересекающимися. Учет содержит в себе элементы контроля (двойная запись, уравнение баланса, равенство итогов синтетического и аналитического учета), а контроль – элементы учета (регистрация, обработка и предоставление информации).      

В рыночных условиях существует специфический  тип  общественных отношений, возникающий  по поводу предоставления организациями  финансовой информации (в виде отчетности) неограниченному кругу заинтересованных лиц. При этом контроль также приобретает особенные черты: во-первых, сама информация о состоянии внутрихозяйственного контроля представляет интерес для того же неограниченного круга лиц; во-вторых, контроль является средством обеспечения достоверности финансовой информации. Следовательно, возникает новый тип общественных отношений – по поводу финансового контроля, который не рассматривался ранее в теории финансового права.     

С учетом вышеизложенного, представляется целесообразным рассмотреть реализацию концепции негосударственного финансового контроля на двух уровнях нормативного регулирования – федеральных законов и подзаконных актов.     

Соответственно  для первого уровня нормативного регулирования следует разработать  изменения и дополнения к  Закону о бухгалтерском учете, а также рекомендации  для проекта закона о финансовом  контроле; для второго рассмотреть варианты принятия стандартов внутрихозяйственного контроля и изменения и дополнения к федеральным правилам аудиторской деятельности.     

Кроме того, необходимо проанализировать влияние указанных изменений  и дополнений на смежные отрасли  законодательства.     

Отметим, что Закон о бухгалтерском  учете является одним из немногих  действующих правовых актов, в которых  определен комплекс задач финансового  контроля. Данный нормативный акт  в целом отличается четкостью структуры, согласованностью и взаимообусловленностью правовых норм, точностью формулировкой. Указанные качественные характеристики позволяют Закону о бухгалтерском учете (без существенных редакционных правок) выполнять функцию основы специального законодательства в области бухгалтерского учета с 1996 года до настоящего времени.      

Вместе  с тем данный правовой акт представляется наиболее перспективным инструментом для реализации основных положений  концепции негосударственного финансового контроля по нескольким основаниям:

  • в настоящее время специалистами в области правовой бухгалтерии подготовлено большое число предложений по совершенствованию действующего законодательства, учитывающих результаты теоретических исследований, особенности новых форм хозяйствования, а также правоприменительную практику. Свидетельством данного процесса является подготовка Минфином России проекта закона об официальном бухгалтерском учете;
  • органическое единство учета и контроля, аналогия общественных отношений, возникающих по поводу ведения учета и контроля, делают возможным и целесообразным объединением правовых норм, регулирующих данные институты, в комплексных источниках права.

 

     Отметим, что в Законе о бухгалтерском  учете отсутствует определение  (дефиниция) внутрихозяйственного (внутреннего) контроля, не сформулированы его основные принципы, не установлено соотношение бухгалтерского  учета и внутрихозяйственного контроля.      

На  наш взгляд, законодательное закрепление  указанных норм позволит решить следующие  задачи:

  • классифицировать функции учета и контроля;
  • установить степень важности контроля и меру его влияния  на основные характеристики бухгалтерского учета;
  • изложить основные, сущностные характеристики контроля;
  • обеспечить единое толкование и понимание основных принципов контроля;
  • создать единую методическую базу для формирования стандартов внутрихозяйственного контроля;
  • точнее определять состав прав, обязанностей и ответственности должностных лиц.

 

     Необходимо  подчеркнуть, что нормы, регулирующие контроль,  не выделены в Законе о бухгалтерском учете в обособленный раздел. Вместе с тем, принимая во внимание органическую  связь  учета и контроля, целесообразно сохранить структуру Закона о бухгалтерском учете без существующих изменений, внеся необходимые редакционные корректировки и дополнения, основываясь на разработанной концепции негосударственного финансового контроля.     

Предлагаем  следующие изменения и дополнения к тексту Закону о бухгалтерском  учете:

  1. ст.2 «Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» дополнить определением: Внутрихозяйственный контроль (система внутрихозяйственного контроля) – совокупность организационных, технических и информационных мер, методик и процедур, используемых руководством организации в качестве средства для результативного, упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, соблюдения законности при ведении финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности имущества, выявления, исправления и предотвращения ошибок и неправомерных действий персонала, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  2. в п.2. ст. 5 «Регулирование бухгалтерского учета» включить подпункт следующего содержания: «положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения внутрихозяйственного контроля;
  3. ст. 8 «Основные требования к ведению бухгалтерского учета» дополнить пунктом следующего содержания: «Достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности должна подтверждаться системой внутрихозяйственного контроля»;
  4. абзац седьмой п. 3. ст.6 «Организация бухгалтерского учета в организациях» изложить в следующей редакции: «порядок внутрихозяйственного контроля, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета».

 

 

 

 

 

 

 

Заключение      

 Роль финансового контроля  в создании адекватной современным  экономическим условиям системы  управления финансами трудно  переоценить.        

 Для осуществления  финансового контроля создаются  особые контрольные органы, укомплектованные  высококвалифицированными специалистами.  Их права, обязанности и ответственность  строго регламентированы, в том  числе и в законодательном  порядке. Объектом финансового  контроля являются денежные, распределительные  процессы при формировании и  использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов  денежных средств, на всех уровнях  и звеньях экономики.      

 Стоит отметить, что  финансовый контроль в Российской  Федерации ещё не до конца  сформирован и находится на  стадии становления. Поэтому несовершенство  системы финансового контроля  вполне объяснимо, и приводит  к возникновению целого ряда  серьезных проблем. Наблюдается  коррупция, криминализация экономических  структур, финансовые результаты  корпораций и организаций в  большей части скрыты, огромны  неплатежи, продолжается отток  капитала за рубеж.       

 В рыночных условиях  финансовый контроль должен быть  направлен на ускорение экономического  и социального развития, пресечение  бесхозяйственности и хищений,  проверку своевременности выполнения  обязательств перед бюджетом  и внебюджетными фондами, взаимных  платежей между хозяйствующими  субъектами.      

Поэтому актуальным на сегодняшний день представляется введение новых перспективных систем и методов в сферу финансового  контроля.

Список  использованной литературы:

  1. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
  2. Балабанов А.И., Балабанов И.Т. Финансы. СПб.: Изд-во «Питер», 2000
  3. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2006 – 504 с.
  4. Финансы: Учебник / под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. – М.: Изд. Рос. экон. акад., 2000 – 492 с.
  5. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Ковалёва – М.: Проспект, 2001 – 478 с.
  6. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004- 607 с
  7. Бокарева, Л.Г. Инновационное развитие и задачи финансового контроля//Финансы.-2008.-№9.-С.61-65
  8. Егоров, К.И. Соотношение государственных и негосударственных видов финансового контроля //Право и образование.-2007.-№10.- с.124-131
  9. Ким, Н.В. Аудит: предпринимательство или финансовый контроль?//Бухгалтерский учет.-2007.-№11.-С.77-78
  10. Котов, В.В Реализация концепции негосударственного контроля в системе законодательства РФ//Современное право.-2008.-№12.-С.66-68.
  11. Котов, В.В. Теоретические проблемы правоотношений в сфере негосударственного финансового контроля//Современное право.-2009.-№5.-С.42-45

Информация о работе Негосударственный финансовый контроль