Следует отметить, что правовое
регулирование негосударственного финансового контроля
в России осуществляется многочисленными
нормативными актами, в числе которых необходимо
назвать НК РФ, федеральные законы от 21.11.1996
№129-ФЗ «О бухгалтерском учете», от 07.08.2001
№119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»,
от 26.12.1998 №208-ФЗ «Об акционерных обществах»,
от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной
ответственностью», от 02.12.1990 №395-1 «О банках
и банковской деятельности», а также указы
Президента РФ и Постановления Правительства
РФ.
Вместе с тем в настоящее время
отсутствует специальное законодательство
о финансовом контроле (государственном
и негосударственном), что влияет на правовую
урегулированность этой важнейшей сферы
общественных отношений. Существующие
правовые акты, принятые в отношении финансового
контроля, относятся к различными отраслям
законодательства, и отражает специфику
конкретных предметов регулирования.
Очевидно, что они были приняты в разное
время для реализации конкретных социально-экономических
задач, при этом отсутствовала научная
концепция финансового контроля в рыночных
условиях, что создавало законодателю
дополнительные проблемы. Данные обстоятельства
неизбежно отразились как на качестве
источников права, так и на вопросах их
взаимодействия, что привело к возникновению
правовых коллизий, а также обусловило
наличие пробелов в законодательстве.
Важную роль в решении указанной проблемы
могло бы сыграть принятие закона о финансовом
контроле как основы специального законодательства,
регулирующего финансово-контрольные
отношения. Однако закон о финансовом
контроле не принят до настоящего времени
и, более того, соответствующий законопроект
даже не внесен для рассмотрения в Государственную
думу.
Данное обстоятельство имеет ряд объективных
причин, в числе которых следует назвать:
- некоторые отставания отечественной теории финансового контроля как правовой дисциплины от реалий социально-экономической среды;
- сложность финансового контроля в рыночных условиях;
- неоднозначность формулировок единых принципов для государственных и негосударственных контроля, которые выполняли бы не декларативную, а прагматическую функцию;
- динамизм и многоаспектность законодательства в сфере бухгалтерского учета, налогообложения, аудита;
- влияние идеологических и политических факторов, относящих финансовый контроль (в особенности негосударственный) к числу «пережитков» административной системы;
- противоречивость международных тенденций в сфере регулирования финансового контроля.
Большое значение для реализации
концепции негосударственного финансового контроля
в системе законодательства России играют
теоретические аспекты соотношения систем
регулирования бухгалтерского учета и финансового
контроля. Институт бухгалтерского учета
является в настоящее время «одной из
конституционных гарантий единого рынка,
единства экономического пространства
как одной из основ конституционного строя
Российской Федерации». Признание значительной
социально-экономической роли бухгалтерского
учета в документе высшего правового уровня
(беспрецедентное для конституции зарубежных
стран) в значительной мере определяет
метод регулирования общественных отношений
по поводу бухгалтерского учета. В данном
случае необходимым следствием отнесения
бухгалтерского учета к предмету ведения
Российской Федерации является его законодательное
регулирование, подразумевающее всеобщий
обязательный характер применения правовых
норм и наличие санкций за их нарушение.
Вместе с тем институт финансового
контроля пока не получил адекватного
правового значения. Он не только представлен
в Конституции РФ, но и не отражен в специальном
законодательстве. Таким образом, можно
заключить, что роль бухгалтерского учета
по отношению к финансовому контролю определена
как доминирующая. Вместе с тем представляется,
что указанные институты одинаково важны
для общества.
С точки зрения теории управления
учет и контроль являются функциями, необходимыми
для существования любой управляемой системы –
от конкретной организации до государства
в целом. Учет без контроля теряет смысл,
так как ценность учетной информации зависит
ее достоверности; контроль без учета
невозможен, потому что учетные данные
составляют предмет контроля. Более того,
указанные функции являются не только
взаимодополняющими, но и взаимно пересекающимися.
Учет содержит в себе элементы контроля
(двойная запись, уравнение баланса, равенство
итогов синтетического и аналитического
учета), а контроль – элементы учета (регистрация,
обработка и предоставление информации).
В рыночных условиях существует
специфический тип общественных отношений,
возникающий по поводу предоставления
организациями финансовой информации
(в виде отчетности) неограниченному кругу заинтересованных
лиц. При этом контроль также приобретает
особенные черты: во-первых, сама информация
о состоянии внутрихозяйственного контроля
представляет интерес для того же неограниченного
круга лиц; во-вторых, контроль является
средством обеспечения достоверности
финансовой информации. Следовательно,
возникает новый тип общественных отношений
– по поводу финансового контроля, который
не рассматривался ранее в теории финансового
права.
С учетом вышеизложенного, представляется
целесообразным рассмотреть реализацию
концепции негосударственного финансового
контроля на двух уровнях нормативного
регулирования – федеральных законов
и подзаконных актов.
Соответственно для первого уровня
нормативного регулирования следует разработать
изменения и дополнения к Закону о бухгалтерском учете,
а также рекомендации для проекта закона
о финансовом контроле; для второго рассмотреть
варианты принятия стандартов внутрихозяйственного
контроля и изменения и дополнения к федеральным
правилам аудиторской деятельности.
Кроме того, необходимо проанализировать
влияние указанных изменений
и дополнений на смежные отрасли
законодательства.
Отметим, что Закон о бухгалтерском
учете является одним из немногих действующих правовых
актов, в которых определен комплекс задач финансового
контроля. Данный нормативный акт в целом
отличается четкостью структуры, согласованностью
и взаимообусловленностью правовых норм,
точностью формулировкой. Указанные качественные
характеристики позволяют Закону о бухгалтерском
учете (без существенных редакционных
правок) выполнять функцию основы специального
законодательства в области бухгалтерского
учета с 1996 года до настоящего времени.
Вместе с тем данный правовой
акт представляется наиболее перспективным инструментом
для реализации основных положений концепции негосударственного
финансового контроля по нескольким основаниям:
- в настоящее время специалистами в области правовой бухгалтерии подготовлено большое число предложений по совершенствованию действующего законодательства, учитывающих результаты теоретических исследований, особенности новых форм хозяйствования, а также правоприменительную практику. Свидетельством данного процесса является подготовка Минфином России проекта закона об официальном бухгалтерском учете;
- органическое единство учета и контроля, аналогия общественных отношений, возникающих по поводу ведения учета и контроля, делают возможным и целесообразным объединением правовых норм, регулирующих данные институты, в комплексных источниках права.
Отметим, что в Законе о бухгалтерском
учете отсутствует определение (дефиниция)
внутрихозяйственного (внутреннего) контроля,
не сформулированы его основные принципы,
не установлено соотношение бухгалтерского
учета и внутрихозяйственного контроля.
На наш взгляд, законодательное закрепление
указанных норм позволит решить следующие
задачи:
- классифицировать функции учета и контроля;
- установить степень важности контроля и меру его влияния на основные характеристики бухгалтерского учета;
- изложить основные, сущностные характеристики контроля;
- обеспечить единое толкование и понимание основных принципов контроля;
- создать единую методическую базу для формирования стандартов внутрихозяйственного контроля;
- точнее определять состав прав, обязанностей и ответственности должностных лиц.
Необходимо подчеркнуть, что нормы,
регулирующие контроль, не выделены в
Законе о бухгалтерском учете в обособленный
раздел. Вместе с тем, принимая во внимание
органическую связь учета и контроля,
целесообразно сохранить структуру Закона
о бухгалтерском учете без существующих
изменений, внеся необходимые редакционные
корректировки и дополнения, основываясь
на разработанной концепции негосударственного
финансового контроля.
Предлагаем следующие изменения и дополнения
к тексту Закону о бухгалтерском учете:
- ст.2 «Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» дополнить определением: Внутрихозяйственный контроль (система внутрихозяйственного контроля) – совокупность организационных, технических и информационных мер, методик и процедур, используемых руководством организации в качестве средства для результативного, упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, соблюдения законности при ведении финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности имущества, выявления, исправления и предотвращения ошибок и неправомерных действий персонала, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- в п.2. ст. 5 «Регулирование бухгалтерского учета» включить подпункт следующего содержания: «положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения внутрихозяйственного контроля;
- ст. 8 «Основные требования к ведению бухгалтерского учета» дополнить пунктом следующего содержания: «Достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности должна подтверждаться системой внутрихозяйственного контроля»;
- абзац седьмой п. 3. ст.6 «Организация бухгалтерского учета в организациях» изложить в следующей редакции: «порядок внутрихозяйственного контроля, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета».
Заключение
Роль финансового контроля
в создании адекватной современным
экономическим условиям системы
управления финансами трудно
переоценить.
Для осуществления
финансового контроля создаются
особые контрольные органы, укомплектованные
высококвалифицированными специалистами.
Их права, обязанности и ответственность
строго регламентированы, в том
числе и в законодательном
порядке. Объектом финансового
контроля являются денежные, распределительные
процессы при формировании и
использовании финансовых ресурсов,
в том числе в форме фондов
денежных средств, на всех уровнях
и звеньях экономики.
Стоит отметить, что
финансовый контроль в Российской
Федерации ещё не до конца
сформирован и находится на
стадии становления. Поэтому несовершенство
системы финансового контроля
вполне объяснимо, и приводит
к возникновению целого ряда
серьезных проблем. Наблюдается
коррупция, криминализация экономических
структур, финансовые результаты
корпораций и организаций в
большей части скрыты, огромны
неплатежи, продолжается отток
капитала за рубеж.
В рыночных условиях
финансовый контроль должен быть
направлен на ускорение экономического
и социального развития, пресечение
бесхозяйственности и хищений,
проверку своевременности выполнения
обязательств перед бюджетом
и внебюджетными фондами, взаимных
платежей между хозяйствующими
субъектами.
Поэтому актуальным на сегодняшний день
представляется введение новых перспективных систем
и методов в сферу финансового контроля.
Список использованной
литературы:
- Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
- Балабанов А.И., Балабанов И.Т. Финансы. СПб.: Изд-во «Питер», 2000
- Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.: Финансы и статистика, 2006 – 504 с.
- Финансы: Учебник / под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. – М.: Изд. Рос. экон. акад., 2000 – 492 с.
- Финансы: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Ковалёва – М.: Проспект, 2001 – 478 с.
- Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004- 607 с
- Бокарева, Л.Г. Инновационное развитие и задачи финансового контроля//Финансы.-2008.-№9.-С.61-65
- Егоров, К.И. Соотношение государственных и негосударственных видов финансового контроля //Право и образование.-2007.-№10.- с.124-131
- Ким, Н.В. Аудит: предпринимательство или финансовый контроль?//Бухгалтерский учет.-2007.-№11.-С.77-78
- Котов, В.В Реализация концепции негосударственного контроля в системе законодательства РФ//Современное право.-2008.-№12.-С.66-68.
- Котов, В.В. Теоретические проблемы правоотношений в сфере негосударственного финансового контроля//Современное право.-2009.-№5.-С.42-45