Обеспечение финансирования на образование в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 21:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей контрольной работы является выявление источников финансирования системы образования.
Задачами является:
- изучение системы образования в России;
- изучение структуры расходов на общее среднее образование;
- анализ организации финансирования расходов бюджетов на образование.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
3
1. Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования…………………………………………………………….….

5
2. Структура расходов на содержание учреждений общего образования…………………………………………………………………….

11
3. Организация финансирования расходов бюджетов на образование…………………………………………………………………….

13
4. Обеспечение финансирования расходов на образование в Нижнем
Новгороде………………………………………………………………………

20
Заключение…………………………………………………………………..…
23
Список литературы………………………………………………………….…
24

Вложенные файлы: 1 файл

obespechenie_finansirovaniya_rashodov_na_obrazovanie_v_sovre (1).doc

— 277.50 Кб (Скачать файл)

-  начальная общеобразовательная школа;

- основная общеобразовательная школа;

- средняя общеобразовательная школа;

- средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (может быть указан конкретный предмет или профиль: химия, математика, физико-математический профиль, гуманитарный профиль и др.) лицей;

- гимназия;

- вечерняя (смена) общеобразовательная школа; центр образования: открытая (смена) образовательная школа; кадетская школа;

- школа-интернат.

 Общеобразовательные  школы-интернаты создаются в целях  оказания помощи семье в воспитании  детей, формирования у них навыков  самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего развития их творческих способностей. В эти учреждения принимаются преимущественно дети, нуждающиеся в государственной поддержке, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, одиноких матерей; дети, находящиеся под опекой. Аналогично школам к этому типу учреждении относятся: школа-интернат начального общего образования; школа-интернат основного общего образования; школа-интернат среднего (полного) общего образования; школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучение отдельных предметов; гимназия-интернат; лицей-интернат; санаторно-лесная школа; санаторная школа-интернат.  
             Основными задачами образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются: создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию воспитанников; обеспечение их медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации; охрана прав и интересов воспитанников. В соответствии с индивидуальными особенностями детей (возраст, диагноз заболевания) в системе образования могут функционировать  следующие виды учреждений: детский дом (для детей раннего, дошкольного, школьного возрастов, смешанный); детский дом-школа; школа-интернат для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; санаторный детский дом; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии. В этих видах учреждений содержание и обучение воспитанников осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

   Рассмотрим порядок планирования расходов на примере школ ввиду их особой значимости и массовости.

Основу формирования расходов на содержание учреждений общего и профессионального образования  составляют «производственные» показатели деятельности. Для школ такими показателями являются число учащихся и классов; для учреждений профессионального образования, — госзаказ по приему студентов на бесплатное обучение.

 Важное значение  при планировании бюджетных средств  имеет система общеобразовательных  стандартов и количество педагогических ставок. По любому учреждению бюджетной сферой экономическими статьями расходов являются: фонд оплаты труда учителей; начисления на фонд оплаты труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; коммунальные платежи, приобретение мягкого инвентаря.

 

 

 

 

 

 

 

3. Организация  финансирования расходов бюджетов

 на образование.

 

Рассмотрение вопросов финансирования образования тесно  связано с изучением организационной  структуры самой системы образования  и отдельных ее элементов. Очевидно, что в прямой зависимости от методики планирования находятся вопросы  распределения средств между исполнителями государственного заказа, т.е. фактическое финансирование учреждений. Современное законодательство определяет, что каждое учреждение имеет статус субъекта финансово-хозяйственной деятельности. В упомянутом выше Федеральном законе «Об образовании» указано, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных учреждениях. Финансовые и материальные средства используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом. Неиспользованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты или зачтены учредителем в объем финансирования этого учреждения на следующий год (квартал, месяц).

Использовать бюджетные  средства по своему усмотрению учреждения не вправе из-за целевого финансирования расходов казначейством по предметным статьям. Подавляющее большинство  дошкольных учреждений и школ обслуживаются  органами казначейства через централизованные бухгалтерии. Параллельно с законодательством в области образования в Российской Федерации действует Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ « О бухгалтерском учете». Он предоставляет руководителю право в зависимости от объема учетной работы сделать выбор: создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, или передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии. Какую бы учетную политику ни избрало государственное учреждение, его производственные и хозяйственные расходы покрываются за счет средств учредителя, доходов от собственной предпринимательской деятельности, иных внебюджетных источников.  
              Федеральный центр определяет общие правовые рамки функционирования образовательной системы и основные ориентиры государственной политики. Субъекты РФ и органы местного самоуправления (ОМСУ) несут ответственность за принятие решений, касающихся региональных и муниципальных особенностей системы образования.  
              Следующий предмет ведения государства и ОМСУ — учредительство и владение государственными и муниципальными учебными заведениями. Как правило, учредителями государственных и муниципальных учреждений образования выступают органы управления, которые по закону несут ответственность за финансирование расходов по выполнению государственного заказа. Заметим, что государственный заказ является одним из новых механизмов взаимодействия в области удовлетворения общественных потребностей и не зависит от формы собственности его исполнителя.  
               Государственный заказ ограничен возможностями бюджетного финансирования и рамками государственных стандартов, он формируется федеральными, региональными и муниципальными органами власти и управления. В этой связи дефицит бюджетного финансирования и недостаточная гибкость государственной системы явились главными факторами создания негосударственных образовательных учреждений (НОУ), включая сеть корпоративных учреждений профессионального образования.  
            В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» НОУ имеют право после получения государственной аккредитации на бюджетное финансирование. В мировой практике существуют страны, в которых запрещено прямое и косвенное субсидирование негосударственных образовательных учреждений (США, Италия и др.). В большинстве же стран имеют место промежуточные варианты, дающие возможность выделения минимального финансирования частным структурам в случае выполнения ими государственных образовательных стандартов. Например, в Японии размер ассигнований на одного учащегося НОУ в 14 раз меньше, чем в государственном учреждении. И только в некоторых странах (Бельгия, Венгрия, Ирландия, Россия) негосударственные учреждения включены в схему бюджетного финансирования по установленным для государственных учреждений нормативам. В этой связи следует вернуться к рассмотрению системы государственных именных финансовых обязательств, направленных на расширение рыночных элементов хозяйствования в образовании посредством организации конкуренции между учебными заведениями за привлечение студентов.

Основными документами, регулирующими ответственность  и права учредителя и образовательного учреждения, являются договор о взаимоотношениях между ними и устав образовательного учреждения. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» устав разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно. Договор о взаимоотношениях образовательного учреждения с учредителем, определяющий порядок финансирования, управление образовательным учреждением и включающий другие правовые аспекты, является двухсторонним актом. При оформлении договорных отношений по распределению финансовых полномочий подробно излагаются обязанности сторон, права и ответственность, жестко регламентируются вопросы деятельности учреждения. Если обязанности предполагают требования к объему и характеру работы, то права создают условия для их выполнения, а ответственность означает возможность применения санкций вышестоящих органов за ненадлежащее выполнение обязанностей. В договоре определяются виды образовательных программ (основных и дополнительных), которые будут профинансированы за счет бюджета и без согласия учредителя не могут быть изменены, устанавливаются минимальные нормы наполняемости при комплектовании классов и групп, при снижении которых учредитель вправе уменьшить финансирование.  
           Учредитель берет на себя обязательства ню финансированию учреждения в соответствии с утвержденной сметой расходов. Если учреждение не имеет самостоятельной бухгалтерии, то учредитель обязуется осуществлять финансово-бухгалтерское обслуживание его деятельности через централизованную бухгалтерию. Учредитель обязан регулярно контролировать соблюдение условий договора и анализировать итоги финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

 Обязанностью образовательного  учреждения является своевременное  представление учредителю программы  развития, обоснований потребности  в бюджетных средствах, а также  объемов предполагаемого поступления  внебюджетных источников финансирования, расходование бюджетных средств по целевому назначению и эффективное использование закрепленных за учреждением объектов собственности. Такая регламентация позволяет образовательному учреждению в пределах выделенных средств на оплату труда самостоятельно устанавливать штатное расписание и структуру управления деятельностью, осуществлять выплату надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера работникам; привлекать дополнительные источники финансирования.

Опыт дореволюционной  России и современных учреждений развитых стран Запада показывает, что действенной является система, при которой контроль за пользованием средств в интересах обучающихся возлагается на попечительские или наблюдательные советы (комитеты, комиссии). Интересен опыт Великобритании, где решения о выборе приоритетов использования средств принимаются с учетом различных точек зрения с позиции «мы вместе делаем для себя». Мера ответственности за допущенный в текущем году перерасход средств предельно проста — на эту сумму уменьшаются ассигнования в следующем году.

Общий порядок финансирования расходов по всем отраслям регламентирован  Бюджетным кодексом РФ. В соответствии с ним все учреждения и организации, финансируемые за счет бюджета, называются получателями бюджетных средств, а их учредители в лице органов управления — главными распорядителями средств бюджета.

 В связи с большой  актуальностью вопроса особо  остановимся на казначейских  схемах исполнения бюджета. Их  суть заключается в полном  переводе оплаты расходов бюджетополучателей  напрямую поставщикам услуги исполнителям работ (кроме денежных выплат работникам и студентам). Если раньше средства бюджета поступали на счет учреждения, а затем использовались им по своему усмотрению (безусловно, с соблюдением законодательства), то в настоящее время для всех учреждений в казначействе открыты лицевые счета с указанием постатейного и поквартального распределения средств. В рамках указанной росписи казначейства могут выполнить поручения учреждений на оплату тех или иных расходов. Движению средств через органы казначейства предшествует санкционирование расходов, включающее в себя ежемесячное лимитирование затрат, фактическое принятие бюджетных обязательств и осуществление платежа.

Порядок финансирования бюджетных расходов через казначейства прогрессивен по своему характеру и экономически целесообразен. Он может дать положительные результаты для государства не только в части совершенствования методов управления финансовыми ресурсами, но и в части получения оперативной информации о кассовых расходах, перечисления средств по назначению, контроля за финансовыми операциями бюджетополучателей. Однако нельзя не заметить, что с внедрением казначейских технологий значительно затрудняется решение повседневных хозяйственных вопросов у исполнителей бюджетных услуг.  
                  Определенные трудности возникают из-за необходимости учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на лицевых счетах в органах казначейства. Законодательством установлено, что такие средства наряду с бюджетными поступлениями расходуются в строгом соответствии со сметами доходов и расходов, подлежат контролю со стороны казначейств и главных распорядителей бюджетных средств, а это в определенной степени лишает руководителей учреждений оперативности.

В Российской Федерации  носителем ответственности за всю  деятельность учреждения, включая финансовую, является руководитель. На него возлагаются  вопросы оптимизации бюджетных  расходов и целевого использования  средств. Целевой характер выделяемых ассигнований определяется кодом бюджетной классификации. Самостоятельное перераспределение средств между предметными статьями не допускается.

Детализация бюджетных  расходов по экономическим статьям  связана с необходимостью усиления контроля со стороны финансирующих и административных органов за их целевым использованием. Этому соответствует принцип постатейного выделения бюджетных средств для конкретного учреждения на основе сметно-финансового обоснования или сметы  доходов и расходов. Определяет объёмы бюджетных ассигнований и распределяет разнообразные расходы по экономическим статьям государственный орган в пределах выделенных из бюджета средств на календарный финансовый год.

  Суммарные расходы  муниципального, регионального и  федерального бюджетов на образование  определяются в соответствии с сетью учреждений и предполагаемым её развитием в планируемом году, а также показателями по контингентам детей, учащихся воспитанников, студентов. Финансированию подлежит не только образовательная деятельность, но и ряд социозащитных функций отрасли: выплата стипендий студентам, питание школьников из малообеспеченных семей, содержание сирот, воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).

 

4. Обеспечение  финансирования расходов на образование

 в Нижнем  Новгороде.

Образование является реальным фактором социально-экономического развития города, а дети – главный ресурс его эффективного развития.

Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности администрации  города Нижнего Новгорода является усиление муниципальной поддержки функционирования и развития образования.

В бюджете города с  каждым годом увеличивается финансирование отрасли «Образование». По сравнению  с 2005 годом в текущем году финансирование увеличилось почти в 2 раза и составило  более 4 млрд.рублей.

Увеличение расходов на подготовку образовательных учреждений к новому учебному году и своевременное финансирование позволяют год от года уверенно готовиться к сдаче школ к новому учебному году. Второй год все школы успешно сдаются к 15 августа.

За 2005-2007 годы выполнены основные капитальные мероприятия, направленные на укрепление материально-технической базы зданий образовательных учреждений.

Кроме того, в 2007 году отремонтированы:

- фасады и пищеблоки  22 учреждений образования;

- спортивные и актовые  залы 13 учреждений образования.

За счет средств бюджета  города Нижнего Новгорода для  образовательных учреждений закупаются компьютерные классы, ученическая мебель, спортивный инвентарь.

В 2007 году на выполнение противопожарных мероприятий выделены средства в сумме 33 миллиона 949 тыс.руб., в том числе из городского бюджета 22 миллиона 47 тыс.руб., из областного бюджета – 11 миллионов 902 тыс.руб.В 2008 году расходы бюджета выделены в размере 309 млрд рублей, в 2009 году — 315 млрд 5 млн рублей, в 2010 году — 341 млрд 1 млн рублей.

Информация о работе Обеспечение финансирования на образование в современных условиях