Общая характеристика отношений предприятия и банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:08, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы показать механизм сотрудничества между предприятием (юридическим лицом) и коммерческим банком.
В работе показаны все основные моменты сотрудничества, с которыми приходится сталкиваться предприятию во время работы с коммерческим банком.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………........... 2
2.Расчетно-кассовое обслуживание……………………………………... 3
3. Размещение временно свободных средств предприятия…………...
16
4. Заключение…………………………………………………………….
23
5. Тесты……………………………………………………………………
23
6. Список литературы……………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа финансы.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

     Кредитные операции являются самой доходной статьей  банковского бизнеса, за счет которой  формируется основная часть чистой прибыли банков. Но с кредитными операциями связаны и основные риски  банков, в частности риск непогашения  заемщиком основного долга и процентов по кредиту [16].

     Примерами оформления кредитных отношений  с различными банковскими структурами  для финансового обеспечения  крупных инвестиционных проектов компании ОАО «РЖД» являются:

     Торговое  финансирование

     Кредитное соглашение с Calyon Germany

     В апреле 2007 года ОАО "РЖД" заключило  договоры экспортного и коммерческого  кредита на финансирование проектно-конструкторских  работ по проектированию высокоскоростных поездов, проводимых ООО "Транспортные системы" (является 100% дочерним обществом компании "Siemens").

  Экспортный  кредит Коммерческий  кредит
Сумма кредита по договору, тыс. ед. 37, 6 млн. евро 13,86 млн. евро
Страховое покрытие Euler Hermes  
Дата  привлечения 24.04.2007 24.04.2007
Дата  погашения 2015 год 2012 год
 

     Кредитное соглашение с Deutsche Bank

     В рамках проекта по созданию высокоскоростного  пассажирского движения по направлению "Москва - Санкт-Петербург" ОАО "РЖД" заключило договор подряда на разработку, изготовление и поставку высокоскоростных электропоездов с  компанией Siemens AG. Финансирование данной сделки осуществлялось на основе подписанных ОАО "РЖД" и Deutsche Bank договоров экспортного и коммерческого кредитов.

  Экспортный  кредит Коммерческий  кредит
Сумма кредита по договору, тыс. ед. 249,8 млн.евро 42,3 млн.евро
Страховое покрытие Euler Hermes  
Дата  привлечения 18.09.2007 18.09.2007
Дата  погашения 2020 год 2014 год
 

     Синдицированные банковские кредиты

     В марте 2008г. ОАО "РЖД" подписало  договор о привлечении необеспеченного  синдицированного кредита в размере $1,1 млрд. При этом кредитным агентом являлся WestLB, а ведущими  организаторами BBVA; Bank of Tokio-Mitsubishi UFJ; Barclays Capital; BNP-Paribas; ING Bank; UniCredit Bank.

     Сумма основного долга предоставлена  двумя траншами в равном размере  по $ 550 млн. каждый.   

Транш Дата привлечения Дата погашения Валюта кредита Сумма кредита  по договору, млн. ед. Процентная  ставка, % годовых
А 14.04.2008 27.03.2011 Доллары США 550 000 LIBOR USD + 0,55%
В 14.04.2008 26.03.2013 Доллары США 550 000 LIBOR USD + 0,75%
 

     2) Факторинг

     Начало  факторингу было положено в промышленной Англии XVII века созданием Дома факторов (House of Factors). Фактором назывался торговый посредник, который представлял  интересы компании на незнакомом рынке и знал местные условия, торговые обычаи, законы данной страны, платежеспособность покупателей, отвечал за сбыт товара и соответственно за инкассацию выручки.

     Факторинг в современном виде сформировался  в развитых странах в 60-х годах, а с начала 1980 года начинается его  бурный рост, не закончившийся и по настоящее время.

     В России о рынке факторинговых  услуг стало возможным говорить, начиная с 2000 года. К 2005 году объемы факторинговых сделок достигли уровня 3 млрд.долл. (0,5% ВВП), что поставило  факторинг в один ряд с рынком лизинга (5 млрд. долл.) и рынком корпоративных облигаций (5 млрд.долл.)

     Факторинг — переуступка факторинговой компании неоплаченных долговых требований (счетов-фактур и векселей), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита, в сочетании с элементами бухгалтерского, информационного, сбытового, страхового, юридического и другого обслуживания поставщика. Банки покупают счета-фактуры поставщика, как правило, на условиях немедленной оплаты 80% от стоимости счета-фактуры. Оставшиеся 20% выплачиваются банком (за вычетом процентов за кредит и комиссии за услуги) после получения платежа от дебитора или независимо от поступления платежа от дебитора.

     Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования.

     Использование факторинга позволяет ускорить получение платежей поставщиком от своих контрагентов, гарантирует оплату счетов, снижает расходы по учету счетов-фактур у поставщика, обеспечивает своевременность поступления платежей поставщикам при финансовых затруднениях у покупателя, улучшает финансовые показатели поставщика [17].

    3) Лизинг

    ЛИЗИНГОВЫЕ  ОПЕРАЦИИ заключаются в предоставлении на условиях аренды на средне- и долгосрочный период средств производства предприятиям- пользователям. В отличие от обычной аренды лизинг, как правило, предусматривает выкуп оборудования по истечении срока аренды его пользователями по низкой остаточной стоимости. В лизинговых операциях обычно участвуют три стороны:

    предприятие - поставщик оборудования;

    арендодатель, оплачивающий оборудование и предоставляющий  его в аренду;

    предприятие, получающее и использующее оборудование в течении определенного времени (арендатор).

    В европейских странах и США  выполнением лизинговых операций занимаются специальные финансовые общества - лизинговые фирмы, компании и крупные банки. Основным видом лизинговых операций, которые осуществляют коммерческие банки, является чистый финансовый лизинг, т.е. лизинг с полной окупаемостью, при котором все расходы по обслуживанию арендованного  имущества возлагаются на арендатора. Практика использования лизинговых операций коммерческими банками выявила их несомненные достоинства как для предприятий-арендаторов, так и для предприятий-поставщиков машин, оборудования, транспортных услуг. С целью расширения рынка сбыта своей продукции лизинговые операции проводят и сами предприятия - производители оборудования, техники. Но приоритет в сфере лизинга принадлежит специальным лизинговым фирмам, которые широко пользуются финансовой поддержкой крупных банков. Эти фирмы, как правило, являются дочерними организациями крупных коммерческих банков, что облегчает им доступ к кредиту. Для коммерческих банков лизинг дает возможность получить дополнительный доход и расширить сферу влияния.

    В Российской Федерации первая лизинговая фирма появились еще в 1989г., в  Ленинграде было создано первое в  стране предприятие по прокату  и  лизингу технических средств "Лентехпрокат". С 1990г. по всей территории, тогда еще  СССР, стали появляться подобные предприятия.

    Объектом  лизинга, кроме промышленного и  технического оборудования, также могут  быть недвижимое имущество (административные здания, склады и др.) и, кроме того, права  интеллектуальной собственности (лицензии,  ноу-хау и др.).

    Лизинг существенно отличается от аренды. В отличие от арендатора на лизингополучателя возлагаются традиционные обязанности покупателя, связанные с правом собственности: оплата имущества, возмещение потерь от случайной гибели имущества, страхование, техническое обслуживание и ремонт. Однако собственником имущества остается лизингодатель.

    Привлекательность лизинга состоит в том, что  предприятие не расходует единовременно  собственные финансовые ресурсы  на покупку оборудования, так как  банки приобретают его за счет собственных средств. Банки получают доходы в виде арендной платы, которая в конечном счете превышает первоначальные затраты на покупку оборудования. Финансовый лизинг (продолжительностью от 5 до 10 лет) представляет собой форму долгосрочного кредитования предприятия. Вместе с тем он имеет преимущества перед обычной ссудой, которая всегда связана с ограниченными сроками предоставления и погашения кредита. Лизинг – более гибкая форма кредитования, так как предприятие-арендатор и банк могут выбрать удобную для обеих сторон форму платежей, которые к тому же не облагаются налогом [18].

    Применение  практики покрытия временного недостатка денежных средств компанией ОАО «РЖД» может быть проиллюстрировано следующими примерами:

    В период 2003-2007 гг. с использованием механизма лизинга Компанией ускоренными темпами проведено обновление подвижного состава и техники. В поддержку и развитие отечественных производителей железнодорожной техники, крупнейшим потребителем продукции которых является ОАО «РЖД», инвестировано более 100 млрд. руб.

     Так в 2003г. ОАО "РЖД" объявило и успешно провело первый открытый конкурс (тендер) по выбору лизинговых компаний на сумму около 5млрд.руб. Срок лизинга составил 5-8 лет. Ставка финансирования - около 18% годовых. Опыт оказался настолько успешным, что в 2004г. объем заключенных договоров увеличился более чем в 3 раза и составил 18 млрд. руб. при ставке 13—14% годовых. В 2005г. по лизингу было поставлено подвижного состава на сумму около 22,5 млрд. руб.

     Таким образом, за 3 года было профинансировано более 45 млрд. руб. Это позволило ОАО "РЖД" дополнительно приобрести более 13500 ед. подвижного состава, в т. ч. более 12000 грузовых вагонов, около 100 локомотивов, 620 пассажирских и 670 вагонов пригородного подвижного состава.

     В 2006г. было привлечено более 30 млрд. руб. По итогам открытого тендера 2006г. была осуществлена закупка подвижного состава и железнодорожной техники на 12 млрд. руб. со средней ставкой около 9,5-10% годовых и авансом не более 5%.

     Инвестиционная  программа на 2007-2008 гг. предусматривала объем закупок подвижного состава в лизинг на сумму более 72 млрд. руб. без НДС.

     По  оценкам экспертов информационного  агентства "INFOLine-Аналитика", в 2007-2008 гг. приватный парк грузовых вагонов (без учета ОАО "ПГК", ОАО "Трансконтейнер", ОАО "Рейлтрансавто" и ОАО "Рефсервис") увеличился более чем на 84 тыс. ед., в т. ч. парк в собственности лизинговых компаний - на 63,5 тыс.ед. С 2003 по 2007 г. в финансовый лизинг было передано ОАО "РЖД" около 24,5 тыс. полувагонов и ОАО "Трансконтейнер" 1600 фитинговых платформ.

     Экономический кризис в 2008г. привел к резкому торможению лизинговой отрасли. По данным информационно-аналитического агентства "Эксперт РА", представленным на VIII Всероссийской конференции "Лизинг в России - 2009", в I полугодии 2009 г. новый бизнес лизингодателей сократился почти в 5 раз, а уже существующий объем лизинговых сделок на тот период упал на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2008г. Но стабилизация экономики способствовала повышению активности на лизинговом рынке. Впервые за последние несколько лет сумма новых сделок за III квартал превысила аналогичный показатель за I полугодие: в июле - сентябре новых сделок было заключено на 5 млрд. руб. больше, чем за первые 6 месяцев 2009г. В лидеры рынка вновь вернулись железнодорожная техника и подвижной состав (14,5% объема новых сделок).

     В начале октября 2009г. Правительство  РФ приняло постановление о субсидировании лизинговых ставок на закупку вагонов российского производства железнодорожными операторами. Государство компенсировало операторам две трети лизинговой ставки, но не более двух третей ставки рефинансирования Банка России. В рамках постановления на программу было выделено 600 млн. руб.

     Но, несмотря на все очевидные преимущества лизинга железнодорожного подвижного состава, основные негативные тенденции - рост дебиторской задолженности, банкротство финансово неустойчивых лизингополучателей, дефицит кредитных ресурсов, значительное учащение случаев мошенничества, отсутствие действенного механизма реализации вступивших в силу судебных решений в отношении контрагентов - остаются нерешенными.

     Серьезной проблемой для лицензиара становятся ужесточение требований со стороны  налоговых органов, несовершенство законодательной базы в отношении лизинговых сделок, а также политика государственных фискальных органов в отношении возмещения НДС лизингодателям. 

Информация о работе Общая характеристика отношений предприятия и банка