Определение цели и задач государственной финансовой политики РФ, механизм их реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - проанализировать состояние финансовой политики в современной России.
Нами были поставлены следующие цели:
- рассмотреть цели, задачи, типы, финансовой политики государства, механизмы ее реализации;
- проанализировать состояние бюджетной и налоговой политики современной России;
- предложить пути повышения эффективности государственной финансовой политики в РФ.

Содержание

1. Сущность, принципы и виды государственной финансовой политики
1.1 Понятие, цели и задачи государственной финансовой политики
1.1.1 Принципы формирования финансовой политики государства
1.1.2 Характеристика финансового механизма реализации финансовой политики
2. Анализ финансовой политики в современной России
2.1 Оценка основных направлений бюджетной политики
2.2 Анализ налоговой политики России
2.3 Пути повышения эффективности государственной финансовой политики в РФ
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Методичка по курсовой ФИНАНСЫ.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику  начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой  механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.

Известно, что существуют два типа финансовой политики:

а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно  правительством;

б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.

Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно, относится к первому ее типу. Для второго же он будет абсолютно неверен, что объясняется особенностями последнего.

Под недискреционной  финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.

Итак, допустим, что в стране наблюдается незначительный спад производства, а правительство не успело еще принять ответные меры. Тогда сокращение доходов граждан, а также хозяйствующих субъектов неизменно приведет к снижению налоговых поступлений, однако это и требуется для стабилизации экономики. Таким образом, правильно функционирующая налоговая система в состоянии автоматически регулировать экономику. Действительно, ведь при подъеме с увеличением доходов граждан также возрастут и налоги.

Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить следующие четыре, а именно Финансы: учебник для студентов вузов. / Под ред. Г.Б. Поляка. -- 3-е изд., перераб. и доп. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008:

1. Социальные выплаты,  включая пособия по безработице.  Действительно, налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице, резко возрастают, когда занятость высока

Другие типы пособий -- такие, как благотворительные выплаты вне рамок системы социального страхования, -- по характеру своего автоматического антициклического регулирования также относятся к стабилизирующему типу.

2. Актуальные для развитых  капиталистических стран программы  помощи фермерам: когда платежеспособный спрос сокращается и цены на сельскохозяйственные продукты падают, федеральное правительство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции, когда же надвигается инфляция и цены растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любую тенденцию в экономике.

3. Эффект надежности  компаний. Практика показывает, что  с целью создания иллюзии стабильного  дохода корпорации, акционерные  общества другие подобные юридические  лица сохраняют прежний уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка времени.

4. Инертность склонности  к потреблению. Так, индивид,  стремясь поддержать привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего дохода.

Несмотря на безусловно полезные способности налоговой  системы к стабилизации, без целенаправленного  воздействия правительства на экономическую ситуацию все-таки нельзя обойтись. Этому есть две причины:

1) Саморегулирования  недостаточно при сильном изменении экономической ситуации, так как, продолжая изымать часть каждого дополнительного дохода, налоги, однако, не смогут преодолеть влияние оставшихся денег, при этом не учитывается эффект мультипликации, который существенно ослабляет действие стабилизатора.

2) Политические и другие  внеэкономические соображения, препятствующие пассивным действиям правительства.

Таким образом, регулирование  экономики нельзя осуществлять исключительно при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики, несмотря на возражения экономистов проповедующих невмешательство в экономику, представляется необходимым.

Под дискреционной политикой  понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Основными орудиями дискреционной  финансовой политики являются:

-- общественные работы  и другие программы, связанные  с расходами;

-- социальные программы;

-- правительственные  закупки;

-- государственные инвестиции;

--изменение расходов  трансфертного или перераспределительного  типа;

-- управление налоговым  гнетом.

Таким образом, можно  найти два главных элемента, составляющих финансовую политику:

1) политика в области государственных расходов.

2) фискальная политика.

Проанализируем первый элемент. К нему можно отнести  все программы, связанные с государственными расходами.

Во-первых, это общественные работы, которые на заре финансовой политики широко применялись, если экономике угрожала депрессия и как ее следствие -- безработица. Такие программы имели своей целью увеличить занятость и зачастую являлись весьма поспешными и расточительными Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 1994. Гл. 16. С. 260 -- 277..

В общей сложности  следует отметить, что общественные работы являются неэффективным инструментом дискреционной политики.

Вторым инструментом дискреционной финансовой политики являются государственные программы расходов на социальные нужды. Так, правительство может воздержаться от выработки дополнительных социальных пособий в периоды инфляции, чем достигнет снижения уровня потребительского спроса. Во время же депрессии оно повышает ассигнования на социальные нужды Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 1994. Гл. 16. С. 260 -- 277.

Однако недостатком  материальной помощи для краткосрочных  целей стабилизации является факт политического  порядка, что такие чрезвычайные программы сложно сократить, когда положение снова улучшится.

Третий из основных рычагов, с помощью которых осуществляется управление финансами, -- правительственные закупки и инвестиции. Увеличение государственных инвестиций, как и рост частных расходов, стимулирует развитие промышленности, получающей новые заказы. Данное положение подтверждается следующим макроэкономическим законом: S + M = C + I+ X+ G, то есть сбережения и импорт равняются сумме потребления, инвестиций, чистого экспорта и государственных закупок. Иначе говоря, рост G или Iприведет к смещению кривой C + I+ X+ G вверх относительно графика сбережений и импорта, что выразится в увеличении ЧНП. Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 1994. Гл. 16. С. 260 -- 277.

Наконец перейдем к фискальной политике как второму элементу политики финансовой. Сущность ее заключается в искусном изменении налогового бремени в течение всего экономического цикла.

Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему фискальной политики. При этом объекты налогообложения весьма различны: среди них и доходы, и стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имуществом юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и прочие объекты, установленные законодательными актами.

Основными налогами в  Российской Федерации являются:

1. Индивидуальный подоходный  налог, представляющий собой вычет  из годовых доходов налогоплательщика.

2. Налог на прибыль  фирм и предприятий. Взимается с чистой прибыли юридических лиц (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков).

3. Социальные взносы, то есть выплаты, осуществляемые  частично самими рабочими и  частично их работодателями, направляемые  в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и так далее.

4. Поимущественные налоги, то есть налоги на имущество,  дарение и наследство.

5. Налоги на товары  и услуги, прежде всего таможенные  пошлины и акцизы, а также НДС.

Исходя из описанной  системы налогообложения, представляется возможным выделить такие главные принципы фискальной политики: Родионова В. М. Финансы. М.: Финансы и статистика. 1993. Гл. 3.

а) Уровень налоговой  ставки должен устанавливаться с  учетом возможностей налогоплательщика, то есть его уровня доходов. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, поэтому налог с дохода должен быть прогрессивным.

б) Налогообложение должно носить однократный характер, иначе  цена товара, доходящего до потребителя будет неоправданно завышена, что сделает его неконкурентноспособным, с другой стороны постоянный налоговый гнет лишит предпринимателя стимулов к проявлению деловой активности.

в) Обязательная уплата налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

г) Процедура выплаты  налогов должна быть простой, понятной и удобной для налогоплательщиков и экономичной для учреждений, собирающих налоги.

д) Налоговая система  должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

е) Налоговая система  должна обеспечивать эффективное перераспределение создаваемого ВНП.

Таким образом, фискальная политика, проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам построения налоговой системы российского государства и регулировать экономические взаимоотношения внутри федерации.

Однако дискреционная  фискальная политика, как и политика, основанная на использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд своих недостатков. Помимо очевидных политических трудностей, связанных с длительным обсуждением в Государственной Думе относительно принятия закона об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение против временного снижения налогов для борьбы со спадом проистекает из того политического факта, что в демократическом обществе может быть трудно снова повысить налоги после преодоления спада.

Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что в любом  случае государство, имея возможность применять все элементы финансовой политики, обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли переходную российскую экономику. Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения России.

 

 

2.Анализ финансовой политики в современной России

2.1 Оценка основных направлений бюджетной политики

Всего за три года значительный профицит сменится практически сбалансированным бюджетом. Период 2008--2010 гг. в России с макроэкономической точки зрения во многих отношениях обещает стать переломным. Он будет характеризоваться как изменением объективных условий развития российской экономики, так и поворотом в характере политики правительства.

Во-первых, как ожидается, быстрый  рост цен на мировых рынках сырья  сменится их снижением. Цены на нефть  по прогнозам, снизятся до 50 дол./бар. к 2010 г.

Во-вторых, отставание добычи и экспорта углеводородов от роста российской экономики примет хронический характер.

Несмотря на это, взрывное расширение притока иностранного капитала вызовет дальнейшее реальное укрепление рубля, сокращающее удельный вес экспортноориентированных отраслей в ВВП. В итоге размеры нефтегазового комплекса, включая добычу, переработку и транспортировку, стабилизируются на уровне 210--220 млрд. дол., а его доля в ВВП будет быстро падать: с 23% в 2006 г. До 13% в 2010 г. Соответственно, расчетная величина природной ренты в нефтегазовом секторе сократится почти вдвое -- с 19,1% ВВП в 2006 г. до 10,6% ВВП в 2010 г., как и изъятие нефтегазовой ренты в бюджетную систему (см. График). Гурвич Е.Т. Российская бюджетная политика на следующее десятилетие. // «Экономический вестник». Издается Всемирным банком совместно с ЦЭФИР, 2008г. №1.

Резкое сокращение удельного веса нефтегазового комплекса повлечет за собой значительное падение суммарных  бюджетных доходов. Это объясняется проведенным в ходе налоговой реформы перераспределением налоговой нагрузки, которая в итоге оказалась в нефтяном секторе более чем вдвое, а в газовом секторе -- в полтора раза выше, чем в остальной экономике.

Сокращение нефтегазовых поступлений  не может быть компенсировано за счет других источников, так что суммарные доходы федерального и расширенного бюджета в 2008--2010 гг. снизятся на 5,4% ВВП.

Драматическое падение нефтегазовых доходов бюджета будет сопровождаться противоречивыми изменениями в управлении ими.

Информация о работе Определение цели и задач государственной финансовой политики РФ, механизм их реализации