Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:37, курсовая работа
Цель курсовой работы - проанализировать состояние финансовой политики в современной России.
Нами были поставлены следующие цели:
- рассмотреть цели, задачи, типы, финансовой политики государства, механизмы ее реализации;
- проанализировать состояние бюджетной и налоговой политики современной России;
- предложить пути повышения эффективности государственной финансовой политики в РФ.
1. Сущность, принципы и виды государственной финансовой политики
1.1 Понятие, цели и задачи государственной финансовой политики
1.1.1 Принципы формирования финансовой политики государства
1.1.2 Характеристика финансового механизма реализации финансовой политики
2. Анализ финансовой политики в современной России
2.1 Оценка основных направлений бюджетной политики
2.2 Анализ налоговой политики России
2.3 Пути повышения эффективности государственной финансовой политики в РФ
Заключение
Литература
Во-вторых, следует отменить все формы прямого обложения доходов, не превышающих прожиточный минимум работников (подоходный и социальный налоги, другие удержания). Очевидно, работники с такими доходами не могут (и не должны) участвовать и в финансировании государственных расходов, и в накоплении ресурсов на свое пенсионное обеспечение. Бессмысленно изымать деньги у этих лиц, ведь они тут же включаются в систему обеспечения пособиями за счет того же государства. Кроме лишней учетной и финансовой работы, никакой общественной пользы такая практика не приносит. Шаталов С. Д. Налоговая реформа - важный фактор экономического роста//Финансы. - 2009. - №2
Наконец, в-третьих, необходимо окончательно отказаться от идеи налогообложения малого бизнеса. Государство не может и не должно карать своих граждан за то, что они не просто берут на себя все заботы о собственном благополучии, но еще и создают рабочие места для своих близких или знакомых. Разумеется, подобная свобода от налогов должна распространяться лишь на действительно малые предприятия, такие, где их учредители не только вкладывают деньги, но и работают и участвуют в управлении; среди учредителей нет юридических лиц; предприятие действует на основе полной (неограниченной) ответственности по своим обязательствам; число наемных работников либо ограничивается членами семьи, либо составляет не более 5-10 человек; оборот не превышает установленного максимума, а чистая прибыль - кратного прожиточного минимума. Шаталов С. Д. Налоговая реформа - важный фактор экономического роста//Финансы. - 2009. - №2
В последние годы серьезной
проблемой во всех развитых странах
стало прогрессирующее
Налоговые органы должны не только выявлять факты сокрытия доходов и ухода от налогообложения, но и оперативно перекрывать возможные каналы возникновения налоговых нарушений посредством совершенствования нормативно-правовой базы. Следует установить жесткий оперативный контроль за соблюдением налогового законодательства, пресекать "теневые" экономические операции, повысить ответственность граждан и организаций за уклонение от уплаты налогов.
Для стабильного улучшения собираемости налогов требуются целенаправленные усилия государства по формированию налоговой культуры. Повышению собираемости налогов могут способствовать внесение изменений и дополнений в действующее законодательство о налогах и сборах и улучшение налогового администрирования, что прямо зависит от уровня материального обеспечения налоговых органов и их технического оснащения.
2.3 Пути повышения эффективности государственной финансовой политики в РФ
Создание нового типа экономики и проведение структурных реформ, обеспечивающих повышение качества жизни в условиях, созданных за последние годы основ рыночной экономики, требует оценки ресурсного потенциала в достижении поставленных целей. Важнейшим показателем, отражающим как финансовое обеспечение, так и роль государства в экономике, и взаимодействие государства и бизнеса, является налоговая нагрузка и результативность государственных расходов. Наряду с другими полномочиями и инструментами экономической политики бюджетная политика является основным инструментом достижения намеченного результата. Долгосрочная бюджетная стратегия выступает одним из инструментов бюджетной политики.
Основная задача долгосрочного бюджетного планирования состоит в увязке проводимой бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения.
Результатом политики модернизации экономики и усилий по ее диверсификации должны стать устойчиво высокие темпы роста ВВП. Физический объем ВВП должен вырасти за 15 лет в 2,5 раза, что соответствует средним темпам роста экономики в размере 6,3% в год. Мировой финансовый кризис: причины и последствия / Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал Финансы 2009 №1
Направления налоговой политики на долгосрочную перспективу основываются на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, - отвечает потребностям расширенного правительства в доходах для предоставления важнейших государственных услуг и выполнения возложенных на него функций.
В долгосрочной перспективе помимо увеличения финансирования здравоохранения, необходимо провести ряд мер, нацеленных на структурные изменения и повышении эффективности работы системы. Мировой финансовый кризис: причины и последствия / Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал Финансы 2009 №1
Один из наиболее перспективных подходов к повышению эффективности бюджетного сектора связан с реформированием системы оплаты труда в государственном секторе. При этом речь идет не о простом увеличении заработной платы работников. Задача состоит в создании механизмов, обеспечивающих, во-первых, постоянное приспособление уровня заработной платы работников к условиям на рынке труда, и во-вторых, оказывающих серьезное стимулирующее воздействие на производительность труда в бюджетном секторе.
Принимая во внимание состав бедных домохозяйств, для ослабления социального неравенства необходимо разработать программу, направленную на повышение качества жизни социально-незащищенных категорий граждан (инвалидов, многодетных, неполных семей, пенсионеров и т.д.). Значительная часть российских бедных сконцентрирована у черты бедности, и только для десятой их части бедность означает практически отсутствие средств к существованию.
Задачи реформирования налоговой системы
Прежде всего требуется
создание системы единого
Кроме того, следует начать работу по объединению на основе налогового учета всех остальных видов государственного учета, включая и паспортный (сейчас государство ведет дорогостоящий параллельный учет граждан с присвоением соответствующих кодов, номеров и др. по документам регистрации рождений, внутреннего и зарубежного, паспортов, пенсионного, медицинского страхования и т.д.). Государство получит существенную экономию, граждане - большие удобства, а налоговые органы - новое эффективное средство налогового контроля.
Еще одной важной мерой является закрепление за налоговым ведомством функции сборщика налогов. Сейчас в налоговой сфере действуют, кроме МНС России, и другие ведомства: Министерство финансов и федеральное казначейство, налоговая полиция, Центральный банк и т.д. В результате тратятся огромные средства на ведение параллельных систем учета, эффективность налогового контроля падает.
Названные цели и задачи должны быть сформулированы в рамках Государственной налоговой доктрины России, а методы и средства их решения - в Общей концепции налоговой политики и основных направлений развития налоговой системы России. В этом документе следует не только отразить важнейшие направления совершенствования налоговой службы, затрагивающие процесс модернизации ее структуры, но и определить условия, обеспечивающие наиболее эффективное решение возложенных на нее действующим законодательством задач с учетом тенденций развития налогово-бюджетной системы и экономики страны в целом.
Бюджетная политика - это система форм и методов мобилизации финансовых ресурсов бюджета деятельность органов власти различных уровней по составлению, рассмотрению и исполнению бюджетов деятельность органов власти в области организации и использования бюджета, состоящая в разработке концепции его развитии, принципов и форм его организации.
Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале предшествующего года.
На протяжении всего периода реформ цели, которые ставились перед бюджетной политикой в Российской Федерации значительно были достигнуты: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.
При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики - ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.
Заключение
В данной курсовой работе была рассмотрена финансовая политика государства. На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Финансовая политика - понятие многоплановое. В целом ее сфера определяется параметрами участия государства в управлении экономикой и социальной сферой, исходя из господствующих на отдельных исторических этапах развития общества теоретических концепций. Также финансовая политика зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отдельных ее звеньев.
Российская экономика остается стабильной на фоне кризиса международных фондовых рынков, инвесторы рассматривают Россию как достаточно стабильную страну для вложения средств.
Тем не менее, характер современного этапа развития российской экономики характеризуется наличием множества специфических для этого этапа проблем, среди которых можно выделить недостаточный уровень развития базовых институтов (включая институты правоприменения, обеспечения исполнения контрактов), уровень развития судебной системы, защиты прав собственности.
При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики - ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.
Задачи реформирования налоговой системы:
- создание системы
единого общегосударственного
- следует начать работу
по объединению на основе
- необходимость закрепления
за налоговым ведомством
Литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 17.07.1998 г. (с учетом последующих изменений и дополнений);
2. Налоговый кодекс
Российской Федерации. Часть
3. Бюджетная классификация Российской Федерации (с учетом изменений от 22.12.2005 № 176-ФЗ
4. Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 1994. Гл. 16. С. 260 -- 277.
5. Игнатьев Д. Налоговой
политике нужны четкие
6. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М. 1993. Т. 1. Гл. 6, 8, 14, 20. Т. 2. С. 206 -- 209.
7. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. -- 2-е изд. -- М.: ИНФРА - 2004
8. Самуэльсон П. Экономика. М. 1992. Т. 1. Г л. 9, 10, 19.
9. Финансы и кредит - Краткий курс лекций/ Под ред.БелоглазоваГ.Н.: Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004.
10. Финансы и кредит / Под ред. Романовского М. В., Белоглазовой Г. Н. - М.: Высшее образование, 2005.
11. Финансы / Под ред. Архипова А. И., Погосова И. А. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
12. Финансы / Под ред. Дробозиной Л. А. - М.: ЮНИТИ, 2000.
13. Финансы / Под ред. Грязновой А. Г., Маркиной Е. В. - М.: Финансы и статистика, 2004.