Организация и регулирование биржевой деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 23:35, курсовая работа

Краткое описание

Организация биржевой торговли оказывает значительное влияние на стабильность и ликвидность биржевого рынка. В то время как биржевая торговля осуществляется в специально отведенном месте - в здании биржи, на биржевом рынке совершаются сделки с определенными видами товаров, в соответствии с установленными правилами.Как показывает мировой опыт для развития экономики любой страны необходимо уделить должное внимание проблемам связанным с правовым регулированием биржевой деятельности. Так как именно биржевые организации обеспечивают справедливость и законность рыночных операций.

Содержание

Введение
Глава I. Особенности организации и регулирования биржевой деятельности
§1. Характеристика и сущность биржи
§2. Необходимость организации регулирования биржевой деятельности
Глава II. Организация и регулирование биржевой деятельности в России
§1. Особенности государственного регулирования биржевой деятельности в России
§2. Анализ российского законодательства регулирующего деятельность бирж
§3. Пути совершенствования российского законодательства регулирующего биржевую деятельность
Заключение
Список источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 68.36 Кб (Скачать файл)

Механизм биржевого регулирования (управления) включает правовое, нормативное и информационное обеспечение. 
            Правовое обеспечение - это законодательные акты, постановления, указы и другие правовые документы органов управления. Нормативное обеспечение включает инструкции, нормативы, нормы, методические указания и разъяснения, а также правила, утверждаемые организациями профессиональных участников биржевого рынка. К информационному обеспечению относится различная экономическая, коммерческая, финансовая и прочая информация. 
            Как и любая система управления, система управления биржевой деятельностью включает две подсистемы: управляющую, основанную на использовании государственных и негосударственных (общественных) методов регулирования, и управляемую. 
            Управляющая подсистема включает в себя: 
1) государственные органы и сам о регулируемые организации (биржи), осуществляющие на биржевом рынке законодательную, регистрационную, лицензионную и контрольную деятельность; 
2) законодательную инфраструктуру (законодательные акты, постановления, указы, нормативные документы и др.); 
3)этику биржевого рынка (правила биржевой торговли, утверждаемые конкретной биржей); 
4)традиции и обычаи. 
Управляющая подсистема выполняет координирующие, регулирующие, стимулирующие, организационные и контрольные функции. 
 
            К функциям управляемой подсистемы относятся: организация движения финансовых ресурсов, обеспечение качества биржевых товаров, информационное обеспечение рынка. 
В мировой практике различают две модели регулирования биржевой деятельности.

            Регулирование биржевого рынка является преимущественной функцией государственных органов (государственное регулирование). Лишь небольшую часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает биржам. Такая система существует во Франции. При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается биржам (принцип саморегулирования). При этом значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции, система согласований и переговоров. Эта система сложилась в Великобритании.

            Во многих странах используется смешанная модель регулирования биржевой деятельности, хотя государственное регулирование заметно усилилось в последние 20 лет. Ранее биржевая торговля регулировалась преимущественно нормами и правилами, разрабатываемыми самими биржами. 
 
Государственное регулирование включает: 
1) разработку и реализацию специальных нормативно-правовых актов; 
2) создание стандартов, т. е. набора обязательных требований к участникам биржевого рынка и т.п.; 
3) регламентацию основных процедур и государственный контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны участников рынка. 
 
Задачи государственного регулирования: 
1) реализация государственной политики развития биржевого рынка; 
2) обеспечение равных прав и безопасности для профессиональных участников и клиентов; 
3) создание информационной системы о биржевом рынке и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка. 

 
            Саморегулирование предполагает использование методов общественного регулирования. К таким методам относятся разработка правил профессиональной деятельности на биржевом рынке и их повсеместное применение на практике, запрещение недобросовестной рекламы, формирование общественного мнения о биржевой деятельности. 9 
            К положительным сторонам саморегулирования можно отнести: 
1) разработку правил поведения самими профессиональными участниками конкретного биржевого рынка, реально представляющими его особенности; 
2) экономию государственных средств, сокращение аппарата управления биржевым рынком; 
3) установление общественного контроля, так как участники биржевого рынка, как правило, больше заинтересованы в нормальном регулировании, чем правительственные чиновники; 
4) введение этических норм поведения профессиональных участников биржевого рынка с помощью общественного контроля.

 

 

 

 

 

 

 
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

§1.Особенности государственного регулирования биржевой деятельности в России

По мере становления российского биржевого рынка создается и отлаживается система его регулирования. Основные государственные органы непосредственного регулирования биржевой деятельности: 
-Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку. (регулирует деятельность фондовых бирж) 
-Федеральная комиссия по товарным биржам. (осуществляет регулирующие функции по отношению к товарным биржам). 
-Министерство финансов РФ. (устанавливает правила бухгалтерского учета, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение на биржах). 
-Центральный банк Российской Федерации. (регулирует деятельность валютных бирж). 
 
            Идея разработки отечественного биржевого законодательства появилась едва ли не вместе с биржами. В июле 1990 года был подготовлен проект Закона РСФСР "О товарных биржах и биржевой торговле. Затем появились проекты биржевого законодательства в других республиках, а также проекты нормативных актов, исходивших от самих бирж. Разработка правовой основы регулирования биржевой деятельности в России базировалась на имевшихся законах, постановлениях, положениях и указах, с помощью которых осуществлялся переход от командно-административной системы управления к рыночным механизмам. 
            Ниже приведена краткая характеристика документов, регулировавших биржевую деятельность в России. 
 
1) Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25 декабря 1990 года. Этим законом определялись акционерные общества закрытого типа, товарищества с ограниченной ответственностью, устанавливался порядок учреждения предприятий и их государственной регистрации. 
2) Постановление Совета Министров РСФСР "О деятельности товарных бирж в РСФСР" от 20 марта 1991 года, которым утверждено временное положение о деятельности товарных бирж в РСФСР. Этим постановлением была разрешена реализация на товарных биржах по свободным ценам товаров, произведенных сверх государственного заказа и обеспечения межреспубликанских обязательств, т. е. было положено начало свободной торговле. Документом была регламентирована деятельность товарных бирж по некоторым вопросам, в частности:

-введена обязательность  регистрации сделок, заключаемых на товарных биржах; 
-запрещена товарно-посредническая деятельность самих товарных бирж; 
-установлен размер уставного фонда биржи не менее 10 млн. руб.; 
-введена выдача лицензий на биржевую деятельность. 
3) Положение о порядке лицензирования деятельности товарных бирж в РСФСР № 28, утвержденное приказом Госкомитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 31 мая 1991 года. В документе были определены порядок лицензирования, состав документов, требования к уставу биржи и правилам биржевой торговли. 
4) Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в стране, утвержденное постановлением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 год № 78. В нём дано определение ценной бумаги, установлен порядок их выпуска, регистрации и обращения, охарактеризованы участники рынка ценных бумаг и фондовая биржа. 
5) Положение о лицензировании биржевой деятельности на рынке ценных бумаг, в котором установлены порядок лицензирования, состав документов, а также контроль за использованием лицензий.

6) Федеральный закон Российской Федерации от 04.05.2011г. № 99-ФЗ (с изм. от  02.07.2013 «О лицензировании отдельных видов деятельности»

 
7) Положение об аттестации специалистов инвестиционных институтов и фондовых бирж на право совершения операций с ценными бумагами ( разработано на основе постановления Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 78). В нем были установлены квалификационные требования к специалистам, порядок их аттестации и контроль за использованием выданных им лицензий. 
 
8) Закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" от 20 февраля 1992 года стал основным документом, регулирующим деятельность товарной биржи и биржевой торговли в России. В соответствии с этим законом созданы правовые гарантии для торгово-посреднической деятельности, учтены реальные процессы, происходящие на современных биржах. 
 
            Согласно документу биржа организует и ведет биржевые торги, но не может совершать сделки от своего имени и за свой счет. Она также не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Предприятия и организации, не отвечающие этим положениям, не имеют права на организацию биржевой торговли, использование в своем названии слов "товарная биржа" или "биржа" и не подлежат регистрации в качестве биржевых структур. 
В законе дается определение биржевого товара, а также обозначены объекты, которые не могут быть предметом биржевых сделок. В документе представлен порядок учреждения, организации и ликвидации товарной биржи. Большое внимание уделено государственному регулированию деятельности товарных бирж.

            Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" определяет порядок валютного регулирования и общие понятия, необходимые для совершения сделок с валютой. 
            Постановлением Правительства РФ "О мерах по стимулированию роста организационного товарооборота биржевых товаров через товарные биржи" от 11 мая 1993 года № 452 подтверждается, что развитие биржевой торговли является важнейшим фактором формирования российского рынка. Им предусмотрена необходимость разработки механизма проведения на товарных биржах конкурсов по размещению заказов на закупку и поставку товаров для государственных нужд, прежде всего мяса, зерна, сахара, нефти, леса, хлопка, шерсти, металлов. 
            Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. регулирует деятельность фондовых бирж. В этом законе даются определения брокерскому и дилерскому видам деятельности, а также фондовой биржей признается только организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности. Исключения допускаются только для депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств. Торговля организуется только между членами биржи, другие лица могут в ней участвовать через посредничество членов. Кроме того, служащие биржи не могут быть учредителями и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также самостоятельно участвовать в качестве предпринимателей в деятельности фондовой биржи. 
            Главным координирующим органом на рынке ценных бумаг в настоящее время является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). 
            Государственное регулирование главным образом осуществляется на основе нормативно-правовых актов. В настоящее время действует более 300 таких актов, но этого явно недостаточно, если сравнить российскую нормативно-правовую базу с многотомными собраниями законодательных актов по ценным бумагам в странах с развитым фондовым рынком. 
            На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка эмиссии ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии и путем аттестации, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка. 
            На вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональных участников рынка и путем выдачи квалификационных аттестатов, дающих право на совершение определенных видов деятельности на рынке ценных бумаг, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства. Особое место в регулировании развития рынка ценных бумаг занимает налогообложение операций (сделок) с ценными бумагами. 
            Выделяют следующие методы регулирования рынка ценных бумаг: 
-регистрация выпусков ценных бумаг, проспектов эмиссии; 
-лицензирование деятельности профессиональных участников рынка; 
-аттестация специалистов инвестиционных институтов; 
-страхование инвесторов; 
-аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов; 
-надзор и контроль за проведением фондовых операций; 
-регистрация и надзор за деятельностью обменных и клиринговых корпораций; 
-раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.

Составной частью государственного регулирования является лицензирование как биржи и организаций ее инфраструктуры, так и индивидуальных посредников биржевого рынка. 
            Решения об аннулировании или приостановлении действия лицензии принимаются Комиссией в двухмесячный срок на основе: 
-материалов, осуществленных финансовыми органами проверок, в которых установлены факты нарушений в деятельности товарной биржи; 
-официальных уведомлений территориальных управлений Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а также государственных комиссаров на товарных биржах о фактах нарушений. 
            При неисполнении товарной биржей в месячный срок официальных предписаний Комиссия направляет материалы в арбитражный суд. Биржа может быть ликвидирована по решению высшего органа управления биржи, а также судом или арбитражным судом в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. 
            Механизм лицензирования биржевой торговли ценными бумагами включает лицензирование как биржевых посредников, так и инвестиционных институтов, дающее право действовать на рынке ценных бумаг. 
            Помимо государственного регулирования исторически сложился принцип саморегулирования, который заключается в том, что на каждой бирже существуют определенные внутрибиржевые нормативные акты, на которых основывается биржевая деятельность конкретной биржи.  
К ним относят учредительный договор, устав биржи и правила биржевой торговли.  
            Правила биржевой торговли должны включать: 
-порядок проведения биржевых торгов; 
-виды биржевых сделок; 
-наименование товарных секций; 
-перечень основных структурных подразделений биржи; 
-порядок информирования участников биржевой торговли о предстоящих биржевых торгах; 
-порядок регистрации и учета биржевых сделок, котировки цен биржевых товаров; 
-порядок информирования участников биржевой торговли о биржевых сделках на предшествовавших биржевых торгах, в том числе о ценах биржевых сделок и о котировке биржевых цен, а также информирования членов биржи и других участников биржевой торговли о товарных рынках и рыночной конъюнктуре биржевых товаров; 
-взаимные расчеты членов биржи и других участников биржевой торговли при заключении биржевых сделок; 
-меры по обеспечению безопасности реализуемых на биржевых торгах биржевых товаров, подлежащих в соответствии с законами Российской Федерации обязательной сертификации и предназначенных для продажи на территории Российской Федерации, при наличии сертификата и знака соответствия, выданных или признанных уполномоченным на то органом; 
-контроль над процессом ценообразования на бирже в целях недопущения резкого дневного повышения или понижения уровней цен, искусственного завышения или занижения цен, сговора или распространения ложных слухов с целью воздействия на цены; 
-меры, обеспечивающие порядок и дисциплину на биржевых торгах, а также порядок и условия применения этих мер; 
-меры, обеспечивающие соблюдение членами биржи, другими участниками биржевой торговли решений органов государственной власти и управления по вопросам, относящимся к деятельности бирж, учредительных документов биржи, правил биржевой торговли, решений общего собрания членов биржи и других органов управления биржи; 
-перечень нарушений, за которые биржа взыскивает штрафы с участников биржевой торговли, а также размеры штрафов и порядок их взимания; 
-размеры отчислений, сборов, тарифов и других платежей и порядок их взимания биржей. 
            Таким образом, биржа может рассматривается как саморегулируемая организация, действующая на принципах биржевого самоуправления. Это проявляется в том, что в рамках действующего законодательства биржа сама принимает решения об организации своего управления, что находит отражение в ее уставе.

Информация о работе Организация и регулирование биржевой деятельности в России