Организация и регулирование биржевой деятельности в России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 23:35, курсовая работа
Краткое описание
Организация биржевой торговли оказывает значительное влияние на стабильность и ликвидность биржевого рынка. В то время как биржевая торговля осуществляется в специально отведенном месте - в здании биржи, на биржевом рынке совершаются сделки с определенными видами товаров, в соответствии с установленными правилами.Как показывает мировой опыт для развития экономики любой страны необходимо уделить должное внимание проблемам связанным с правовым регулированием биржевой деятельности. Так как именно биржевые организации обеспечивают справедливость и законность рыночных операций.
Содержание
Введение Глава I. Особенности организации и регулирования биржевой деятельности §1. Характеристика и сущность биржи §2. Необходимость организации регулирования биржевой деятельности Глава II. Организация и регулирование биржевой деятельности в России §1. Особенности государственного регулирования биржевой деятельности в России §2. Анализ российского законодательства регулирующего деятельность бирж §3. Пути совершенствования российского законодательства регулирующего биржевую деятельность Заключение Список источников и литературы
§2. Анализ российского
законодательства регулирующего деятельность
бирж.
Следует отметить, что исторически правовые
акты, определяющие особенности проведения
операций на финансовом рынке, появились
ранее, чем были разработаны нормы общегражданского
законодательства, соответствующие принципам
регулирования рыночных отношений. Гражданский
кодекс РФ (часть первая) вступил в действие
с 1 января 1995 года. Между тем постановление
Правительства РФ №78, утвердившее Положение
"О рынке ценных бумаг и фондовых биржах
в РФ", было принято в декабре 1992 года.
Указанное постановление предусматривало,
что фондовые биржи создаются в форме
закрытых акционерных обществ и должны
являться коммерческими организациями. 10
Принятый позднее новый ГК РФ в регулировании
деятельности юридических лиц основывался
на концептуально ином подходе, согласно
которому организационно-правовая форма
юридического лица является определяющим
моментом в определении характера его
деятельности как коммерческой или некоммерческой
организации. Такой подход делает юридически
невозможным некоммерческий характер
деятельности хозяйственных обществ вообще
и акционерных обществ в частности.
Следуя концепции, заложенной в Гражданском
кодексе, ФЗ "О рынке ценных бумаг"
предписал создание фондовых бирж в форме
некоммерческого партнерства как единственно
возможной для организации биржи. Аналогичные
требования содержатся в нормативных
актах ФКЦБ.
Для фондовых бирж, учрежденных
до вступления в действие Закона "О
рынке ценных бумаг" и нормативных документов
ФКЦБ, предписание о необходимости приведения
своих документов в соответствие с нормами
закона вследствие положений действующего
законодательства равносильно предписанию
о ликвидации.
В обоснование требования учреждения
фондовых бирж в форме некоммерческих
партнерств эксперты ФКЦБ приводят следующие
аргументы.
Вряд ли инвесторы будут покупать
или продавать бумаги на бирже, созданной
в виде акционерного общества, нацеленного
на получение прибыли. В этом случае не
удается избежать злоупотреблений, связанных
с различным доступом к информации о ценах
на бирже у акционеров и участников торгов
(эти категории чаще всего не совпадают).
Никто, в том числе и органы
исполнительной власти, не может запретить
акционерным обществам распределять прибыль
между акционерами. Следовательно, акционерная
форма для бирж неприемлема.
Некоммерческие партнерства
меньше "зарегулированы" законодательством,
и учредители таких партнерств полностью
свободны в конструировании удобных для
них схем.
Финансовый кризис 2008 года случился
потому, что банки и биржи ни кто не регулировал
они торговали чужими долгами, обогащались
и не боялись разориться.
Бизнес крупнейших банков мира
до кризиса был похож на пирамиду из чудес:
берем чужие плохие долги, превращаем
их в хорошие и продаем всем на свете. На
вырученные деньги можно было купить эскадрилью
корпоративных самолетов, получить огромные
бонусы и выпустить еще немного долгов.
Кризис обвалил всю эту пирамиду,
и потянул за собой не только крах бирж
и банков но и осложнил экономическое
положение во многих странах, а законодатели
которые несколько десятков лет отменяли
правила и ограничения для банков, вдруг
поняли, что слишком много свободы - это
тоже не очень хорошо. Несколько крупнейших
экономик мира - США, Великобритания, Германия,
Швейцария - почти одновременно решили,
что со свободой пора заканчивать. С 2009
по 2011 годы в этих странах были принятые
новые законы, регулирующие деятельность
банков.
Что касается первого аргумента,
то если с ним согласиться, надо уже в ближайшее
время ожидать банкротства таких бирж,
как Амстердамская фондовая биржа, Стокгольмская
фондовая биржа, Варшавская фондовая биржа,
Сингапурская, российские биржи исключением
не будут.11
Между тем, по оценке экспертов,
эти сравнительно недавно образованные
биржи являются наиболее динамично развивающимися
и наиболее перспективными.
В этой связи показателен пример
Амстердамской биржи. По заключению фирмы
Мак Кинзи, являющейся признанным международным
экспертом в области делового менеджмента,
"удалось найти такую рыночную модель,
которая способствовала возвращению на
биржу участников, поскольку обеспечивала
нужды и "оптовых", и "розничных"
инвесторов". В то же время развитие
компьютерной технологии позволило биржевому
финансовому рынку достигнуть беспрецедентного
уровня прозрачности. Таким образом, проблема
злоупотреблений, связанных с различным
уровнем доступа к информации, для электронных
бирж вряд ли является актуальной.
Мировой опыт, касающийся процесса
коммерциализации финансовых бирж, полностью
опровергает второй аргумент относительно
приемлемости акционерной формы для деятельности
фондовых бирж.
Что касается третьего аргумента, то именно
отсутствие "урегулированности"
и вызывает наибольшие опасения у участников
рынка. На практике отсутствие адекватного
регулирования или очень сильное регулирование
означает неопределенность статуса. Это
значит, что основная тяжесть приходится
на нормативные документы самой биржи.
Где гарантия, что "свобода конструирования"
не приведет к произволу со стороны учредителей.
Преимущества акционерной формы и состоят
в ее "прозрачности", определенности
и урегулированности, а не в праве распределять
доходы между участниками рынка.
Аргументы экспертов ФКЦБ не
представляются логически обоснованными
и поэтому требуют более подробного обоснования.
Между тем уже сейчас очевидно,
что вводимые ФКЦБ ограничения не просто
не соответствуют мировому развитию рынка,
а ведут к удорожанию рынка для российских
профессиональных участников, а значит,
и для инвесторов. Рынок будет дороже,
а значит, менее конкурентоспособен. Это
приведет к тому, что место российских
организаторов торговли займут иностранные.
Анализ ситуации показывает,
что российские реалии снова резко расходятся
с мировыми тенденциями. При этом надо
подчеркнуть, что все предпосылки для
следования мировым тенденциям в России
существуют.
Речь идет прежде всего о компьютеризации
и развитии технологий финансового рынка,
превращающих ведущие инфраструктурные
элементы рынка, к каковым относятся биржи
и иные организаторы торговли, из "закрытых
профессиональных клубов" в коммерческие
предприятия, ведущие жесткую конкурентную
борьбу за клиента. Происходящий процесс
глобализации финансовых рынков приводит
к стиранию национальных границ. Таким
образом, инфраструктурные институты
вынуждены конкурировать не только и не
столько в рамках национальных государств,
а за международные рынки. В этой ситуации
национальные органы государственного
управления должны помогать национальным
инфраструктурным организациям, способным
вести конкурентную борьбу на международном
рынке, а не заставлять их постоянно перестраиваться
под меняющиеся требования ведомственных
нормативных актов.
Жесткие требования ФКЦБ, адресованные
организаторам торговли, в первую очередь
уже созданным и работающим с большей
или меньшей эффективностью валютным
и товарным биржам, не соответствуют, а
иногда и прямо противоречат складывающимся
международным стандартам. Это лишает
наиболее передовые инфраструктурные
институты финансового рынка возможности
эффективно конкурировать с аналогичными
зарубежными институтами, тем самым нанося
ущерб национальным интересам России.
§3. Пути совершенствования
российского законодательства регулирующего
биржевую деятельность
Преобразование российского
законодательства необходимо совершать
в несколько этапов.
На первом этапе необходимо
внести в действующее законодательство
и нормативное регулирование такие изменения,
которые бы предоставили возможность
уже работающим структурам продолжать
свою деятельность.
Речь идет о том, чтобы оставить
все так как есть, не заставляя инфраструктурные
институты изменять организационно-правовую
форму, внутреннюю структуру (создавая
новые дочерние компании и т.п.). На практике
это означает отказ от требования, адресованного,
по крайней мере, к уже созданным валютным
и товарным биржам, реорганизовываться
в некоммерческие партнерства или создавать
дочерние компании в форме некоммерческих
партнерств.12
Кроме того, представляется
целесообразным ограничить круг запретов
на совмещение деятельности организатора
торговли лишь совмещением с профессиональной
брокерской (дилерской) деятельностью.
При этом торговые, расчетно-клиринговые
системы должны иметь право обслуживать
максимально широкий спектр финансовых
инструментов - валюта, драгметаллы, производные
инструменты (фьючерсы, опционы), ценные
бумаги и т.п.
Недопустимой является практика
дробления лицензий на операции с ценными
бумагами (на рынке государственных и
на рынке негосударственных ценных бумаг).
В настоящее время ведется работа
по внесению изменений в закон "О рынке
ценных бумаг". В этой связи было бы
желательным в рамках этого закона не
связывать вообще организатора торговли
и фондовые биржи в частности с какой-либо
одной определенной формой деятельности,
а также внести в закон "Об акционерных
обществах" положения, предусматривающие
право фондовых, товарных, валютных и иных
бирж, созданных в форме акционерных обществ,
предусматривать в своих уставах право
не распределять прибыль и не выплачивать
дивидендов акционерам, а также право
исключать из числа акционеров путем принудительного
выкупа акций по номинальной цене. Это
позволит организаторам торговли в случае
необходимости эволюционным путем преобразовываться
в коммерческие организации или, наоборот,
продолжать функционировать в качестве
некоммерческих организаций, фактически
закрепив свой статус в качестве некоммерческой
организации.
На втором этапе, приступить
к которому целесообразно уже сейчас,
речь должна идти о разработке фундаментального
нормативного акта, который бы исчерпывающим
образом регулировал деятельность организаторов
торговли как биржевой, так и внебиржевой
на всех сегментах финансового рынка.
Заключение
В заключении следует отметить то, что
современная биржа - это система обеспечения
торгов. Биржа представляет собой организационно
оформленный рынок, где в соответствии
с установленными правилами совершаются
сделки с определенными видами товаров.
Регулирование
биржевой деятельности - это упорядочение
работы на нем его участников и операций
между ними со стороны организаций, уполномоченных
обществом на эти действия. Биржа может
иметь как внешнее, так и внутреннее регулирование.
Внутреннее
регулирование - это подчиненность ее
деятельности собственным нормативным
документам: Уставу, Правилам и другим
внутренним нормативным документам, определяющим
деятельность данной биржи в целом, ее
подразделений и работников.
Внешнее
регулирование - это подчиненность деятельности
биржи нормативным актам государства,
других организаций, международным соглашениям.
Регулирование
биржевой деятельности осуществляется
органами или организациями, уполномоченными
и на выполнение функций регулирования.
С этих позиций различают:
- государственное регулирование биржевой
деятельности, которое осуществляется
государственными органами, в компетенцию
которых входит выполнение тех или иных
функций регулирования;
- регулирование со стороны профессиональных
участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование
рынка. Здесь возможны два варианта. С
одной стороны, государство может передавать
часть своих функции по регулированию
рынка уполномоченным или отобранным
им организациям профессиональных участников
биржевого рынка. С другой стороны, последние
могут сами договориться о том, что созданная
ими организация получает от них самих
некие права регулирования по отношению
ко всем учредителям или участникам данной
биржи или всех бирж;
- общественное регулирование или регулирование
через общественное мнение; в конечном
счете именно реакция широких слоев общества
в целом на какие-то действия на биржевом
рынке является первопричиной, по которой
начинаются те или иные регулятивные действия
государства или профессионалов рынка.
Регулирование
биржевого рынка имеет следующие цели:
-поддержание порядка на биржевом рынке,
создание нормальных условий для работы
всех участников рынка;
-защита участников рынка от недобросовестности
и мошенничества отдельных лиц или организаций,
от преступных организаций и преступников
вообще;
-обеспечение свободного и открытого процесса
биржевого ценообразования на основе
концентрации спроса и предложения;
-создание новых биржевых рынков, поддержка
биржевых структур, начинаний и нововведений
и т.п.; воздействие на биржевой рынок с
целью достижения каких-то общественных
целей (Например, понижения биржевых цен).
Процесс
регулирования на биржевом рынке включает:
- создание нормативной базы его функционирования,
т.е. разработка законов, постановлений,
инструкций, правил, методических положений
и других нормативных актов, которые ставят
функционирование рынка на общепризнанную
и всеми соблюдаемую основу;
-отбор профессиональных участников биржевого
рынка;
-контроль за соблюдением выполнения всеми
участниками рынка норм и правил функционирования
рынка;
-систему санкций за отклонение от норм
и правил, установленных на бирже.
Из всего выше сказанного можно сделать
вывод, что эффективность биржевой деятельность
напрямую зависит от уровня развития законодательства
по данному вопросу.
Правовая основа, необходимая
для успешного развития биржевого дела
страны зависит от уровня его развития.
Ход развития российской биржевой деятельности
делает насущной задачу коренного совершенствования
биржевого законодательства. Наличие
в течение многих десятилетий запрета
на осуществление биржевой деятельности
не могло не отразиться на качестве правовых
актов отечественного биржевого законодательства,
ряд которых не всегда последователен
и юридически безупречен. Негативное влияние
на правовую ситуацию в данной области
оказывает и отсутствие в России системного
подхода к институту биржевого права.
В настоящий период российское биржевое
законодательство - это законодательство
переходного периода. В сложившейся ситуации
представляется необходимым в первую
очередь достичь единообразного уровня
нормативного обеспечения отдельных биржевых
рынков (товарного, валютного, фондового),
а за подзаконными актами закрепить регулирование
отдельных вопросов биржевой деятельности,
например порядка совершения отдельных
видов биржевых сделок (фьючерсных, опционных
и других). В законодательстве следует
скрупулезно регламентировать права и
обязанности участников биржевых операций,
тщательно разрабатывать систему административно-ведомственного
контроля бирж, а также правовые гарантии
самостоятельности биржи.
Список источников
и литературы
1.Гражданский кодекс Российской
Федерации (часть вторая) от 22 декабря
1995 года. (с. изм. от 26 января 2007 №5-ФЗ) ст.
1062
2. Федеральный закон Российской
Федерации от 22.04.1996 №39-ФЗ (ред. от
23.07.2013) «О рынке ценных бумаг»
(с изменениями и дополнениями
вступившими в силу с 30.09.2013)
3. Постановление Совмина
РСФСР от 31.05.2013 № 300 «О Росийской валютной
бирже».
5. Федеральный Закон Российской
Федерации от 20 февраля 1992 №2383-1 (с изм.
от 23 июля 2013) «О товарных биржах и биржевой
торговле».
6. Федеральный закон Российской
Федерации от 04.05.2011г. № 99-ФЗ (с изм.
от 02.07.2013 «О лицензировании отдельных
видов деятельности»
7. Федеральный Закон Российской
Федерации от 08 августа 2001г.№129 «О государственной
регистрации юридических лиц»// СЗ РФ.13
августа 2001.№33.С.3431