Организация кредитного и сберегательного дела в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 10:37, контрольная работа

Краткое описание

Каждое время для истории России было по-своему судьбоносным. Однако отдельные периоды можно назвать определившими дальнейшую жизнь народа страны на долгие годы. На исторической сцене действовали яркие и сильные личности, придерживавшиеся различных общественно-политических взглядов, отражавших все цвета достаточно пестрого политического спектра.

Содержание

Введение 3
1. Государственный банк 4
2. Эволюция сберегательных касс 8
3. Организация государственного кредита 11
Заключение 18
Список используемой литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

история финансов контр 20.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Каждое время для  истории России было по-своему  судьбоносным.  Однако отдельные периоды можно  назвать определившими  дальнейшую жизнь народа страны  на долгие годы.  На исторической сцене   действовали яркие и сильные личности, придерживавшиеся различных общественно-политических взглядов,  отражавших все цвета достаточно  пестрого  политического спектра. Происходили такие поворотные события как отмена крепостного права в 1861 году, революция 1917 года и т.д. Изучение ситуации и причин происходящего  в России может помочь осмыслить многие процессы, происходящие на современном этапе развития нашего государства.

Целью контрольной работы является рассмотрение организации государственного кредита и сберегательного дела в России. Исходя из цели можно сформулировать следующие задачи:

    • рассмотреть эволюцию государственного банка в России;
    • рассмотреть организацию сберегательных касс;
    • рассмотреть организацию госкредита в России..

Объектом исследования является процесс организации госкредита и сберегательного дела в России. Для проведения исследования будут использованы методы сравнения, дедукции, анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственный банк

 

Создание  государственного банка было одним  из звеньев буржуазных преобразований финансовой и кредитной системы страны, проведенных в 60-х годах. В первом уставе государственного банка, утвержденном в мае 1860 г., отмечалось, что последний создается "для оживления торговых оборотов и упорядочения денежной и кредитной системы".

В России до 1861 г. коммерческий кредит был развит очень слабо. Привлеченные дореформенными казенными банками средства направлялись на поддержку крепостнического дворянства либо ссужались казне для покрытия дефицита бюджета. Разрыв, существовавший между уровнем капиталистического развития страны и зачаточным состоянием ее коммерческого кредита, приводил к попыткам создать частные банки и способствовал деятельности ростовщиков.

Делая первый шаг навстречу буржуазному развитию России, самодержавие не могло не стать на путь преобразования кредитной системы, наиболее отсталой и не отвечавшей требованиям капиталистического хозяйства. Однако кредитная реформа, больше чем какое-либо иное преобразование 60-х годов, носила непоследовательный, компромиссный характер. По первоначально утвержденному уставу на государственный банк возлагались учет векселей, покупка и продажа золота и серебра, операции с ценными бумагами, прием вкладов и выдача промышленных товарных ссуд. Но с самого возникновения государственного банка перед ним была поставлена задача ликвидации долгов упраздненных кредитных учреждений. К моменту организации основной и запасной капиталь! банка были определены в сумме 16 млн. руб. Что касается казенных средств, находившихся на текущем счете в государственном банке, то первоначально они были крайне незначительными: в 1861 г. всего 30 млн. руб. 1

Между тем  общая задолженность государственного казначейства вкладчиками упраздненных кредитных учреждений составила по ликвидационному балансу 602 млн. руб. Чтобы покрыть этот долг, ежегодно требовались весьма значительные суммы. Осуществление указанной ликвидационной операции в первое двадцатипятилетие деятельности государственного банка потребовало затраты значительной части привлеченных средств. Только по окончании русско-турецкой войны долги государственного казначейства пошли на убыль. К середине 80-х годов государственный банк закончил выплату долгов упраздненных кредитных учреждений, а к началу XX в. была полностью ликвидирована задолженность ему со стороны казначейства.

Стремясь  привлечь максимальное количество средств, чтобы получить возможность расплачиваться с долгами казны, государственный банк вынужден был на первых порах своей деятельности установить непомерно высокий процент по вкладам, который в 60-х годах доходил до 5. Еще более высокий процент банк взимал с лиц, получавших ссуды. В 60 70-х годах ссудный процент доходил до 10.

Учетная политика государственного банка была обусловлена необходимостью привлечь большое количество вкладов и вместе с тем всемерно сокращать его активные операции, направленные на кредитование товарооборота и промышленности. Эта политика, искусственно повышавшая Цену ссудного капитала в России, выгодная только банкирам, отрицательно сказывалась на развитии капиталистического хозяйства страны. В течение первых 20 лет своего существования государственный банк был гораздо больше занят уплатой казенных долгов, чем кредитованием промышленности и торговли.

До 80-х годов  расходы казны были значительно больше ее средств, хранившихся в государственном банке. Затраты казны приходилось покрывать главным образом за счет привлеченных вкладов частных лиц. Это положение иллюстрирует таблица 1 (в млн. руб.). 2

 

 

 

Таблица 1. Средства государственного банка

Годы

Разность между средствами казны и затратами за ее счет

Разность  между частными суммами и коммерческими затратами

1865

- 151

+ 121

1870

-97

+ 100

1875

-81

+ 109

1880

-9

-39

1885

+ 9

+ 69

1890

+ 134

-22

1891

+ 201

+ 43

1892

+ 133

+ 27

1893

+ 147

+ 107

1894

+ 174

-29

1895

+ 325

-130

1896

+ 328

- 182

1897

+ 387

-178


Приведенная таблица наглядно показывает, что  до 80-х годов Государственный банк не мог в достаточной степени развернуть кредитование торговли и промышленности, так как все его средства уходили на уплату казенных долгов. Только с середины 30-х годов положение меняется. С этого момента хранившиеся в государственном банке казначейские суммы начинают превышать размеры банковских операций по задолженности казны. 80-90-е годы ознаменовались значительным возрастанием текущих счетов казны и сберегательных касс в государственном банке. В течение этого времени и особенно в 90-х годах так называемая "свободная наличность" государственного казначейства становится основным источником для развития активных операций государственного банка по кредитоваанию растущего капиталистического хозяйства. Это видно из  таблицы 2, составленной Кашкаровым (в млн. руб.). 3

На 1 января 1900г. сумма казенных средств, хранившихся и государственном банке, составила уже около 600 млн. руб. Помимо этого, в государственном банке хранились капиталы различных казенных учреждений, а также свободные денежные средства сберегательных касс.

 

Таблица 2. Текущие счета в государственном банке

Годы

Департамент государственного казначейства

Местные казначейства

Сберегательные кассы

Частные лица

1888

78,9

44,6

1,5

97

1893

39,1

742

52,5

66 7

1894

61,3

86,4

74,3

63,4

1895

176,6

134,1

50,7

57,1

1896

151,7

145, 8

46,7

53,0

1897

243,9

146,8

27,9

55,7


 

 

 

 

 

 

 

 

2. Эволюция сберегательных касс

 

С конца XIX в. в сберегательных кассах накапливались весьма значительные для масштабов дореволюционной России средства, которые направлялись на поддержку государственных и железнодорожных займов, а также ипотечного кредита.

Сберегательные кассы в России возникли еще в дореформенный период. Они были созданы на основании устава 1841 г. при петербургской и московской сохранных кассах, а затем в губернских городах. Но до середины 80-х годов операции сберегательных касс были развиты очень слабо. Они привлекали лишь крайне незначительные денежные средства, что демонстрирует таблица 3. 4

Таблица 3. Характеристика операций сберегательных касс

Годы

Число сберкасс

Остаток книжек (тыс. руб.)

Остаток вкладов (млн. руб.)

1862

2

140

8 5

1872

68

78

48

1882

91

125

11 0

1885

326

219

24.8


Из указанных  данных видно, что в течение первого  двадцатилетия после реформы 1862 г. в России почти не наблюдалось  ни развития сети сберегательных касс, ни роста сбережений. Только со второй половины 80-х годов министерство финансов создало сберегательные кассы при казначействах, а впоследствии также и почтово-телеграфные кассы.

Рост остатков вкладов  в сберегательных кассах виден из таких показателей: 1886 г. - 43,9 млн. руб.; 1887 г. - 68,7 млн.; 1888 г. - 93 млн.; 1889 г. - 118,1 млн.; 1890 г. - 148 млн. руб. Сравнительно больше средств стало накапливаться в сберегательных кассах лишь со второй половины 90-х годов XIX в. К началу XX в. остаток вкладов в сберегательных кассах составлял уже 752 млн. руб.

Этот рост отнюдь не свидетельствовал о повышении народного благосостояния, как об этом трубили казенные защитники самодержавия. В. И. Ленин, анализируя операции сберегательных касс в конце XIX в., показал, что возрастание вкладов происходило за счет зажиточных слоев населения города и деревни -духовенства, кулаков, купечества и т. п. По подсчетам Ленина, 1/7 наиболее крупных вкладчиков владела 54% всего капитала, хранившегося в сберкассах. В то же время около '/з книжек принадлежало мелким и мельчайшим вкладчикам, в среднем по 7 руб. на каждого. Этой категории принадлежало лишь немногим более 1% всех вкладов. "Многочисленность мелких вкладчиков, - писал Ленин, - доказывает именно многочисленность бедноты в капиталистическом обществе, ибо доля этих мелких вкладчиков в общей сумме вкладов ничтожна"5. Капиталы, собранные сберегательными кассами, использовались самодержавным государством, земельными банками и железнодорожными воротилами. Сберегательные кассы покупали облигации государственных и железнодорожных займов и хранили эти вклады в виде ценных бумаг. Так, к началу 1900 г. купленные сберкассами ценные бумаги составляли 90 млн. руб. (из общей суммы вкладов в 752 млн. руб.).

Кроме того, обладая  растущими с каждым годом остатками  денежных средств, сберегательные кассы  могли направлять их также на приобретение облигаций. Общая сумма вложений сберегательных касс в государственные займы к 1900 г. распределялась следующим образом (млн. руб.):

Государственные займы  189

Облигации железных дорог  248

Ипотечные займы  239

Всего   676

Следовательно, 676 млн. руб. из общей суммы вкладов в 752 млн. руб. были вложены в процентные бумаги.

Из приведенных  цифр видно, что значительная часть  средств сберкасс была направлена в сферу непроизводительного ипотечного кредита. Что касается государственного банка, то в нем хранилась лишь свободная наличность касс, оставленная для текущих операций и в качестве необходимого резервного фонда. Таким образом, к концу XIX в. основную массу пассивов банка составляли средства казначейства и его местных органов, казенных учреждений и сберегательных касс.

В деятельности государственного банка во второй половине XIX в. можно отметить два периода. В течение первого двадцатипятилетия, как уже отмечалось, государственный банк выплачивал за счет частных вкладов долги старых кредитных установлений вкладчикам, т. е. покрывал казенные долги. В связи с этим он оказывался в очень тяжелом положении, так как у него часто не хватало средств для оплаты таких долгов. Со второй половины 80-х годов положение резко меняется: коммерческие операции государственного банка начинают развиваться в значительной степени за счет казенных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Организация государственного  кредита

 

До денежной реформы Витте государственный  банк не был эмиссионным учреждением: на него возлагался лишь обмен ветхих и поврежденных кредитных билетов. Но, вопреки этому правилу, государственное казначейство в ряде случаев, когда бумажноденежная эмиссия становилась необходимостью, специальными указами предписывало государственному банку выпустить кредитные билеты на определенную сумму. Так, до 1875 г. государственный банк выпустил новых кредитных билетов на 218,5 млн. руб. Особенно крупная эмиссия кредитных билетов была произведена в годы русско-турецкой войны. На 1 января 1879 г. государственный банк выпустил кредитных билетов на 420 млн. руб. Последние были использованы министерством финансов для покрытия военных расходов. 6

Перечисленные выпуски  кредитных билетов, следовательно, не являлись источником для развития активных банковских операций. Государственный банк был лишь исполнительным органом министерства финансов по выпуску неразменных бумажных денег, идущих на покрытие бюджетного дефицита.

Информация о работе Организация кредитного и сберегательного дела в России