Организация кредитного и сберегательного дела в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 10:37, контрольная работа

Краткое описание

Каждое время для истории России было по-своему судьбоносным. Однако отдельные периоды можно назвать определившими дальнейшую жизнь народа страны на долгие годы. На исторической сцене действовали яркие и сильные личности, придерживавшиеся различных общественно-политических взглядов, отражавших все цвета достаточно пестрого политического спектра.

Содержание

Введение 3
1. Государственный банк 4
2. Эволюция сберегательных касс 8
3. Организация государственного кредита 11
Заключение 18
Список используемой литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

история финансов контр 20.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)

По уставу 1860 г. он должен был осуществлять операции по выплате долгов прежних кредитных установлений за счет казенных средств, но ни в коем случае не путем использования для этой цели привлеченных вкладов. В статье 15 устава указывалось: "Государственное казначейство обеспечивает Банку всеми средствами, в распоряжении правительства находящимися, выполнение платежей по билетам на вклады, внесенные в бывшие кредитные установления, и по государственным 5% банковым бумагам, так чтобы платежи сии ни в коем случае не обращались ни на капиталы, доверенные банку частными лицами, ни на собственные его капиталы".

Выше показано, что государственный банк в течение  первого периода своего существования не выполнял этого пункта устава, и оплата долгов казны производилась в значительной степени за счет вкладов частных лиц. Таким образом, он мог лишь в самой незначительной мере развивать нормальные, предусмотренные уставом учетно-ссудные операции. Деятельность государственного банка в первый период его существования в основном продолжалась в том направлении, которое было характерно для старых дореформенных кредитных учреждений.

Искусственное сокращение коммерческих операций государственного банка вызывалось не только тем обстоятельством, что на него возложена была ликвидация казенных долгов по старым кредитным установлениям. Дело в том, что на протяжении всего первого двадцатипятилетнего периода работы банка царское правительство неоднократно прибегало к использованию банковских средств для покрытия самых различных расходов. Кроме того, в угоду помещикам-крепостникам, плакавшимся, что в результате банковской реформы 1860 г. они лишились кредита и оказались якобы в беспомощном положении, самодержавие стало на путь отвлечения части банковских средств в сферу непроизводительного ипотечного кредита. С 1884 г. государственный банк начал предоставлять ссуды земледельцам под соло-векселя.

К 1896 г. эти  кредиты достигли 30 млн. руб. Само собой разумеется, что данная операция, возложенная на государственный банк под давлением дворянства, отвлекала его средства от кредитования капиталистического хозяйства страны. Даже такой апологет финансовой политики самодержавия, как Л. Н. Гурьев, признавал соло-вексельные операции несовместимыми с основными функциями государственного банка и высказывался за их отмену.

Помимо того, государственный банк в течение 80-90-х годов оказывал систематическую помощь Дворянскому и Крестьянскому банкам, причем в отдельные годы на это отвлекались весьма значительные средства. Так, к концу 1886 г. кредиты государственного банка указанным учреждениям составили около 58 млн. руб. К концу 1888 г. приведенная сумма выросла до 88 млн. руб. Только с начала 90-х годов кредиты государственного банка земельным банкам стали снижаться .

Буржуазная  печать отмечала, что государственный  банк в значительной степени продолжал поддерживать помещиков крепостников в ущерб интересам капиталистического хозяйства. "Субсидии Дворянскому банку, - писал Л. Н. Яснопольский, - относятся к категории тех же затрат на поддержку привилегированного сословия, которые так тяжело отразились на судьбе дореформенных кредитных учреждений" .

Некоторый поворот в  деятельности государственного банка  наметился с 90-х годов. В связи  с очередным подъемом капиталистического хозяйства страны буржуазная печать все сильнее и настойчивее требовала реформы государственного банка. Кроме того, к началу 90-х годов изменились взаимоотношения банка с государственным казначейством. Выплата долгов казны была закончена. Пассивы государственного банка все больше пополнялись за счет пресловутой "свободной наличности" казначейства. Если в начальный период своего существования банк выполнял операции казначейства за счет привлеченных средств, то к концу XIX в. огромные суммы казначейства и сберегательных касс позволяли банку широко развернуть операции по кредитованию капиталистической торговли и промышленности.

Накануне  денежной реформы царское правительство  вынуждено было стать на путь реформы государственного банка. Упорядочение денежного обращения и возобновление размена, как мы видели, было связано с ростом капиталистического хозяйства страны. При этих условиях неизбежно должен был изменить характер своей деятельности и ее центральный банк. К тому же 90-е годы XIX в. были периодом, в течение которого в экономике России подготавливались условия для перехода к новейшей монополистической стадии капитализма, которая связана со значительным изменением характера деятельности банков, проникновением их в промышленные монополии и сращиванием на этой основе банковского и промышленного капитала.

Все эти обстоятельства уже в 90-х годах обусловили необходимость расширения деятельности государственного банка. Вопрос о том, надо ли изменять его устав, дебатировался в буржуазной печати на протяжении всего пореформенного периода. Даже экономисты из помещичьего лагеря крайне правого направления не были удовлетворены политикой государственного банка. Они считали, что последний продолжает традиции старых банковских учреждений. П. Мигулин, например, подчеркивал, что после кредитной реформы "коммерческий кредит был поставлен далеко не удовлетворительно. Государственный банк был занят ликвидацией старых банковских установлений, приведением в порядок счетов выкупной операции и ее производством, затем поддержкой Дворянского банка, куда и уходила значительная часть средств, которыми он располагал" .

Гораздо более  резкая и решительная критика  деятельности государственного банка шла из лагеря буржуазных экономистов. В условиях крупного промышленного подъема начала 90-х годов, накануне проведения денежной реформы, царское правительство вынуждено было некоторым образом реорганизовать государственный банк, приспособить его деятельность к запросам развивавшегося капиталистического хозяйства. В 1892 г. была создана специальная комиссия под председательством Витте для пересмотра устава государственного банка. Уже на заседаниях этой комиссии, состоявшей главным образом из царских чиновников, поднимался вопрос о включении промышленного кредита в число операций государственного банка, увеличении его собственных капиталов, числа отделений, упрощении условий учета векселей и т. д.

Финансовая  политика Витте сводилась к значительному расширению круга деятельности государственного банка. Помимо развития системы краткосрочного кредитования (учет векселей, подтоварные ссуды), министерство финансов высказывалось за сосредоточение в банке также и промышленного кредита. В докладной записке о необходимости введения нового устава государственного банка Витте писал: "На основании с лишком тридцатилетнего опыта нельзя не признать, что поставленная банку задача оживлять торговые обороты страны понималась им в тесном и слишком узком смысле". Витте доказывал, что промышленный кредит, как наиболее производительный, является самым эффективным, что его развитие вызовет общий рост капиталистического хозяйства страны.

Новый устав государственного банка был утвержден в июне 1894 г. и введен в действие с начала 1895 г. Основной капитал банка был увеличен до 50 млн., а резервный - до 5 млн. руб. В уставе подчеркивалось, что основная задача банка - это "облегчение денежных оборотов и содействие посредством краткосрочного кредита отечественной торговле, промышленности и сельскому хозяйству". Устав разрешал кредитование промышленников под соло-векселя при условии обеспечения кредитов промышленными зданиями и оборудованием.

Введение  нового устава не ослабило, наоборот, усилило зависимость государственного банка от министерства финансов.

Управляющий банком и весь руководящий состав по-прежнему назначались министром финансов. Вся деятельность банка регулировалась министерскими распоряжениями. Государственный банк отчитывался в своей деятельности перед государственным контролем и государственным советом.

При проведении денежной реформы на государственный банк был возложен выпуск кредитных билетов и золотых монет в обращение. Банк превратился в центральное эмиссионное учреждение. Вместе с тем его эмиссионные операции отличались большим своеобразием и не служили источником для образования кредитных ресурсов банка. Хотя эмиссионный закон от 29 августа 1897 г. и предоставлял банку возможность выпускать кредитные билеты на сумму, превышающую на 300 млн. руб. золотой запас, в действительности это право никогда не использовалось.

Политика  министерства финансов, направленная на повышение кредитоспособности России на заграничных рынках, сводилась к дальнейшему накоплению золотого запаса путем новых займов. Благодаря этому, вплоть" до первой мировой войны количество золота, находившегося в обращении и в государственном банке, составляло не менее 100% обращавшихся кредитных билетов. Русские кредитные билеты, как уже указывалось, не были банкнотами в строгом смысле слова, их выпуск не находился в прямой и непосредственной связи с долговыми обязательствами, лежавшими в портфеле банка.

Но, если государственный  банк не имел эмиссии, не покрытой золотом, то у него был, как мы видели, другой могущественный источник для развития активных операций. Широко развернувшееся с середины 90-х годов банковское кредитование промышленности и торговли, а также операции по поддержанию всей системы коммерческого кредита в стране производились главным образом за счет казенных средств, находившихся в распоряжении государственного банка.

Превращение государственного банка в центральное  эмиссионное учреждение - "банк банков" страны - было вполне закономерным явлением.

Во всех странах с развитием капитализма происходило размежевание сферы деятельности между коммерческими и эмиссионными банками. В руках у первых сосредоточивается непосредственное кредитование промышленности и торговли, в то время как выпуск банкнот, а также предоставление кредитов коммерческим банкам становятся функциями эмиссионных банков.

Деятельность  государственного банка дореволюционной  России вместе с тем была очень своеобразной.

В отличие  от классических центральных эмиссионных  банков государственный банк, сосредоточив в своих руках эмиссионное дело и возглавив всю кредитную систему, сохранил за собой функции крупнейшего коммерческого банка России. Это видно из следующих данных. С 1895 по 1900 г. вексельный и подтоварные кредиты государственного банка выросли с 263 до 272 млн. руб., т. е. продолжали занимать значительное место в его деятельности. Кредит под ценные бумаги, промышленные ссуды и пр. достиг 134 млн. руб., а собственный портфель ценных бумаг - 51 млн. руб. Весьма значительным было кредитование частных банков. Для иллюстрации приведем таблицу 5 (в млн. руб.). 7

Наряду с  получением ссуд акционерные коммерческие банки хранили свою свободную наличность в государственном банке, который, таким образом, с 90-х годов превратился в Центральное кредитное учреждение.

Таблица 5. Ссуды, полученные частными банками у государственного банка

 

Годы

По переучету

векселей

заимствования

под векселя

В течение  года под ценные бумаги

Всего

1895

86

181

20

287

1896

116

172

61

349

1897

99

127

32

253

1898

106

145

42

293

1899

213

283

54

550


Промышленные  ссуды не получили в деятельности государственного банка заметного развития. В течение 90-х годов общий размер этих ссуд колебался от 10 до 17 млн. руб. в год. Но в деятельности государственного банка получили распространение так называемые внеуставные ссуды, которые главным образом направлялись на поддержку отдельных привилегированных предприятий. Эта сторона работы государственного банка также резко выделяла его из числа центральных эмиссионных банков Европы. Внеуставные ссуды выдавались иногда без всякого обеспечения для поддержки влиятельных лиц, близких к придворным кругам. Задолженность по внеуставным ссудам в ряде случаев носила безнадежный характер.

По подсчетам И. Ф. Гиндина, за период с 1869 по 1892 г. государственным банком было выдано внеуставных ссуд на сумму свыше 21 млн. руб. С момента кризиса 1899 г. вне-уставные ссуды приняли еще более широкий и систематический характер: они стали одним из средств экономической политики царизма, направленных на поддержку крупного монополистического капитала.

Заключение

 

Современный путь России к рыночному хозяйству своеобразен  и труден, осложнен рядом нерешенных проблем, во многом напоминающих те, которые  экономика нашего государства преодолевала в середине – конце XIX века и начале XX века. Национальные традиции, российский исторический опыт в области построение кредитно-денежной политики, акционирования, выпуска и обращения ценных бумаг важны для сегодняшней практики коммерческих структур и государства в этой сфере.

В деятельности государственного банка во второй половине XIX в. можно отметить два периода. В течение первого двадцатипятилетия, как уже отмечалось, государственный банк выплачивал за счет частных вкладов долги старых кредитных установлений вкладчикам, т. е. покрывал казенные долги. В связи с этим он оказывался в очень тяжелом положении, так как у него часто не хватало средств для оплаты таких долгов. Со второй половины 80-х годов положение резко меняется: коммерческие операции государственного банка начинают развиваться в значительной степени за счет казенных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

  1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 3 февраля 1996 г.) (с изменениями от 31 июля 1998 г.; от 5 июля 1999 г.; от 8 июля 1999 г.; от 19 июня 2001 г.; от 7 августа 2001 г.; от 21 марта 2002 г.)
  2. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции ФЗ от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ) (с изменениями от 27 декабря 1995 г.; от 27 декабря 1995 г.; от 20 июня 1996 г.; от 27 февраля 1997 г.; от 28 апреля 1997 г.; от 4 марта 1998 г.; от 31 июля 1998 г.; от 8 июля 1999 г.; от 19 июня 2001 г.; от 6 августа 2001 г.; от 21 марта 2002 г. )
  3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Проспект, 2006.
  4. Бектенова Д.Ч. Формирование рыночной денежно-финансовой системы // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. Т.2, № 3, 2002.
  5. Дробозина  Л.А. Финансы: Учебник.  - М.: Финансы ЮНИТИ, 2001.
  6. Дробозина Л.А.Финансы: Учебное пособие. –М.: Финансы ЮНИТИ, 2000.
  7. Родионова В.М. Финансы: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2004.
  8. Химичев Н.И. Финансовое право - М.: Книга сервис, 2002.

Информация о работе Организация кредитного и сберегательного дела в России