Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 20:57, курсовая работа
Актуальность темы «Организация финансового планирования на предприятии» очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:
Увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
Высокая нестабильность внешних условий и факторов;
Новый стиль руководства персоналом;
Усиление центробежных сил в экономической организации;
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Цели, задачи и методы финансового планирования 7
1.2 Основные показатели в финансовом планировании и методы их исчисления 12
1.3 Сбалансированность финансовых показателей 19
2 ВНУТРЕННЕЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 24
2.1 Финансовый план как часть бизнес-плана 24
2.2 Оперативное финансовое планирование 28
2.3 Составление смет 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
Заключительным этапом финансового планирования является составление сводной аналитической записки. В ней дается характеристика основных показателей годового финансового плана и делаются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре их формирования.
2.3 Составление смет
Смета – форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей.
Основные цели составления смет заключаются:
При составлении смет используются различные методы:
Сущностью нормативного метода составления сметы, является расчет объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый объем экономического показателя (реализация, выпуск продукции, объем услуг и т.п.).
Сущностью расчетно-аналитического метода составления сметы является расчет объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения средних затрат на индекс их изменения в плановом периоде.
Сущностью балансового метода составления сметы является увязка объемов затрат и источников расширения ресурсов (доходов).
Сущностью метода оптимизации при составлении смет является многовариантность. Из нескольких смет выбирается наилучшая с точки зрения минимума затрат или максимума получаемого эффекта (результата).
Сущностью метода моделирования смет является факторный анализ функциональных связей между различными элементами процесса производства. Например, моделируется зависимость прибыли от уровня затрат и объемов реализации продукции (выручки).
При разработке бизнес-плана составляются следующие сметы:
Сметное планирование включает два этапа:
Сметы составляются на год в целом с поквартальной (или помесячной) разбивкой. Работа выполняется обычно под руководством финансового директора бригадой менеджеров, в которую включаются представители бухгалтерии и других департаментов (отделов) предприятия. Различают два подхода к расчетам смет:
Рассмотрим виды смет.
Смета продаж. Эта смета обычно составляется в первую очередь. Оценка выручки в денежном выражении служит основой, на которой базируются все другие сметы. Объем продаж оказывает существенное влияние на факторы, связанные с формированием текущей прибыли.
Смета продаж включает в себя информацию:
Эти данные классифицируются по регионам и/или по существующим представительствам предприятия.
При оценке предполагаемого объема продаж в натуральном выражении отправным пунктом обычно служит прошлогодний объем продаж. Эта величина изменяется в текущем году с учетом факторов, непосредственно влияющих на реализацию, например, величины товаров, заказанных, но не отгруженных, планируемой рекламной компании, экономической конъюнктуры в отрасли и в экономике в целом, производственных мощностей, ценовой политики и результатов рыночных исследовании. Для оценки воздействия этих факторов на прошлогодний объем продаж может использоваться статистический анализ. Такой анализ позволяет установить математическую зависимость между продажами предшествующего периода и факторами, определяющими будущие объемы продаж.
Получив предполагаемый объем продаж в натуральном выражении, можно затем прогнозировать выручку путем умножения предполагаемого объема продаж на ожидаемую цену единицы товара. Сравнения фактических продаж со сметными по видам продукции, регионам и/или представительствам предприятия будут показывать разницу между этими двумя величинами. Управленческий персонал при этом сможет исследовать причины существенных отклонений и принять меры по улучшению положения (табл.2).
Таблица 1 – Смета продаж
Товар и регион |
Объем продаж в натуральном выражении, единицы продукции |
Цена единицы продукции, ден. ед |
Всего продажи, ден. ед. |
Товар X: |
528 000- |
5 227 200 | |
Регион А |
208 000 |
9,90 |
2 059 200 |
Регион Б |
162 000 |
9.90 |
1 603 800 |
Регион В |
158 000 |
9,90 |
1 564 200 |
Товар Y: |
280 000 |
4 620 000 | |
Регион А |
111 600 |
16,50 |
1 841 400 |
Регион Б |
78 000 |
16,50 |
1 300 200 |
Регион В |
89 600 |
16,50 |
1 478 400 |
Всего выручка от реализации |
9 847 200 |
Смета производства. Объем производства, соответствующий сметному объему продаж и необходимой величине материальных запасов, определяется в смете производства. Сметный объем производства в натуральном выражении складывается из ожидаемого объема продаж плюс необходимая величина материальных запасов на конец года минус материальные запасы на начало года. Объемы производства должны быть тщательно сверены со сметой продаж с тем, чтобы гарантировать сбалансированность производства и продаж в течение периода. Лучше всего, если все производственные мощности задействованы, а величина материальных запасов оптимальна (табл. 3)
Таблица 2 – Смета производства
Единицы продукции, шт. | ||
Продукт Х |
Продукт Y | |
Объем продаж |
528 000 |
280 000 |
Плюс необходимое количество запасов на конец года |
80.000 |
60 000 |
Итого |
608 000 |
340 000 |
Минус величина запасов на начало года |
88 000 |
48 000 |
Итого объем производства |
520 000 |
292 000 |
Смета прямых материальных затрат. Данные об объемах производства, содержащиеся в смете производства, вместе с данными о прямых материальных затратах составляют смету прямых материальных затрат. Количество необходимых для производственного процесса основных материалов определяется как 1) ожидаемая величина необходимых в производстве материалов плюс 2) желательная величина запасов на конец года минус 3) запасы материалов на начало года. Необходимое количество основных материалов затем умножается на ожидаемую цену единицы материала, с тем, чтобы определить общую сумму прямых материальных затрат.
Смета затрат на оплату труда. Производственные нужды, определяемые в смете производства, представляют собой исходный пункт для составления сметы расходов на оплату труда. Чтобы оценить общие расходы по зарплате, необходимо количество отработанных в производстве часов умножить на средний уровень почасовой оплаты труда. Величина прямых затрат труда должна быть тщательно скоординирована с имеющимися в наличии трудовыми ресурсами с тем, чтобы обеспечить достаточное использование труда в производстве. Эффективная организация производственного процесса позволяет минимизировать простои и устранить нехватку трудовых ресурсов.
Смета накладных расходов. Ожидаемая величина накладных расходов отражается в смете накладных расходов, которая обычно включает величину накладных расходов по каждой их статье и используется как часть основной сметы. Смета накладных расходов может быть представлена следующим образом.
Смета накладных расходов на год (ден. ед.)
Зарплата вспомогательного персонала 732 800
Зарплата управленческого персонала 360 000
Энергия и освещение 306 000
Амортизация основных фондов 288 000
Вспомогательные материалы 182 800
Текущий ремонт 140 280
Страхование и налог на имущество 79 200
Итого накладные расходы 2 089 080
Для того чтобы показать накладные расходы по каждому подразделению, часто составляются дополнительные сметы. Такие сметы позволяют руководителям подразделений сконцентрировать внимание на контроле тех издержек, за которые они несут непосредственную ответственность, Дополнительные сметы также помогают менеджеру по производству оценивать деятельность каждого подразделения.
Смета себестоимости реализованной продукции. Эта смета составляется на основе ожидаемых величин товарных запасов, а также сводных данных но натуральным и стоимостным оценкам, взятым из смет прямых материальных затрат, затрат по оплате труда и накладных расходов. Смета себестоимости реализованной продукции выглядит следующим образом.
Смета себестоимости реализованной продукции на год (ден. ед.)
закупки основных материалов 1 617 400
стоимость имеющихся в наличии основных материалов 1 868 200
минус запасы основных
материалов на конец периода 236 000
стоимость основных материалов, израсходованных в производстве 1 632 200
Прямые расходы на оплату труда основного персонала 2 984 400
Смета текущих (периодических) расходов. Смета текущих (периодических) расходов отражает ожидаемые расходы по реализации, а также общие и административные расходы. Являясь частью основной сметы, смета текущих расходов классифицирует расходы по отдельным их видам, таким, как зарплата агентам по сбыту, арендная плата, расходы на страхование и рекламу. Приведем пример сметы текущих расходов.
Смета текущих расходов на год (ден. ед.)
Расходы по реализации товара 1 190 000
Зарплата агентам по сбыту 595 000
Реклама 360 000.
Дорожные расходы 115000
Телефонная связь (в части, связанной со сбытом) 95 000
Прочие расходы по реализации 25 000
Общие и административные расходы 695 000
Зарплата административного персонала 360 000
Зарплата прочих служащих 105 000
Энергия и освещение 75 000
Арендная плата 60 000
Амортизация офисного оборудования 27 000 Телефонная связь 18 000
Страхование 17 500
Расходы на канцтовары 7500
Прочие общие расходы 25 000
Всего текущие расходы 1 885 000
Часто составляются дополнительные детализированные сметы по основным статьям текущих расходов для каждого подразделения предприятия. Например, рекламные расходы должны быть классифицированы в зависимости от каналов, по которым осуществляется реклама (реклама в прессе, на телевидении, рассылка по почте), от количества (числа газетных колонок, количество каталогов, эфирное время), от затрат на единицу, частоты пользования и т.д. Составление реалистичной сметы требует внимания к деталям, а эффективный контроль достигается путем делегирования ответственности на уровень отдельных подразделений.
Смета прибылей и убытков. Смета прибылей и убытков составляется на основе данных, содержащихся в сметах продаж, себестоимости реализованной продукции и текущих расходов. При этом добавляется информация о прочих прибылях, прочих расходах и величине налога на прибыль. Смета прибылей и убытков может быть представлена следующим образом.
Информация о работе Организация финансового планирования на предприятии