Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 20:57, курсовая работа
Актуальность темы «Организация финансового планирования на предприятии» очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего, с переходом от командной модели экономики, при которой планирование осуществлялось централизованно, к рыночным отношениям. Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:
Увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
Высокая нестабильность внешних условий и факторов;
Новый стиль руководства персоналом;
Усиление центробежных сил в экономической организации;
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Цели, задачи и методы финансового планирования 7
1.2 Основные показатели в финансовом планировании и методы их исчисления 12
1.3 Сбалансированность финансовых показателей 19
2 ВНУТРЕННЕЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 24
2.1 Финансовый план как часть бизнес-плана 24
2.2 Оперативное финансовое планирование 28
2.3 Составление смет 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
Смета прибылей и убытков на год (ден. ед.)
Выручка от реализации 9 847 200
Себестоимость реализованной продукции 6 600 680
Валовая прибыль 3 246 520
Текущие расходы: 1 885 000
расходы по реализации 1 190 000
общие расходы 695 000
Прибыль от основной деятельности 1 361 510
Прочие доходы:
доходы от процентов 98 000
Прочие расходы:
расходы по выплате процентов 90 000
Итого результат от прочей деятельности 8000
Прибыль до уплаты налога 1 369 520
Налог на прибыль 610 000
Чистая прибыль 759 520
Смета прибылей и убытков содержит в сжатой форме прогноз всех прибыльных операций предприятия и тем самым позволяет менеджерам проследить влияние индивидуальных смет на годовую смету прибылей. Если сметная чистая прибыль необычно мала по сравнению с объемом продаж пли собственным капиталом, необходимы дополнительный анализ всех составляющих сметы и ее пересмотр.
Смета капитальных затрат. Смета капитальных затрат обобщает перспективы по приобретению основных фондов. Существенные капитальные затраты могут возникнуть в результате выбытия, физического и морального износа оборудования и других внеоборотных активов. Кроме того, может планироваться увеличение производственных мощностей в связи с ростом спроса на продукцию предприятия или введением новых производственных линий. Многие внеоборотные активы характеризуются относительно долгим сроком службы, поэтому капитальные затраты существенно меняются год от года. В этой связи на практике обычно составляется смета капитальных затрат на несколько лет вперед. Ниже приведена смета капитальных затрат на 5 лет (табл. 4).
Таблица 3 – Смета капитальных затрат
Статья расходов |
Годы | ||||
Ед. изм. Руб. | |||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Оборудование: |
580000 |
350000 |
560000 |
480000 |
420000 |
Подразделение 1 |
400000 |
280000 |
360000 | ||
Подразделение 2 |
180000 |
260000 |
560000 |
200000 |
|
Офисное оборудование |
90000 |
60000 |
Различные варианты финансирования, рассматриваемые в смете капитальных затрат, должны приниматься в расчет при составлении текущих смет. Например, ожидаемая величина амортизации нового оборудования, приобретенного в текущем году, должна учитываться при составлении сметы накладных расходов и текущих затрат. Кроме того, способ финансирования капитальных затрат отразится на смете денежных расходов.
Смета движения денежных средств (денежных потоков). Смета движения денежных средств (денежных потоков) включает ожидаемый приход и расход денежных средств в течение дня, Недели, месяца или более длительного периода. Приход классифицируется по источнику поступления средств, а расход - по направлениям использования. Ожидаемое сальдо денежных средств на конец периода затем сравнивается с минимальной суммой денежных средств, которая должна постоянно поддерживаться (размеры минимальной суммы определяются менеджерами предприятия); разность представляет собой либо неизрасходованный излишек, либо недостаток денежных средств.
Минимальная денежная сумма представляет собой своего рода буфер, который позволяет спасти положение при ошибках в управлении движением наличных средств и в случае непредвиденных обстоятельств. Эта минимальная сумма денежных средств не является фиксированной. Как правило, она будет несколько больше в течение периодов высокой деловой активности, чем во время спада. Кроме того, для повышения эффективности управления денежными средствами значительная часть указанной суммы может находиться на депозитных счетах.
Взаимосвязь сметы денежных средств с другими сметами может быть продемонстрирована на следующем примере. Данные по смете продаж, различным сметам производственных и текущих расходов, а также по смете капитальных затрат отражаются на смете денежных средств. Во внимание также должны быть приняты выплаты дивидендов, планы финансирования за счет собственных средств или долгосрочных кредитов, а также другие проекты, требующие денежных расходов (Приложение 3).
Смета по статьям баланса. Плановый баланс в форме, рекомендуемой международными стандартами, проиллюстрируем на примере условного предприятия.
Сметный баланс на 31 декабря (ден.ед.)
Активы
Оборотные активы:
денежные средства 360 000
счета к получению 214 000
легкореализуемые ценные
бумаги 650 000
запасы:
готовая продукция 1 195 000
незавершенное производство 220 000
материалы 2360001651000
расходы будущих периодов 37 500
Итого оборотные активы 2 912 500
Таблица 4 – Смета по статьям баланса
Внеоборотные активы: |
Себестоимость |
Накопленная амортизация |
Балансовая стоимость |
|
Земля, руб. |
275 000 |
— |
275 000 |
|
Здания, руб. |
3100 000 |
1950 000 |
1150 000 |
|
Оборудование, руб. |
950 000 |
380 000 |
570 000 |
|
Офисное оборудование, руб. |
180 000 |
75000 |
105000 |
|
Итого внеоборотные активы, руб |
4 505 000 |
2 405 000 |
2100000 | |
Итого активы, руб. |
5 012 500 |
Пассивы
Текущие обязательства:
счета к оплате 580 000 руб.
начисленные обязательства 175 000 руб.
Итого текущие обязательства 755 000 руб.
Долгосрочные обязательства
закладная 900 000 руб.
Итого обязательства 1 655 000 руб.
Собственный капитал:
простые акции 2 000 000 руб.
нераспределенная прибыль 1 357 500 руб.
Итого собственный капитал 3 357 500 руб.
Итого обязательства и собственный капитал 5 012 500 руб.
Таким образом, можно сделать вывод, что финансовый план является очень важным разделом бизнес-плана, который обобщает материалы предыдущих разделов и представляет их в денежном выражении. С помощью финансового раздела можно определить сумму необходимых инвестиций, рассчитать предполагаемые доходы. В финансовый план бизнес-плана включают также все необходимые расчёты: расчёт прибылей и убытков, основные фонды, план по наличности, прогнозный баланс, различные финансовые коэффициенты и т.д.
Для построения эффективной системы финансового планирования на предприятии важно определить не только функции, но и методы планирования. С моей точки зрения, методы планирования относятся к внешней стороне финансового планирования и непосредственно связаны с организацией этого процесса на предприятии. Здесь необходимо иметь четкое представление о том, что и каким образом организовывать.
К внутренней стороне финансового планирования относятся средства обоснования плановых решений. Эти средства помогают ответить на вопрос, каким образом планировать, и составляют ядро системы планирования. Они могут иметь различную степень формализации. Некоторые из них доведены до уровня экономико-математических моделей и имеют программное обеспечение, другие характеризуются слабым описанием как самого метода, так и алгоритма его применения.
Следующим элементом системы финансового планирования, требующим рассмотрения, выступает процесс планирования. Процесс планирования имеет свою технологию, представляющую последовательность этапов, выполняемых при составлении плана. Таким образом, при диагностике данного элемента системы на предприятии необходимо выяснить, соблюдается ли последовательность этапов процесса, и если нет, то необходимо выявить причины отклонений и провести соответствующие мероприятия по внедрению алгоритма планирования на предприятии.
При совершенствовании системы финансового планирования на предприятии нужно идти от содержания к организации, а не наоборот. Поэтому перед предприятием должна прежде всего ставиться задача реформирования внутренней стороны системы.
Еще одним важным элементом системы финансового планирования выступают средства, обеспечивающие процесс планирования. Они позволяют автоматизировать технологический процесс разработки плана предприятия: от сбора информации до принятия и реализации плановых решений. Сюда входит техническое, информационное, программное, организационное обеспечение. Комплексное использование этих средств позволяет создать автоматизированную систему плановых расчетов.
Мировой опыт последних десятилетий показывает, что разрабатываемые стандарты комплексного планирования и управления предприятием становятся все более ориентированными на процессы. Основным понятием процессной методики является бизнес-процесс, т.е. целенаправленная последовательность операций и событий (например, процесс формирования комплексного финансового плана). Конечной целью такого подхода является синхронизация деятельности предприятия с потребностями потребителя, что обеспечивает повышение уровня конкурентоспособности предприятия.
Подводя итог, можно сформулировать следующие выводы:
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Графический метод определения порога рентабельности
Приложение 2
Общая структура, блок-схема бизнес-плана предприятия
Приложение 3
Смета денежных средств на 3 месяца —до 31 марта (ден. ед.)
Январь |
Февраль |
Март | |
Денежные поступления, руб. |
867000 |
897 800 |
714000 |
Продажи за наличные, руб. |
168000 |
185000 |
115000 |
Поступления по счетам к оплате, руб. |
699000 |
712 800 |
572000 |
Другие источники (выпуск ценных бумаг, доходы от процентов и т.д.), руб. |
— |
— |
27000 |
Денежные расходы, руб. |
738400 |
872 200 |
916800 |
производственные расходы |
541200 |
557000 |
536 000 |
текущие расходы |
150000 |
151 200 |
140800 |
капитальные затраты |
144000 |
80000 |
|
прочие расходы (выплаты налога на прибыль и т.д.) |
47000 |
20000 |
160000 |
Рост (уменьшение) наличных денежных средств |
128600 |
25600 |
(-202 800) |
Денежные средства на начало месяца |
280000 |
408 600 |
434200 |
Денежные средства на конец месяца |
408600 |
434 200 |
231400 |
Минимальная сумма денежных средств |
300000 |
300000 |
300000 |
Излишек (недостаток) |
108600 |
134200 |
(-68 600) |
Смета по статьям баланса. Плановый баланс в форме, рекомендуемой международными стандартами, проиллюстрируем на примере условного предприятия.
Информация о работе Организация финансового планирования на предприятии