Организация финансовой политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 22:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику государства. Для достижения цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;
- рассмотреть современное состояние финансовой политики Российской Федерации;
- рассмотреть экономическое содержание и структуру финансового механизма, а именно: понятие, финансовые рычаги и стимулы, формы финансового обеспечения и соответственно организационные структуры финансового механизма.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства…………………………………………………………………………6
1.1. Особенности финансовой политики государства……………………….....6
1.2. Состав финансовой политики государства…………………………………7
1.3. Цели и задачи финансовой политики……………………………………....13
Глава 2. Организация финансовой политики государства……………………..7
2.1. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики…..18
2.2. Управление финансами………………………………………………………..22
2.3. Проблемы развития финансов и направления совершенствования в Российской Федерации…………………………………………………………….24
Глава 3. Типы финансовой политики государства………………………………27
3.1. Классический тип финансовой политики……………………………………27
3.2. Планово - директивный тип финансовой политики………………………....28
3.3. Регулирующий тип финансовой политики…………………………………..30
3.4. Неоконсервативный тип финансовой политики……………………………..31
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованной литературы……………………………………………...36

Вложенные файлы: 1 файл

финансовая полттика государства.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

Источник:  [8]

 

Увеличение объема Фонда национального благосостояния прогнозируется за счет положительных курсовых разниц от размещения средств фонда на счетах в долларах США, евро и фунтах стерлингов в Банке России, образующихся в результате прогнозируемого снижения курса рубля по отношению к указанным иностранным валютам.

Средства Фонда национального благосостояния в 2014-2016 годах планируется использовать только на софинансирование формирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации.

С учетом планируемого размещения в 2014–2016 годах средств Фонда национального благосостояния в объеме до 450 млрд. рублей в российские ценные бумаги, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов, к концу 2016 года объем средств Фонда национального благосостояния, размещенных в финансовые активы на территории Российской Федерации, составит 872,6 млрд. рублей (28,7% объема Фонда). [8]

Несмотря на достигнутые успехи, в области финансов остается много проблем, которые требуют корректировки финансовой политики:

- рост ВВП достигается преимущественно за счет добывающих отраслей первичной переработки природного сырья;

- сохраняется высокая  зависимость государственных финансов  от нефтегазовых доходов;

- средства Инвестиционного  фонда РФ направляются опять  же в основном на инвестиционную поддержку государственных сырьевых компаний («Газпром», «Роснефть» и др.);

- сохраняется практика  построения бюджета преимущественно  от доходов с характерными  для него искусственным профицитом  и избыточными финансовыми резервами, не используемыми в интересах развития национальной экономики;

- сохраняется низкий уровень  оплаты труда основной массы  работников.

 

 

1.2. Состав финансовой  политики государства

Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджетную, налоговую, денежно-кредитную, инвестиционную, таможенную, социальную, фискальную политику.

Бюджетная политика представляет собой совокупность мероприятий по осуществлению взаимодействия бюджетов разных уровней. [2, стр. 91]

Бюджетная политика включает политику в области бюджетных доходов и расходов, управления государственным долгом и государственными активами, реализации принципов бюджетного федерализма, управления государственными финансами. В соответствии с этим определяются стратегические и тактические цели бюджетной политики:

- проведение бюджетной реформы, позволяющей более эффективно управлять ограниченными бюджетными ресурсами и обеспечить сбалансированность бюджетной системы в долгосрочном периоде;

- формирование бюджета  исходя из долгосрочных приоритетов  развития страны;

- повышение качества «человеческого капитала»;

- обеспечение полного  и устойчивого выполнения финансовых  обязательств на всех уровнях  власти в соответствии с реестром  расходных обязательств;

- устранение дестимулирующих  и развитие стимулирующих элементов  бюджетной политики и бюджетного процесса:

- оптимизация бюджетной  сети, внедрение новых методов  бюджетирования в зависимости  от результатов выполняемых функций  и эффективности работы;

- значительное уменьшение  долговой нагрузки на экономику;

- создание эффективной системы межбюдженых отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий, прозрачности и эффективности процедур распределения финансовой поддержки регионам;

- увеличение результативности бюджетных расходов, причем рост последних не должен опережать темп роста ВВП;

- повышение роли среднесрочного финансового планирования;

- приведение обязательств  государства в соответствии с  его ресурсами путем отмены  или приостановления нефинансируемых или частично финансируемых обязательств федерального бюджета;

- оценка эффективности  бюджетных расходов, концентрация  ресурсов федерального бюджета  на решении ключевых социально-экономических  задач;

- четкое разграничение  расходных полномочий между бюджетами всех уровней с наделением из соответствующими финансовыми ресурсами, завершение реформирования системы финансовой поддержки регионов;

- максимальная консолидация внебюджетных фондов в бюджетах всех уровней, а также ликвидация целевых бюджетных фондов федерального бюджета.

[4, стр. 63]

Основными целями бюджетной политики на 2013 г. и среднесрочную перспективу являются:

  1. укрепление макроэкономической стабильности и обеспечение бюджетной устойчивости;
  2. разработка долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2030 г.;
  3. определение параметров развития пенсионной системы;
  4. обеспечение условий для формирования и исполнения Федерального закона о федеральном бюджете на 2014-2016 годы в программном формате;
  5. создание условий для оказания качественных государственных услуг;
  6. разработка и реализация нового этапа развития межбюджетных отношений;
  7. совершенствование системы управления государственными активами и обязательствами РФ;
  8. обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.[7, стр.15]

Важнейшая часть финансовой политики – налоговая политика. Здесь нужно отметить следующее:

- без налогов государство  не может существовать;

- суммарные налоговые изъятия имеют твердую тенденцию к росту. При переходе оптимального налогового порога нарушается естественный воспроизводственный процесс, т.е экономика саморазрушается;

- в период кризиса налоги должны быть установлены на минимально возможном уровне. В этом случае экономический механизм страны восстанавливается за счет мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала. Высокий налоговый порог приводит к утечке капитала;

- налоговая система не должна носить конфискационный характер. Только рост национального богатства, выраженный в том числе в повышении индивидуальных доходов, способен обеспечить стабильное увеличение налогооблагаемой базы;

- суммарная величина налогов  имеет устойчивую тенденцию к  росту только при такой экономической  системе, когда государство гарантирует  стабильность законов и правил. Как только оно нарушает свои  обязательства гаранта стабильности, капитал начинает уходить в теневую экономику или за рубеж, сужая доходную базу бюджета;

- налоговая система должна быть простой, открытой и эффективной;

- основной налоговой базой  должны служить налоги на доходы  и имущество. Их следует строить  на принципах пропорционального налогообложения.

К основным задачам современной налоговой политики России относятся следующие:

- снижении и структурное  выравнивание налогового бремени;

- упрощение налоговой  системы;

- снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

- оптимизация налогообложения внешнеторговых операций;

- создание условий для  легализации прибылей предприятий;

- сокращение количества  налогов и ограничение произвола  налоговых и таможенных органов  при одновременном повышение  ответственности налогоплательщиков, что должно обеспечиваться совершенствованием налогового администратирования;

- налоговое стимулирование  инновационной деятельности. [4, стр. 65]

Денежно – кредитная политика формируется Правительством РФ и Банком России, ее задачами являются:

- снижение инфляции, чтобы  обеспечить уменьшение процентных  ставок с учетом изменения  внешних и внутренних факторов  развития экономики;

- создание новых систем, основанных на расчетах в режиме  реального времени; развитие безналичных  расчетов, в том числе за счет применения современных банковских технологий, сети Интернет, расширения использования платежных карт;

- достижение реальной конвертируемости рубля;

- снятие большинства ограничений  в области валютного контроля.

Составными частями денежной политики являются эмиссионная политика и стабильность национальной валюты. Эмиссионная политика, кроме определения необходимого количества денег в обороте, имеет еще одно важное направление – увеличение доходов бюджета. Вторая составляющая требует особой осторожности, ибо при переходе определенных количественных границ денежная система подвержена инфляции, т.е. реальному обесценению доходов бюджета. Если по каким - то причинам государство не в состоянии  регулировать свою денежную систему, нарушается экономическая безопасность страны, поскольку национальная валюта не в состоянии противостоять экспансии более сильных валют, и национальные богатства могут быть утеряны (вследствие взаимных зачетов, путем скупки акций и т.п.) [4, стр. 66]

Фискальная политика – это политика правительства в области налогообложения и государственных расходов, часть финансовой политики, направленной на пополнение государственной казны. [2, стр. 91] Фискальная политика как способ финансового регулирования осуществляется с помощью таких мощных рычагов, как налогообложение и государственные расходы.

Инвестиционная политика представляет собой комплекс мероприятий по созданию условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики и определяет, во-первых, цели и направления инвестиций, во-вторых, формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Как часть финансовой политики инвестиционная политика реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов, поскольку она охватывает как финансирование государственных инвестиций, так и создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов и предприятий, осуществляющих капитальное строительство за счет собственных средств.

Важной задачей на долгосрочную перспективу (2020-2030) будет модернизация и повышение конкурентоспособности страны. В целях обеспечения условий для развития инновационной и научно-технических сфер, оказывающих влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности российской продукции, в 2007 году были созданы государственные корпорации, каждая из которых имеет свою специализацию.

Необходимым условием перехода экономики на инновационный путь развития является активная инвестиционная политика государства и более высокий уровень государственных инвестиций в развитие страны. Основная доля этих инвестиций будет осуществляться в развитие инфраструктуры, в первую очередь в транспортную, в том числе с использованием механизмов государственно частного партнерства. Кроме того, развитие отраслей образования и здравоохранения потребует значительного роста инвестиций в социальную инфраструктуру.

Построение национальной инновационной системы за счет развития фундаментальной и прикладной науки, поддержки крупных научно-технических проектов и перспективных технологий потребует повышения государственных расходов на научные исследования.

С учетом рассмотренных направлений объем расходов инновационного бюджета в общем объеме расходов бюджетной системы составит в 2020 г. около 15% ВВП, а его доля в расходах бюджетной системы увеличится к 2020 г. до 40-45%. [2, стр. 94]

В настоящее время социальная финансовая политика охватывает пенсионную, миграционную политику, политику финансовой помощи отдельным социальным группам населения, т.е. социальную помощь и др. На обеспечение социальной политики государство направляет средства за счет: федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, бюджетов муниципальных образований, а также государственных внебюджетных социальных фондов. Социальная направленность федерального бюджета реализуется прежде всего путем предоставления трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по следующим основным направленностям: выплату базовой части трудовой пенсии; выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению; покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ; осуществление ежемесячных денежных выплат; компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами; индексацию социальных пособий и компенсаций; продолжение реализации демографической программы, в том числе индексации материнского капитала. [2, стр. 95]

Объемы межбюджетных трансфертов в 2014 году составят 7,5 млрд. рублей, в 2015 году – 1,0 млрд. рублей, в 2016 году – 1,1 млрд. рублей. [8]

Таможенная политика представляет собой объединение налоговой и ценовой политик, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт товаров и услуг из страны. Таможенная политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими объектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами и отраслями, регионами. В настоящее время это направление во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных налогов и платежей.

Важным направлением развития институтов внешнеэкономической деятельности для реализации внешнеэкономической политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу в соответствии с Концепцией долгосрочного развития Российской Федерации является применение инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в целях рационализации импорта и привлечения новых технологий. [2, стр. 97]

Информация о работе Организация финансовой политики государства