Органы управления финансами и их функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:24, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение управления финансами. Для достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи: представлены органы управления финансами, в том числе рассмотрены функции и задачи органов оперативного управления финансами;
рассмотрена сущность управления финансами;
выделены основные субъекты и объекты управления;
определены отраслевой и региональный аспекты управления финансами;
охарактеризовано понятие автоматизированных систем управления финансами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Органы управления финансами, их функции……………………...4
1.1. Органы управления финансами…………………………………….4
2. Функции финансов как проявление их сущности…………………8
2.1. Распределительная функция………………………………………...9
2.2. Контрольная функция………………………………………………11
2.3. Задачи функции органов управления финансами………………..13
3. Теория функций управления финансами………………………….15
Заключение…………………………………………………………………19
Список источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

В условиях перехода на рыночные отношения  финансовый контроль направлен на обеспечение  финансового развития общественного  и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

Одна из важных задач финансового  контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется  также через многогранную деятельность финансовых органов.

Работники финансовой системы  и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового  планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Распределительная и  контрольная функции – это  две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает  финансовая информация. Она заключена  в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться  с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

В условиях рыночных отношений  финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту. 5

 

 

 

 

2.3. Задачи функции органов управления финансами

Перед Национальным банком стоят следующие  ответственные задачи: регулирование денежного обращения с целью обеспечения устойчивости национальной валюты, координация денежно-кредитной сферы; оказание помощи кредитным учреждениям в их развитии.

Национальный банк выполняет  следующие функции:

  • разрабатывает и совместно с Правительством РФ проводит единую денежно-кредитную политику РФ в порядке, установленном Конституцией РФ и иными законодательными актами;
  • осуществляет эмиссию денег;
  • регулирует денежное обращение;
  • регулирует кредитные отношения;
  • является для банков кредитором последней инстанции, осуществляет их рефинансирование;
  • осуществляет валютное регулирование;
  • организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ;
  • организует эффективное, надежное и безопасное функционирование системы межбанковских расчетов;
  • консультирует, кредитует и выполняет функции финансового агента Правительства РФ и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов;
  • осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью;
  • выполняет другие функции в соответствии с Банковским Кодексом и иными законодательными актами РФ.

Основная задача Национального  банка Республики РФ — проведение в жизнь денежно-кредитной политики государства на современном этапе, которая должна обеспечивать бесперебойное функционирование финансовой и банковской системы государства.

Выделяют органы управления финансами: общей компетенции, оперативного управления и органы отраслевого управления финансами.

Важное место в системе  оперативного управления финансами  занимает Министерство финансов.

 

 

3.Теория функций управления финансами

При изучении сущности финансов первостепенное значение имеет правильное понимание фундаментальных теоретических проблем и категорий.

Исследованию проблем  сущности финансов уделяли внимание такие ученые и экономисты как  Дьяченко В. П., Александров А. М., Вознесенский Э. А. В период перехода России к рыночной экономике исследованиями теоретических  проблем в области финансов занимаются такие ученые и экономисты как Родионова В. М., Дробозина Л. А., Романовский М. В.

В теории финансов одним  из проблемных вопросов является вопрос о необходимости финансов вообще. Изучением финансов занимались очень  мало и поверхностно. Имел место упрощенный, формальный подход к решению этой проблемы. Так профессоры Вознесенский Э. А. и Бирман А. М. считали, что основным условием возникновения и функционирования финансов является государство. 6

Большинство экономистов  обуславливали объективную необходимость финансов наличием государства и товарно-денежных отношений без основательного обоснования этого положения применительно к категории финансы.

Но это слишком упрощенный подход к такой категории как  финансы. Профессор Родионова В. М. считает, что обусловленность части финансовых отношений фактором существования государства не дает основание для того, чтобы считать его деятельность причиной, порождающей финансы. По ее мнению обязательным условием функционирования финансов, является наличие денег, а причиной, порождающей их появление, можно считать потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность. 7

Однако есть еще один фактор, без которого финансы не могут функционировать. Это общественное воспроизводство, с его непрерывно повторяющимися и взаимосвязанными циклами. В настоящее время практически все ученые-экономисты признают необходимость финансов и  их важную роль в выполнении государством своих функций.

Однако до конца остается не выясненным вопрос сущности финансов и границы их распространения.

Некоторые экономисты финансами  считали совокупность денежных ресурсов или фондов, находящихся в распоряжении государства и предприятий.

Переход к рыночной экономике  происходит в условиях функционирования многообразных объективных стоимостных категорий и денежных отношений, которые пронизывают все стороны жизни, денежные отношения опосредствуют куплю-продажу, оплату труда, сферу приложения свободных денежных средств, разнообразные отношения с зарубежными странами.

Здесь возникает вопрос – все ли денежные отношения являются финансами или существуют, какая  – то граница их распространения?

Экономисты Вознесенский Э. А. и другие исходили из того, что  финансы и кредит, имея денежную форму и обеспечивая в общественном  воспроизводстве распределительный процесс, представляют единую категорию «финансы в широком смысле слова». Академик Чантландзе понимал финансы еще в более расширенном смысле, включая в их состав банки, цены на товары, фондовые биржи, денежные рынки, золото, банкноты, векселя, ценные бумаги. А в узком смысле к финансам он относил лишь бюджетные средства.8

Большинство же ученых-экономистов  считают, что финансы представляют особую область и лишь часть денежных отношений, имеющих свои определенные признаки. Главными признаками, определяющими категорию финансы, следует считать:

  1. Денежный характер финансовых отношений
  2. Распределительный характер финансовых отношений
  3. Финансовые отношения всегда связанны с формированием денежных фондов принимающих вид финансовых ресурсов
  4. Безэквивалентность отношений распределения (Это отличает финансы от отношений купли-продажи)
  5. Безвозвратность и бесплатность  (Это отличает финансы от кредита)

Опираясь на данные признаки можно увидеть, что финансы возникают  и функционируют на второй стадии воспроизводственного процесса – на стадии распределения и перераспределении стоимости общественного продукта. Из этого следует, что расширительная трактовка сущности финансов вызывает сомнение. Распределение и обмен – это разные стадии воспроизводственного процесса, имеющие свои, особые экономические формы выражения. Поэтому нелогично относить разные по характеру денежные отношения, возникающие на разных стадиях воспроизводства, к одной и той же категории – финансам. Ограничение места финансов распределительной и перераспределительной стадией воспроизводства вводит жесткие границы функционирования финансов, но это не означает, что финансы ограничивают свое действие на этой стадии воспроизводства. Финансы активно влияют на все стадии воспроизводственного процесса посредством косвенных факторов.

Многие экономисты считают, что финансы выполняют две  функции - распределительную и контрольную. Авторы называют ее по-разному:  стимулирующая,  регулирующая и т. д. Но при этом происходит подмена вопроса о функциях финансов вопросом, об их роли в общественном воспроизводстве, так как это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т. д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно.

Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самим фактом функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическим общественным назначением финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь “распределительной”, как финансы.

Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

Более глубокое знание экономической  природы финансов и присущих им свойств  позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей. 9

 

Заключение:

 

По своему содержанию процесс управления финансами — это создание, применение, проверка соблюдения, изучение, анализ и совершенствование форм финансовых отношений, предназначенных для реализации целей и задач, намеченных финансовой политикой.

В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплением и их использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.

В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов: финансы  хозяйствующих субъектов (предприятий), домашних хозяйств и государственные финансы. Финансовые отношения данных групп разнятся, поэтому управление финансами данных отношений следует разграничивать, потому что предприятия, действующие в различных отраслях,  имеют свою специфику.

Управление финансами  осуществляют специальные органы. Их можно подразделить на три основные группы:

а) органы общего управления финансами;

б) органы оперативного управления финансами;

в) органы отраслевого  управления финансами.

К органам общего управления финансами относятся Национальное Собрание и Совет Министров при Президенте Республики РФ. Эти органы определяют финансовую политику государства; утверждают финансовое законодательство; осуществляют общий контроль за соблюдением финансового законодательства.

Органами оперативного управления финансами являются: Министерство финансов, Главная налоговая инспекция,  Национальный банк. 

 

Список литературы:

 

      1. Фетисов В.Д. «Финансы и кредит» учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления /В.Д. Фетисов, Т.В. Фетисова.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-455с.
      2. Лаврушин О.И. «Деньги. Кредит. Банки». / Учебное пособие. -    Москва 2000.
      3. Леонтьев В.Е. «Финансы. Деньги, кредит и банки». / М., ИВЭСЭП, 2003.
      4. Родионова В.М. «Финансы. М., Финансы и статистика, 2001.
      5. Сабанти Б.М. «Теория финансов.; Менеджер 1998г Справочник финансиста предприятия. – 2-е издание, доп. и перераб. – М.: Инфра-М, 1999.
      6. Чантландзе. «Вопросы теории финансов».  Тбилиси, 1999г
      7. Шуляк П.Н. Финансы. – М.: Дашков и К, 2001г. – 452с.
      8. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. – М.: ИНФРА-М, 1999г. –342с.

Информация о работе Органы управления финансами и их функции