Органы управления финансами и функции финансового аппарата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:01, курсовая работа

Краткое описание

При написании данной курсовой работы передо мной была поставлена цель: изучить проблемы в управлении финансов РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить финансовую систему Российской Федерации и структуру управления финансами
рассмотреть государственные органы управления финансами, их функции и задачи

Содержание

I. Введение
II. Теоретическая часть
Глава 1. Сущность и система управления финансами.
1.1. Управление финансами: понятие, функции и задачи.
Глава 2. Государственные органы управления финансами и их функции.
2.1. Счетная палата РФ.
2.2. Министерство финансов РФ: основные задачи и функции.
2.3. Федеральное казначейство и его функции.
2.4. Федеральная налоговая служба РФ: задачи и функции.
2.5. Федеральная служба финансово-бюджетного контроля и его функции.
2.6. Федеральная служба по финансовому мониторингу: задачи и функции.
Глава 3. Финансовый аппарат государства.
3.1. Государственный аппарат: понятие, структура.
III. Заключение
IV. Приложения
V. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Чистовой вариант.doc

— 971.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  председателем Счетной палаты Российской Федерации является С.В. Степашин.

Внутренние вопросы  деятельности Счетной палаты, распределение  обязанностей между аудиторами Счетной  палаты, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счетной палаты, порядок ведения  дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности определяются Регламентом Счетной палаты, утверждаемым ее Коллегией. 

Счётная палата осуществляет оперативный контроль за исполнением  федерального бюджета, а также контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кредитных ресурсов, за внебюджетными фондами, за поступлением в бюджет средств от управления и распоряжения федеральной собственностью, за банковской системой (включая Банк России), проводит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, информирует палаты Федерального Собрания. При осуществлении своих функций Счётная палата обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, она имеет право направлять представления и предписания.

 

2.2. Министерство финансов  РФ: основные задачи и функции.

 

Важнейшим органом, управляющим  финансами, является Минфин России и его органы на местах (приложение 2).

В число основных задач, решаемых Минфином России, входят:

  • разработка и реализация основных направлений единой государственной политики;
  • составление проекта и отчета об исполнении федерального бюджета;
  • обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, осуществления мер по развитию финансового рынка;
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономичемического развития Российской Федерации;
  • разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитов;
  • совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности;
  • осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

 

Минфин России выполняет  следующие функции:

  • участвует в работе по составлению долговременных и кратковременных прогнозов функционирования экономики;
  • совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных финансовых ресурсах;
  • подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;
  • организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • обеспечивает исполнение федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;
  • разрабатывает при участии ФНС России предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;
  • принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;
  • разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;
  • осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;
  • разрабатывает проекты программ внешних заимствований Российской Федерации.

 

Важнейшими департаментами Минфина России являются бюджетный  и отраслевые.

Бюджетный департамент  составляет проект федерального бюджета.

Выделяют 10 основных отраслевых департаментов:

    1. финансирование промышленности;
    2. строительства и строительной индустрии;
    3. транспортных систем;
    4. сельского хозяйства;
    5. пищевой промышленности и охраны природы;
    6. оборонного комплекса и др.;
    7. департамент иностранных кредитов и внешнего долга;
    8. департамент налоговых реформ;
    9. контрольно-ревизионное управление;
    10. управление государственных ценных бумаг и финансового рынка.

 

Важным департаментом  Минфина России является главное  управление Федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

 

2.3. Федеральное казначейство  и его функции.

 

Казначейство выполняет  следующие функции:

  • обеспечивает учет всех доходов бюджета;
  • подтверждает бюджетные обязательства (т. е. обязательства по расходованию бюджетных средств), и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов, т. е. санкционирует расходы в рамках лимитов бюджетных обязательств;
  • осуществляет платежи от имени получателей бюджетных средств.

 

Федеральное казначейство входит в состав Министерства финансов РФ.

Федеральное казначейство регистрирует поступающие доходы и  осуществляемые расходы в Главной  книге Федерального казначейства. Эта  книга ведется на основе плана  счетов, утверждаемого самим казначейством. Данные, заносимые в главную книгу казначейства, являются основой для подготовки отчетов об исполнении федерального бюджета. В Федеральном казначействе ведется сводный реестр получателей средств федерального бюджета.

Для учета расходов федерального бюджета используются лицевые счета  бюджетных средств, открываемые в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета.

На лицевом счете  отражается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств.

Структура казначейства состоит из трех звеньев:

  1. Главное управление Федерального казначейства (ГУФК). Это управление осуществляет сводный учет доходов и расходов федерального бюджета.
  2. Управления Федерального казначейства (УФК) в областях, краях и республиках в составе РФ, в городах Москва и Санкт-Петербург.
  3. Отделения Федерального казначейства в городах и городских регионах (ОФК).

(приложение 3)

 

 

2.4. Федеральная налоговая  служба РФ: задачи и функции.

 

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов (приложение 4).

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Глава ФНС России с 6 апреля 2010 года — Михаил Владимирович Мишустин, сменивший на этом посту Михаила Павловича Мокрецова.

Общая численность работников ФНС России по состоянию на конец 2010 года составляет примерно 170 тысяч человек. Однако в 2011 году ФНС России планирует сократить численность своих сотрудников на 5 процентов, а к 2013 году — уже на 15 процентов.

 

Функции:

I – Центральный аппарат  ФНС (предметно-отраслевой принцип) 

Изучение и анализ практики применения действующего законодательства; участие в подготовке законодательных  актов; разработка инструкций, методических рекомендаций, указаний о порядке исчисления или взимания того или иного налога

 

II -  Краевые, областные и равные  им УФНС (отраслевой принцип) 

Организационно-методические функции: организация работы нижестоящих  инспекций, обобщение и анализ отчетов инспекций о проделанной работе, методические рекомендации по совершенствованию практики налогового контроля.

 

III – Районные (городские) ИФНС (территориальный  или отраслевой принцип) 

Выполнение основной нагрузки по непосредственному контролю  за исполнением налогового законодательства всеми физическими и юридическими  лицами; составление, анализ и представление установленной отчетности вышестоящим налоговым органам.

 

Главными задачами налоговых органов  являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ,  а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле.

Федеральную налоговую  службу возглавляет руководитель, назначаемый  на должность и освобождаемый  от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

Руководитель Федеральной  налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и функций.

Исходя из стоящих  перед налоговыми органами задач  и выполняемых функций руководитель ФНС определяет и утверждает структуру  внутренних подразделений центрального аппарата – департаментов и управлений. При определении состава внутренних подразделений исходят из следующих условий: наличия у ФНС основных и вспомогательных видов деятельности; особенностей налогового администрирования важнейших налогов или категорий налогоплательщиков; однотипности выполняемых процедур налогового администрирования (принцип функциональности) и др.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федеральной  налоговой службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Федеральная налоговая  служба и ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют  бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, эмблему, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
2.5. Федеральная служба финансово-бюджетного контроля и его функции.

 

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении  Министерства финансов Российской Федерации  и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора создает, реорганизует и  ликвидирует в установленном  порядке свои территориальные органы.

Основными функциями  Федеральная служба финансово-бюджетного надзора являются:

  • проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей;
  • проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере;
  • осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  • осуществление в пределах своей компетенции контроля над соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования валютного контроля;
  • организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте Российской Федерации;
  • организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Кроме этого, установлено, что Федеральная служба финансово-бюджетного надзора до вступления в силу Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» осуществляет выдачу резидентам разрешений на отсрочку платежа по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности).

Информация о работе Органы управления финансами и функции финансового аппарата