Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 19:11, курсовая работа
Управление финансами является составной частью общей системы управления
социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование
системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для
социально-экономического развития общества.
Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая
независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците
бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в
сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления.
Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют
финансовую систему
1. Основные задачи и методы управления финансами.
1.1. Сущность управления финансами, цели и задачи.
1.2. Объекты управления.
1.3. Субъекты управления.
1.4. Основные методы и формы управления финансами.
2.Государственные органы управления финансами.
2.1. Высшие органы государственной власти управления финансами.
2.2. Управление бюджетным процессом.
2.3. Управление государственным долгом.
2.4.Управление налогообложением.
3.Министерство финансов и другие ведомства управления финансами.
4. Финансовый менеджмент.
4.1.Финансовый механизм. Сущность финансового менеджмента. Основные цели,
функции, задачи и методы финансового менеджмента.
4.2. Управление капиталом – максимальная прибыль и минимальный риск.
- составляет консолидированный бюджет;
На Министерство финансов возложены следующие функции:
- участие в
разработке прогнозов
на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы;
- подготавливает
предложения и реализует
совершенствованию бюджетной системы и механизма межбюджетных отношений
- участвует в подготовке предложений по основным направлениям
кредитно-денежной политики;
- проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением
федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета;
Министерство по налогам и сборам РФ (МНС РФ) и Федеральная служба налоговой
полиции (ФСНП РФ) осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов
и других платежей, установленных Российской Федерацией; МНС РФ также
осуществляет валютный контроль.
Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников
фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный
фонд.
Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным
органом реализации денежно-кредитной политики.
ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение
бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.
Счетная палата Российской Федерации – это специальный контрольный орган,
который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и
контроль за расходованием федеральных денежных средств. Счетная палата
независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию.
Субъектом оперативного управления финансами является финансовый аппарат: МФ
РФ, Счетная палата, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые органы и
таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов,
финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также
банки.
1.4. Основные методы и формы управления финансами.
Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых
отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы.
Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления.
Конкретными методами и формами управления финансами служат:
- финансовое планирование;
- прогнозирование;
- программирование;
- финансовое регулирование;
- оперативное управление;
- финансовый контроль;
Финансовое планирование
занимает важное место в
финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне
оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых
ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие
решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой
информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной.
Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие
обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской,
статистической и оперативной отчетности.
Применительно к государственному управлению финансами финансовое планирование –
это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых
ресурсов. Сбалансированность означает оптимальное соотношение между
финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами,
остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность –
рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты
по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство
через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо
ограничивать их развитие.
Финансовое планирование представляет собой составную часть
народнохозяйственного планирования, базируется на показателях плана
социально-экономического развития, направлено на координацию деятельности
всех органов финансовой системы.
Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов,
получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств
конкретного денежного фонда выражается и закрепляется в соответствующих
финансовых планах, которые объединены в единую систему.
Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы, причем форма
финансового плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего
звена финансовой системы. Так, предприятия и организации, функционирующие на
коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения,
осуществляющие некоммерческую деятельность, – сметы; общественные
объединения, страховые компании – финансовые планы; органы государственной
власти – бюджеты различных уровней.
Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой.
Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для
выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в
расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между
централизованными и децентрализованными фондами.
Финансовое прогнозирование
– предвидение возможного
положения, обоснование показателей финансовых планов. Финансовое
прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает
концепцию финансовой политики на определенный период развития. Целью
финансового прогнозирования является определение реально возможного объема
финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в
прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют наметить разные варианты развития и
совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой
политики.
Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов:
- построение эконометрических
моделей, описывающих динамику
финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих или влияющих на
экономические процессы;
- корреляционно-регрессионный анализ;
- метод экспертной оценки.
Финансовое программирование
– метод финансового
использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко
сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:
- установление приоритетов расходов по направлениям;
- повышение эффективности расходования средств;
- прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного
варианта.
Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов
(ресурсных). При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность
достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект,
потенциальные потери от недостижения цели.
Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет
собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов
финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства.
Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а
объектами – доходы и расходы участников общественной системы.
Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с
установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально
возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на
микроуровне.
Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:
- налоги и неналоговые платежи в бюджет;
- финансовые льготы и санкции;
- общие и целевые субсидии;
- доходы и расходы внебюджетных фондов;
- доходы и расходы государственных предприятий и организаций.
Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешанные формы
регулирования.
Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания
прямых общегосударственных налогов; посредством применения повышенных или
пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные
внебюджетные фонды; при изменении нормативов государственных расходов; в
результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой
дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов
воспроизводства и рыночную конъюнктуру.
К косвенным формам регулирования относится: косвенное государственное
налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.
Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги,
система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное
финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы
образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов
государственных предприятий и организаций.
Оперативное управление
финансами связано с
действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с
учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников
формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения.
Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемы на
основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель
получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения
финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к
маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.
Оперативное управление финансами – главная функция аппарата финансовой
системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти,
дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб
предприятий.
Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий
управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием
эффективности управления ими.
Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов,
представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-
экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе
формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью
обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных
операций.
Объектом финансового контроля являются денежные отношения,
перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых
ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях
хозяйства.
Финансовый контроль включает:
-проверку соблюдения экономиче
перераспределения национального дохода);
-составления и исполнения
-эффективности использования
предприятий и организаций, бюджетных учреждений;
-налоговый контроль.
Финансовый контроль преследует следующие задачи:
-содействие
размерами денежных фондов;
-обеспечение своевременности
перед государственным бюджетом;
-выявление
Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет уровень
организации учета в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная
документация – главный объект финансового контроля. Успешное и эффективное
проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов
контроля, форм и методов его проведения.
В зависимости от субъектов контроля, осуществляющих финансовый контроль,
различают следующие его виды:
· общегосударственный контроль, проводится органами государственной
власти. Главная цель – обеспечить интересы государства и общества по
поступлению доходов и при расходовании государственных средств;
· ведомственный контроль, осуществляется контрольно-ревизионными
управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает
деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;
· внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и финансовыми
службами предприятий и организаций. Объект контроля – хозяйственная и
финансовая деятельность;
· общественный контроль осуществляют неправительственные организации.
Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач;
· независимый контроль проводится специальными органами: аудиторскими
фирмами и другими службами.
К методам финансового контроля относятся:
-Проверка производится по
деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе
проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по
их устранению.
-Обследование охватывает
Информация о работе Основные задачи и методы управления финансами