Основные функции и механизм реализации налоговой политики в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение стимулирующей и антистимулирующей функций налоговой политики.
Актуальность данной темы в том, что в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение
1. Сущность и значение налоговой политики
1.1. Стратегия и тактика налоговой политики
1.2. Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма
2. Основные функции и механизм реализации налоговой политики в Российской Федерации
2.1. Налоговая политика и оздоровление экономики
2.2. Классификация налоговой политики.
2.3. Инструменты налоговой политики
Заключение
Список использованной литературы:

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая политика РФ..doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

В отличие от полного освобождения, частичное налоговое освобождение представляет собой систему налоговых льгот для определенной части предпринимательского дохода, что обеспечивает избирательность и гибкость применяемых форм государственного регулирования экономики.[7]

Достижение цели формирования необходимых финансовых ресурсов для органов власти всех уровней обеспечивается путем установления в общегосударственном законодательстве системы федеральных, региональных и местных налогов.

Проведение государственной политики регулирования доходов через налоговый механизм обеспечивается с помощью таких инструментов, как налоговая ставка и налоговая льгота.

Важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, государство может осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей. Ставка налога обеспечивает мобильность финансового законодательства, позволяет государству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов.

Важная роль налоговой ставки для осуществления государственной политики состоит в возможности использования различного рода ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особенно существенное значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов различных налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней.

Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что каждому физическому и юридическому лицу, отвечающему установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.

Проведению активной налоговой политики способствует также то, что законодательство устанавливает, многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, связанные с видами и формами предпринимательской деятельности. Налоговые льготы, трудно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда имеется заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности.

Предоставляя налогоплательщикам те или иные налоговые льготы, государство, прежде всего, активизирует воздействие налогового регулятора на различные экономические процессы. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются.

Наиболее распространенный объект налогового стимулирования – инвестиционная деятельность.  Во многих государствах полностью или частично освобождается от налогов прибыль, направляемая на эти цели. Нередко для стимулирования инвестиционной активности освобождаются от НДС технологическое оборудование и запасные части к нему. В системе налогообложения ряда стран предусматривается создание специальных инвестиционных фондов, не облагаемых подоходным и некоторыми другими видами налогов.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение ждя дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных производств по выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техни­ческое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров на­родного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень суще­ственная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения за­траты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от нало­гов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из обла­гаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав за­трат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь — включать эти расходы в затраты на производство.

Резкий рост бюджетных расходов во многих станах со всей остротой поставил вопрос об упорядочении предоставления различных налоговых льгот. Это связано с тем, что установление широкого перечня налоговых льгот зачастую приводит к уменьшению налоговой базы, вследствие чего для сохранения необходимого государству уровня налоговых поступлений оно прибегает к установлению более высоких налоговых ставок.

Формирование налоговой базы также является серьезным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависят увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства или инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет все же относительно самостоятельное значение. Мало того, от результатов проводимой налоговой политики в значительной степени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику.


Заключение

Налоговая политика – один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.

И все же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство – не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Выдвигаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы. Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного периода, практически нет.

 

 



3

 

Список использованной литературы:

1.            Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. Учебное пособие для ВУЗов. Ростов-на-Дону. Издательство Феникс, 2006 год.

2.            Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов. Москва. Издательство Юристъ, 2003 год, 801 стр.

3.            Истратова М.В. Налогообложение. Учебное пособие для ВУЗов. Санкт-Петербург. Издательство Питер-Пресс, 2008 год.

4.            Касьянова Г.Ю. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. Новосибирск. Издательство ИКЭА, 2008 год.

5.            Куликов Л.М. Экономическая теория. Москва. Издательство Проспект 2006 год. 432 стр.

6.            Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Москва. Издательство “Инфра-М”, 2007 год.

7.            Одегова Ю.Г., Волгина Н.А. Экономическая теория. Учебное пособие для ВУЗов Москва. Издательство Экзамен, 2007 год.

8.            Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для ВУЗов. Москва. Издательство Книжный мир, 2009 год.

9.            Чепурин М.К., Киселева Е.И. Курс экономической теории: Учебник. Киров. Издательство АСА, 2008 год, 832 стр.

 



[1] Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. Учебное пособие для ВУЗов. Ростов-на-Дону. Издательство Феникс, 2006 год, стр. 97-101.

[2] Чепурин М.К., Киселева Е.И. Курс экономической теории: Учебник. Киров. Издательство АСА, 2008 год, стр. 47-51.

[3] Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Москва. Издательство “Инфра-М”, 2007 год, стр. 85-89.

[4] Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для ВУЗов. Москва. Издательство Книжный мир, 2009 год, стр. 110-112.

[5] Истратова М.В. Налогообложение. Учебное пособие для ВУЗов. Санкт-Петербург. Издательство Питер-Пресс, 2008 год, стр. 108-112.

[6] Касьянова Г.Ю. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. Новосибирск. Издательство ИКЭА, 2008 год, стр. 198.

[7] Одегова Ю.Г., Волгина Н.А. Экономическая теория. Учебное пособие для ВУЗов Москва. Издательство Экзамен, 2007 год, стр. 64-68.


Информация о работе Основные функции и механизм реализации налоговой политики в Российской Федерации