Основы разработки и реализации государственной финансовой политики в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:30, реферат

Краткое описание

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Содержание

Введение .................................................................................................................................................3
I. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы ......................................................4
1.1 Сущность и задачи финансовой политики ...............................................................................4
1.2 Содержание финансовой политики ...........................................................................................6
1.3 Типы финансовой политики ......................................................................................................8
II. Финансовая политика Российской Федерации ..............................................................................9
2.1 Эволюция финансовой политики РФ ........................................................................................9
2.2 Современная финансовая политика России и перспективы ее развития .............................11
Заключение ...........................................................................................................................................15
Список литературы .....................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 51.40 Кб (Скачать файл)

Политика управления государственным кредитом связана с обеспечением деятельности государства в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. В России регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования.

Кредитно-денежная политика представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

В свою очередь, в составе  кредитно-денежной политики приобретают  относительную самостоятельность  денежная, кредитная, ценовая политики и финансовая политика на рынке ценных бумаг.

Денежная политика направлена на обеспечение устойчивости денежного обращения (через управление эмиссией), регулирование инфляции, стабилизацию национальной валюты.

Кредитная политика направлена на обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы (через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы).

Ценовая политика - регулирование и корректировка цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур – монополистов; формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны – недр, земли, водных, лесных и других ресурсов.

Финансовая политика на рынке ценных бумаг – управление деятельностью финансового рынка (через регламентацию, эмиссию и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курсы покупки и продажи); через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставок рефинансирования, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО-ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов).

Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе, и в международных финансовых организациях.

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Типы финансовой  политики 

1. Классическая.

Такая финансовая политика была основана на трудах классиков  политэкономии А. Смита и Д. Рикарда, и их последователей. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, достижение полной свободы рыночных отношений, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и исполнение равновесного бюджета. Система налогообложения должна была создать необходимое поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета.

2. Регулирующая.

В основу этого типа финансовой политики положена экономическая теория Дж. М. Кейнса, которая исходит из того, что государство должно вмешиваться в развитие экономики с помощью определенных финансовых инструментов (государственные расходы). Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики изменилась. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Рынок ссудных капиталов становится вторым по значению источником доходов бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Изменяется система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов.

3.Неокласическая.

Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень  его вмешательства в экономику  и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства  не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через  доходы или расходы государственного бюджета, и через регулирование  денежного обращения, валютного  курса, рынка ссудных капиталов  и ценных бумаг. Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости  сокращения объема перераспределения  национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как  источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов  и уменьшения степени их прогрессивности  обложения.

4.Планово-директивная.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную  систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности  на средства производства, плановая система  управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство  всеми сферами экономики и  социальной жизни, в том числе  и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение  максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового  механизма было создание инструментов, при помощи которых производиться  изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых  государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого  центра – Министерства финансов, которое  занималось всеми вопросами использования  финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью  финансировало из бюджета потребности  экономики и социальной сферы, непосредственно  и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения.

 

II. Финансовая политика Российской Федерации

 

2.1 Эволюция финансовой  политики РФ

 

До 1930 г.финансовая политика Советского Союза имела ряд особенностей. Она сформировалась под воздействием теоретических концепций К.Маркса и В.И. Ленина. В марксистко-ленинской теории о сущности социалистического государства предопределялся главный принцип финансовой политики социалистического государства – концентрация финансовых ресурсов в руках государства.

Уже в 1930 г. в промышленности государственный сектор становится господствующим. На государственных предприятиях производилось 94,4 % валовой продукции. Главными производителями сельскохозяйственной продукции становятся колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации.

В 1930-1931 гг. в Советском  Союзе была проведена налоговая  реформа, в результате которой было сокращено количество налогов, упрощены методики их расчета и порядок  перечисления средств в бюджет. Был введен налог с оборота, который заменил 53 ранее действовавших платежа. Налог с оборота был очень удобным для государства и плательщиков. Он просуществовал вплоть до 1992 г. Налог с оборота фиксировался в цене высокорентабельных товаров в твердых нормах и вносился в государственный бюджет по мере реализации товаров. Поэтому он обеспечивал регулярное и устойчивое поступление денежных ресурсов в бюджет для финансирования расходов государства.

Был установлен следующий  порядок распределения прибыли. В результате распределения прибыли  на предприятии оставалось 28% полученной прибыли, из них 12 % предприятие направляло на капитальные значения, 5% - в поощрительные  фонды и 3% - на другие цели; 72% прибыли  вносилось в бюджет. Сохранялся сельскохозяйственный налог на предприятия сельского  хозяйства (колхозы и совхозы).

Такая финансовая политика организации финансов позволила  государству успешно выполнить  задачи пятилетних планов, бесперебойно финансировать производственный и  социальный сектор экономики, обеспечить победу в Великой Отечественной  войне. В 1960 г. страна по уровню развития промышленности становится одной из крупнейших индустриальных держав мира.

Объявленная в 1965 г. правительством Советского Союза хозяйственная реформа вводила новую систему распределения и использования прибыли с целью повышения заинтересованности работающих на предприятиях. В основу реформы были положены следующие принципы:

- усиление принципа хозрасчета  предприятий, повышение заинтересованности  работников результатах работы;

- расширение прав предприятий  в расходовании средств за  счет прибыли и амортизационных  отчислений на мероприятия по  совершенствованию производства  и внедрению новой техники;

- повышение ответственности  за сохранность собственных оборотных  средств и т.д.

Реформа дала определенные положительные финансовые результаты.

В 1990 г. была провозглашена новая цель экономической реформы – переход к регулируемой рыночной экономике. Она предполагала сочетание плана и рынка. Но это цель не была достигнута. В 1991 г. произошел роспуск СССР и создание СНГ.

В 1991-1992 гг. в России произошла  смена политических ориентаций. В  стране было объявлено о переходе на рыночные отношения, проведение в  экономике рыночных реформ.

Правительство РФ объявило об освобождении (либерализации) цен  от государственного регулирования  с 1 января 1992 г. Одновременно Правительство РФ стало предпринимать меры по ограничению и отмене системы централизованного материально-технического снабжения предприятий и отраслей, был упразднен Госплан, отменено государственное планирование экономики. Государственные предприятия подверглись приватизации. Стало сокращаться производство.

В условиях упадка производства образовался товарный дефицит. Либерализованные цены стали резко расти, вызывая социальное недовольство. Началась безудержная инфляция. Сократились расходы государства на здравоохранение, образование, культуру, социальное обеспечение.

Государственное регулирование  экономики в период рыночных реформ было малоэффективным. Рыночная экономика  усилила роль финансов на микроуровне и ослабила роль финансов в развитии экономики на макроуровне. Финансовая политика стала неустойчивой, зависящей от кризиса.

Но тем не менее в финансовой политике государства с 1999 г. стали проявляться перспективные направления, которыми было предусмотрено:

  1. добиться снижения дефицита бюджета путем регулирования налогообложения предприятий и граждан, уменьшение государственных расходов на содержание аппарата управления;
  2. упорядочить и упростить систему налогообложения предприятий и физических лиц, значительно сократить количество налогов.
  3. снизить уровень инфляции, создать свободу предприятиям в выборе предпринимательской деятельности
  4. решение этих задач требует прежде всего оживления промышленного и сельскохозяйственного производства в стране, расширения подготовки специалистов, способных оживить производство и финансовые отношения. Необходимо достижение стабилизации и затем устойчивых темпов экономического роста во всех сферах экономики.
  5. поднять роль банков и других кредитных учреждений в мероприятиях по стабилизации экономики.
  6. упорядочить систему кредитных отношений и др.

К сожалению, в практических действиях правительств не наблюдается  последовательности в осуществлении  указанных направлений.

Финансовая политика государства, неразрывно связана с инвестиционной политикой. Инвестиционная политика государства – составная часть финансовой политики, которая выражает отношение государства к финансированию инвестиционной деятельности. Она, во-первых, определяет цели и направления инвестиций, во-вторых, формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Основные направления  инвестиционной политики состоят в  следующем:

- определение приоритетов  в финансировании инвестиционной  деятельности. Сейчас приоритеты  отдаются финансированию государственных  целевых программ. В РФ приняты  и финансируются из федерального  бюджета десятки федеральных целевых программ.

- приоритеты отдаются  инвестициям на расширение и  техническое перевооружение действующих  предприятий. Иными словами центр  тяжести переносится с нового  строительства на техническое  перевооружение и реконструкцию  предприятий.

Информация о работе Основы разработки и реализации государственной финансовой политики в современных условиях