Основы разработки и реализации государственной финансовой политики в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:30, реферат

Краткое описание

Финансовая политика как часть экономической политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Содержание

Введение .................................................................................................................................................3
I. Финансовая политика государства: сущность, состав и типы ......................................................4
1.1 Сущность и задачи финансовой политики ...............................................................................4
1.2 Содержание финансовой политики ...........................................................................................6
1.3 Типы финансовой политики ......................................................................................................8
II. Финансовая политика Российской Федерации ..............................................................................9
2.1 Эволюция финансовой политики РФ ........................................................................................9
2.2 Современная финансовая политика России и перспективы ее развития .............................11
Заключение ...........................................................................................................................................15
Список литературы .....................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 51.40 Кб (Скачать файл)

- предоставление субсидий из бюджета жизненно важным отраслям народного хозяйства на осуществление инвестиционной деятельности.

- расширение прав предприятий-инвесторов в инвестировании средств, отчисляемых из прибыли предприятий и амортизационных отчислений.

- сокращение государственного  бюджетного финансирования инвестиций  и соответственно увеличение  сферы негосударственного инвестирования.

 

2.2 Современная  финансовая политика России

 

В разработке государственной  финансовой политики в России участвуют  все ветви государственной власти. В то же время в силу особенностей конституционного строя приоритет  в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях  Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию о бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу  были определены стратегические цели бюджетной политики - обеспечение  сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств, создание эффективной  системы управления государственными финансами, снижение налоговой нагрузки на экономику, концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных задач, снижение зависимости бюджетных  доходов от конъюнктуры мировых  цен, реформирование межбюджетных отношений. Цели эти в основном достигнуты.

Обеспечение сбалансированности бюджетных ресурсов и обязательств.

Начиная с 2000 года федеральный  бюджет исполняется с превышением доходов над расходами. Была ликвидирована просроченная кредиторская задолженность, включая многолетние бюджетные долги перед гражданами по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий. Это способствовало нормализации состояния расчетов в экономике в целом. Превышение бюджетных доходов над расходами и связанное с этим изменение государственной долговой политики позволило снизить масштабы государственного долга и расходы на его обслуживание. Восстановлено доверие к России как к надежному финансовому партнеру. Кредитные рейтинги страны достигли инвестиционного уровня.

Но серьезную озабоченность  вызывает возникшая в последние  годы несбалансированность Пенсионного  фонда Российской Федерации, особенно с учетом ожидаемых перспектив увеличения обязательств по выплате пенсий. Не до конца отлажены процедуры выбора новых расходных обязательств, прежде всего - при принятии решений о  реализации долгосрочных бюджетных  программ, а заявленные бюджетные  ограничения зачастую не соблюдаются  либо пересматриваются.

Решение этих проблем является необходимой предпосылкой для обеспечения  долгосрочной сбалансированности бюджетных  ресурсов и обязательств, предотвращения неконтролируемого роста нагрузки на бюджетную систему.

Создание эффективной  системы управления государственными финансами.

С 2000 года формирование и  исполнение бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации осуществляются по предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации единым правилам.

Завершено формирование системы  Федерального казначейства, осуществляющего  в соответствии с едиными стандартами  и процедурами кассовое обслуживание исполнения бюджетов. Это, в частности, увеличило степень сохранности  бюджетных средств. Обеспечена прозрачность операций, реализуемых при исполнении бюджетов, повысилась оперативность  предоставления и достоверность  бюджетной отчетности. Появились  возможности для действенного контроля за целевым использованием бюджетных средств, принятием и исполнением бюджетных обязательств.

Внедрена основанная на международных  стандартах система бюджетной классификации  и бюджетного учета, существенно  повысившая прозрачность и управленческую значимость бюджетной отчетности.

Тем не менее, в повестке дня остается решение ряда существенных проблем управления общественными  финансами.

Сформировались затянутые  и громоздкие процедуры составления  и рассмотрения проектов бюджетов. Главные распорядители бюджетных  средств имеют недостаточную  самостоятельность, а значит, и ответственность  при формировании и исполнении бюджетов, что снижает эффективность и  результативность бюджетных расходов.

Финансовый контроль в  малой степени затрагивает вопросы  эффективности использования бюджетных  средств и качества финансового  менеджмента, а его результаты практически  не используются при формировании бюджетов и принятии управленческих решений.

Снижение налоговой  нагрузки на экономику.

В рамках проводимой налоговой  реформы практически завершена  кодификация налогового законодательства. Налоговая система в целом  была упрощена, ставки основных налогов  снижены, отменены наиболее обременительные  для экономики налоги. Все индивидуальные налоговые льготы, зачеты и отсрочки, специальные соглашения с налогоплательщиками  остались в прошлом.

В числе наиболее значимых решений - введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов, установление регрессивной шкалы ставок единого социального  налога и их дальнейшее существенное снижение, отмена налога на наследование.

Ставка налога на прибыль  снижена с 35 до 24 процентов при  одновременном включении в учитываемые  в целях налогообложения затраты  на производство товаров (работ, услуг) практически всех экономически обоснованных расходов налогоплательщиков. Многочисленные же льготы по налогу на прибыль были отменены.

Ставка налога на добавленную  стоимость снижена с 20 до 18 процентов, а порядок его взимания приближен  к принятому в мировой практике.

Проводились упорядочение ставок таможенных пошлин и совершенствование  порядка их взимания. По целому ряду товарных позиций, прежде всего инвестиционного  характера, ввозные таможенные пошлины  существенно снижены.

В то же время целый ряд  задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации в налоговой  сфере, до настоящего времени не выполнен.

Практика применения налога на добавленную стоимость остается препятствием для расширения экономической  деятельности. Организации испытывают большие сложности ввиду сложившихся  избыточно обременительных процедур возврата входящего налога на добавленную  стоимость.

Неоправданно затянута работа, касающаяся внедрения критериев оценки эффективности работы сотрудников налоговых органов, имея в виду не исполнение планов по сбору налогов, а проверку правильности исчисления и уплаты налогов. Соответственно, не реализованы механизмы материального стимулирования сотрудников в зависимости от соответствия таким критериям.

Значительно улучшено финансирование судебной системы. Происходило планомерное решение задач в сфере обороны и безопасности. И что наиболее значимо, начато оснащение армии современными видами вооружения и военной техники, перевод ее на контрактную основу. Эти процессы подкреплялись необходимым бюджетным финансированием.

Регулярное повышение  заработной платы в бюджетном  секторе и пенсий способствовало существенному сокращению масштабов  бедности в стране. Повышение денежного  довольствия военнослужащих и сотрудников  правоохранительных органов позволило  стабилизировать кадровый состав Вооруженных  Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Осуществлены необходимые  реформы финансового обеспечения  части социальных обязательств государства, в первую очередь системы социальных льгот для ветеранов и инвалидов. Замена во многом декларативных натуральных  льгот денежными выплатами и  пакетом социальных услуг позволила  реально повысить уровень жизни  этих категорий граждан.

Начата реализация приоритетных национальных проектов в образовании, здравоохранении, агропромышленном комплексе, жилищном строительстве.

Вместе с тем в планировании и реализации бюджетной политики сохраняется ряд проблем.

По-прежнему недостаточными остаются объемы дорожного строительства, не выдерживаются нормативы содержания дорог. Это связано как с дефицитом  бюджетного финансирования, так и с неадекватностью механизмов финансирования и управления в дорожном хозяйстве.

Контроль за расходами на содержание государственного аппарата, численность которого существенно возросла, оказался недостаточно эффективным. Особенно это касается территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Также не произошло существенных позитивных изменений в функционировании бюджетных учреждений, не созданы достаточные стимулы для повышения эффективности их деятельности, экономии бюджетных средств. Число бюджетных учреждений и работников бюджетной сферы в расчете на душу населения продолжает возрастать.

Правительством Российской Федерации проводилась значительная работа по совершенствованию механизмов реализации федеральных целевых  программ и их оптимизации. Тем не менее качество многих из них пока не соответствует современным требованиям. Состав программных мероприятий не всегда тщательно продумывается и просчитывается при утверждении программ, что в дальнейшем приводит к необходимости их корректировки.

Особенно негативно это  сказывается на осуществлении государственных  капитальных вложений. Вследствие сложившейся  практики ежегодного пересмотра объемов  капитальных вложений строительство  запланированных объектов ведется  неритмично, нормативные сроки их ввода в эксплуатацию регулярно  не выдерживаются, происходит постоянное неоправданное удорожание стоимости  строительства, снижается его качество.

Реформирование  межбюджетных отношений.

В основу проведенной реформы  межбюджетных отношений были положены: законодательное разграничение  полномочий между уровнями публичной  власти, закрепление за бюджетами  всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации собственных  доходных источников на долгосрочной основе, формирование прозрачных и  обоснованных механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности территорий, создание стимулов к повышению качества управления региональными и муниципальными финансами.

Однако, далеко не всегда органами государственной власти субъектов Российской Федерации соблюдаются установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации принципы финансовых взаимоотношений с муниципальными образованиями. С трудом преодолеваются традиции централизованного регулирования доходов и расходов местных бюджетов. Имеются факты оплаты расходных обязательств муниципальных образований напрямую из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Резервный фонд должен обеспечивать расходы бюджета в случае значительного  снижения цен на нефть в среднесрочной перспективе.

Объем Резервного фонда, а  также объем доходов от нефти  и газа, используемых для финансирования расходов федерального бюджета, необходимо законодательно зафиксировать в  процентном отношении к валовому внутреннему продукту, предусмотрев при этом 3-летний период для перехода к новым принципам управления нефтегазовыми доходами.

Фонд будущих поколений  должен аккумулировать доходы от нефти  и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового  сектора над отчислениями в Резервный  фонд и средствами, используемыми  для финансирования расходов федерального бюджета.

Правительству Российской Федерации  необходимо разработать механизмы  и соответствующие изменения  в бюджетное законодательство, обеспечивающие увеличение доходов от размещения накопленных  средств.

Главные распорядители бюджетных  средств должны быть наделены полномочиями самостоятельно определять формы финансового  обеспечения и способы предоставления государственных услуг.

Налоговая политика в ближайшие  три года должна быть ориентирована  на создание максимально комфортных условий для расширения экономической  деятельности и перехода экономики  на инновационный путь развития, а  также на дальнейшее снижение масштабов  уклонения от налогообложения.

Следует продолжить работу по реформированию системы взимания акцизов в целях стимулирования потребления более качественных товаров. В частности, необходимо дифференцировать ставки акциза на бензин, исходя из его  качества, имея в виду установление более низкой ставки на высококачественный бензин и более высокой ставки на бензин низкого качества.

В среднесрочной перспективе  Правительством предусмотрено рассмотреть  вопрос о доведении размеров социальных пенсий до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера.

Назрела необходимость в  более активных действиях по развитию транспортной и энергетической инфраструктуры.

Также неотложной задачей  является надежное энергообеспечение  экономики и населения, устранение препятствий для развития экономической  и социальной сфер, связанных с  дефицитом электроэнергии. В федеральном  бюджете следует предусмотреть  необходимые средства на развитие электросетевого хозяйства, атомной и гидроэнергетики.

О совершенствовании межбюджетных отношений можно сказать следующее.

Информация о работе Основы разработки и реализации государственной финансовой политики в современных условиях