Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 14:08, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы явилось изучение особенностей, присущих бюджетным системам развитых стран на современном этапе в зависимости от их административного устройства. Для достижения этой цели рассмотрены особенности унитарных и федеративных государств, теоретические основы устройства бюджетной системы, сущность и ее структура, на основе практических исследований изучены особенности развития бюджетных систем развитых стран и современные тенденции развития мировой финансовой системы.
Введение……………………………………………………………..........3
1. Бюджетная система и бюджетное устройство государства……………...5
1.1. Понятие и сущность бюджетной системы и бюджетного устройства государства………………………………………………………………….…..5
1.2. Основные принципы построения бюджетной системы государства ……10
1.3. Бюджетный федерализм: сущность и модели…………………………..13
2. Анализ международного опыта построения бюджетных систем и организации межбюджетных отношений ………………………………….…17
2.1. Особенности бюджетного устройства в унитарных государствах …...17
2.1.1. Характеристика бюджетной системы Великобритании……………..17
2.2.Особенности бюджетного устройства в федеративных государствах….21
2.2.1. Особенности построения бюджетной системы США ………………....21
3. Основные проблемы и направления совершенствования бюджетного устройства в Российской Федерации………………………………………....25
Заключение……………………………………………………………………...41
Список использованной литературы
Для высокодотационных субъектов РФ и муниципальных образований (с долей межбюджетных трансфертов, превышающей соответственно 60 и 70% собственных доходов), кроме того, вводятся требования по заключению с вышестоящими финансовыми органами соглашений о повышении эффективности использования бюджетных средств и ежегодному проведению проверки годового отчета об исполнении бюджета внешними контрольными органами.
Между тем в большинстве муниципальных образований, особенно со слабо развитой налоговой базой, местные бюджеты в 2007 г. будут формироваться в основном за счет финансовой помощи из бюджетов субъектов РФ. По данным Минфина РФ в 2006 г. финансовая помощь местным бюджетам уже составляла 41% от собственных доходов местных бюджетов.
В связи с этим предлагавшийся в законопроекте норматив (доля межбюджетных трансфертов в собственных доходах местных бюджетов равная 20%), превышение, которого предполагает применение к муниципальным образованиям дополнительных ограничений по установлению их расходных обязательств, должен быть не ниже 30%, что также было учтено при доработке новой редакции БК РФ.
Другим проявлением
установления более жестких требований
и ограничений по отношению к
муниципальным образованиям по сравнению
с субъектами РФ является наличие
возможности выделения
При этом финансовое положение
муниципальных образований
Одной из целей реформы местного самоуправления является выравнивание уровня социально-экономического развития территорий.
Новая редакция БК РФ устанавливает, что общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, который определяется в порядке, установленном Правительством РФ.
Вместе с тем, по нашему мнению, выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ должно осуществляться исходя из необходимости достаточного финансового обеспечения полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации конституционных гарантий, касающихся предоставления гражданам общественных услуг в сферах образования, здравоохранения, в социальной сфере.
Для реализации указанных целей, обеспечения в необходимом объеме налоговых поступлений в местные бюджеты необходимо точное определение расходных обязательств муниципальных образований и пересмотр в связи с этим закрепленных за местными бюджетами местных налогов и постоянных нормативов отчислений от федеральных налогов и специальных налоговых режимов, на развитие налоговой базы которых имеют непосредственное влияние органы местного самоуправления (имущественные налоги, налог на доходы физических лиц, налоги на совокупный доход, налог на прибыль организаций).
Это особенно важно при переходе федерального уровня власти, а затем субфедерального и местного уровней власти на среднесрочное бюджетное планирование и бюджетирование, ориентированное на результат.
В 2006 г. по данным Минфина РФ в структуре доходов местных бюджетов налоговые доходы составляли 30,7%, причем на долю налога на доходы физических лиц приходилось 66%. При этом местные налоги составляли лишь 10% (46,5 млрд руб.) в общей сумме налоговых доходов местных бюджетов, в том числе земельный налог – 8,9%, налог на имущество физических лиц – 1,1%.
В связи с этим важное значение имеет введение новых местных налогов. В соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ о бюджетной политике в 2008–2010 гг., а также планом мероприятий по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в настоящее время разрабатывается проект федерального закона, регулирующего взимание местного налога на недвижимость жилого назначения исходя из рыночной стоимости объектов недвижимости и при условии установления системы налоговых вычетов в целях сохранения налогового бремени в отношении малообеспеченных граждан на существующем уровне.
В целях укрепления самостоятельности муниципальных образований, обеспечения возможности создания у них точек экономического роста важно развитие налогового законодательства в интересах местного самоуправления.
В связи с этим, ряд исследователей предлагают возможным Правительству РФ рассмотреть вероятность внесения изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, предусматривающих:
- увеличение размера налоговой ставки, по которой исчисленная сумма налога на прибыль организаций зачисляется в бюджеты субъектов РФ (при условии зачисления части дополнительных налоговых поступлений в местные бюджеты) или введение налоговой ставки, по которой исчисленная сумма налога на прибыль организаций зачисляется в местные бюджеты;
- увеличение доли налога
на доходы физических лиц,
- совершенствование
- обеспечение компенсации
из федерального бюджета
- принятие нормативно-правовых
актов, обеспечивающих
Заключение.
Проведенный обзор бюджетных
систем стран с федеративным и
унитарным государственным
В целом, особенность бюджетных систем федеративных государств состоит, прежде всего, в гораздо большей самостоятельности органов власти субъектов федерации, то есть второго после центрального правительства уровня власти в стране, в области установления налоговых ставок и введения новых налогов, распределения расходных полномочий и распоряжения средствами собственных бюджетов.
В странах с федеративным
устройством расходные
Проведенный анализ показывает,
что теоретически бюджеты нижних
уровней в унитарных
Обзор бюджетных систем показал, что роль и сфера ответственности муниципальных органов власти и их бюджетов примерно одинаковы в государствах с различным устройством. Практически во всех случаях органы власти муниципалитетов несут обязательства по финансированию расходных статей исключительно местного значения, в доходы этих бюджетов зачисляются налоги на имущество и местные, лицензионные и регистрационные сборы, а доходная база бюджетов нижнего уровня, как правило, сильно зависит от средств вышестоящих бюджетов.
Вместе с тем, нельзя сказать, что принцип государственного устройства полностью определяет распределение прав и обязанностей между уровнями бюджетной системы.
Исследование особенностей бюджетных систем унитарных и федеративных государств выявило общую проблему межбюджетных взаимоотношений, острота которой зависит, прежде всего, от неравномерности экономического развития регионов.
Совершенствование межбюджетных отношений в РФ на основе новой бюджетной политики должно проводится по следующим направлениям:
упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ;
разграничение расходных полномочий;
разграничение налоговых полномочий и доходных источников;
совершенствование механизма финансовой помощи другим уровням;
улучшение управления общественными финансами на региональном и местном уровнях.
Список использованной литературы.
1. Бюджетный кодекс
Российской Федерации. – http:/
2. Афанасьев Мст., Кривогов
И. Модернизация
4. Бурлачков В. К., Игонина Л. Л., Игудин А. Г. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Экономистъ, 2006.
5. Бюджетная система
Российской Федерации / Под ред.
Романовского М. В. и
6. Годин А. М., Максисмова Н. С., Подпорина И. В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: «Дашков и Ко», 2005.
7. Годин А.М., Подпорина
И.В. Бюджет и бюджетная
8. Гринкевич Л. С., Сагайдачная Н. К. и др. Государственные и муниципальные финансы России. – М.: КНОРУС, 2007.
9. Гутник В., Оттнад
А. Межбюджетные отношения в
системе федерализма:
10. Мысляева И. Н.
Государственные и
11. Назаров В. Перспективы
реформирования российской
12. Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: «Дашков и Ко», 2006.
13. Поляк Г. Б. Бюджетная система России. — М.: ЮНИТИ, 2003.
14. Поляк Г. Б. Территориальные финансы. – М.: Вузовский учебник, 2006.
15. Полянская А.В. Реформа
местного самоуправления в
16. Финансы в вопросах и ответах / Под ред. Иванова В. В., Ковалева В. В. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
17. Финансы и кредит / Под ред. Романовского М. В., Белоглазовой Г. Н. – М.: Высшее образование, 2005.
18. Финансы / Под ред. Дробозиной Л. А. – М.: ЮНИТИ, 2000.
19. Финансы / Под ред. Ковалева В. В. – М.: «Проспект», 2001.
20. Ходасевич С. Бюджетный федерализм: оценка условий // Экономист, 2004, № 4.
21. Якобсон Л. Бюджетная
реформа: федерализм или