Особенности развития финансовой системы Республики Беларусь в период 2000 – 2011 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - исследовать финансовую систему Республики Беларусь и предложить направлений её развития и совершенствования, а также расширение и углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине, приобретение навыков самостоятельной работы, формулировка собственных выводов по теме исследования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность финансовой системы, основы и принципы её построения;
2. Определить структуру построения финансовой системы Республики Беларусь;

Содержание

Введение
1. Структура и принципы построения финансовой системы государства
1.1 Общее понятие о финансовой системе, экономические основы и принципы её построения
1.2 Структура построения финансовых систем и её виды
1.3 Роль государственного бюджета в финансовой системе государстве
2. Характеристика финансовой системы Республики Беларусь
2.1 Характеристика сфер и звеньев финансовой системы Республики Беларусь
2.2 Формирование, распределение и перераспределение финансовых ресурсов финансовой системы Республики Беларусь
3. Основные направления развития и совершенствования финансовой системы Республики Беларусь
3.1 Оптимизация структуры финансовой системы
3.2 Повышение эффективности государственной политики регулирования бюджетно-налоговых отношений
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

фин сис-ма рб.doc

— 1.25 Мб (Скачать файл)

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счёт обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общее число внебюджетных фондов в каждой стране определяется правительством. В Республике Беларусь в связи с тем, что контроль за расходованием этих фондов был недостаточным, некоторые были вообще отменены, иные республиканские внебюджетные фонды с 1998 г. включены в состав республиканского государственного бюджета. К таким фондам относятся: фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, дорожный фонд, фонд охраны природы, фонд развития строительной науки, инновационный фонд и др. Указанные выше фонды называются республиканскими целевыми бюджетными фондами. [19, 31]

Согласно законодательству, областные и Минский городской  Совет депутатов также формируют  местные целевые бюджетные фонды (в частности, инновационные).Порядок  формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством.

Важным звеном общегосударственных  финансов является государственный  кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации  временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком денежных средств и физическими лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренним называется государственный  кредит, размещаемый внутри страны, если он размещается в других странах, то это внешний кредит.

В Республике Беларусь преимущественное развитие получил внутренний государственный кредит. Однако в последние годы в связи с постоянной нехваткой внутренних финансовых ресурсов правительства обеих стран все шире привлекают внешний, т.е. международный, государственный кредит [19, 32].

Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами - финансовый аппарат - третья сфера финансовой системы, называемая иногда институционной системой.

Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующей компенсацией.

Согласно Конституции  Республики Беларусь (ст. 90, 97, 98), высшим законодательным и представительным органом Республики Беларусь является Парламент - Национальное собрание, состоящее их двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.

Представительные органы в лице Национального собрания обсуждают и утверждают республиканский бюджет, принимают законы о бюджете, налогах и других сборах в пределах, определенных Конституцией Республики Беларусь.

Наряду с Парламентом  регламентация деятельности финансовой системы осуществляется Президентом страны в форме законов, указов, декретов, которые, безусловно, имеют главенствующее значение в регулировании финансовых отношений во всех сферах финансовой системы.

Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство  Республики Беларусь. Согласно ст. 107 Конституции  Республики Беларусь, оно разрабатывает  и представляет Президенту страны для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении, обеспечивает проведение данной финансовой, кредитной и денежной политики, занимается другими финансовыми вопросами государства, изучает постановления и распоряжения по вопросам финансов.

Кроме указанных высших органов государственной и исполнительной власти в финансовой деятельности страны участвуют специальные органы. К ним относятся Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Таможенный комитет Республики Беларусь, Комитет по ценным бумагам при Правительстве, финансовые управления отраслевых министерств, финансовые отделы субъектов хозяйствования и др.

Центральным органом, проводящим финансовую политику и осуществляющим управление финансами, является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно функционирует в соответствии со специальным Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным Правительством Республики Беларусь.

Особенность третьей  сферы состоит в том, что он является частью государственного аппарата, его нельзя включать в состав финансовых отношений. Однако финансовый аппарат оказывает непосредственное воздействие на финансовые отношения, он организует их так, чтобы они оказывали эффективное воздействие на все стороны деятельности народного хозяйства. [19, 32]

Взаимосвязь каждой сферы  и звена финансовой системы заключается и в том, что все они в совокупности оказывают серьезное воздействие на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем на финансирование многочисленных мероприятий, предусматриваемых в финансовых планах разного уровня.

В современной экономической  литературе нет единого мнения по многим вопросам содержания финансовой системы. К наиболее дискуссионным проблемам, в частности, относятся вопросы: количества и наименования сфер финансовой системы; количества и названия звеньев финансовой системы, включаемых в соответствующие сферы финансовой системы. [19, 35]

Некоторые экономисты выделяют кроме названных выше сфер финансовой системы еще одну сферу финансовой системы - сферу страхования. Страховые организации (государственные и негосударственные) функционируют на тех же принципах, что и другие коммерческие организации, «преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». Именно по этой причине страховые организации в Гражданском кодексе Республики Беларусь не выделяются в самостоятельную сферу или звено субъектов хозяйствования.

Что же касается социального страхования, то применительно к Республике Беларусь финансовые отношения, формируемые в этом сегменте, материализуются в бюджете Фонда социальной защиты населения, который включается, согласно законодательству, в состав республиканских внебюджетных фондов. [19, 39]

 

2.2 Формирование, распределение  и перераспределение финансовых  ресурсов финансовой системы  Республики Беларусь

 

Финансовые ресурсы финансовой системы — совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает экономический субъект, находящихся в его распоряжении. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.Источниками финансовых ресурсов являются все денежные доходы и поступления, которыми располагает экономический субъект. Они направляются на осуществление расходов.

Рассмотрим более подробно состав и структуру финансовых ресурсов финансовой системы Республики Беларусь, в частности общегосударственные и субъектов хозяйствования.

  1. В состав общегосударственных финансов включаются следующие звенья: государственный бюджет (консолидированный, республиканский и местные бюджеты),
  2. Консолидированный бюджет. Доходы консолидированного бюджета по итогам I полугодия 2011 года составили 30,9 трлн. руб. и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 39,4%, в реальном выражении – на 14,2% (скорректировано  на  индекс потребительских цен). Отношение доходов консолидированного  бюджета  к  ВВП составило 30,6% ВВП (в январе-июне 2010 года - 31,8% ВВП) (рис. 2.1) [12].

Рис. 2.1 Динамика доходов консолидированного бюджета за январь-июнь  2008 - 2011 г. [12]

Основная  доля  доходов консолидированного бюджета (более 90%) формируется  за  счет  налоговых поступлений (рис. 2.2). За I полугодие 2011 года в бюджет  поступило 27,9  трлн.  руб. налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом 2010  года поступления увеличились на 37,6% (в реальном выражении – на 12,7%). 

Рис. 2.2 Структура доходов консолидированного бюджета за январь-июнь  2008 - 2011 г. [12]

Неналоговые доходы в I полугодии 2011 года сложились в сумме 2,9 трлн. руб. и по сравнению с I полугодием 2010 года увеличились  на 58,4% (в  реальном выражении – на 29,7%).  Формирование налоговых доходов в I полугодии 2011 года на 82% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (27,8%), налоговых доходов от внешнеэкономической  деятельности  (17,8%), налога на прибыль (13,3%),  подоходного  налога (12,1%),  акцизов (7,4%), налогов на собственность (4,0%) (рис. 2.3).

Рис. 2.3 Структура налоговых доходов консолидированного бюджета за январь-июнь  2008 - 2011 г. [12]

Изменение  структуры  налоговых доходов по сравнению  с I полугодием 2010 года  вызвано,  главным  образом, увеличением в 2011 году доли налоговых доходов  от  внешнеэкономической деятельности (+4,5 п.п.), налога на прибыль (+2,0 п.п.), подоходного налога (+1,7п.п.). 

В  структуре  консолидированного бюджета 58,9%  составляют  доходы  республиканского бюджета и 41,1% - доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений) (рис. 2.4).

Рис. 2.4 Структура консолидированного бюджета по уровням бюджетной  системы за январь-июнь 2011 г. (без  учета безвозмездных поступлений) [12]

Второй группой бюджетных отношений являются расходы бюджета, представляющие собой часть бюджетных отношений, которые связаны с распределением и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления. Прежде всего, государство использует расходы бюджета: на ускоренное развитие отраслей материального производства, в том числе на финансирование прогрессивных подотраслей и сфер деятельности машиностроения, жилищное строительство, развитие экспорта продукции в другие страны, производство продовольственных товаров и др.; развитие непроизводственной сферы; финансирование научных учреждений, осуществляющих фундаментальные исследования, которые, в свою очередь, составляют основу прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые денежные средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны; на прямые и косвенные военные расходы, связанные с обеспечением обороны страны; финансирование мероприятий, связанных с развитием внешнеэкономических связей с другими странами и регионами. [2, 24].

Расходы  консолидированного бюджета  в  январе-июне  2011 г. профинансированы в сумме 29 трлн. руб. (на 1,2% ниже уровня  января-июня 2010 года в реальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета сократились на 5,8 п.п., составив 28,7% ВВП (рис. 2.5).

Рис. 2.5 Динамика расходов консолидированного бюджета, % ВВП [12]

Динамика  расходов консолидированного бюджета в январе-июне 2011 г. определялась, главным образом,  исполнением принятых социальных обязательств государства, в частности, выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Значительное влияние на исполнение  бюджетных обязательств оказали инфляционные  процессы  и девальвация национальной валюты. 

В этих условиях в текущем  году реализуется жесткая бюджетная  политика, направленная  на  оптимизацию  государственных  расходов,  снижение дефицита консолидированного бюджета  и поддержание  макроэкономической стабильности. Введены ограничения на бюджетные расходы – их финансирование осуществляется в пределах поступающих доходов без привлечения заемных средств и ранее накопленных остатков бюджета. В результате проведения такой политики расходы консолидированного бюджета в I квартале  2011 г. по отношению к ВВП сократились по сравнению с тем же периодом 2010 г. на 4,5 п.п., во II квартале – на  6,6 п.п.  (рис. 2.6).

Рис. 2.6 Расходы консолидированного бюджета, % ВВП [12]

Бюджет первого полугодия 2011 г. сохранил  свою  социальную направленность.  Объем  средств, направленных  на  финансирование социальной  сферы, составил 14,1 трлн. рублей, или 48,5% от всех  расходов  консолидированного бюджета. Расходы на образование возросли по сравнению с тем же периодом 2010 г. На 27%  в реальном  выражении,  здравоохранение – на 18,8%, социальную политику –  на 6%.  Расходы  на национальную экономику сократились на 26,1% и составили 5,8 трлн. рублей (19,9% от всех расходов) (рис. 2.7).

Рис. 2.7 Структура расходов консолидированного бюджета в январе-июне 2011г.[12].

В I полугодии 2011 года  расходы на заработную плату и  начисления на зарплату работников бюджетного сектора составили 10,4 трлн. руб. и  возросли по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года на 32,6% в реальном выражении. В структуре расходов консолидированного бюджета в разрезе экономической классификации эти расходы занимали 36,2% от общего объема бюджетных расходов (вместо 27,4% в январе-июне 2010 г.). Средства  консолидированного бюджета, направленные на капитальные расходы, в январе-июне 2011 г.  по сравнению с январем-июнем 2010 г. сократились на 32,2% и составили 15% всех расходов (в первом полугодии 2010 г. – 21,9%). 

Информация о работе Особенности развития финансовой системы Республики Беларусь в период 2000 – 2011 гг.