Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 11:58, курсовая работа
Цель работы - исследовать финансовую систему Республики Беларусь и предложить направлений её развития и совершенствования, а также расширение и углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине, приобретение навыков самостоятельной работы, формулировка собственных выводов по теме исследования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность финансовой системы, основы и принципы её построения;
2. Определить структуру построения финансовой системы Республики Беларусь;
Введение
1. Структура и принципы построения финансовой системы государства
1.1 Общее понятие о финансовой системе, экономические основы и принципы её построения
1.2 Структура построения финансовых систем и её виды
1.3 Роль государственного бюджета в финансовой системе государстве
2. Характеристика финансовой системы Республики Беларусь
2.1 Характеристика сфер и звеньев финансовой системы Республики Беларусь
2.2 Формирование, распределение и перераспределение финансовых ресурсов финансовой системы Республики Беларусь
3. Основные направления развития и совершенствования финансовой системы Республики Беларусь
3.1 Оптимизация структуры финансовой системы
3.2 Повышение эффективности государственной политики регулирования бюджетно-налоговых отношений
Заключение
Список использованных источников
Девальвация белорусского рубля вызвала рост расходов по обслуживанию государственного долга, других расходов бюджета, осуществляемых в иностранных валютах. Удельный вес расходов на обслуживание государственного долга в общих расходах консолидированного бюджета составил 3,3% вместо 2,2% в январе-июне 2010 г. Величина бюджета зависит от ряда факторов, и, прежде всего, от уровня развития экономики и величины валового внутреннего продукта и национального дохода и методов руководства народным хозяйством.
Неналоговые доходы республиканского бюджета в I полугодии 2011 года сложились в сумме 2,1 трлн. руб. и по сравнению с I полугодием 2010 года увеличились на 74,2% (в реальном выражении – на 42,7%) (рис. 2.8).
Рис. 2.8 Доходы республиканского бюджета за январь-июнь 2010 - 2011 г. [12].
Наибольшую долю в
структуре доходов
Рис. 2.9 Динамика доходов республиканского бюджета за январь-июнь 2009 - 2011 г. [12]
Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 17 трлн. руб., что на 9,5% меньше (в реальном выражении), чем в I полугодии 2010 г. В сложившейся структуре расходов республиканского бюджета 33,8% от всех расходов составляют трансферты местным бюджетам (рис. 2.10).
Рис. 2.10 Структура расходов республиканского бюджета в январе-июне 2011 г. [12]
Расходы социальной направленности составили 22,4% в общем объеме расходов республиканского бюджета.Доходы превысили расходы на 1,1 трлн. руб. (1,1% ВВП).
Рис. 2.11 Источники доходов местных бюджетов за январь - июнь 2010 – 2011 гг. [12]
В январе-июне 2011 года
наблюдается прирост
Рис. 2.12 Удельный вес трансфертной поддержки из Республиканского бюджета в доходах местных бюджетов в 1 полугодии 2011 г [12]
Расходы местных бюджетов профинансированы в сумме 17,4 трлн. руб., на 36,3% больше, чем в I полугодии 2010 г. (в реальном выражении – на 11,6%). На финансирование социальной сферы (здравоохранения, образования, физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации, социальной политики) направлено 58,8% расходов местных бюджетов, национальной экономики – 16,5%. Расходы по жилищно- коммунальным услугам профинансированы в объеме 17,4 трлн. руб., или 11,9% расходов местных бюджетов (рис. 2.13).
Рис. 2.13 Структура расходов местных бюджетов в 1 полугодии 2011 г. По функциональной классификации [12]
В первом полугодии текущего года отмечается рост расходов, связанных с текущим функционированием организаций бюджетной сферы (рис. 2.14).
Рис. 2.14 Удельный вес отдельных по экономической классификации в общих расходах местных бюджетов в 1 полугодии 2011 г. по функциональной классификации [12]
Рис. 2.15 Чистая прибыль в 2011 году [13]
3. Основные направления развития и совершенствования финансовой системы Республики Беларусь
3.1 Оптимизация структуры финансовой системы
Основными путями преодоления негативных тенденций финансовой системы
в условиях мирового финансово-экономического
кризиса могут стать: минимизация дефицита
государственного бюджета путём сокращения
некоторых статей расходов и увеличения
доходной части, сокращение расходов
за счёт снижения затрат на нужды обороны
страны, на содержание административно-
Важнейший резерв роста доходов - ускорение темпов приватизации государственного имущества. К сожалению, доходы от её проведения в государственном бюджете составляют небольшой удельный вес.
В тесной связи с приватизацией находится и дальнейшее развитие предпринимательства. Рост малого предпринимательства в сфере материального производства, как показывает опыт экономически развитых стран, способствует увеличению производства продукции, прибыли, а отсюда и доходов, поступающих в государственный бюджет.
Важным направлением преодоления кризиса финансовой системы является укрепление финансовой дисциплины в народном хозяйстве, и в частности дальнейшее упорядочение расчётов между субъектами хозяйствования, уменьшение доли неплатежей.
Преодолению кризисных явлений финансовой системы могут содействовать и такие меры, как совершенствование налогового законодательства в направлении уменьшения налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, сокращение количества налогов и иных платежей в бюджет всех уровней, сокращение внебюджетных фондов, использование положительного опыта в налогообложении Российской Федерации и других государств.
Смягчению кризисных последствий финансовой системы будет способствовать дальнейшая интеграция Республики Беларусь со странами СНГ, и в частности такие меры, как унификация или максимальная близость налогового, таможенного, внешнеторгового, валютно-финансового, ценового и другого законодательства; выработка общих правил организации валютных рынков; согласованная внешнеэкономическая политика в отношении третьих стран и др.
Одним из направлений
оптимизации структуры
Оптимизации структуры банковского сектора и его функций, снижению рисков должны способствовать развитие страховых организаций, пенсионных и гарантийных фондов, а также расширение использования аутсорсинга, создание и функционирование кредитного бюро.
Совершенствование параметров структуры банковского сектора станет осуществляться на основе благоприятных условий и стимулов по: приросту капитала банков за счет национальных и иностранных инвесторов, капитализации прибыли банков; слиянию малых и средних банков, присоединению проблемных банков к устойчивым и проведению иных форм такого рода реорганизации с использованием принципов добровольности; расширению в регионах страны предложения банковских услуг и созданию обособленных подразделений банков.
Привлечение иностранных инвестиций в банковский сектор предполагается осуществлять в форме создания дочерних банков иностранных банков или участия в капитале.
Кроме того, для создания эффективной системы управления государственными финансами требуется: совершенствование межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса; расширение сферы охвата системой государственного казначейства объема финансовых операций государственного сектора; оптимизация состава распорядителей бюджетных средств исходя из выполнения ими государственных функций и исключения дублирования этих функций, эффективного использования бюджетных средств; реализация принципа общего покрытия расходов, означающего, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита [10, 10].
3.2 Повышение эффективности
государственной политики
Основной целью бюджетно-налоговой политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности. Эта политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения.
Для укрепления бюджетно-налоговой политики необходима более тесная увязка с макроэкономическими тенденциями и формирование бюджетов всех уровней в рамках среднесрочного планирования.
В 2012-2014 годах Министерство финансов намерено продолжить жесткую бюджетную политику. В первую очередь, она предполагает ограничение в 2012 году дефицита консолидированного бюджета. Планируется, что как и в этом году, он составит 1,5% к ВВП. А в 2013-2014 годах – не более 1% к ВВП.
В качестве основного
мероприятия в области
В 2013-2014 годах продолжится работа по либерализации налогового законодательства в части применения налоговых вычетов в отношении налога на добавленную стоимость, уплаченного при приобретении инвестиционных товаров и осуществлении капитальных расходов.
При реализации указанных мер налоговой политики уровень централизации финансовых ресурсов в консолидированном бюджете Беларуси в 2012 году составит 28% к ВВП, в 2013 и 2014 годах – 27,5% к ВВП. В 2009 году этот показатель составлял 34%, в 2010 – 29,9%, в 2011 – оценочно составит около 28,2% к ВВП [12].
В области расходов бюджета, в связи со значительным сокращением налоговой нагрузки, предполагается соразмерное уменьшение государственной поддержки реального сектора экономики. Выделяемые средства будут перераспределены на стимулирование экспорта и создание новых инновационных производств.
В финансировании науки приоритетным должно стать внебюджетное финансирование научной деятельности, востребованной реальным сектором экономики. Заказчиками научных исследований будут выступать отраслевые министерства и их предприятия, местные органы власти. Это позволит увязать финансирование науки с потребностями реального сектора экономики [10, с.13].
Средства, которые направляются на бюджетное субсидирование организаций ЖКХ, будут увязаны с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. В 2011 году их уровень за счет средств населения должен обеспечивать покрытие не менее 30% затрат на оказание услуг, в 2012 – 35%, в 2013 – 40%, в 2014 – 50% затрат. При этом тарифную политику на услуги ЖКХ важно серьезно изменить, введя дифференцированную оплату коммунальных услуг, которая будет зависеть от объема и времени их потребления.
В 2012-2014 годах значительную часть в бюджете составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, в том числе направленные на улучшение демографической ситуации в стране. С начислениями фонд оплаты труда работников бюджетной сферы в 2012-2014 годах планируется сохранить в пределах его удельного веса в структуре расходов консолидированного бюджета, который складывается в 2011 году – около 33%.
С целью повышения заработной платы работников бюджетной сферы и ее последовательного сближения со средним уровнем по стране в соответствии с Программой деятельности правительства на 2011-2015 годы потребуется усилить работу по оптимизации сети бюджетных учреждений, численности занятых в бюджетном секторе, расширению спектра внебюджетных источников финансирования традиционных бюджетных услуг.
Ключевая задача бюджетной политики в предстоящие годы – повышение эффективности расходования бюджетных средств. Необходимо напрямую связать осуществление государственных расходов с достижением конкретных результатов, максимально широко внедрить нормативные методы финансирования отдельных направлений расходов в противовес покрытию фактически складывающихся затрат бюджетных организаций.
В 2011 Министерство финансов активно занимается выработкой концепции совершенствования управления государственными финансами, включая в нее методы и подходы, апробированные мировым опытом. Уже при подготовке проекта закона о республиканском бюджете на 2012 год будет расширена самостоятельность отдельных распорядителей в расходовании бюджетных средств. Предлагается предоставить им право по окончании финансового года расходовать неиспользованные остатки бюджетных средств. Это позволит избежать неоправданного роста их расходования в конце года, даст возможность руководителям оперативно и своевременно перераспределять их как между получателями, так и по направлениям использования, исходя из экономической целесообразности и эффективности. [12]