Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 18:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа пассивных операций коммерческого банка и выявления способов управления ими.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования политики управления пассивами коммерческих банков;
- проанализировать эффективность и качество управления пассивами ПАО КБ Приватбанк;
- предложить пути повышения качества управления пассивами ПАО КБ Приватбанк.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ
БАНКОВ 6
РАЗДЕЛ 2. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПАО КБ «ПРИВАТБАНК» 11
2.1. Характеристика ПАО КБ «ПРИВАТБАНК» 11
2.1.1. О банке 11
2.1.2. Стратегическая цель банка 11
2.1.3. Специализация банка 12
2.1.4. Характеристика банковской деятельности13
2.1.5. Виды деятельности, которые осуществляет банк 14
2.2. Анализ финансового состояния ПАО КБ «ПРИВАТБАНК» 19
2.2.1. Анализ структуры пассивов 19
2.2.2. Анализ динамики структуры активов 24
2.2.3. Анализ доходов и расходов банка 26
2.2.4. Коэффициентный анализ 28
2.3. Пассивные операции ПАО КБ «ПРИВАТБАНК» 29
РАЗДЕЛ 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ПАССИВАМИ ПАО КБ «ПРИВАТБАНК» 31
ЗАКЛЮЧНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Вывод:
Таким образом, в 2013 г. чистая прибыль банка увеличилась на 55 636 тыс. грн или на 4,1 % и составила 1 425 816 тыс. грн.
Наблюдается рост прибыли, который стал результатом увеличения чистых процентных доходов на 36,8 % и чистых комиссионных доходов на 36,8 %.
Отрицательным моментом является рост административных доходов на 30,1 %.
В целом сложившуюся
картину можно назвать
2.2.4. Коэффициентный анализ
Таблица 2.2.4.1.
Расчет коэффициентов финансового состояния банка
Коэффициент |
2012 г. |
2013 г. |
Коэффициент надежности |
0,12 |
0,13 |
Коэффициент финансового рычага |
8,5 |
7,7 |
Мультипликатор капитала |
12,8 |
10,7 |
Коэффициент доходных активов |
0,03 |
0,13 |
Коэффициент удельного веса кредитного портфеля в общих активах |
0,75 |
0,69 |
Коэффициент активности привлечения средств |
0,9 |
0,88 |
Коэффициент активности использования привлеченных средств в кредитном портфеле |
0,84 |
0,79 |
Коэффициент общей ликвидности |
1,12 |
1,13 |
Рентабельность активов |
0,01 |
0,01 |
Рентабельность собственного капитала |
0,09 |
0,1 |
Чистая процентная маржа |
0,04 |
0,06 |
Чистый спред |
0,05 |
0,07 |
Вывод:
Многие из рассчитанных коэффициентов по анализу финансового состояния банка не изменили своего значения.
В целом финансовое состояние ПАО КБ «ПРИВАТБАНК» можно считать стабильным, а деятельность рентабельной и эффективной.
2.3. Пассивные операции ПАО КБ «ПРИВАТБАНК»
Объектом исследований в данной работе является ПАО КБ «ПРИВАТБАНК», который организован в 1992 году.
ПАО КБ «ПРИВАТБАНК» является юридическим лицом, которому на основании лицензии, выданной НБУ, предоставлено право привлекать денежные средства от физических и юридических лиц и от своего имени размещать их на условии возвратности и платности, а так же осуществлять иные виды банковских операции.
ПАО КБ «ПРИВАТБАНК» является универсальным банком, поскольку осуществляет следующие банковские операции и сделки:
1) привлекает вклады (депозиты) и предоставляет кредиты по согласованию с заемщиком;
2) ведет расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание;
3) открывает и ведет счета клиентов и банков-корреспондентов, в том числе иностранных;
4) финансирует
капитальные вложения по
5) выпускает, покупает, продает и хранит платежные документы и ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя и другие документы), осуществляет иные операции с ними;
6) выдает поручительства, гарантии, иные обязательства за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;
7) покупает у
иностранных юридических и
8) покупает и
продает в стране и за ее
пределами драгоценные металлы,
Указанные операции могут проводится как в гривнах, так и в валюте.
Пополнение оборотных средств предприятий и предоставление потребительского кредита - это также является основным направлением деятельности ПАО КБ «ПРИВАТБАНК». Кроме этого банк оказывают массу специальных услуг государству, предприятиям и населению. Это и чековое обслуживание, и рассчетно-кассовые операции, выдача денег под заклад имущества, средне- и долгосрочное кредитование специального назначения, проектное финансирование модернизации производства, предоставление ссуд в иностранной валюте, финансирование рисковых, венчурных проектов, лизинг оборудования и другие банковские операции и услуги.
РАЗДЕЛ 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ПАССИВАМИ ПАО КБ «ПРИВАТБАНК»
Мы выяснили, что одной из проблем, с которой коммерческие банки сталкиваются в настоящее время, является формирование ресурсной базы.
Ресурсная база, как микроэкономический фактор, оказывает прямое влияние на ликвидность и платежеспособность коммерческого банка. Сами масштабы деятельности коммерческого банка, а, следовательно, и размеры доходов, которые он получает, жестко зависят от размеров тех ресурсов, которые банк приобретает на рынке различных ресурсов и, в частности, депозитных. Отсюда возникает конкурентная борьба между банками за привлечение ресурсов.
Формирование ресурсной базы, включающее в себя не только привлечение новой клиентуры, но и постоянное изменение структуры источников привлечения ресурсов, является составной частью гибкого управления активами и пассивами коммерческого банка. Эффективное управление пассивами предполагает осуществление грамотной депозитной политики. Специфика этой области деятельности в том, что в части пассивных операций выбор банка обычно ограничен определенной группой клиентуры, к которой он привязан намного сильнее, чем к заемщикам.
Ограниченность ресурсов, связанная с развитием банковской конкуренции, ведет к тесной привязке к определенным клиентам. Если круг этих клиентов узок, то зависимость от них банка очень высока. Поэтому, на наш взгляд, для укрепления ресурсной базы банкам нужна взвешенная депозитная политика, в основу которой ставятся поддержание необходимого уровня диверсификации, обеспечение возможности привлечения денежных ресурсов из других источников и поддержание сбалансированности с активами по срокам, объемам и процентным ставкам.
С целью расширения ресурсного потенциала Приватбанку необходимо активизировать свою депозитную политику. В связи с этим одним из приоритетных направлений работы банка должно стать постепенное наращивание депозитного портфеля путем проведения грамотной депозитной политики, направленной, в частности, на расширение перечня вкладов, доступных клиентам, введение новых видов услуг для их удобства.
Депозитная политика Приватбанка должна учитывать потребности всех социальных и возрастных групп граждан – работающих и пенсионеров, молодежи и людей среднего возраста, а также должна быть рассчитана как на малообеспеченные слои населения, так и на людей со средним и высоким уровнями дохода.
С каждым клиентом Приватбанк должен стремиться к установлению долгосрочных партнерских отношений. С этой целью банк должен прогнозировать развитие потребностей клиентов, появление новых направлений банковского бизнеса, проводить маркетинговые исследования, разрабатывать и предлагать полный спектр банковских продуктов и услуг.
Так, Приватбанк мог бы предложить новый вид вклада «Шаг в будущее» для накопления денежных средств на обучение или подарок ребенку. Вклад может вноситься на имя несовершеннолетнего получателя любым лицом-вкладчиком. Депозит открывается сроком на два года, с начислением 15% годовых в гривнах и с возможностью довложения. Если в конце срока сумма вклада и причитающиеся проценты остаются на следующий срок на этом же виде вклада, то у клиента будет возможность получить бонус в размере 0,5% к процентной ставке, действующей на момент пролонгации по данному виду вклада.
Для привлечения в число своих клиентов молодое поколение Приватбанк мог бы пополнить перечень вкладов новыми видами депозитов, ориентированных на эту группу населения, например, предложить вклад «Студенческий». Предлагается ввести следующие условия данного вклада:
Для того чтобы обеспечить приток вкладчиков на данный вид депозита, целесообразно, на наш взгляд, ввести некоторые стимулы, привлекательные для потенциальных клиентов среди молодого населения. Это может быть скидка при покупке билета на поезд, при посещении каких-либо магазинов или туристических фирм, но при условии оплаты услуг средствами, находящимися на этом вкладе и пролежавшими не менее одного полного срока хранения.
Также в целях совершенствования депозитной политики Приватбанк мог бы предложить ряд вкладов, ориентированных на клиентов с высоким уровнем доходов. Например, вклад, особенностью которого являлось бы то, что персональные данные клиента будут известны только одному человеку в банке – менеджеру по работе с VIP-клиентами. При этом проценты могут выплачиваться ежемесячно, в том числе и на бесплатно выданную банком пластиковую карту. Причем даже при внесении денег в кассу личность клиента не раскрывается. Таким образом, среднему и младшему персоналу банка не будут известны какие-либо данные о клиенте, а риск раскрытия информации о вкладе ничтожен.
Можно также
предположить, что для клиентов Приватбанка
будут выгодны целевые вклады,
выплата которых будет
Приватбанк также может предложить соединение вкладных продуктов с кредитными и страховыми, разработать продукты, направленные на удовлетворение потребностей вкладчиков в жилье, крупных покупках, оплате образования, туризма и отдыха.
С целью расширения депозитной базы Приватбанку, на наш взгляд, следует обратить внимание на такой инструмент привлечения средств, как сберегательный сертификат, что будет выгодно как для потенциальных клиентов, так и для самого банка. Сертификаты имеют существенные преимущества перед срочными вкладами, оформленными, простыми депозитными договорами. Выпуск сберегательных сертификатов для Приватбанка будет иметь несколько выгодных сторон. Во-первых, при выпуске сертификатов не производится отчисления денежных средств в фонд обязательных резервов, которые направляются на кредитование хозяйствующих субъектов. Во-вторых, благодаря большому количеству возможных финансовых посредников в распространении и обращении сертификатов, расширяется круг потенциальных инвесторов. Кроме этого, имеются существенные выгодные стороны и для владельца сберегательного сертификата. Например, владельцы сертификатов теряют меньшую долю дохода при налогообложении, так как порядок налогообложения доходов по сертификатам аналогичен налогообложению дохода по ценным бумагам. Также на вторичном рынке ценных бумаг сертификат может быть досрочно продан владельцем другому лицу с получением некоторого дохода за время хранения и без изменения при этом объема ресурсов банка, в то время как досрочное изъятие владельцем срочного вклада означает для него потерю дохода, а для банка утрату части ресурсов.
В рамках данного вопроса необходимо отметить и тот факт, что в целях укрепления ресурсной базы Приватбанка возникает необходимость принять меры по минимизации негативного влияния непредвиденного изъятия населением срочных вкладов на финансовое состояние банка. Для рассматриваемой кредитной организации защита от досрочного изъятия депозитов будет выгодна с той точки зрения, что при данном нововведении банк в полной мере сможет использовать депозиты населения для расширения среднесрочного и долгосрочного кредитования, столь необходимого экономике. А для того, чтобы компенсировать населению невозможность изъять досрочно свой вклад, Приватбанку необходимо предложить для вкладов с ограниченным сроком изъятия более высокий процент.
Наряду с этим для проведения эффективного управления депозитами Приватбанку необходимо определить оптимальный объем периода хранения срочных вкладов как физических, так и юридических лиц. При этом банку особое внимание следует уделить тому, что сроки депозитов должны быть увязаны со сроками оборачиваемости кредитов, на выдачу которых они могут быть направлены.
Для наибольшей заинтересованности клиентов и притока вкладов Приватбанк может предложить выплату процентов по размещенным вкладам вперед с целью компенсации инфляционных потерь. В данном случае вкладчик при помещении средств на определенный срок сразу же получает причитающийся ему доход. Однако в том случае, если договор будет расторгнут досрочно, банк пересчитает проценты по вкладу и излишне выплаченные суммы будут удержаны из суммы вклада.
Для ускорения и облегчения клиентам получения необходимой информации о депозитах в Приватбанке целесообразно создать службу телемаркетинга – рекламу банковских вкладов по телефону, которая будет оказываться бесплатно.
Служба клиентского сервиса по телефону ведет индивидуальную работу с клиентами, заинтересованными в получении более детальной информации, и с клиентами, которых не удовлетворяют стандартные условия обслуживания. При этом не обязательно быть клиентом данного банка. Информация, предоставляемая данной службой, должна отражать содержание вида услуг и возможности их приобретения. При желании клиенты могли бы проконсультироваться непосредственно у специалистов, работающих в конкретных подразделениях банка. В этом случае на сотрудников службы клиентского сервиса возлагается обязанность соединить клиента с менеджерами банка по телефону или договориться о встрече с ними, если в этом будет необходимость.
В том случае, если клиент затрудняется изложить свои проблемы, специалисты службы телемаркетинга зададут наводящие вопросы: какими средствами он располагает, на какой срок желает положить деньги на депозит, на какую прибыль рассчитывает. И потом уже порекомендуют тот вклад, который наиболее подходит под условия клиента. Если клиент решит оставить сведения о себе в базе данных информационной системы, то через некоторое время ему вышлют по почте не только справочную информацию о новых банковских продуктах и услугах, но и бланки необходимых документов.