Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 15:58, курсовая работа
Пенсионное страхование и обеспечение – базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивают интересы нетрудоспособного населения (свыше 25-30%) любой страны, и косвенно практически все трудоспособное население.
В любом обществе в той или иной форме действует определенная система социальной защиты населения, тем большее значение оно приобретает в условиях современной России, где в настоящее время проживает свыше 38,5 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, граждан, потерявших кормильца.
Пенсии, которую выплачивало государство в 2007-2008 гг., в большинстве случаев хватало на обеспечение биологического существования.
По мнению депутата Госдумы, доктора экономических наук О. Дмитриевой, наша пенсионная реформа пошла по пути снижения. Если в 2001 г., до начала реформы, средний размер пенсий составлял 32% от средней зарплаты, реформа 2001г. снизила этот показатель до 24-25%. Даже в кризисном 1998 г. он достигал 37-38%, то есть был в 1,5 раза выше [11, C. 37].
В то время председатель верхней палаты российского парламента С. Миронов, касаясь размеров и порядка начислений пенсий, заявил о необходимости пересмотра самого принципа пенсионного обеспечения в стране. «Нынешнее пенсионное законодательство в корне несправедливо – наши пенсионеры получают в 3 раза меньше, чем могли бы получать» - отмечал он [11, c.40].
Понимание руководителями государства плачевного состояния российских стариков не приводило к кардинальным мерам по решению этой важнейшей социальной проблемы до 2009 г. Пенсионеры по-прежнему оставались социально не защищенными и малообеспеченными.
Российскую пенсионную системы реформируют в четвертый раз за последние 18 лет. Всего несколько лет понадобилось государству, чтобы согласиться с тем, о чем большинство независимых экспертов заявляло еще на этапе разработки действующей пенсионной системы.
Согласно принципам пенсионной реформы 2001 г. при расчете трудового стажа из него оказались изъяты и так называемые нестраховые периоды (время учебы в вузе, ухода за ребенком, службы в армии), также отменено льготное исчисление стажа (например, раньше за два, а то и за три считался год работы в блокадном Ленинграде и т.п.). Таким образом, условия начисления пенсии ухудшились, у многих людей она сразу снизилась. А «добрать» недостающие годы работы старые люди уже не в состоянии.
Более того, разработчики ввели ряд коэффициентов, которые заметно уменьшили начисленные пенсии. Например, был установлен предельный коэффициент, согласно которому максимальная пенсия не могла превышать среднюю зарплат по стране более чем на 20%. Это ударило по той же категории граждан, которые перед выходом на пенсию получали значительные доходы: высокооплачиваемый россиянин почувствовал себя обманутым.
Необходимость пенсионной реформы назрела давно. Ранее существовавшая распределительная система базировалась на значительном превышении работающего населения над пенсионерами. И налогов, взимаемых с работающего населения, вполне хватало на пенсии существующим пенсионерам. Однако процесс старения населения постепенно уравнивает численность работающего населения и пенсионеров. В свое время в СССР на одного пенсионера приходилось пять работающих граждан. Это позволяло без проблем выплачивать достойные пенсии. Сегодня на одного пенсионера приходится менее двух работающих граждан. К 2030 г., по прогнозным оценкам, соотношение пенсионеров и работающих граждан может составить один к одному. В данной ситуации обеспечить достойные пенсионные выплаты невозможно. Реформа, проводимая в Российской Федерации, предполагает введение накопительного элемента.
В связи с кризисом
надежды ветеранов труда
В рамках нового этапа пенсионной реформы началось осуществление предложения В. Путина о «софинансировании» пенсионных накоплений. Соответствующий закон, принятый Госдумой в апреле 2008 г. и подписанный главой государства, предусматривает, что к каждой 1 тыс. руб., добровольно внесенных работником в ПФР на свой накопительный счет, столько же добавит государство, но не более 12 тыс. руб. в год.
Для работающих пенсионеров, которые отложат получение трудовой пенсии, предусмотрены особые условия: на каждый рубль их перечислений государство добавит 4 руб., но не более 48 тыс. руб. в год. К формированию накопительной части предполагается также шире привлечь средства работодателей, примерно еще по 1 тыс. руб. в месяц, чтобы стимулировать будущих пенсионеров откладывать деньги на свою старость. По сведениям главы ПФР А. Дроздова, в рамках этой программы россияне добровольно перечислили в 2011 г. 150 млн. руб.[12,c.42].
Программа государственного софинансирования пенсий будет действовать и после принятия Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. Все пенсионные накопления, уже сформированные у участников Программы, сохраняются и будут учтены при расчете размера пенсии этих людей. Вступить в Программу можно до 1 октября 2013 года, и есть смысл это сделать т.к. государство будет удваивать добровольные взносы участников этой Программы в пределах 12 000 рублей в год в течение 10 лет. Сам храняется. И все пенсионные права, уже сформированные через Программу софинансирования или те, что будут формироваться у вновь вступивших участников – все они пойдут на увеличение пенсии. Для каждого вступившего в Программу до 1 октября 2013 года она будет действовать 10 лет на прежних условиях, как это определено федеральным законом. [22]
Только как сохранить
пенсионные накопления при высокой
инфляции? Государственные и
Очевидно, чтобы уровень российских пенсий соответствовал западным образцам, следует поднять доходы россиян. В США, Канаде, Германии, Великобритании, Финляндии, Франции и других странах зарплата неизмеримо выше российской. Напомним, что заработная плата профессора в Росси не превышает 15-20 тыс. руб. в месяц, во Франции же она достигает (в пересчете) 500тыс. С такой зарплаты и отчисления в пенсионный фонд на порядок выше, чем в России.
Когда чужая пенсионная система слепо копируется, отрываясь от уровня зарплаты, результат получается не такой, как планировался. В 2007 г. ПФР признал значительный дефицит бюджета фонда: не стало хватать денег на выплаты даже мизерных пенсий [12, с. 40].
Повышение скудных пенсий россиян в разы должно стать главной целью новой пенсионной реформы, о необходимости которой Д.Медведев заявил в Мурманске в ходе своей предвыборной кампании. Но третий президент так и не указал виновников безуспешности пенсионных реформ.
1.3 Переход на пенсионное страхование
Пенсионное страхование, как необходимость материального обеспечения граждан в старости, существует во всех развитых странах. Увеличение продолжительности жизни населения и снижение рождаемости только добавляют актуальности проблеме. Поэтому совершенного законодательства по пенсионному страхованию не найти, пожалуй, ни в одном государстве. В России пенсионное обеспечение традиционно базируется на добровольной ответственности младших поколений перед старшими. Работающая молодежь содержит тех, кто ушел на заслуженный отдых. Падение рождаемости делает такую схему весьма шаткой.
В РФ пенсионное страхование основывается на двух видах пенсий: государственной и негосударственной (дополнительной). Если первый вид гарантируется государством, а порядок получения четко регулируется законом, то второй вид пенсии может существовать в различных вариантах, нюансы которых зависят от конкретного договора.
Обязательное пенсионное страхование осуществляется Пенсионным фондом России, который выполняет функции страховщика. Роль страхователя отводится организациям или гражданам, осуществляющим прием на работу и производящим начисление и уплату взносов. Лица, подпадающие под действие обязательного пенсионного страхования, считаются застрахованными.
Трудовая пенсия включает: начисленные суммы трудовой пенсии и накопительную часть, причем, источники финансирования этих частей различны. Базовая составляющая финансируется федеральным бюджетом, а страховая и накопительная формируются из средств Пенсионного фонда России (конкретно – из страховых взносов, перечисляемых работодателем).
Некоторые категории граждан обладают правом получения государственной пенсии (федеральные госслужащие; военные; нетрудоспособные лица; ветераны Великой Отечественной войны; лица, пострадавшие от техногенных либо радиационных катастроф). Пенсионное страхование вышеуказанных лиц осуществляется из средств федерального бюджета [17,c65].
Но существуют ситуации, когда человек не может воспользоваться преимуществами обязательного пенсионного страхования – например, получающие зарплату в конвертах, неофициально самозанятые (специалисты, ведущие частную практику), представители малого бизнеса, сдающие пустые балансы, - в общем, все те, чьи доходы не документированы. В этом случае, о своей пенсии нужно позаботиться самому.
Для таких личностей, а также для тех, кому обязательного пенсионного страхования мало, в России существует система добровольного пенсионного страхования.
Добровольное пенсионное страхование (ДПС) по сути, - один из видов накопительного страхования жизни, механизм действия которого не так уж сложен. Гражданин, согласно договора, перечисляет определенную денежную сумму страховой компании, и последняя инвестирует эти средства с целью увеличения их объема. По достижении клиентом пенсионной возрастной планки, компании выплачивает ему дополнительную пенсию. [2,с.58].
Теперь, когда есть три альтернативы (ДПС, накопительное страхование, самостоятельное инвестирование), можно сравнить их по нескольким показателям:
- доходность, которая зависит больше не от вида инструмента, а от качества управления средствами. Чемпионом по доходности может оказаться любой из трех инструментов. К выбору конкретного фонда или страховой компании нужно отнестись со всей серьезностью, так как на больших промежутках времени небольшие отклонения в доходности существенно влияют на конечный результат;
- сложность. Очевидно, что наиболее сложным вариантом является самостоятельное инвестирование. Даже если воспользоваться пассивным управлением – наши индексные фонды далеко не всегда оправдывают свое название и умудряются проигрывать по несколько процентов доходности рынку. Для договоров ДПС и накопительного страхования необходимо тщательно изучить сам договор, особенно в части порядка страховых выплат и условий наступления страхового случая. Для ДПС и накопительного страхования знаний требуется меньше, чем для самостоятельного инвестирования, а между собой эти два инструмента примерно равны по сложности;
- доступность. Здесь ДПС вне конкуренции. Изучив несколько пенсионных программ, можно убедиться, что существует множество пенсионных продуктов со взносами от 200-500 рублей в месяц. Первоначальный же взнос не превышает 30 000 рублей (зачастую гораздо меньше – в пределах 5 000 – 10 000 рублей). Стоимость накопительного страхования жизни варьируется в зависимости от состояния вашего физического здоровья. В целом стоит отметить, что накопительное страхование жизни – довольно дорогой продукт. Наконец, стоимость самостоятельного инвестирования зависит от выбранных инструментов – если пользоваться ПИФами или банковскими депозитами, то вполне можно уложиться в 1-2 тысячи рублей в месяц. При инвестировании в акции суммы вырастают на порядок;
- надежность. Самостоятельное инвестирование не гарантирует в вообще ничего – можно потерять все деньги уже через несколько месяцев. Человек сам несет полную ответственность за свои даже самые неразумные действия. Остаться без пенсии при таком подходе – легче, чем многим кажется. С накопительным страхованием жизни дело обстоит несколько проще – вероятность получить свои деньги назад да еще с процентами довольно велика. Есть подводные камни, связанные с такими понятиями как “выкупная сумма”, “страховой случай”. Негосударственные пенсионные фонды среди всех альтернатив представляются самым надежным вложением средств, так как деятельность НПФ достаточно жестко регулируется в интересах будущих пенсионеров. В настоящий момент потерять деньги, вложенные в НПФ, очень сложно [6c.57].
Небольшой штрих к
обязательному пенсионному
Во-первых, будущий пенсионер доверяет управление накопительной частью пенсии профессионалам. Ведь, в отличие от управляющих компаний (государственной и частных), размещение пенсионных резервов и инвестирование пенсионных накоплений, а также выплата пенсий – это профильный бизнес НПФ.
Во-вторых, учет и выплату пенсий будет производить сам НПФ. Вместе с тем ПФР будет по-прежнему раз в год направлять будущему пенсионеру письмо с уведомлением о состоянии его счета. Однако сумму на накопительном счете застрахованное лицо сможет узнавать чаще - по договоренности с НПФ.
В-третьих, передав накопительную часть трудовой пенсии в НПФ, можно рассчитывать на большую потенциальную доходность пенсионных накоплений, а значит, и на больший размер пенсии в будущем.
В-четвертых, в отличие от управляющих компаний, работающих со средствами пенсионных накоплений обезличенно, будущий пенсионер в любой момент времени может узнать о том, сколько денег находится на его счете.
В-пятых, важное преимущество формирования накопительной части трудовой пенсии через НПФ – возможность ее наследования после смерти застрахованного лица. Трудовые пенсии по старости, выплачиваемые ПФР, унаследовать невозможно. При переходе в НПФ такая возможность появляется.
Как считают большинство аналитиков