Пенсионная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Пенсионное страхование и обеспечение – базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивают интересы нетрудоспособного населения (свыше 25-30%) любой страны, и косвенно практически все трудоспособное население.
В любом обществе в той или иной форме действует определенная система социальной защиты населения, тем большее значение оно приобретает в условиях современной России, где в настоящее время проживает свыше 38,5 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, граждан, потерявших кормильца.

Вложенные файлы: 1 файл

курсрвая Реформирование пенсионной системым РФ 15.12.12.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

Отчисления на накопительную  часть пенсии стали осуществляться с 2002 г. В 2004-2009 гг. доходность инвестирования средств накопительной части  пенсии в государственной управляющей  компании, представленные в таблице 3.4, выросла в 1,4 раза, в среднегодовом исчислении – 1,058 раза. Доходность в частных управляющих компаниях за этот же период повысилась в 1,32 раза, а среднегодовая доходность составила 1,047 раза, то есть менее 5% за год.

За этот же период инфляция выросла в 1,86 раза, индексация страховой части пенсии – в 2,81 раза, а средняя заработная плата – в 3,37 раза. Таким образом, за шесть леи накопленный пенсионный капитал обесценился из-за инфляции на 25%, а относительно средней заработной платы – на 59%. Индексация страховой части пенсии отставала от роста средней заработной платы, что противоречит идеологии распределительной пенсионной системы и снижает коэффициент замещения. Однако эта индексация все равно существенно превышала доходность пенсионных накоплений.

Необходимость перехода к накопительной системе обычно объясняют падением соотношения  численности работающих и пенсионеров. В настоящее время оно составляет 2,96, то есть на одного пожилого человека приходится около трех лиц, которые  могут работать. К 2026 г. это соотношение снизится до 1,96. Но в действительности на него влияют и другие факторы: численность безработных и экономически незанятого населения среди трудоспособных, установленный пенсионный возраст и число фактически работающих пенсионеров и т.д.

Однако при распределительной  системе размер пенсии определяется не только соотношением работающих и  пенсионеров, но и размером отчислений от заработной платы и ее уровнем.

Даже при изменении  соотношения работающих и пенсионеров  и сокращении числа первых нет оснований полагать, что доля фонда оплаты труда в ВВП снизится. Более того, наблюдается общемировая тенденция к ее повышению в связи с ростом стоимости квалифицированного труда в произведенном продукте. Следовательно, при сохранении доли ВВП и сокращении численности работающих повысится средняя заработная плата. Иными словами, в условиях роста ВВП это означает увеличение производительности труда.

Доходность пенсионных накоплений при распространении  накопительной системы на все население, инвестиции внутри страны и обязательном требовании диверсификации активов не может быть выше, чем темп прироста ВВП за достаточно длительный период. Предположим, что доходность пенсионных накоплений максимальная и каждый год совпадает с ростом ВВП. Далее, исходя из того, что доля ФОТ в ВВП постоянна, численность занятых сокращается равномерно, соответственно относительный рост средней заработной платы также происходит равномерно и обратно пропорционально темпу снижения численности занятых.

Таким образом, анализ пенсионных реформ разных стран позволяет сделать следующие выводы:

- чем выше уровень  развития страны, тем менее радикальны  реформы: основной акцент делают  на сохранении и дальнейшем  совершенствовании базовой распределительной системы;

- распределительно-накопительные схемы целесообразны в странах с высоким коэффициентом замещения в распределительной части пенсии или где накопительный элемент создавался постепенно за счет дополнительных средств, остающихся после формирования распределительных пенсий;

- полностью накопительные пенсионные системы себя не оправдали.

При переходе от распределительной  пенсионной системы к накопительной возникает так называемый «эффект двойного бремени»: рост затрат на пенсионное обеспечение, связанный с тем, что из взносов работников надо одновременно сформировать пенсии нынешнего поколения пенсионеров и обеспечить накопление пенсионного капитала работающих.

Согласно расчетам, при  одинаковых заработной плате и социальных взносах, пенсия гражданина, для которого в полной мере распространяется накопительный принцип, будет меньше, чем у того, кто с 2005 г. полностью находится в рамках распределительной системы и имеет только страховую часть пенсии [16, с. 65].

Таким образом, из-за низкой доходности пенсионных накоплений и  ее существенного отставания от индексации страховой части пенсии размер пенсий у граждан, имеющих обязательный накопительный элемент, оказывается меньше, чем у тех, кто получает пенсии в рамках распределительной системы.

 

Заключение

 

Необходимость реформирования пенсионной системы была ясно осознана в середине 1990-х годов. Страна вступила в период экономических реформ с развитой пенсионной системой «социалистического типа», которая формировалась на протяжении десятилетий и базировалась на принципе солидарности поколений. Его смысл состоял в изъятии экономических ресурсов у работающего поколения и перераспределении их в пользу людей, переставших работать и вышедших на пенсию по возрасту. С точки зрения охвата населения и институциональной стабильности эта пенсионная система была одной из самых развитых в мире.

Основным направлением пенсионной реформы стало изменение  существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Однако, несмотря на реформу, пенсионная система России, как и  любого другого государства, еще  далека от совершенства.

Основные проблемы пенсионного  обеспечения, выявленные еще в период планово-административной экономики, а также новые проблемы рыночного периода хозяйствования России ускорили переход на систему страхования, когда финансовые ресурсы Пенсионного фонда создаются с участием всех заинтересованных сторон.

Анализ пенсионных реформ разных стран позволяет сделать  следующие выводы:

- чем выше уровень  развития страны, тем менее радикальны  реформы: основной акцент делают  на сохранении и дальнейшем  совершенствовании базовой распределительной системы;

- распределительно-накопительные  схемы целесообразны в странах  с высоким коэффициентом замещения в распределительной части пенсии или где накопительный элемент создавался постепенно за счет дополнительных средств, остающихся после формирования распределительных пенсий;

- полностью накопительные  пенсионные системы себя не  оправдали.

При переходе от распределительной  пенсионной системы к накопительной возникает так называемый «эффект двойного бремени»: рост затрат на пенсионное обеспечение, связанный с тем, что из взносов работников надо одновременно сформировать пенсии нынешнего поколения пенсионеров и обеспечить накопление пенсионного капитала работающих.

Таким образом, из-за низкой доходности пенсионных накоплений и ее существенного отставания от индексации страховой части пенсии размер пенсий у граждан, имеющих обязательный накопительный элемент, оказывается меньше, чем у тех, кто получает пенсии в рамках распределительной системы.

В заключение следует  отметить, что, для обеспечения эффективности  обязательного накопительного пенсионного  обеспечения необходимо одновременно обеспечить и высокую, превосходящую скорость роста зарплаты, доходность инвестиций, и стабильность пенсионных накоплений. Учитывая взаимную противоречивость поставленных целей (чем выше ожидаемая доходность инвестиций, тем выше волатильность их доходности), решить данную задачу будет непросто. Вместо обеспечения стабильности пенсионных накоплений, возможно, имеет смысл рассмотреть вопрос о гарантии минимального размера накоплений на дату выхода работника на пенсию, чтобы демпфировать эффект возможного падения стоимости активов перед выходом на пенсию. Если то или иное решение не будет найдено, обязательное накопительное пенсионное обеспечение будет неэффективным.

 

Список литературы

  1. Азарова, Е.Г. Новое в пенсионном обеспечении / Е.Г. Азарова. - М.: Академия. - 2003 - 182 с.
  2. Биткина, И.К. Формирование и финансирование базовой части пенсии: направления и возможности совершенствования / И.К. Биткина // Финансы и кредит. – 2008. – №46. – С.55-61;
  3. Вавулин, Д.А. К вопросу о вступлении в силу Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» /Д.А. Вавулин// Право и экономика. - 2008. - N 11. – С. 34-38;.
  4. Вавулин, Д.А. Негосударственные пенсионные фонды: место в системе обязательного пенсионного страхования / Д.А. Вавулин // Эко. – 2008. - №2. С.160-191;
  5. Грудцына, Л. О пенсионном обеспечении / Л. Грудцына // Юрист. – 2003. - №11. – С.64-87;
  6. Емельянова, Т.В. Единый счет бюджета Пенсионного фонда России /Т.В. Емельянова // Финансы и кредит. – 2009. - №3. – С.57-61;
  7. Куртин, А. В. Некоторые аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации / А.В.Куртин // Трудовое право. – 2002.–N 4.-С.32-36;
  8. Куртин, А.В. Некоторые аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации/ А.В. Куртин// Трудовое право.- 2002.- №4.- С.47-52;
  9. Лельчук, А.Л. Пенсионная система России: реформа продолжается /А.Л. Лельчук // Финансы. – 2009. – №1. – С.58-62;
  10. Миронова, Т. К. Реализация решений Конституционного Суда по вопросам обязательного пенсионного страхования /Т.К. Миронова // Российская юстиция. – 2008. - №1. – С.22-26;
  11. Моисеев, В.Н. Старость не должна ассоциироваться с бедностью/ В.Н. Моисеев // Человек и труд. – 2009. - №7. – С.37-41;
  12. Муравлева, Т.В. Проблемы инвестирования пенсионных накоплений/ Т.В Муравлева // Экономический анализ. – 2009. - №1. – С.38-42;
  13. Панов, М.В. Дополнительные взносы на накопительную часть трудовой пенсии: что важно знать / М.В. Панов // Справочник экономиста. – 2009. - №6. С. 83-92;
  14. Роик, В.Д. Реформа доходов - эффективное лекарство от бедности, реформа льгот - всего лишь пищевая добавка /В.Д. Роик // Человек и труд. – 2005. - N 3. С. 12-13;
  15. Соловьев, А.К. Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы / А.К. Соловьев// Экономист. – 2008. - №12. – С.56-63;
  16. Столярова, А.А. Информирование населения в области пенсионного обеспечения: зарубежный и отечественный опыт / А.А. Столярова // Финансы. – 2010. - №2. С. 60-65;
  17. Федоров, Л.В. Пенсионный фонд Российской Федерации: учебник / Л.В.Федоров. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. – 396 с.;
  18. Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 296 с.;
  19. Шестакова, Е.Е. Опыт введения многоуровневых пенсионных систем в государствах Восточной Европы: общие подходы и особенности /Е.Е. Шестакова // Трудовое право –2003. -№2. –С.85-97;
  20. Эченикэ, Е.А. Старение населения и эволюция пенсионных систем: мировой опыт / Е.А. Эченикэ // Человек и труд. – 2009. - №8. С.37-42;
  21. Ярбилова, С.М. Оценка современного состояния российской пенсионной системы и необходимости дальнейшего ее реформирования / С.М. Ярбилова // Финансы и кредит. – 2008. - №10. – С.27-32;
  22. [http://www.pfrf.ru/reform_issues/22778.html]
  23. [http://www.pfrf.ru/index.php?chapter_id=486&data_id=53996&do=view_single]

Информация о работе Пенсионная система РФ