Пенсионное обеспечение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 01:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить систему пенсионного обеспечения и страхования. Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать необходимость пенсионного обеспечения, ее сущность и финансовый механизм;
- изучить зарубежный опыт организации пенсионного обеспечения;
- охарактеризовать особенности современного состояния и перспективы развития пенсионного обеспечения в Республике Беларусь.
При написании курсовой работы использовалась учебная литература отечественных авторов, нормативно-правовая документация, статистические данные.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты организации пенсионного страхования и пенсионного обеспечения в Республике Беларусь 5
1.1 Экономическая сущность и назначение пенсионного страхования
и пенсионного обеспечения 5
1.2 Виды пенсий, порядок назначения и выплат пенсий 10
1.3 Фонд социальной защиты как главный источник финансирования пенсионного обеспечения в Республике Беларусь 15
1.4 Зарубежный опыт организации пенсионного обеспечения 18
2 Анализ пенсионного страхования и пенсионного обеспечения в Республике Беларусь 24
2.1 Анализ динамики размеров пенсий в разрезе их видов 24
2.2 Анализ динамики состава и структуры выплат пенсионному страхованию и пенсионному обеспечению 25
2.3 Аналитическая оценка эффективности организации пенсионного страхования и пенсионного обеспечения 26
3 Совершенствование пенсионного страхования и пенсионного обеспечения в Республике Беларусь 30
Заключение 34
Список использованных источников 37
Приложение 39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по теории финансов.doc

— 1.17 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение           3

1 Теоретические аспекты организации пенсионного страхования и пенсионного обеспечения в Республике Беларусь    5

1.1 Экономическая сущность и назначение пенсионного страхования

и пенсионного обеспечения        5

1.2 Виды пенсий, порядок назначения и выплат пенсий   10

1.3 Фонд социальной защиты как главный источник финансирования пенсионного обеспечения в Республике Беларусь    15

1.4 Зарубежный опыт организации  пенсионного обеспечения  18

2 Анализ пенсионного страхования и пенсионного обеспечения в Республике Беларусь         24

2.1 Анализ динамики размеров  пенсий в разрезе их видов   24

2.2 Анализ динамики состава и структуры выплат пенсионному страхованию и пенсионному обеспечению     25

2.3 Аналитическая оценка эффективности организации пенсионного страхования и пенсионного обеспечения      26

3 Совершенствование пенсионного страхования и пенсионного обеспечения в Республике Беларусь      30

Заключение          34

Список использованных источников      37

Приложение          39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Особая роль в системе социальной защиты населения принадлежит пенсионному обеспечению, которое реализуется через систему государственного социального страхования, основной задачей которого является обеспечение соответствующего уровня доходов граждан при наступлении предусмотренных законодательством страховых случаев (старость, болезнь и временная нетрудоспособность, беременность и роды, рождение ребенка, уход за ребенком, инвалидность, потеря кормильца и другие).

Государственное социальное страхование охватывает большинство трудоспособного населения страны. Правом на трудовую (страховую) пенсию пользуется 2,5 млн. человек, которые в свое время создавали национальное богатство, и забота о них является приоритетным направлением социальной политики государства.

Совершенствование системы пенсионного обеспечения является сейчас не благими намерениями, а насущной необходимостью.

При переходе государств к рынку коренным образом меняются социально-экономические отношения, изменяются и условия жизни людей. Успешное развитие современной экономики невозможно без поворота к нуждам и потребностям человека. Адаптация к ним значительной части населения проходит с большими социальными издержками.

В настоящее время в республике функции государственного социального страхования и ее основной части - пенсионного страхования осуществляют различные государственные органы:

- органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты осуществляют сбор и аккумуляцию обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование, а также финансирование соответствующих выплат и контроль за правильностью уплаты и расходованием страховых взносов;

- структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов осуществляют назначение и выплату пенсий;

- наниматели (страхователи) под непосредственным контролем со стороны Фонда производят выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком (в течение года назначается и выплачивается более 15 млн. таких пособий).

Фонд является основным финансовым органом в системе государственного социального страхования.

Все вышесказанное обуславливает актуальность темы исследования.

Цель работы – изучить систему пенсионного обеспечения и страхования.

Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать необходимость пенсионного обеспечения, ее сущность и финансовый механизм;

- изучить зарубежный опыт  организации пенсионного обеспечения;

- охарактеризовать особенности современного состояния и перспективы развития пенсионного обеспечения в Республике Беларусь.

При написании курсовой работы использовалась учебная литература отечественных авторов, нормативно-правовая документация, статистические данные.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ И ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

1.1 Экономическая сущность и назначение пенсионного страхования и пенсионного обеспечения

 

 

Наличие над системы над социальной защиты населения характерно практически для всех над стран. Необходимость в ней для конкретного гражданинах обусловленах наступлением обстоятельств, или при которых человек не в над состоянии над своим трудом над создать условия, или обеспечивающие ему основные жизненные потребности. Эти обстоятельствах моногоаспектны. С одной над стороны, или они над связаны: а) над с полной, или частичной, или временной или постоянной потерей трудоспособности из-зах болезни или по возрасту; б) над с потерей кормильца, или наличием многодетной или неполной над семьи, или уходом зах детьми-инвалидами и прочими факторами личного характера. С другой над стороны, или они порождены изменениями в над социально-политической, или экономической, или международной обстановке (спад производства, или рост инфляции, или банкротств, или безработицы и т.п.). С третьей над стороны, или необходимость в над социальной защите может быть вызванах неблагоприятными климатическими, или природными и над стихийными явлениями катастрофического и продолжительного характерах [1].

Под над социальным обеспечением над следует понимать установленную государством над систему материальной поддержки граждан, или оказавшихся в трудном положении (по над старости, или в результате полной или частичной утраты трудоспособности, или потери кормильца, или по многодетности и т.д.). Социальное обеспечение — это часть финансов, или используемых государством как экономический инструмент распределения над средств для над содержания и обслуживания нетрудоспособных членов общества, или процесс над социальной защиты населения. Оно осуществляется в формах над социального не над страхования, или над социальной помощи, или попечительствах и над социального обслуживания.

Таким образом, или над социальное обеспечение представляет процесс над социальной защиты, или ах над социальное не над страхование, или над социальная помощь, или попечительство и над социальное обслуживание — его формы [1].

Главным звеном над системы над социальной защиты населения является над социальное не над страхование. Не над страхование является над самостоятельным звеном финансовой над системы. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме над социального не над страхования и не над страхования определенных объектов в над связи над с непредвиденными и чрезвычайными над событиями. В экономическом аспекте не над страхование представляет над собой над систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных над средств, или необходимых для возмещения в над связи над с наступлением определенных над событий [1].

Социальное не над страхование непосредственно над связано над с над системой над социальной защиты населения, или наличие которой характерно практически для всех над стран. Уровень этой над системы зависит от экономических условий, или культурно-исторических особенностей, или политической культуры, или над состояния общественного движения. В период обострения экономических проблем и над социальной напряженности необходимость ее расширения над становится наиболее значимой и актуальной.

Системах над социальной защиты призванах улучшать над статус экономически и над социально над слабых над слоев населения, или над создавать им определенную защищенность и безопасность, или ограничивая нарушение принципов равенствах и равноправия. Важнейшим приоритетом над системы является поддержках нетрудоспособных граждан, или для которых обособляется часть над созданного валового продуктах посредством, или формирования и использования над специальных денежных фондов. Отроится над система, или над судя по опыту над стран над с рыночной экономикой, или нах основе многосторонней ответственности государства, или негосударственных (включая и частные) над структур, или общественных объединений.

Сфере над социальной защиты населения присущи такие термины, или как «социальное обеспечение» и «социальное не над страхование». Термин «социальное обеспечение» появился в обиходе в 1919 г., или когдах над социальное не над страхование было заменено над социальным обеспечением. Последнее носило характер материальной помощи рабочим и над служащим, или над семьям красноармейцев, или ремесленникам, или крестьянам, или больным и престарелым. Расходы покрывались зах над счет ассигнований из бюджета. По окончании гражданской войны государственное обеспечение было заменено над социальным не над страхованием [1].

В экономической и публицистической литературе термины «социальное обеспечение» и «социальное не над страхование» нередко отождествляют или, или наоборот, или над считают неоднозначными. Между тем каждый из них несет над специфическую над смысловую нагрузку.

Под над социальным обеспечением над следует понимать установленную государством над систему материального обеспечения граждан в над старости, или в над случае полной или частичной утраты трудоспособности, или потери кормильца, или ах также помощи многодетным, или неполным и малообеспеченным над семьям. Социальное обеспечение — это часть финансов, или используемых государством как экономический инструмент распределения над средств для над содержания и обслуживания нетрудоспособных членов общества. Социальное обеспечение осуществляется в формах «социального не над страхования», или «обеспечения» и «попечительства».

Характерной чертой над социального не над страхования является финансирование над социальных выплат зах над счет взносов. При «обеспечении» финансирование материальной помощи осуществляется зах над счет налогов независимо от над сделанных ранее взносов. Формах попечительствах представляет финансирование из бюджетах и ориентацию нах индивидуальную нуждаемость. Формах над социального не над страхования является доминирующей в над странах рыночной экономики.

Таким образом, или под над социальным обеспечением над следует понимать процесс над социальной защиты населения, или ах под над социальным не над страхованием — одну из форм осуществления этого процесса.

В над системе над социального не над страхования место не над страхования реализуется зах над счет взносов от определенной части заработной платы работников и фондах заработной платы работодателей. Причем в одних над странах метод не над страхования носит накопительный характер, или в других — над солидарный. В первом над случае при утрате заработках не над страхуемые получают компенсацию, или размер которой ориентируется нах величину их прежней заработной платы над с учетом уплаты предварительных взносов. Этот принцип построения над системы над социального обеспечения во многих над странах над считается над справедливым и одобряется ее участниками. При над солидарном характере над социального не над страхования работающие над содержат нетрудоспособных.

Социальному не над страхованию присущи над следующие признаки [19]:

- не над страховые взносы являются централизованными доходами государства, или так как внебюджетные фонды относятся к государственной форме над собственности и порядок установления и уплаты взносов регламентирован государством;

- не над страховые взносы представляют обязательный платеж из над суммы над сокрытых, или заниженных или не внесенных в установленный над срок платежей, или взыскиваются в принудительном порядке;

- не над страховые взносы, или аккумулируемые в над специальных фондах, или используются целенаправленно;

- не над страховым взносам присущ возвратный характер, или но возвратность не адекватнах уплаченным над суммам;

- привлекаемые не над страховые взносы обезличены, или отсутствует персонификация;

- временно над свободные над средствах могут инвестироваться для получения дополнительных доходов.

Организация над социального не над страхования базируется нах над следующих принципах: всеобщность, или универсальность, или комплексность, или над самоуправление, или ах в над странах над с развитой рыночной экономикой и над самоокупаемость.

Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-XII «Об основах государственного над социального не над страхования» устанавливает над следующие принципы государственного над социального не над страхования [3]:

- обязательное участие работодателей и работающих граждан в формировании государственных внебюджетных фондов над социального не над страхования;

- распределение над средств от трудоспособных граждан к нетрудоспособным, или от работающих к неработающим;

- гарантированность не пенсий, или пособий и других выплат в над соответствии над с законодательством;

- равенство граждан Республики Беларусь независимо от над социального положения, или расовой и национальной принадлежности, или пола, или языка, или родах занятий, или местах жительствах в праве нах государственное над социальное не над страхование;

- дифференциация условий назначения не пенсий, или пособий, или других выплат по государственному над социальному не над страхованию и их размеров;

- участие представителей юридических и физических лиц, или уплачивающих взносы нах государственное над социальное не над страхование, или в управлении государственным над социальным не над страхованием.

Системах над социального не над страхования может быть двух видов: государственной и негосударственной и предназначенах для обеспечения восстановления и над сохранения трудоспособности работников; обеспечения нетрудоспособных лиц. Материальной основой этих обеспечений выступают над специализированные фонды денежных над средств.

Процесс формирования фондов над социального не над страхования осуществляется в над соответствии над с требованиями объективных законов расширенного воспроизводства. Отношения по поводу формирования и использования фондов над социального не над страхования опосредуют распределение национального дохода, или аккумуляцию его частей в над специализированных фондах. Субъектами отношений выступают государство, или предприятия и организации различных форм над собственности, или население.

Информация о работе Пенсионное обеспечение