Пенсионный Фонд в системе пенсионного обеспечения РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования проблем деятельности Пенсионного фонда в российской пенсионной системе обусловлена необходимостью формирования механизмов и форм социальной защиты, адекватных современным социально-экономическим условиям, новому соотношению интересов работника, предприятия, государства.
Пенсионное обеспечение, к проблемам которого в настоящее время приковано пристальное внимание не только в России, но и во многих странах, является одной из основных составляющих системы социальной защиты населения.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый курсач doc.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКИЙ  ФИЛИАЛ

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»

в г. Екатеринбурге





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Финансы»

на тему: «Пенсионный Фонд в системе пенсионного обеспечения РФ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 Исполнитель : Торбина Елена

Группа : 4ЭФ22Д

Преподаватель: Щукина В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        г. Екатеринбург

2013

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования проблем деятельности Пенсионного фонда в российской пенсионной системе обусловлена необходимостью формирования механизмов и форм социальной защиты, адекватных современным социально-экономическим условиям, новому соотношению интересов работника, предприятия, государства.

Пенсионное обеспечение, к проблемам которого в настоящее время приковано пристальное внимание не только в России, но и во многих странах, является одной из основных составляющих системы социальной защиты населения. Повышенный интерес к пенсионным системам объясняется рядом причин, главная из которых - радикальные изменения демографической структуры населения в большинстве экономически развитых стран, выражающиеся в постарении населения, что меняет соотношение экономически активного населения и пенсионеров в пользу последних, сокращая число участвующих в создании национального дохода страны.

В настоящее время акценты в исследовании пенсионных систем постепенно сместились от анализа целей и моделей пенсионного обеспечения, пенсионных формул, методов индексаций пенсий, выявления их недостатков и путей совершенствования к анализу возможностей использования накоплений пенсионных фондов для инвестиций, способствующих экономическому росту и повышению эффективности деятельности пенсионных фондов в целом.

Вопрос формирования механизма перераспределения финансовых ресурсов в рамках пенсионного фонда для пенсионных выплат увеличивающемуся числу получателей является на сегодняшний день одним из наиболее сложных, потому что в нем фокусируются социальные, экономические и политические аспекты. Пенсионный фонд вынужден маневрировать в узком пространстве между социальной допустимостью изменений и их экономической эффективностью.

Деятельность пенсионного фонда в рамках пенсионной системы должна основываться на достаточно ясном представлении о том, какой хотелось бы ее видеть в будущем и какие последовательные меры необходимо принимать для осуществления задуманного с учетом стартовых социально-экономических условий.

Кроме того, прежде чем осуществлять какие-либо перемены в деятельности пенсионного фонда в рамках системы пенсионного обеспечения, необходимо тщательно проанализировать все возможные в будущем социальные, финансовые и экономические последствия, чтобы избежать "отложенной" неплатежеспособности системы и связанных с этим социальных катастроф.

Объектом исследования является деятельность Пенсионного Фонда РФ в условиях проведения пенсионной реформы.

Предметом исследовании являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе пенсионного обеспечения в рамках деятельности Пенсионного Фонда РФ

Целью исследования является изучение особенностей Пенсионного Фонда РФ.

Задачи исследования определены в соответствие с целью:

    1. определить значение Пенсионного Фонда в системе пенсионного обеспечения,
    2. проанализировать деятельность Пенсионного фонда РФ в условиях пенсионной реформы

 

 

Глава 1. Пенсионный Фонд в системе пенсионного обеспечения РФ

1.1 Место и роль Пенсионного  Фонда в пенсионной системе  РФ

Пенсионные системы большинства развитых стран имеют сложную структуру и включают в себя большое количество участников. Россия не является исключением. В ее пенсионную систему входят: Пенсионный фонд России, работодатели, работники, пенсионеры, негосударственные пенсионные фонды, частные управляющие компании, государственная управляющая компания, аудиторы, брокеры, государственные регулирующие органы.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. Он обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.

ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.1

ПФР является одним из главных «игроков» на поле пенсионной системы РФ, несмотря на свой весьма неопределенный правовой статус. Действительно, ПФР - это не орган государственной власти и управления, его нет в структуре Правительства; его руководитель (председатель правления) назначается на должность и снимается с нее непосредственно Президентом России. ПФР не является и полноценным финансовым институтом, поскольку не имеет никаких лицензий.

Документ, который наиболее подробно регламентирует его деятельность - это Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации. Оно утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1.Согласно этому документу, ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Эти формулировки довольно расплывчаты, что неудивительно для нормативного акта 1991 года. Из этих положений невозможно даже выявить организационно-правовую форму ПФР. Некоторую определенность в проблему внес Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», в статье 5 которого ПФР был назван «государственным учреждением». Там же указывается, что ПФР и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в РФ», который, однако, так и не был принят.

Несмотря на эту правовую неопределенность, ПФР наряду с министерствами и аппаратом Правительства активно участвует в нормотворчестве в области пенсионной реформы, поэтому для нормального развития пенсионной системы было бы полезно преодолеть существующую правовую неопределенность и установить четкий правовой статус ПФР на уровне давно предусмотренного специального закона.

Положение Пенсионного фонда России в пенсионной системе противоречиво. С одной стороны, ухудшение демографической ситуации ставит под сомнение его финансовую устойчивость в долгосрочном плане, поэтому стратегически для ПФР выгодна передача части пенсионных обязательств от государства к частному сектору. С другой стороны, сегодня под его контролем находятся огромные финансовые ресурсы, поэтому тактически ПФР не заинтересован в том, чтобы ускорять реализацию реформы, по крайней мере, в отношении передачи пенсионных накоплений частным управляющим компаниям и НПФ.

Основное предназначение ПФР - обеспечивать функционирование распределительной пенсионной системы. Главные функции ПФР в рамках этой системы - сбор информации о пенсионных взносах (включая контроль их уплаты и отражение поступивших сумм на индивидуальных счетах застрахованных лиц), установление пенсии и осуществление ее выплаты из налоговых поступлений. Это огромная и сложная работа, поэтому неудивительно, что ПФР имеет разветвленную структуру по всей стране и огромный штат работников.

В рамках распределительной системы гражданин обычно не может выбирать какие-либо разные «пенсионные продукты». Он также лишен возможности влиять своими действиями на размер собственной пенсии. Исключение – ситуация, когда человек имеет право на разные трудовые пенсии (например, по старости или по инвалидности). Тогда он может выбрать любую из этих пенсий.

В отношениях по инвестированию накопительной части трудовой пенсии ПФР не является активным участником, но его роль остаётся значительной.

Во-первых, на протяжении текущего года в ПФР накапливаются пенсионные взносы, предназначенные для формирования накопительных пенсий, но пока еще не разнесенные по индивидуальным счетам.

Во-вторых, ПФР в течение года вкладывает эти деньги в государственные ценные бумаги, чтобы заработать на них хотя бы небольшой доход для застрахованных лиц.

В-третьих, он зачисляет эти средства в «специальную часть лицевых счетов» застрахованных лиц. На этих же счетах будет отражаться, куда гражданин перевел данные средства для управления, и какой инвестиционный доход был ему начислен.

В-четвертых, в специальных письмах-извещениях ПФР уведомляет граждан о состоянии их счетов и напоминает им о возможности выбрать частную УК либо негосударственный пенсионный фонд.

В-пятых, передавая пенсионные накопления по требованию гражданина в УК или НПФ, ПФР получает право требовать от управляющих разнообразную информацию об их деятельности.

И в-шестых, при выходе гражданина на заслуженный отдых его накопления возвращаются из УК в ПФР, который и будет выплачивать пенсию. В случае передачи денег в НПФ пенсия  выплачивается тем фондом, клиентом которого гражданин будет на момент выхода на пенсию.

Ожидается, что в будущем роль Пенсионного фонда в пенсионной системе РФ будет снижаться в связи с развитием негосударственного пенсионного обеспечения. В настоящее время разрабатывается концепция развития негосударственного пенсионного обеспечения. Принятие такой концепции позволит четко зафиксировать основные направления дальнейшего развития накопительной составляющей пенсионной системы России, пути решения и требования к участникам этого процесса. Государство предполагает усовершенствовать организационно-правовую структуру негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и наделить их более широкими правами.

 

1.2 Организационные особенности  деятельности Пенсионного Фонда в пенсионной системе РФ

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица – «государственное учреждение».

Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:

1) центральный аппарат (Исполнительная  дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);

2) отделения ПФР в субъектах  Российской Федерации;

3) управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).

Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) осуществляет Правление ПФР, которое также утверждает положения о территориальных органах Фонда, являющихся юридическими лицами.

В структуре Пенсионного фонда (Рис.1) - 7 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

В организации деятельности Пенсионного фонда РФ существуют до сих пор не решенные проблемы. Так, в настоящее время Пенсионный фонд действует на основании одного нормативно-правового документа - положения о Пенсионном фонде, принятое Верховным Советом РСФСР. В нем до сих пор записано, что председатель Пенсионного фонда назначается Президиумом Верховного Совета РСФСР. Как известно, сегодня такого органа не существует. В 1994 году Виктор Черномырдин, занимавший в это время пост премьер-министра, взял на себя функции президиума. Насколько полномочным было это решение, трудно сказать, но кто-то должен был назначать руководителя Пенсионного фонда. До недавнего времени зампреды Пенсионного фонда назначались решением правительства, а последние заместители были назначены министром здравоохранения и социального развития. Каким образом они наделены полномочиями – вопрос. Но если им придется в судах отстаивать позиции Пенсионного фонда, подтверждение полномочий, безусловно, потребуется.

Информация о работе Пенсионный Фонд в системе пенсионного обеспечения РФ