Пенсионный Фонд в системе пенсионного обеспечения РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования проблем деятельности Пенсионного фонда в российской пенсионной системе обусловлена необходимостью формирования механизмов и форм социальной защиты, адекватных современным социально-экономическим условиям, новому соотношению интересов работника, предприятия, государства.
Пенсионное обеспечение, к проблемам которого в настоящее время приковано пристальное внимание не только в России, но и во многих странах, является одной из основных составляющих системы социальной защиты населения.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый курсач doc.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Важно отметить, что если в 2009 году базовая и страховая части пенсии индексировались отдельно и по разным правилам, то с 1 января 2010 года базовая часть перешла в страховую в виде фиксированного базового размера, и вся страховая часть пенсии будет индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы, но не выше роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера. Поэтому апрельское увеличение будет применяться к размеру всей трудовой пенсии.

В результате всех индексаций к концу 2010 года средний размер трудовой пенсии составил 8000 рублей, а трудовой пенсии по старости - 8408 рублей. В целом на финансирование пенсий и других социальных выплат в 2010 году Пенсионный фонд направил средства, равные 10 процентам ВВП страны.

Еще одно важное нововведение 2010 года касается работодателей: единый социальный налог (ЕСН) был заменен страховыми взносами в ПФР, Фонд социального страхования РФ и Фонд обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов в ПФР.

В течение 2010 года ставки страховых взносов сохранились на нынешнем уровне: 20 процентов - в ПФР, 2,9 процента - в ФСС России, 3,1 процента - в фонды обязательного медицинского страхования. С 2011 года ставки выросли. Всего работодатели стали отдавать 34 процента от фонда оплаты труда, из них 26 процентов направляются в ПФР, 2,9 процента - в ФСС России и 5,1 процента - в фонды обязательного медицинского страхования.

Страховые выплаты теперь уплачиваются с фонда оплаты труда сотрудника, не превышающего 415 000 рублей в год. По статистике, в таких пределах доход имеют 97 процентов всего работающего населения России. Заработок свыше этой суммы страховыми взносами облагаться не будет. При этом размер предельного годового заработка, с которого уплачиваются страховые взносы, планируется ежегодно индексировать в соответствии с ростом средней заработной платы.

Кроме того, в настоящее время в пенсионном законодательстве создаются стимулы для более позднего выхода на пенсию. Это также окажет значительное влияние на деятельность ПФР. Так, в будущем пенсия, рассчитываемая ПФР, будет дифференцироваться в зависимости от величины страхового стажа. За "точку отсчета" принят норматив Международной организации труда - 30 лет страхового стажа для мужчин и 25 лет для женщин. За год переработки сверх этого стажа размер фиксированной базовой составляющей страховой части пенсии будет увеличиваться на 6%. За год "недоработки" - уменьшаться на 3%. Расчет с прибавкой по такому принципу можно будет сделать только один раз. Поэтому если человек уже приобрел право на пенсию и имеет необходимый страховой стаж, но продолжает работать, ему будет выгодно на время его работы отложить назначение пенсии. Это правило начнет действовать с 2015 года, чтобы у людей была возможность детально разобраться во всех нюансах. В 2015 году достаточно будет иметь только 9 лет страхового стажа для получения пенсии в полном размере. С 2016 года к этому нормативу будет ежегодно прибавляться по году, пока он в 2036 году не достигнет 30 лет.

 

 

2.2 Прогноз бюджетных  показателей Пенсионного фонда  РФ на 2010 – 2012 годы с учетом  пенсионной реформы

В настоящее время действует Закон "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". Поскольку на 2010 год производилось масштабное увеличение пенсионных выплат, это не могло не отразиться на бюджете.

В соответствии с подписанным законом, суммарные доходы ПФР в 2010 году прогнозировался в сумме 4,7 трлн. рублей, что составляет 10,8 процента объема ВВП страны. Суммарные расходы оцениваются в сумме 4,4 трлн. То есть государство пошло на беспрецедентный шаг, увеличив суммарные пенсионные выплаты до уровня 10 процентов от ВВП. Для сравнения: в 2009 году доля пенсионных расходов в валовом продукте не превышала 6 процентов.

Источники финансирования дефицита бюджета ПФР показаны в следующей таблице.

 

Таблица 1- Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ в 2010-2012 гг., тыс. руб.


 

 

В бюджете 2010 года превышение доходов над расходами было сформировано за счет средств пенсионных накоплений (накопительной части будущей пенсии) - 282 млрд. рублей.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2010 году составили 2530 млрд. рублей, или 54,1 процента от общего объема доходов. В 2011 году, как планировалось, финансовая ситуация в регионах улучшилась и доля трансфертов сократилась до 40,8 процента.

Эти средства понадобились:

    1. во-первых, чтобы компенсировать выпадающие доходы бюджета Пенсионного фонда в связи с пониженными ставками страховых взносов, которые пока сохраняются для отдельных категорий страхователей; на эти цели в бюджете было запланированно 72,8 млрд. рублей;
    2. во-вторых, еще 102 млрд. рублей федеральный бюджет перечислил ПФР для выполнения обязательств перед семьями, имеющими право на получение материнского капитала;
    3. в-третьих, «отдельной строкой» 10,1 млрд. рублей для единовременной выплаты ветеранам Великой Отечественной в связи с празднованием 65-летия Победы.

Что касается непосредственно пенсионных выплат в 2010 году, то предусмотрели несколько шагов для улучшения материального положения более чем 39,5 млн. пенсионеров. В бюджет ПФР на 2010 год были заложены расходы на валоризацию расчетного пенсионного капитала. Кроме того, была предусмотрена индексация трудовых пенсий на 6,3 процента она коснулась  37 млн. пенсионеров и увеличение на 10 процентов размеров ЕДВ с 1 апреля 2010 года.

Еще одна индексация для граждан, получающих пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которая также состоялась в апреле, увеличила доходы этой группы (2,5 млн. пенсионеров) на 12 процентов. А к концу года эти пенсии вырасли в общей сложности на 15,9 процента.

При этом с 1 января 2010 года в России не осталось пенсионеров, которые имели бы совокупный доход ниже регионального прожиточного минимума пенсионера. Все неработающие пенсионеры - "минимальщики" стали получать социальную доплату. На эти цели в бюджете было заложено 23,2 млрд. рублей.

Также в бюджете фонда на 2010-2012 годы были учтены средства федерального бюджета на софинансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния. В 2010 году перечисления государства должны составили 2,5 млрд. рублей.

 

2.3 О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов

 

Таблица 2 -  Бюджет ПФР

 

Бюджет  ПФР

 

Плановый

2013 г

2014 г

2015 г

Доходы (трлн.руб.)

6,3

6,9

7,7

Расходы (трлн.руб)

6,08

6,7

7,4

Средний размер пенсий ( тыс.руб.)

10 313

11 307

12 367


 

 
Утвержден бюджет ПФР (Таблица 2) на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг.  
Общий объем доходов в 2013 г. составит 6,3 трлн руб., расходов - 6,08 трлн руб. В 2014 г. эти показатели равны 6,9 трлн руб. и 6,7 трлн руб., в 2015 г. - 7,7 трлн руб. и 7,4 трлн руб. соответственно.  
При формировании бюджета учтены положения о сохранении, начиная с 1 января 2014 г., условий уплаты страховых взносов на ОПС на уровне 2013 г. В связи с этим страховые взносы на 2013-2015 гг. определены исходя из базового тарифа 22% и тарифа 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов.  
В доходах Фонда учитываются межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые на обеспечение сбалансированности бюджета ПФР в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.  
Для обеспечения социально приемлемого уровня пенсий по сравнению с зарплатой предусмотрена их индексация. Так, трудовые пенсии увеличат в 2013 г. на 10,5%, в 2014 г. - на 9,2%, в 2015 г. - на 8,9%. В результате их средний размер будет равен 10 313 руб., 11 307 руб. и 12 367 руб. соответственно.  
Предусмотрены бюджетные ассигнования на повышение с учетом уровня инфляции материнского (семейного) капитала, социального пособия на погребение, на улучшение материального положения некоторых категорий граждан.

 

2.4 Перспективы развития Пенсионного фонда РФ

Прежде всего, необходимо сказать: чем раньше россияне осознают, что забота о собственной старости – это вопрос не только и не столько ПФР или работодателя, сколько глубоко личный, тем быстрее в России старость перестанет быть синонимом бедности.

 Пенсионная обеспеченность  не только в странах нашего уровня развития, но и в других опережающих нас на пару десятков лет, не дает возможности поддерживать уровень жизни, хотя бы на нижней границе среднего класса. Государственные пенсии в разы меньше дохода, необходимого для поддержания привычного уровня жизни. В ПФР считают, что если не начать предпринимать меры по стимулированию добровольного накопления пенсий, то они в ближайшем будущем будут составлять не более 15 % от средней зарплаты, к 2020 г. – 10 %.

За период, прошедший после начала пенсионной реформы, основанной на принципах социального страхования, проявились как позитивные (ликвидирована уравнительность пенсий, усилена стимулирующая роль страховых взносов, резко возрос уровень материального обеспечения пенсионеров, в первую очередь низкодоходных контингентов и многие др.), так и негативные результаты, обусловленные, как показывает анализ, не сущностными – страховыми, а внешними к пенсионной системе - демографическими и макроэкономическими факторами, включая глобальный финансовый кризис.

Это свидетельствует о необходимости продолжения пенсионной реформы и преодоления объективных трудностей переходного периода, среди которых главными являются госбюджетное финансирование дефицита бюджета ПФР и волатильность коэффициента замещения, который по международной практике рассматривается важным критерием развитости национальной пенсионной системы.

Решение этих проблем, как показывает международная практика, и в частности последствия финансового кризиса, лежит не в русле увеличения доли обязательной накопительной пенсионной программы и повышения пенсионного возраста, а в совершенствовании институциональных социально-страховых отношений в пенсионной системе. При этом следует подчеркнуть, что оба указанных инструмента могут и должны применяться, как и все другие, в строгом соответствии с национальными особенностями, т.е. когда это адекватно демографическим и макроэкономическим условиям.

Так, в современных российских условиях накопительный компонент в качестве всеобщего инструмента обязательного пенсионного страхования не ориентирован на интересы основной массы низкодоходных граждан (80% работающего населения получают менее половины фонда зарплаты), в то время как для высокодоходных категорий (среднего класса – 15-18% населения) и высокодоходной группы (2-3% населения) корпоративные и добровольные формы накопления позволят осуществлять пенсионные накопления и повысить свои индивидуальные коэффициенты замещения сверх нормативно установленных 40% за 30-летний стаж.

Для основной численности населения к 2030-м г.г. пенсионная реформа обеспечит не менее 40%-й коэффициент замещения в рамках обязательного пенсионного страхования.

Представляется целесообразным на основе проведенного в настоящем докладе подробного анализа современного состояния российской системы пенсионного обеспечения и возможных альтернатив ее долгосрочного развития, отобранных исходя из международного опыта и современных трендов развития пенсионных систем в других государствах, осуществить профессиональное обсуждение с участием заинтересованных министерств и ведомств, социальных партнеров, экспертных организаций и институтов гражданского общества в целях:

  1. выработки консолидированного сценария развития пенсионной системы Российской Федерации, рассчитанного на период функционирования до 2050 г., включающего наиболее приемлемые для общества решения;
  2. осуществления программы актуарного прогнозирования результатов реализации консолидированного сценария развития пенсионной системы Российской Федерации на основе специальной актуарной модели, разработанной и применяемой Пенсионным фондом Российской Федерации;
  3. подготовки и принятия Программы долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.

Кроме того, одно из дальнейших направлений работы ПФР - повышение качества обслуживания клиентов. ПФР будет стремиться, чтобы любое взаимодействие с гражданами было результативным и комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации.

 

Заключение

         Экономические преобразования, проводимые в России, не могут не вызывать неблагоприятных социальных последствий, тяжесть которых наиболее остро воспринимается гражданами, имеющими фиксированные доходы, прежде всего пенсионерами. В нашей стране около 37 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, поэтому проблема совершенствования пенсионной системы приобретает социально-политическую значимость.

В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются: -финансовая нестабильность; -слабая дифференциация пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада; -неоправданно большой удельный вес льготных пенсий: -отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни.

Информация о работе Пенсионный Фонд в системе пенсионного обеспечения РФ