Пенсионный фонд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:51, курсовая работа

Краткое описание

Реформирование системы государственных финансов в 90-е годы XX
столетия в России связано с появлением системы внебюджетных фондов.
: Создание их было продиктовано необходимостью безотлагательного решения
отдельных жизненно важных для общества задач как социального, так и экономического характера. Особое значение среди них имеют социальные внебюджетные фонды. Спецификой внебюджетных фондов является четкое закрепление доходных источников и, как правило, строго целевое использование средств. В частности, речь шла о создании устойчивой системы государственного пенсионного обеспечения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
Главные направления и источники формирования Пенсионного
фонда РФ 6
1.2.Задачи Пенсионного фонда РФ 8
1.3.Доходы Пенсионного фонда РФ 10
ГЛАВА 2.РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ
2.1.Цель пенсионной реформы
2.2.Пути реформирования пенсионной системы..... 15
2.3.Результаты реформирования пенсионной системы... 19
2.4.Индивидуально-персонифицированный учет 21
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА В РОССИИ
3.1 .Государственная пенсионная система в России 23
3.2.Распределительная и накопительная пенсионная система в России.. .25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая. по финансам пенсионный фонд.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

/ На каждое  застрахованное лицо Пенсионный  фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховой номер и анкетные данные.

Лицо, впервые  поступившее на работу по трудовому договору, получает страховое свидетельство по месту работы. Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, не являются субъектами государственного пенсионного страхования, кроме несовершеннолетних, получающих пенсию по случаю потери кормильца.

Страховые свидетельства  государственного пенсионного страхования хранятся у застрахованных лиц. Изменение сведений о застрахованном лице влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в его индивидуальном лицевом счете.

Сведения о застрахованных лицах представляются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Работодатели представляют сведения о всех лицах, работающих у них по трудовому договору, за которых они уплачивают страховые взносы. Сведения передаются в те органы Фонда, в которых эти работодатели зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взносов. Граждан самостоятельно уплачивающие страховые взносы в Фонд, сами представляют сведения о себе в органы Фонда по месту своей регистрации в качестве плательщиков страховых взносов государственного пенсионного страхования.

3.2. Распределительная и накопительная  пенсионная система в России

Пенсионная  система России построена по распределительному принципу, основанному на солидарности поколений. При этом на выплаты пенсий пожилым людям используются поступления в фонды пенсионного страхования от работающего населения. Лица, платившие страховые взносы, получают по достижении пенсионного возраста право на пенсию, которая финансируется, в свою очередь, следующими поколениями плательщиков страховых взносов. В данном случае говорят о так называемом договоре между поколениями.

При такой  системе размер пенсии находится  в тесной связи с размером заработной платы. И если заработная плата снижается по каким либо причинам, то   снижаются   и   возможности   по   выплате   пенсий.   При   такой   системе

26

неизбежны также  скрытия заработной платы от уплаты страховых взносов. Ярким примером тому является ситуация в России, где за последние годы не только существенно сократилась доля заработной платы в ВВП (на 45%), но и широкое распространение получили разные способы сокрытия заработной платы. Так, предприятия часто используют специальные ссудные счета, натуральные формы оплаты. Возросло число «самозанятых» лиц, которые уклоняются от уплаты налогов.

При распределительной  системе учитываются только общие  показатели: трудовой стаж, размеры заработка за определенный период времени, льготы. Поскольку распределительная система устанавливает тесную связь между числом работающих и пенсионеров, с сокращением первых или увеличением вторых уменьшается и размер пенсий. Поэтому возможности такой системы весьма ограничены, если учитывать существующую демографическую ситуацию.

Распределительная система  бескризисно существует при соотношении 10-11 работающих на одного неработающего. При более низких соотношениях она начинает давать сбои. Сегодня в России на одного работающего приходится 1,7 неработающих и, судя по прогнозам, численность экономически активного населения будет снижаться, численность пенсионеров расти. Происходит общее постарение населения страны: при общем его росте за последние 10 лет на 7,7% численность лиц пенсионного возраста увеличилась на 33,4%, а их доля в составе населения поднялась с 16,3 до 20,2%.

В условиях, когда  снижается доля всех занятых и занятых по найму в общей численности трудоспособного населения, возникает объективная необходимость изменить форму пенсионного обеспечения и более тесно увязать уровень пенсий различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирование пенсионной системы или прошлым трудовым вкладом.

Этим требованиям  в большей степени отвечает накопительная  пенсионная система. При накопительной  системе поступающие страховые  взносы не сразу расходуются на выплату пенсий, а накапливаются и инвестируются. Вместе с

полученными от инвестирования доходами они в  будущем используются для пенсионного обеспечения тех, кто осуществлял накопление.

Считается, что  накопительная пенсионная система  обладает следующими преимуществами. Она:

  1. не зависит от демографической ситуации в стране, от соотношения 
    работающих и пенсионеров, хотя и продолжает зависеть от темпов 
    экономического роста;
  2. обеспечивает дифференциацию пенсий в зависимости от того, каковы 
    накопления    человека    и    на    сколько    эффективно    они    были 
    инвестированы;
  3. позволяет использовать аккумулируемые деньги для долгосрочного 
    инвестирования в экономику;
  4. сочетается      с      системой      конкурирующих      друг      с      другом 
    негосударственных   пенсионных   фондов,   что   облегчает   внедрение 
    рыночных начал в пенсионное страхование.

Вместе с  тем высказываются и аргументы  за более осторожный подход к накопительной системе. Прежде всего это касается сохранности накопительных средств по мере их накопления.

Накопительная пенсионная система предусматривает безопасное, без риска, вложение капитала, накапливаемого с целью финансирования выплаты пенсий. Однако в условиях быстрых изменений и роста экономики достичь этого практически невозможно.

Если при распределительной  системе выплату пенсий можно начинать с того месяца, за который собраны страховые взносы, то при накопительной наблюдается другая картина. Уплаченные страховые взносы используются с начала в основном для того, чтобы создать резервный капитал, а потому пенсии можно начать выплачивать только тогда, когда то поколение, которое активно работает сейчас и создает этот резервный капитал за счет уплаты страховых взносов, достигнет пенсионного возраста, т.е. станет следующим поколением пенсионеров.

28

Заключение

Сложная экономическая  ситуация в стране, отсутствие опыта в организации функционирования внебюджетных фондов, прозрачности и серьезного контроля за поступлением и использованием их средств; применение недостаточно обоснованных тарифов страховых взносов привели к тому, что в государственных внебюджетных фондах сложилась неблагоприятная ситуация. Наиболее тяжелое положение у Пенсионного фонда РФ. Причиной этого явилось то, что у российских внебюджетных социальных фондов последние пять лет практически не было бюджетов. Они принимались по истечении того срока, на который составлялись. Поэтому утверждение Государственной Думой Закона РФ от 30.03.99 г. № 56-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год» и его вступление в силу имеет особое значение. Наличие бюджета означает, что социальные деньги будут распределяться по строго определенным правилам.

Министерство  труда и социального развития РФ рассматривает вариант введения в России единой ставки пенсии. Одинаковая для всех пенсия - это крайняя мера, осуществляемая в целях защиты наименее обеспеченных граждан. Через это прошли пенсионеры Грузии, Болгарии, ряда других стран. Чем благополучнее экономика, тем выше пенсии, и тем больше их дифференциация, также происходит в большинстве стран бывшего социалистического лагеря.- Единый размер пенсии имеет только одну положительную сторону. Таким образом власти пытаются спасти значительную часть населения от окончательного обнищания.

Планируется постепенно повышать накопительный  элемент тарифа по государственному пенсионному страхованию (при сокращении распределительного элемента). В 2003 г. ставка взноса в накопительной системе составляет 3%, в 2006 г. составит 5%, в 2009 г. - 7, в 2010 г. -8%. В долгосрочной перспективе предстоит довести соотношения между распределительной и накопительной частями трудовых пенсий до 50:50 при условии увеличения зарплаты в соответствии с повышением ставки взносов,

29

уплаче5ваемых работником. Для лиц выходящих  на пенсию по старости до 2005 г., доля тарифа для зачисления на именной накопительный счет станет направляться исключительно в ПФ, поскольку их пенсии будут финансироваться целиком за счет текущих поступлений в этот фонд без использования именных накопительных счетов.

В соответствии с принятыми в 2001 г. законами в  настоящее время через Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляются выплаты по государственному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению. Граждане, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию, имеют право на получение трудовой пенсии, которое реализуется в случае уплаты страховых взносов. Лица, которые по тем или иным причинам не охвачены пенсионным страхованием, имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.

Начиная с 1992 г. в некоторых субъектах Российской Федерации в целях ликвидации многозвенной системы управления пенсионным обеспечением функции по назначению и выплате государственных пенсий стали передаваться из органов социальной защиты населения Пенсионному фонду России. Впервые объединения основных функций по пенсионному обеспечению произошло в Московской области на базе регионального отделения Пенсионного фонда РФ. В дальнейшем этот опыт получил свое развитие. К началу 2000 г. единые пенсионные службы были созданы на территории 22 субъектов Российской Федерации, из которых 14 полностью функционировали в условиях Единой пенсионной службы, 8 - на уровне отдельных районов к городов. Единая пенсионная служба, соединив функции сбора, аккумуляции страховых взносов и финансирования расходов на выплату государственные пенсий с функциями назначения (перерасчета) и выплаты пенсий в однор организационной структуре, обеспечила переход от многозвенной i двухзвенной системе управления финансовыми ресурсами. Преимуществ; такой    модели    организации    финансовых   потоков    сделали    объективно!

 

30

необходимостью    формирование    Единой    пенсионной    службы    на    всей территории России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы Основная литература:

  1. Бабич A.M., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: 
    Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 687 с.
  1. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник для вузов. М.: 
    Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. - 586 с.
  1. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - М. 
    ИНФРА - М, 2004. - 268 с. - (Высшее образование).
  2. Остапенко В.В. Финансы предприятий: Учебное пособие. - М.: Омега - Л, 
    2003-304с.
  3. Г.Б. Поляка. Финансы. Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - 
    ДАНА, 2004. 607 с.
  4. Фетисов В.Д. Финансы: пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 
    335 с. - (Серия «Профессиональный учебник: Финансы»).
  1. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. — М.: 
    Финансы и статистика, 2005.-504 с: ил. л  ■,

8. Финансы: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.В. Ковалева. - М. 
ТК Велби, из-во Проспект, 2004. - 634 с.

9. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. 
О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. - М.: Юрайт - М, 2002. - 504 с.

10.Финансы, деньги, кредит: Учебник / Под ред. О.В. Соколовой. - М.: Юристъ, 2001.-784 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1. Основные группы доходов Пенсионного  фонда РФ и направления их

использования

 

Пенсии

Источник доходов Пенсионного фонда РФ

Части трудовой пенсии

Виды пенсий

По обязательному  пенсионному страхованию

Часть ЕСН, зачисляемая в доход федерального бюджета

Базовая

По старости По инвалидности По случаю потери кормильца

 

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда

Страховая

 

 

 

Накопительная

 

По обязательному пенсионному  обеспечению

Средства федерального бюджета

 

За выслугу  лет По старости По инвалидности Социальная пенсия


Приложение 2. Поступление  и расходование средств Пенсионного фонда Российской Федерации ( млн руб.)

 

Статья

2000 г.

2001 г.

Остаток средств  на начало года

3308

3000

Поступления

166714

276519

В том числе:

   

страховые взносы и налоговые  платежи

149102

250436

поступления из федерального бюджета

14905

17700

поступления из ГФЗН

280

291

кредиты,ссуды

.    -

-

прочие поступления

2427

8092

Расходование

167022

271422

финансирование  выплат населению пенсий, пособий

160450

254710

возврат кредитов, ссуд

2665

702

прочие расходы

3907

16010

Информация о работе Пенсионный фонд