Пенсионный фонд РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Российская Федерация как государство, Конституция которого предусматривает в качестве ориентира социальное государство, стремясь максимально исходя из существующих возможностей защищать права своих граждан, устанавливает в правовых отношениях такой порядок, который предусматривает социальное обеспечение тех категорий граждан, которые признаны нуждающимися в таковой. В этом проявляются социальные функции государства. Социальная защита в Российской Федерации осуществляется в нескольких формах, одной из них и является пенсионное обеспечение, объем и уровень которого во многом зависит от выполнявшейся работы, трудового стажа, размера заработка и в основном состоит в регулярной выплате пенсий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1.Пенсионный фонд РФ как элемент социальной защиты населения…………………………………………………………………………...5
1.1 История возникновения и развития пенсионного обеспечения в России…..5
1.2 Необходимость создания и экономическая сущность Пенсионного фонда РФ…………………………………………………………………………………....8
1.3 Правовые основы пенсионного обеспечения в РФ………………………….11
2. Анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда…15
2.1 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2006-2008гг……………15
2.2 Использования средств Пенсионного фонда РФ в 2006-2008гг……………21
3. Пути совершенствования работы Пенсионного фонда РФ………………28
Заключение………………………………………………………………………..32
Список используемых источников…………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

Пенсионный фонд.docx

— 59.43 Кб (Скачать файл)

Общая сумма расходов, предусмотренных  в Законопроекте на осуществление  ЕДВ отдельным категориям граждан, составляет на 2008 год 251747,6 млн. рублей (11,9%), на 2009 год - 266542,3 млн. рублей (10,8%), на 2010 год - 282167,6 млн. рублей (9,8%).

Расходы на оказание мер социальной поддержки Героев предусмотрены  на 2008 год в сумме 10,7 млн. рублей (0,0005%), на 2009 год - в сумме 11,9 млн. рублей (0,0004%), в 2010 году - в сумме 12,7 млн. рублей (0,0004%).

Расходы на выплату досрочно назначенных  пенсий гражданам, признанным безработными, пособий в соответствии с Законом  Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» Законопроектом предполагаются в 2008 году в сумме 1871,8 млн. рублей, в 2009 году - 2099,8 млн. рублей, в 2010 году - 2468,7 млн. рублей. Расходы сбалансированы с предполагаемым поступлением средств федерального бюджета на эти цели.

Законопроектом на финансирование мероприятий в области социальной политики предусмотрено на 2008 год 500,0 млн. рублей, на 2009 год - 527,2 млн. рублей, на 2010 год - 554,1 млн. рублей. Из этих средств планируется направить на финансирование информационно-разъяснительной работы в 2008 году 400,0 млн. рублей, в 2009 году - 427,2 млн. рублей, в 2010 году - 454,1 млн. рублей, расходы на уплату государственной пошлины, судебные издержки (оплата услуг представителей, проведение экспертизы, возмещение морального вреда) - в сумме до 100,0 млн. рублей ежегодно.

Расходы, связанные с ведением специальной  части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, формированием  средств пенсионных накоплений, на 2008 год предусмотрены в сумме 884,9 млн. рублей, или 91,1 %, на 2009 год - в сумме 981,3 млн. рублей, или 110,9 % , на 2010 год - в сумме 1072,9 млн. рублей, или 109,3 %. Расходы по передаче средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды на 2008 год предусмотрены в сумме 17389,0 млн. рублей (0,8%),в 2009 году - в сумме 22784,3 млн. рублей (0,9%), в 2010 году - в сумме 31589,4 млн. рублей (1,09%). Рост передаваемых средств обусловлен прогнозом увеличения численности застрахованных лиц, реализующих право на формирование накопительной части трудовой пенсии через негосударственные пенсионные фонды.[13,1]

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что в структуре расходов бюджета пенсионного фонда России преобладают расходы на выплату  трудовой пенсии (80%), социальные пенсии (10%), пенсии пенсионерам, досрочно вышедшим на пенсию (8%), пенсии пенсионерам за пределами России (2%). Что касается доли базовой, страховой и накопительной  части в расходах Пенсионного  Фонда, то складывается тенденция к  уменьшению расходов на выплату базовой  части пенсии, в то время как  расходы на страховую и накопительную  части имеют тенденцию к увеличению. В структуре пенсии большую часть  занимает страховая составляющая, далее  базовая и накопительная части.

 

 

3. Пути совершенствования работы  Пенсионного фонда РФ

При планировании пенсионной реформы возникает необходимость  учета российской специфики в  организации пенсионного обеспечения. Этот вопрос исключительно важен  в свете того факта, что в мире нет абсолютно одинаковых пенсионных систем, даже пенсионные системы, в  основе которых лежат одни и те же принципы, характеризуются многообразием  национальных особенностей.

Во всем мире пенсионные системы, характеризуемые  многочисленными национальными  особенностями, которые обусловлены  процессами исторического развития и влиянием тех или идей, переживают в настоящее время период осмысления и подвергаются постоянной трансформации, направленной на совершенствование возложенных на них функций. Поэтому слепое заимствование опыта других стран при реформировании системы пенсионного обеспечения в России является достаточно бесперспективным. Более продуктивным представляется анализ этого опыта с целью выявления подходов, которые позволяют наиболее эффективно решать возложенные на пенсионную систему задачи не только в настоящее время, но и в перспективе.

Пенсионная  система любой страны обладает одним  специфичным свойством - свойством  объемной голографической фотографии, и как ни дроби такую фотографию, вся отображенная на ней картина, даже в самом малом кусочке, будет  сохраняться целиком и полностью. Этот феномен голографического способа  фиксации предметов материального  мира в полной мере присущ и российской пенсионной системе. Так картиной объемного  отображения по сути является весь спектр составляющих жизни любой  страны, как то: достигнутый уровень  заработной платы, применяемая система  налогов, демографическая ситуация в стране и состояние рынка  труда, культурные и национальные традиции, развитость структур гражданского общества и государственных органов власти. Поэтому изменить только пенсионную систему, не затрагивая всех фундаментально-экономических  составляющих жизни общества, невозможно.

Это свойство пенсионных систем свидетельствует  об их устойчивости, инерционности, консервативности причем данное качество стабильности является не недостатком, а скорее признаком обусловленным природой пенсионных систем, которая определяется типом общественного устройства той или иной страны. Кардинально изменить пенсионную систему можно лишь в случаях исключительных, и только тогда, когда меняется сама общественная формация.

В 2006 г. был  предложен проект Программы пенсионной реформы в Российской Федерации. Суть новых предложений сводится к внедрению в практику пенсионного  обеспечения страховых механизмов в различных формах: индивидуальных именных накопительных и условно-накопительных  счетов, профессиональных пенсионных систем. Само название документа - Программа пенсионной реформы, настраивает на оптимистическое настроение, что общество начнет движение к требуемым переменам.

Исходя  из роли пенсионной системы в обществе, принятую Правительством Программу  необходимо рассматривать с разных позиций, наиболее важные из которых - социальная и финансовая. Так социальная позиция предполагает:

сохранение  пенсионных прав, заработанных гражданами за предыдущие периоды;

установление  более справедливых правил определения  размера пенсий;

поддерживание приемлемого для общества уровня пенсий и размера страховых взносов;

усиление  заинтересованности граждан в контроле за финансированием пенсий и как часть - за уплатой страховых взносов.

Согласно данной Программе предполагается создать комбинированную пенсионную систему, включающую три уровня пенсионного  обеспечения граждан:

а) государственное пенсионное страхование - ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий обеспечивается в  зависимости от страхового (трудового) стажа, уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования. Источник финансирования - за счет текущих  поступлений в Пенсионный фонд, средства, полученные от направления части  обязательных страховых взносов  на накопление, и за счет инвестиционного  дохода от их размещения.

б)Государственное пенсионное обеспечение - для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, не имеющие достаточного трудового стажа, - за счет средств федерального бюджета.

в)Дополнительного пенсионного страхования, формируемого по накопительным схемам за счет добровольных взносов работодателей и граждан, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - обязательных взносов на профессиональные пенсии, выплачиваемые по условиям труда. Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. Обе эти формы должны развиваться.

Факторами, обеспечивающими стабилизацию финансового положения Пенсионного  фонда, будут служить:

более жесткая привязка размера  пенсионных выплат к величине поступлений  в Пенсионный фонд;

учет ожидаемой продолжительности  жизни пенсионера при назначении пенсии и стимулировании более позднего выхода на пенсию через систему условно-накопительных  и именных накопительных счетов;

обеспечение более четкого разграничения  обязательств по финансированию страховых  пенсий и других пенсионных выплат между Пенсионным фондом России и  другими источниками, включая федеральный  бюджет и социальные внебюджетные фонды;

увеличение сбора страховых  взносов в результате внедрения  системы условно-накопительных и  именных накопительных пенсионных счетов.

Для повышения финансовой устойчивости Пенсионного фонда предлагается провести ряд дополнительных мероприятий:

повысить собираемость пенсионных взносов, главным образом за счет расширения базы плательщиков и значительного  повышения доли отчислений, уплачиваемой непосредственно работником;

оптимизировать технику доставки пенсий, используя современные технологии, что должно привести к ускорению  оборачиваемости пенсионных средств, уменьшению задержек с выплатой пенсий, сокращению расходов на доставку.

Также необходимо провести серию комплексных  расчетов и дополнительных исследований вариантов дальнейшего реформирования пенсионной системы и по их результатам  пересмотреть основные параметры переходного  периода - его начало и окончание, последовательность дальнейших шагов, ставки отчислений, направляемых на финансирование накопительных пенсий и при разработке законодательных актов основываться на результатах этих исследований.

 

Заключение

Экономические преобразования, проводимые в России, не могут не вызывать неблагоприятных  социальных последствий, тяжесть которых  наиболее остро воспринимается гражданами, имеющими фиксированные доходы, прежде всего пенсионерами. В нашей стране около 37 миллионов престарелых, инвалидов  и членов семей, потерявших кормильца, поэтому проблема совершенствования  пенсионной системы приобретает  социально-политическую значимость.

В настоящее время сфера пенсионного  обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих  неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной  для экономики и в то же время  не обеспечивает даже минимальные потребности  значительных по численности слоев  населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются:

-финансовая  нестабильность;

-слабая дифференциация  пенсионного обеспечения в зависимости  от трудового вклада;

-неоправданно  большой удельный вес льготных пенсий:

-отсутствие  социально-справедливого механизма  повышения размеров пенсий в  связи с ростом стоимости жизни.

В работе использовались экономико-математические и статистические методы, по результатам  исследования с достаточной степенью достоверности можно прогнозировать, что негативные демографические тенденции в России, последствия экономического кризиса в ближайшее десятилетие потребует чрезвычайных усилий государства по обеспечению функционирования различных систем пенсионного обеспечения. Уже сейчас взносы предприятий и организаций в социальные внебюджетные фонды предельно высоки и не могут быть существенно увеличены без негативных социальных и экономических последствий. В то же время доходы 15 - 20 % экономически активного населения значительно превышают средние доходы, и при выходе на государственную пенсию обеспеченность этой социальной группы значительно падает.

В сложившихся  условиях совершенно неизбежной становиться  глубокая реформа пенсионной системы  в Российской Федерации с включением в нее, в частности, такого общепризнанного  в мировой практике института  как негосударственное пенсионное обеспечение. Организационной основой  для негосударственного пенсионного  обеспечения в Российской Федерации  должны выступать негосударственные  пенсионные фонды, то есть организации  с правом юридического лица на введение исключительно пенсионного вида деятельности. Эта идея уже нашла  свое воплощение в «Программе пенсионной реформы в Российской Федерации», одобренной Правительством, в форме  профессиональных пенсионных систем. Хочется верить, что эта, а так  же другие инновации, внесенные и  вносимые в нормативную базу пенсионного  обеспечения, помогут выбраться  пенсионной системе из кризиса и  существенно улучшить положение  всех нуждающихся в поддержке  государства.

В заключение можно прийти к выводу, что работа Пенсионного фонда РФ имеет довольно сложную и разветвленную систему, но к сожалению не всегда эффективную, и еще не один год потребуется чтобы сбалансировать данную систему и привести ее в равновесие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемых источников

 

Учебники, монографии, брошюры

  1. Амелина, Е.В. Исчисление и уплата взносов в Пенсионный фонд РФ индивидуальными предпринимателями / Е.В. Амелина //Бухгалтерский учет.- 2006.- № 4.-С.33-34
  2. Беляев, С.А. Курс экономической теории: Учебник / С.А. Беляев. - Киров.: Издательство «АСА», 2007.- 344 с.
  3. Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007. - 501 с.
  4. Ковалева, А.М. Финансы : Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 280 с.
  5. Экономическое обозрение: Финансовые рынки. - 2005, № 71 - М., ДиалогБанк. - С. 19.
  6. Экономическое обозрение : Макроэкономика. - 2005, № 9 - М., ДиалогБанк. - С. 22-25.
  7. Шеремет, А. Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ/ А.Д. Шеремет - М.: ИНФРА-М, 2007. - 223 с.

Информация о работе Пенсионный фонд РФ