Пенсионный фонд Российской Федерации принципы его функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

При всей важности морального аспекта стоит отметить, что и экономическое состояние общества зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения. В настоящее время реформирование пенсионной системы может и должно стать неотъемлемым звеном реформы всей экономики и финансов России.
Регулирование государством пенсионного обеспечения защищает пенсионера от катаклизмов нашей экономики в неустойчивое время, привлекает другие формы пенсионного обеспечения через имеющиеся ресурсы предприятий и самих граждан и, самое главное, строит очень чёткую систему взаимоотношений между гражданином, субъектом Федерации и государством в целом.

Содержание

Введение
Глава 1. Внебюджетные фонды РФ. Экономика внебюджетных фондов РФ
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России
1.2 Виды государственных пенсий и условия их назначений
1.3 Источники формирования и расходования средств ПФР
Глава 2. анализ доходов и расходов бюджета ПФР на пенсионное обеспечение в 2008 - 2010 гг. Плановый проект бюджета ПФР на 2011 - 2012 гг
2.1 Анализ доходов бюджета ПФР в 2008 - 2010
2.2 Анализ расходов на пенсионное обеспечение в 2008 - 2010 гг
2.3 Плановый проект бюджета ПФР на 2011 - 2012 гг
Глава 3. совершенствование деятельности ПФР: программа государственного софинансирования пенсии
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсов пенс.система.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

1.2. Сущность, роль и основные  задачи

Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации утверждено постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. В соответствии с Положением Пенсионный фонд РФ подчинен Правительству РФ. Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Правовой основой ныне действующей в России пенсионной системы являются Конституция Российской Федерации; Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ; Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ; Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ.

Пенсионный фонд и  его денежные средства находятся  в государственной собственности  Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

В основные задачи ПФ РФ входят6:

- целевой сбор и  аккумуляция страховых взносов,  а также финансирование расходов  в соответствии с назначением  ПФ РФ;

- организация работы  по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

- контроль с участием  налоговых органов за своевременным  и полным поступлением в ПФ  РФ страховых взносов, а также  за правильным и рациональным расходованием его средств;

- межгосударственное  и международное сотрудничество  РФ по вопросам, относящимся к  компетенции ПФ РФ, участие в  разработке и реализации в  установленном законом порядке  межгосударственных и международных  договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

        Основными задачами управления Пенсионного фонда в федеральном округе являются:

  • координация и контроль за деятельность отделений Пенсионного фонда в федеральном округе;
  • взаимодействие с полномочным представителем Президента Российской Федерации;
  • координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;
  • взаимодействие с органами Федерального казначейства, Министерства по налогам и сборам, органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и обобщения сведений о доходной части бюджета Пенсионного фонда.

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при  этом обладая рядом особенностей:

  • фонд запланирован органами власти и управления, и имеет  строгую целевую направленность;
  • денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • на отношения, связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;
  • денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Руководство Пенсионного  фонда России осуществляет Правление  и его постоянно действующий  орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ  социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово - кредитным  учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и  на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

Трудовая пенсия —  ежемесячная денежная выплата в  целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением трудовой пенсии.

В России установлены  следующие виды трудовых пенсий7:

1) трудовая пенсия  по старости (по возрасту);

2) трудовая пенсия  по инвалидности;

3) трудовая пенсия  по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоят из следующих  частей: базовой части; страховой  части; накопительной части.

Право на трудовую пенсию по старости имеют:

    • мужчины, достигшие возраста 60 лет;
    • женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее  пяти лет страхового стажа.

Государственные пенсии назначаются и выплачиваются  в соответствии с Законом "О  государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации" отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная  государственная денежная выплата, право на получение которой определяется федеральным законом. Она предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленных законом выслуг при выходе на трудовую пенсию.

 

 

 

      1.3 Порядок формирования и расходования средств Пенсионного фонда

 

Пенсионный фонд, как  и все другие внебюджетные фонды, является участником бюджетного процесса. Особенности формирования бюджета  фонда обусловлены его спецификой и заключаются в следующем.

 Бюджет Пенсионного  фонда РФ — форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

В составе бюджета  Пенсионного фонда Российской Федерации  отдельно учитываются суммы страховых  взносов на накопительную часть  трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

Денежные средства обязательного  пенсионного страхования хранятся на счетах фонда, открываемых в учреждениях  Центрального банка РФ, а при отсутствии учреждений последнего — на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством РФ.

Денежные средства Пенсионного  фонда формируются за счет:

♦ страховых взносов  граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

♦ страховых взносов  иных категорий граждан;

♦ ассигнований из федерального и республиканского бюджетов РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям, пособий на детей старше 1,5 лет;

♦ добровольных взносов  физических и юридических лиц.

С 1 января 2001г. введен Единый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды. Согласно этому Единому социальному налогу (страховому взносу) установлен страховой взнос в Пенсионный фонд:

а) для предприятий  и организаций — в размере 28%, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам;

б) для сельскохозяйственных предприятий, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, а также для частных лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств — в размере 20,6% дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением;

в) для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения — в  размере 20,6% доходов, определяемых исходя из стоимости патента.

Немного расширен перечень сумм, не подлежащих обложению ЕСН (п. 1 статьи 238 НК). С 2009 г. не подлежат налогообложению суммы:

  • платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, за профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
  • выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в период 2009 - 2011 гг.

Особенности исполнения бюджета Фонда в 2009 году.

Остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2009 года, образовавшиеся в бюджете Фонда в результате неполного использования в 2008 году межбюджетных трансфертов на выплаты пенсий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и другие социальные выплаты, а также на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, направляются Фондом в 2009 году на те же цели с соответствующим внесением изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда, а также использовать средства бюджета Фонда на реализацию Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" и Федерального закона от 30 апреля 2008 года N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" в случае, если суммы средств, поступившие в Фонд на выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" на осуществление доплат к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в текущем финансовом году, превысит годовые объемы бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью бюджета Фонда.

Отчисления в ПФ РФ. Ставка налога составляет на сегодняшний  день 20% от размера официальной заработной платы каждого работника предприятия. Таким образом, размер пенсии в новой  пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, как в старой, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, произведенных работодателем.

 Отчисления, в размере  20% которые получает Пенсионный  фонд, идут на формирование трех частей государственной пенсии:

  1. Базовая часть – взнос составляет 6%, направляется в Федеральный бюджет и используется для выплаты базовой государственной пенсии (гарантированный минимум сейчас составляет 900 рублей).
  2. Страховая часть – от 8-14%. Страховая часть учитывает размер заработной платы не за последние два года, как было раньше, а за весь период фактической работы. И она зависит только от того, сколько смог накопить пенсионного капитала в общей части своего персонального лицевого счета конкретный гражданин. На ее формирование в зависимости от возраста застрахованного лица, как уже говорилось, будет расходоваться 8-14% (при 14% отсутствует накопительная часть).
  3. Третья часть – составляющая часть пенсии – накопительная. Эта часть вводится только для лиц 1967 года рождения и моложе. Для них накопительная часть пенсии составляет до 6% (сейчас 4%, с 01.01.2008 г. – 6%). Эта часть и подлежит инвестированию.

Средства Пенсионного  фонда направляются на выплату:

  • государственных пенсий по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца;
  • пенсий по инвалидности;
  • пенсий военнослужащим;
  • компенсации пенсионерам;
  • материальной помощи престарелым и инвалидам;
  • пособий на детей от 1,5 до 6 лет, одиноким матерям, на детей инфицированных вирусом иммунодефицита;
  • пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.

Часть средств Пенсионного  фонда используется на капитальные  вложения и проектные работы, разработку и ввод в эксплуатацию автоматизированной системы фонда, подготовку и переподготовку кадров, содержание органов Пенсионного фонда, возврат краткосрочных ссуд и полученных от коммерческих банков кредитов.

В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону  повышения также за счет Пенсионного  фонда.

ПФ РФ финансирует  различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фонда идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги.

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации принципы его функционирования