Перспективы развития Пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 12:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – на основе официальных вариантов пенсионной реформы выявить дальнейшие направления развития российской пенсионной системы.
Для достижения указанной цели были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Показать причины создания Пенсионного фонда РФ, основные этапы его развития;
2. Проанализировать современное состояние пенсионной системы России;
3. Сравнить различные варианты реформирования пенсионной системы.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации: его становление и задачи деятельности

7
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России
7
1.2 Развитие Пенсионного фонда Российской Федерации
14
Глава 2. Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ
20
2.1 Особенности формирования бюджета Пенсионного фонда РФ
20
2.2 Особенности доходов и расходов Пенсионного фонда РФ
31
Глава 3. Перспективы развития Пенсионного фонда РФ


Заключение………………………………………………………………..
43
Список литературы……………………………………………………….
44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 332.40 Кб (Скачать файл)

б) на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный Фонд РФ на выплату накопительной части трудовой пенсии;

в) в виде фиксированного платежа, зачисляемого в ПФР на выплату страховой части трудовой песни;

г) в виде фиксированного платежа, зачисляемого в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии;

д) по дополнительному тарифу для работодателей - организаций, использующих труд членов летних экипажей воздушных судов гражданской авиации.

2. Доходов о размещения  временно свободных средств ПФР:

а) сформированных за счет сумм страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии;

б) от размещения средств ПФР, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

3. Денежных взысканий (штрафов):

а) за нарушение законодательства РФ о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджетов государственных внебюджетных фондов), зачисляемых в ПФР;

б) прочих поступлений от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемых в ПФР.

4. Прочих налоговых поступлений  в ПФР.

5. Средств федерального  бюджета, поступающих из федерального  бюджета на выплату базовой части трудовой пенсии.

6. Средств федерального  бюджета, предаваемых в ПФР:

а) на государственное пенсионное обеспечение;

б) на осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам;

в) на социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы;

7. Средств, полученных из  негосударственных пенсионных фондов.

8. Средств Федеральной  службы по труду и занятости  на выплату пенсий, назначенных досрочно граждан, признанных безработными, пособий.

Расходы Пенсионного Фонда Российской Федерации можно разделить на следующие группы:

- по обязательному пенсионному  страхованию;

- по государственному  пенсионному обеспечению;

- на дополнительное пенсионное  обеспечение;

- оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

- на финансовое и материально-техническое  обеспечение;

- прочие расходы.

Расходы по государственному пенсионного обеспечению включают в себя выплаты пенсий военнослужащим, социальных пенсий и т.п.

Расходы по дополнительному пенсионному обеспечению включают в себя доплаты к пенсии членам летних экипажей воздушных судов гражданской авиации, выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.

Выплаты пенсий и пособий, финансируемых фондом на возвратной основе с возмещением из средств федерального бюджета, предусматривается в объеме около 8% от годовой суммы расходов фонда.

Расходная часть бюджета ПФР формируется в полном соответствии с федеральными законами по пенсионной реформе - в соответствии с нормами Федеральных законом № 173-ФЗ и № 166-ФЗ, другими действующими законодательными актами и указами Президента Российской Федерации, а также демографической ситуацией в регионе.

Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов

1. Утвердить основные  характеристики бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации (далее - Фонд) на 2014 год:

1) прогнозируемый общий  объем доходов бюджета Фонда  в сумме 6 289 958 638,8 тыс. рублей, из них 6 201 658 749,7 тыс. рублей в части, не  связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2 448 180 926,2 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 4 471 639,6 тыс. рублей;

2) общий объем расходов  бюджета Фонда в сумме 6 416 408 332,1 тыс. рублей, из них 6 397 058 749,7 тыс. рублей  в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 1 074 100,0 тыс. рублей;

3) объем дефицита бюджета  Фонда в сумме 126 449 693,3 тыс. рублей, в том числе объем дефицита  бюджета Фонда в части, не связанной  с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 195 400 000,0 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 68 950 306,7 тыс. рублей.

2. Утвердить основные  характеристики бюджета Фонда  на плановый период 2015 и 2016 годов:

1) прогнозируемый общий  объем доходов бюджета Фонда  на 2015 год в сумме 7 090 566 663,5 тыс. рублей, из них 6 769 461 612,4 тыс. рублей в части, не связанной с формированием  средств для финансирования накопительной  части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 2 924 054 728,3 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 4 931 636,6 тыс. рублей, и на 2016 год в сумме 7 731 034 627,6 тыс. рублей, из них 7 364 408 523,8 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 3 187 933 029,3 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 5 448 395,2 тыс. рублей;

2) общий объем расходов  бюджета Фонда на 2015 год в сумме 6 963 530 804,0 тыс. рублей, из них 6 936 524 463,3 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 73 400,0 тыс. рублей, и на 2016 год в сумме 7 413 488 037,9 тыс. рублей, из них 7 382 525 969,1 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 72 800,0 тыс. рублей;

3) объем профицита бюджета  Фонда на 2015 год в сумме 127 035 859,5 тыс. рублей, в том числе объем  дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 167 062 850,9 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 294 098 710,4 тыс. рублей, и объем профицита бюджета Фонда на 2016 год в сумме 317 546 589,7 тыс. рублей, в том числе объем дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 18 117 445,3 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 335 664 035,0 тыс. рублей.12

 

2.2  Характеристика современной пенсионной системы России

 

В 2002 году в России была предпринята масштабная пенсионная реформа, цель  которой  повышение  уровня  жизни  пенсионеров  и  гарантия  финансовой устойчивости государственной пенсионной системы.

Действовавшая  прежде  пенсионная  система  основывалась  на собирательно-распределительном  принципе,  то  есть  взносы,  перечисляемые  в Пенсионный фонд, направлялись на выплату текущих пенсий. Для обеспечения минимальных  выплат  одному  пенсионеру  требовались  взносы  не  менее  чем двух  работающих.  Однако  демографическая  ситуация  в  России  такова,  что сегодня на пенсионные выплаты одному пенсионеру приходятся отчисления с заработных плат менее чем двух граждан трудоспособного возраста, а к 2020 году,  по  оценкам  экспертов,  на  одного  работающего  будет  приходиться  один пенсионер.  Соответственно,  по  мере  старения  населения  России существовавшая  ранее  пенсионная  система  не  смогла  бы  обеспечить  даже минимального уровня пенсионных выплат. Кроме того, в прежней пенсионной системе размер пенсии зависел только от стажа работы и от размера заработка за два последних года трудовой деятельности, соответственно, вклад каждого человека в доходы пенсионной системы учитывался не полностью.

В  соответствии  с  мировой  практикой  существует  два  пути  обеспечения минимальных пенсионных выплат в условиях старения населения.

Первый  —  увеличение  налогов.  Однако  такой  путь  может  привести  к сокращению  экономической  активности  населения  и  негативно  повлиять  на экономический рост страны.

Второй  —  переход  к  накопительной  пенсионной  системе,  в  которой пенсионные  взносы  граждан  накапливаются  на  индивидуальных  счетах  и инвестируются  на  финансовых  рынках  для  получения  дохода.  Доход  от инвестирования  также  ежегодно  зачисляется  на  индивидуальный  счет гражданина.  По  достижении  пенсионного  возраста  из  общей  суммы  средств, накопленной на индивидуальном счете, осуществляются пенсионные выплаты.

Такой  путь  позволяет  увеличить  выплаты  пропорционально  полученным доходам  от  инвестирования,  а  также  обеспечить  соответствие  между совокупным  заработком,  полученным  гражданином  за  все  годы  трудовой деятельности, и размером пенсионных выплат.

Очередное пенсионное законодательство было разработано и практически в  полном  объеме  введено  в  действие  в  2002-2003  годах.  Так,  были  созданы институты  обязательного  пенсионного  страхования,  формирования  и инвестирования  пенсионных  накоплений  в  рамках  накопительной  части трудовой  пенсии,  разгосударствлены  функции  страховщика  по  обязательному пенсионному страхованию.

При переходе к рыночной экономике остро встал вопрос о необходимости реформирования  существующей  распределительной  пенсионной  системы.  В результате  реформирования  пенсионная  система  в  Российской  Федерации  - совокупность  создаваемых  государством  правовых,  экономических  и организационных  институтов  и  норм,  имеющих  целью  предоставление гражданам  материального  обеспечения  в  виде  пенсии,  -  состоит  из определенных частей.

Трудовая  пенсия  в  Российской  Федерации  с  2002  года  состояла  из  трех частей: базовая, страховая и накопительная. Базовая часть – предназначена для выплаты пенсий нынешним пенсионерам. 

Базовая  часть  имеет  фиксированный  законодательно  определяемый размер, одинаковый для всех пенсионеров и не зависит от заработка, который

получал  пенсионер  в  прошлом.  Эта  часть  трудовой  пенсии  подлежит индексации  в  зависимости  от  инфляции  в  стране.  Страховая  часть  пенсии непосредственно  зависит  от  размера  заработной  платы  застрахованного  лица.

Взносы на ее финансирование поступают и суммируются на индивидуальных лицевых  счетах  застрахованных  граждан  и  представляют  собой  пенсионные обязательства  государства  перед  застрахованными  лицами.  Накопительная часть выделяется только для граждан, родившихся в 1967 году и позже. Взносы на финансирование данной части трудовой пенсии не расходуются на выплату текущих  пенсий,  а  предназначены  для  инвестирования  и  получения дополнительного дохода в пользу будущего пенсионера. 

За  счет  введения  накопительного  элемента,  пенсионная  реформа  должна была  способствовать  формированию  долгосрочного  инвестиционного потенциала для реального сектора экономики, развитию финансовых рынков, а также повышению уровня пенсионной культуры граждан и их ответственности за свое благосостояние в старости.

Проводимая  государством  пенсионная  реформа  относится  не  ко  всем категориям российских граждан. Все население России делится на две группы, и  задачи  государства  в  отношении  этих  групп  различны.  Первая  группа  – нынешние  пенсионеры.  Они  уже  никак  не  могут  повлиять  на  размер  своей пенсии.  Поэтому  повышение  уровня  их  жизни,  является  важнейшей  задачей государства.  Вторая  группа  –  работающие  граждане.  В  процессе  проведения пенсионной реформы государство должно решить следующие задачи:

    •   обеспечить  гарантированный  минимальный  уровень  пенсионного обеспечения для любого гражданина России независимо от уровня его доходов;
    • создать условия для формирования населением достаточных пенсионных накоплений,  как  путем  введения  обязательных  платежей,  так  и  с  помощью развития  самообеспечения  граждан  на  основе  стимулирования  социального партнерства и индивидуальной инициативы. 

Для этих целей в 2002 году всем гражданам моложе 1952 года (мужчины) и 1956 года (женщины) были открыты персональные накопительные счета. Но с 2005 года правительство внесло изменения в реформу. Накопительные счета у граждан старше 1967 года рождения перестали пополняться. Таким образом, у мужчин  1952-1966  года  рождения  и  женщин  1956-1966  года  рождения пенсионные накопления сформировались лишь за период 2002-2004 года.

Начиная  с  2005  года  действовали  следующие  схемы  распределения

взносов:13

.•  для граждан 1967 года  рождения и моложе;

•  для граждан 1966 года рождения и старше – базовая часть составляет  6%, а страховая часть 14%.

Размер  страхового  тарифа  взноса  на  обязательное  пенсионное страхование для граждан 1967 года рождения и моложе представлен в таблице 1 с изменениями по годам.

На  каждое  застрахованное  лицо  в  Пенсионном  фонде  открыт индивидуальный лицевой счет, на который зачисляются взносы, уплачиваемые работодателем. 

 Таблица 1

Однако, с 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии введен фиксированный  базовый  размер  трудовой  пенсии  (страховой  части  трудовой пенсии по старости), как составная часть страховой части трудовой пенсии по старости,  трудовой  пенсии  по  инвалидности  и  трудовой  пенсии  по  случаю потери  кормильца.  Фиксированный  базовый  размер  трудовой  пенсии (страховой  части  трудовой  пенсии  по  старости)  устанавливается  в  твердом размере.  При  этом  применяется  порядок  его  дифференциации,  аналогичный ранее действовавшему в отношении базовой части трудовой пенсии.

Информация о работе Перспективы развития Пенсионного фонда РФ