Перспективы развития международной валютной системы, особенности формирования современной валютной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:53, курсовая работа

Краткое описание

Одной из наиболее динамичных форм международных экономических отношений являются международные валютные отношения, которые возникают при использовании денег в мирохозяйственных связях и представляют собой особый вид экономических отношений. В подавляющем большинстве случаев взаимный обмен результатами хозяйственной деятельности и связанные с этим международные расчеты осуществляются в денежной форме. Поэтому денежным единицам страны противостоят денежные единицы других стран.

Содержание

Введение……………………………………………...…………………………..…3
Понятие валютной системы, основные ее элементы……………………...4
Характеристика национальной валютной системы…………………..…...6
Основные этапы развития мировой валютной системы………………….7
Региональные валютные системы, причины их возникновения………..13
Перспективы развития международной валютной системы,
особенности формирования современной валютной политики…………...15
Заключение……………….………………………….……………………………23
Задача……………………………………………………………………….……..27
Список использованных источников……………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

РГЗ финансы.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

     Третья  мировая валютная система – Бреттон–Вудсская была оформлена соглашением в Бреттон-Вудсе, США, 22 июня 1944 г. Она базировалась на золотодевизном стандарте, основанном на золоте и двух резервных системах – фунте стерлингов и долларе США, а также предусматривала создание двух международных валютно-кредитных организаций: Международного валютного фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Экономическое превосходство США, сосредоточивших в 1949 г. 54,6% капиталистического промышленного производства, 33% экспорта товаров, почти 75% официальных золотых резервов, и ослабление их конкурентов во время второй мировой войны обусловили господствующее положение доллара.

     Основные  положения Бреттон-Вудсской системы:

     - Международный валютный фонд становится важнейшим институтом, контролирующим международные финансово-экономические отношения;

     - Провозглашены валюты, играющие роль международных резервов (доллар и фунт стерлингов);

     - Установлены регулируемые паритеты валют, привязанные к доллару США (возможно отклонение - 1%); доллар привязан к золоту;

     - заниженная официальная цена золота (35 долл. за тройскую унцию, содержащую 31,1 гр. чистого золота);

     - Члены МВФ имею право менять паритеты только с согласия МВФ;

     - конвертируемость долларовых резервов центральных банков в золото через американское казначейство по официальной цене; для соблюдения этого принципа все правительства обязуются хранить международные резервы, а при необходимости - совершать интервенции на валютных ранках;

     - Члены МВФ делают взнос валютой и золотом.

     США использовали эти принципы, закрепившие  «долларовый стандарт», для усиления своих позиций в мире за счёт других стран. Противоречия Бреттон-Вудсской валютной системы постепенно расшатали её. С конца 60-х гг. разразился кризис этой системы, который привёл к её постепенному развалу. В 1971 г. был прекращен обмен доллара на золото и курс доллара стал устанавливаться на валютном рынке под воздействием спроса и предложения.

     Четвертая и ныне функционирующая  мировая валютная система оформлена соглашением стран - членов МВФ в январе 1976 г., ратифицированном в апреле 1978г. В городе Кингстоне на Ямайке они приняли второе изменение устава МВФ.

     Представители ведущих мировых государств сформировали новые принципы формирования Мировой  валютной системы. Государства отказались от использования золота в качестве средства покрытия дефицита при международных  платежах. Золото перестало выполнять функцию мировых денег. Оно стало продаваться на рынке по ценам, отражающим спрос и предложение. Основными элементами новой системы выступают межгосударственные организации, регулирующие валютные отношения, конвертируемость валют. Платежными средствами выступают национальные валюты государств. Каждая страна получила право выбирать любой способ установления валютного курса. Главным механизмом, посредством которого осуществляются международные валютные операции, выступают коммерческие банки. Изменённый устав МВФ определил структурные позиции Ямайской валютной системы.

     Во-первых, золотодевизный стандарт был заменён стандартом СДР (от англ. Special Drawing Rights - «Специальные права заимствования»), которые формально объявлены основной валютных паритетов и курсов валют. Однако почти за 30 лет с момента эмиссии СДР (1970 г.) они не стали эталоном стоимости, главным международным платёжным и резервным средством и далеки от мировых денег. Количество валют, курсы которых «прикреплены» к СДР, сокращается (с 15 в 1980 г. до 4). Сфера применения СДР ограничена в основном операциями МВФ. Практически сохранился долларовый стандарт, хотя официально доллар ныне не имеет статуса резервной валюты в отличии от его статуса в Бреттон-Вудсской системе. На долю доллара приходится примерно 40% валютной корзины СДР, определяющей их условную стоимость. К доллару прикреплены 38 валют, причём их число сокращается. Однако доллар по-прежнему лидирует как международное платёжное и резервное средство. Лидирующие позиции доллара базируются на значительном экономическом, научно-техническом и военном потенциале США, хотя они утратили монопольное положение в мировой экономике под натиском их конкурентов – Японии и Западной Европы. Стандарт СДР фактически трансформировался в многовалютный стандарт, основанный на американском долларе, евро, японской йене – валютах трех мировых центров.

     Во-вторых, в рамках Ямайской валютной системы узаконена демонетизация золота – утрата им денежных функций. В соответствии с изменённым Уставом МВФ золото не должно использоваться как мера стоимости и точка отсчёта валютных курсов. Тем самым узаконена отмена золотых паритетов, официальной цены золота, конвертируемости долларовых авуаров в золото американским казначейством для иностранных центральных банков и правительственных органов. Однако, несмотря на законодательное вытеснение из Ямайской валютной системы золота как валютного металла, фактически его денежные функции не исчерпаны, хотя и существенно изменились. Золото по-прежнему является чрезвычайными мировыми деньгами и более надёжными резервными активами, поскольку обладает реальной ценностью. Центральные банки и частные тезавраторы хранят более 60 тыс. тонн золота (примерно 35 тыс. и 25 тыс. тонн соответственно).

     В-третьих, Ямайская валютная система даёт странам право выбрать любой режим валютного курса. Тем самым был узаконен режим плавающих валютных курсов, к которому страны фактически перешли в марте 1973 г. Этот режим более гибкий, чем фиксированные валютные курсы, но вопреки надеждам не обеспечил стабильность курсовых соотношений. Напротив, увеличились затраты центральных банков на проведение валютной интервенции (в том числе коллективной), т.е. вмешательства в операции на валютном рынке с целью изменения валютного курса.

     В-четвёртых, МВФ, сохранившийся от Бреттон-Вудсской системы, призван усилить межгосударственное валютное регулирование, обеспечить более тесное сотрудничество стран – членов, либерализацию валютных отношений путём отмены валютных ограничений в целях достижения валютной стабилизации в мире. Ямайская валютная система более гибко, чем Бреттон - Вудская система, приспособилась к нестабильности платёжных балансов и валютных курсов и новой расстановке сил в мире. Вместе с тем её функционирование порождает ряд сложных проблем, связанных, в частности, с неэффективностью стандарта СДР; противоречия между юридической демонетизацией золота и фактическим сохранением его статуса как чрезвычайных мировых денег; несовершенством режима плавающих валютных курсов и т.д. Кроме того, развивающиеся страны недовольны своим зависимым положением в мировой валютной системе и настаивают на её реформе с учётом их интересов. Продолжается поиск путей совершенствования Ямайской валютной системы для решения этих проблем, усиления координации валютно - экономической политики трёх мировых центров и стабилизации мирового валютного механизма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Региональные  валютные системы, причины их возникновения.
 

     Региональная  валютная система – это организационно – экономическая форма отношений отдельной группы стран в валютной сфере, закрепленная региональными соглашениями.

     Развитие  валютных отношений предполагало создание не только мировых валютных систем, но и региональных. В ходе экономической интеграции, осуществляющейся в Западной Европе, ряд западноевропейских стран в марте 1979г. объявил о создании региональной валютной системы — Европейской валютной системы (ЕВС), предусматривающей скоординированное плавание курсов национальных валют по отношению к доллару с целью их большей стабилизации.

     Режим коллективного плавания валют получил название «европейской валютной змеи», в связи с тем, что курсы валют могли плавать только в ограниченных пределах. В случае если курсы выходили за допустимые пределы, центральный банк страны обязан был осуществлять валютную интервенцию. Механизм коллективного плавания курса валют сообщества обеспечивал их относительную стабильность, однако периодически страны проводили официальные девальвации или ревальвации.

     Однако  основной чертой Европейской валютной системы является механизм ЭКЮ — специальной европейской расчетной единицы, которая выпускалась до 1994г. Европейским фондом валютного сотрудничества (ЕФВС), а затем Европейским валютным институтом. Стоимость ЭКЮ определялась на базе «валютной корзины», в которую входили валюты 12 стран. Более 32% «корзины» приходилось на долю немецкой марки. Квота национальных валют — компонентов ЭКЮ — определялась экономическим потенциалом стран и подлежала пересмотру каждые пять лет. ЭКЮ существовала только в форме записей на счетах центральных и коммерческих банков и безналичных перечислений по ним.

     Более высокой ступенью интеграции и утверждения  позиции Западной Европы в мире явился переход к использованию в  наличной и безналичной формах обращения  новой региональной валюты – евро.

     Комиссией Европейского союза установлены жесткие требования к состоянию экономики стран – участниц ЕВС. В соответствии с этими требованиями с 1 января 1999 г. в 11 странах (Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция) новая валюта была введена в безналичный оборот, заменив собой ЭКЮ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Перспективы развития международной валютной системы, особенности формирования современной валютной политики.
 

    Валютные  отношения всегда тесно переплетались с мировой политикой, ориентируясь на расклад политической картины мира. Одно дело, если эти отношения выражают конструктивное сотрудничество стран, и совсем другое – их конфронтацию.

          Есть мнение, что на будущее  устройство мировой валютной  системы решающее влияние окажет не политическая карта мира, а глобализация, якобы диктующая необходимость экономического единения стран. Трудно сказать, что произойдет в отдаленном будущем, но пока, судя по фактам, глобализация представляется как джунгли, где обитатели часто игнорируют интересы друг друга. По существу, идет ломка экономических границ, в том числе путем навязывания богатыми странами менее развитым политики беспредельной валютной либерализации для более широкого открытия их местных рынков иностранному капиталу, чему активно способствует МВФ, «штампуя» заявки обращающихся к нему стран признать их валюту конвертируемой не только по текущим, но и капитальным операциям, закрывая глаза на явную неготовность к этому национальных экономик заявителей.

     Представляется, что сегодня глобализация не содействует  развитию объективного процесса  экономической  интеграции, нередко выступая в качестве его противовеса, ибо интеграция требует от участников солидарности, соответствующей организации, координации экономической и валютной политики, а глобализация – максимальной свободы действий, которая в первую очередь распространяется на страны, обладающие большей экономической силой, мощным капиталом. Все сказанное не позволяет сейчас слишком далеко заглядывать в будущее мирового валютного устройства мира. Достаточно, наверное, ограничиться ожиданием окончания первого десятилетия ХХ1 в. и, возможно, серединой второго десятилетия. При этом, думается, не стоит ограничиваться академическими рассуждениями, хотя это, бесспорно, само по себе важно, но и попробовать определиться с возможной позицией России, если в ближайшее время будет созвана, как это ожидается отдельными странами, новая валютно-финансовая конференция под эгидой ООН.

          Если проводить реформу мировой  валютной системы в ближайшее  время, то Россия, хотя и выступает  за многополярный мир, значит  и против господства одной  валюты в глобальной валютной  системе, пока еще не сможет  предложить  подключить к ней в качестве одного из элементов свой рубль, который еще не готов широко обслуживать международные экономические отношения. Значит, на конференции будет идти речь о том же долларе, а теперь и евро. Говоря о будущем доллара в мировой валютной системе, надо, видимо, исходить из его прошлого и настоящего. Без этого трудно прогнозировать будущее.

          Практика минувшего столетия  показала: бесполезно убеждать США  в том, что их валюта де-факто  является мировой в том смысле, что она выступает главным международным платежным и резервным средством, а потому должна учитывать интересы и других участников мировой валютной системы. Прошлое и настоящее убеждают в том, что такой валютой доллар США не является и не может быть по определению.

          Американцы показали миру, что доллар в первую очередь – национальная валюта Соединенных Штатов. Достаточно вспомнить 1971 и 1973 годы: тогда США дважды сепаратно, без предупреждения других участников Бреттон-Вудской валютной системы девальвировали доллар, отменили его обмен на золото для центральных банков и правительственных учреждений, нарушив тем самым межгосударственные договоренности. То же наблюдается и сегодня. Финансовые и денежные власти, а за ними и американский президент открыто заявили, что сильный доллар им сейчас не нужен, а как это повлияет на других участников системы – их не волнует. По настоянию последних в начале 2004 года прошли две встречи министров финансов, которые закончились принятием «размытых» итоговых документов, рекомендующих придерживаться базовых требований рынка. Ясно, что США не намерены поддерживать свою валюту во имя солидарности с партнерами в рамках координации валютно–экономической  политики. Так реально обстоят дела с долларом как мировой валютой.

Информация о работе Перспективы развития международной валютной системы, особенности формирования современной валютной политики