Перспективы развития расходов бюджетов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет регулирует многие аспекты жизни страны. Так или иначе с ним связаны практически все процессы, происходящие в России. Но отдельного внимания заслуживают расходы бюджета.
Именно благодаря расходам развиваются те или иные отрасли; поддерживаются субъекты РФ, которые не могут решить все навалившиеся на них проблемы только за счет собственного бюджета. Благодаря расходам бюджета населению предоставляется гарантированная бесплатная медицинская помощь и многие другие блага.

Содержание

Введение 3
1. Экономическое содержание расходов бюджетов и их состав 4
1.1 Понятие и социально-экономическое назначение бюджетных расходов…4
1.2 Классификация расходов бюджета……………………………………………7
2. Действующая система организации расходов бюджетов в Российской Федерации 13
3. Перспективы развития расходов бюджетов в Российской Федерации 22
3.1 Основные проблемы современного развития расходов бюджетов в России……………………………………………………………………………….22
3.2Факторы и условия социально-экономического развития РФ в 2012-2014г……………………………………………………………………………….25
3.3Основные приоритеты социально-экономического развития РФ в 2012-2014 г……………………………………………………………………………………..27
3.4Направления расходов проекта федерального бюджета 2012-2014г………………………………………………………………………………..32
Заключение 36

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа готова.docx

— 528.15 Кб (Скачать файл)

Доля расходов на образование в федеральном юбджете в 2015 году снизится до 4,1% с 4,8% в 2012 году.  В абсолютных цифрах они сократятся за 3 года с 614 млрд рублей до 573 млрд. [7]

 

2.8 Расходы на культуру  и  кинематографию  и СМИ.

    • Данная статья включает расходы на:
    • Культуру;
    • Кинематографию;
    • Телевидение и радиовещание;
    • Периодическую печать и издательства;
    • Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии и средств массовой информации;
    • Другие вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации.

Основные расходы на культуру несут бюджеты субъектов РФ.

Финансовая поддержка кинематографии и научных исследований в области культуры, оказывается в большей степени из федерального бюджета.

Бюджет культуры состоит из двух элементов. Это текущие расходы и федеральная целевая программа «Культура России». За счёт текущих расходов финансируются предприятия и учреждения культуры – государственные театры, концертные и выставочные залы, музеи, библиотеки, а также учреждения образования в системе культуры и соответствующие научные организации.

Расходы федерального бюджета на культуру и кинематографию в 2012-2013 году составляет 0,7%, в 2014-2015 году 0,6%.[7]

2.9 Расходы на социальную  политику

По статье «Социальная политика» предусмотрены расходы на :

    • Пенсионное обеспечение;
    • Социальное обслуживание населения;
    • Социальное обеспечение населения;
    • Охрану семьи и детства;
    • Прикладные научные исследования в области социальной политики;
    • Другие вопросы в области социальной политики.

Госрасходы на социальную политику пострадают меньше. С 3,93 трлн рублей в 2012 году они вырастут до 4,2 трлн в 2015 году. Но доля этой статьи в бюджете всё равно уменьшится – с 30,8% до 29,7%.[7]

3 Охрана окружающей среды

Статья «Охрана окружающей среды» предусматривает расходы на:

    • Сбор, удаление отходов и очистку сточных вод;
    • Охрану объектов растительного и животного мира и среды их обитания;
    • Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды;
    • Другие вопросы в области охраны окружающей среды.
    • Расходы федерального бюджета на охрану окружающей среды в 2012-2015 г. составит 0,2%.[7]

3.1 Расходы бюджета на межбюджетные трансферты

Природные особенности и сложившиеся экономические реалии обуславливают неравномерное размещение производственного и ресурсного потенциала по территории страны, что ведёт к огромному разрыву в уровнях бюджетной обеспеченности регионов.

Выравнивание уровней бюджетной обеспеченности производится государством с помощью межбюджетных  трансфертов, которые в виде дотаций, субсидий  и субвенций направляются во все регионы.

Межбюджетные трансферты- средства, представляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты занимают наибольший удельный вес в классификации расходов.

Статья «Межбюджетные трансферты» включают расходы на:

    • Дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований;
    • Субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований (межбюджетные субсидии);
    • Субвенции бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований;
    • Иные межбюджетные трансферты;
    • Бюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Расходы федерального бюджета на «межбюджетные трансферты» в 2012 году составляет 4,4%, в 2013 году – 4,7%, в 2014 году -4,5%, в 2014 году- 4,1%.[7]

А Расходы  федерального бюджета на обслуживание государственного долга  вырастут в 2015 г. -4,5% по сравнению с 2012 г. – 3,0%.

3.Основные проблемы современного развития расходов бюджетов в России

 

В связи с исчерпанием средств Резервного Фонда к концу 2011 г. Правительством РФ принято решение о сохранении объема Фонда национального благосостояния на существующем уровне (2603,7 млрд. руб.) Рисунок 2, а главными источниками финансирования дефицита Федерального бюджета в течении 2011-2013гг. станут государственные заимствования, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также поступления от приватизации федеральной собственности. [7] Рисунок 3.

 

Источник: Минфин 

Рисунок 2. Объем резервных фондов РФ.

Источник: Минфин

Рисунок 3. Структура финансового обеспечения расходов Федерального бюджета РФ.

Объем государственного долга за 2009 – 2011 годы увеличился в 1,7 раза и составит 4,8 трлн. рублей (7,2 % ВВП) за счет роста государственного внутреннего долга, который увеличился на 1,9 трлн. рублей, или в 2 раза, и составляет 3,7 трлн. рублей (5,5 % ВВП). Ежегодный прирост заимствований на внутреннем рынке составил 27 - 52 %. Необходимо отметить, что процентные ставки по внутренним заимствованиям значительно выше доходности от размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. При этом имеется возможность сократить сами заимствования за счет активизации работы по погашению задолженности по кредитам, предоставленным Российской Федерацией, которая на 1 января 2008 года составила 1,9 трлн. рублей.

Такая долговая политика приводит к увеличению расходов на обслуживание государственного долга, которые в 2011 году составили 308,1 млрд. рублей и увеличились по сравнению с 2008 годом на 128,25 млрд. рублей, или в 1,7 раза. При этом необходимо учитывать, что увеличение расходов на обслуживание государственного долга, в свою очередь, приводит к увеличению ненефтегазового дефицита и необходимости увеличения новых заимствований.

Действующая Бюджетная система Российской Федерации еще не отвечает  современным требованиям динамично развивающейся страны, существенно отличается от структуры развитых стран, где высок удельный вес расходов на образование, науки, здравоохранения.

Сравнительный анализ структуры расходов бюджетных систем Российской Федерации и стран «Группы семи» показывает, что доля расходов на образование и социальную защиту в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации ниже, чем в большинстве стран, а на здравоохранение – ниже всех развитых стран.

Экономическая ситуация в стране за время, прошедшее со времени подготовки Бюджетного послания о бюджетной политике в 2010–2012 годах, заметно изменилась. В экономике проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы. [4] Это во многом стало результатом последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики. И что важно, удалось сохранить социальную стабильность, смягчить социальные последствия кризиса, обеспечить даже в сложных экономических условиях реальный рост объемов государственной поддержки наименее защищенных категорий граждан, прежде всего пенсионеров. Реализация активных мероприятий на рынке труда позволила стабилизировать уровень безработицы.

Грамотное применение инструментов бюджетной политики дало возможность сформировать необходимое для осуществления таких мер финансовое обеспечение.

Кризис высветил главную проблему, делающую российскую экономику уязвимой к колебаниям на мировых рынках, вообще к изменениям мировой экономической конъюнктуры. Экономика страны по-прежнему зависима от конъюнктуры сырьевых рынков. Пока не созданы достаточные условия и стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергетической и экологической эффективности экономики и производительности труда, для развития отраслей экономики и производств, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости, для реализации инновационных проектов, и в целом – для модернизации социально-экономической системы страны.

Эти особенности российской экономики обусловливают широкий спектр вызовов и рисков для ее дальнейшего развития. Важнейшие из них связаны с опасностью, что ставшее привычным непродолжительное улучшение ситуации в экономике в результате действия преимущественно экстенсивных и временных факторов (рост цены на нефть и т.п.) приведет, как это неоднократно случалось в прошлом, к неоправданному успокоению и не позволит использовать шанс на обновление и модернизацию экономики страны. Сегодня, когда российской экономике в определенной степени удалось преодолеть кризисные тенденции, необходимо сконцентрироваться на новых задачах. 

 

3.1Факторы и условия социально-экономического развития Российской Федерации в 2012 - 2014 годах

 

Прогноз социально-экономического развития на 2012 год и параметров прогноза на период до 2014 года разработан на вариантной основе в составе двух базовых (варианты 2 и 1) и двух дополнительных (варианты А и С) вариантов:

1) Вариант 2 (умеренно-оптимистичный), предлагаемый  в качестве основного для разработки  параметров Федерального бюджета  на 2012 - 2014 гг., предполагает относительное повышение конкурентоспособности российской экономики и улучшение инвестиционного климата при умеренном увеличении государственных расходов на развитие инфраструктуры и человеческого капитала в 2013 - 2014 годах.

Данный вариант исходит из относительно благоприятных оценок внешних условий. Так, ожидается, что мировая экономика будет расти темпами не ниже, чем 3,5 - 4,0% в год при колебании цен на нефть марки "Urals" в диапазоне от 97 до 101 доллара США за баррель. Прирост ВВП России в 2012 - 2014 гг. прогнозируется на уровне 3,7-4,6 %.

2) Вариант 1 (консервативный) предполагает сохранение  низкой конкурентоспособности отечественного  производства по отношению к  импорту и отсутствие притока  капитала на фоне медленного  восстановления инвестиционной  активности и сокращения в  реальном выражении государственных  расходов на развитие. Годовые  темпы роста российской экономики  в 2012 - 2014 гг. оцениваются на уровне 2,8 - 3,8%, что уступает ожидаемым темпам роста мировой экономики.

Дополнительно проработаны варианты с различной динамикой цен на нефть и темпов роста мировой экономики:

1) Вариант А (негативный) характеризуется ухудшением динамики мировой экономики (на грани стагнации в развитых странах), хотя и не предполагает возобновления рецессии. В этих условиях ожидается снижение цены на нефть к 2013 году до 80 долларов США за баррель. Учитывая большую зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, этот сценарий обостряет риски устойчивости банковской системы, платежного баланса и общего уровня уверенности экономических агентов. В результате прогнозируется замедление роста российской экономики в 2012 - 2014 гг. до 1,5-3,7% при значительном ослаблении курса рубля. Дополнительно рассмотрен вариант А2 возобновления мировой рецессии и падения цен на нефть в 2012 году до 60 долларов за баррель. В этом сценарии ВВП может сократиться на 0,5-1,4% при значительной девальвации.

2) Вариант С (оптимистичный) отражает сохранение относительно высоких темпов роста мировой экономики и мировых цен на нефть в 2012 - 2013 гг. на уровне 105-109 долларов США за баррель с ускорением роста до 113 долларов за баррель в 2014 году. Темпы роста ВВП в 2012 - 2014 гг. могут быть выше базового сценария на 0 - 0,2% и оцениваются на уровне 3,9 - 4,6% в год. [5]

 

3.2 Основные приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации в 2012-2014 годах

 

Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2012 - 2014 гг.) носит переходный характер, связанный с завершением решения задач посткризисного восстановления и переносом акцентов на меры стратегического характера, зафиксированные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В ближайшие годы наряду с решением задач бюджетной консолидации необходимо сделать задел для реализации долгосрочных интересов России, которые состоят в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной в мировое экономическое пространство.

Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:

  • социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал;
  • модернизация оборонного комплекса и вооруженных сил;
  • инновационное развитие и поддержка высокотехнологичных секторов экономики;
  • диверсификация экономики, развитие инфраструктуры;
  • сбалансированное региональное развитие;
  • улучшение инвестиционного климата, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес;
  • повышение устойчивости национальной финансовой системы, сокращение бюджетного дефицита и снижение инфляции;
  • становление Таможенного союза и адаптация национальной экономики к требованиям ВТО.

Деятельность Правительства Российской Федерации по обозначенным приоритетам будет включать следующие основные направления.

В части социального развития и инвестиций в человеческий капитал:

  • поддержание в реальном выражении достигнутого уровня оплаты труда в бюджетной сфере, рост пенсионного и социального обеспечения, повышение адресности социальных выплат;
  • стабилизация ситуации на рынке труда. Сокращение мероприятий антикризисной поддержки, перенос акцента на реализацию мер по стимулированию трудовой мобильности населения, по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, созданию новых рабочих мест, отвечающих требованиям инновационной экономики. Будут также реализовываться меры, направленные на упрощение привлечения в Российскую Федерацию высококвалифицированных иностранных специалистов, либерализацию условий их пребывания и осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации;
  • развитие системы здравоохранения путем реформирования системы обязательного медицинского страхования, введения институтов страхования ответственности медицинских работников и защиты прав пациентов, модернизации используемого оборудования и технологий, формирования сети современных центров высоких медицинских технологий, а также перинатальных центров, продолжения реструктуризации учреждений здравоохранения, развития стационарозамещающих медицинских технологий, использования механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении, увеличения доли медицинских учреждений новых организационно-правовых форм, в том числе в форме автономных учреждений;
  • развитие системы открытости образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений;
  • продолжение политики стимулирования жилищного строительства, в первую очередь строительства комфортного жилья эконом-класса и малоэтажного жилищного строительства, восстановление снизившихся в условиях кризиса темпов роста покупки жилья на условиях ипотеки.

Информация о работе Перспективы развития расходов бюджетов в Российской Федерации