Перспективы развития страхования в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 09:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является охарактеризовать страхование как экономическую категорию, проанализировать деятельность страховой организации и страхового рынка, выявить проблемы и их решение, основные тенденции и перспективы развития страхового рынка в России. Субъектом исследования являются страховщики, страхователи, застрахованные и страховые посредники. Предметом исследования являются основные тенденции, проблемы и перспективы развития страхового рынка.

Содержание

Введение.
3
Глава 1. Экономическое содержание и функции страхования.

1.1. Понятие страхования, место страхования в финансовой системе государства.
6
1.2. Функции страхования.
9
1.3. Участники страховых отношений.
10
Глава 2. Организация страхования в Российской Федерации.

2.1. Классификация страхования.
15
2.2. Анализ современного состояния развития страхования в Российской Федерации.
19
2.3. Проблемы развития страхования в Российской Федерации.
27
Глава 3. Перспективы развития страхования в Российской Федерации.

3.1. Тенденции и стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года.
30
3.2. Перспективы развития российского страхового рынка в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию.
39
Заключение.
44
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.doc

— 553.00 Кб (Скачать файл)

Планируется провести анализ государственных и муниципальных расходов на страхование, комплексно проанализировать их эффективность и экономическую целесообразность действующей системы защиты имущественных интересов государства. Предполагается разработать комплекс мероприятий по сокращению расходов бюджетной системы на организацию страхования.

Развитие системы сельскохозяйственного страхования. Дальнейшее совершенствование системы сельскохозяйственного страхования (СХС), осуществляемого с государственной поддержкой, должно базироваться на следующих принципах:

- добровольность участия сельскохозяйственных  товаропроизводителей, страховых организаций  и обществ взаимного страхования  в указанной системе;

- доступ сельскохозяйственных  товаропроизводителей к СХС с государственной поддержкой на равных условиях;

- вариативность условий СХС  с государственной поддержкой  с учетом региональной специфики  сельскохозяйственных товаропроизводителей, климатических зон, состояния почв, агротехники и рискованности  деятельности;

- оказание государственной поддержки  сельскохозяйственным товаропроизводителям  при возникновении чрезвычайных  ситуаций с учетом условий  заключенного договора СХС;

- повышение эффективности института  независимой экспертизы в целях  подтверждения факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба, подлежащего возмещению по договору сельскохозяйственного страхования;

- применение процедур третейского  суда, медиации и (или) страхового  омбудсмена в целях досудебного  разрешения споров, возникающих в ходе исполнения договоров СХС;

- формирование единых подходов  и стандартов осуществления СХС.

Добровольное страхование должно постепенно замещать сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой, и снижать долю участия государства в системе сельскохозяйственного страхования.

Повышение эффективности форм и методов государственного контроля и надзора за субъектами страхового дела и обеспечение их финансовой устойчивости. Планируется принять меры по повышению эффективности государственного страхового надзора, систематизации форм и методов его осуществления, направленных, в частности:

- на совершенствование механизмов  проверки соискателя лицензии  на соответствие лицензионным  требованиям при подаче заявления на выдачу лицензии;

- на внедрение оперативного  мониторинга и оценки финансовой  устойчивости страховщиков с  применением систематизированного  перечня показателей, характеризующих  их финансовое положение на  основе отчетности страховщиков, оперативно представляемой в орган страхового надзора;

- на повышение эффективности  и оперативности контроля за  деятельностью субъектов страхового  дела, осуществляемого на основе  представляемой ими в орган  страхового надзора бухгалтерской  и иной отчетности, переход к  контролю на основе отчетности, составленной по МСФО;

- на совершенствование регулирования  вопросов о проведении проверок  субъектов страхового дела;

- на развитие и расширение  иных форм и методов государственного  страхового надзора, в том числе  направленных на повышение ответственности страховщика за необоснованное сбережение сумм в связи с неисполнением обязательств, возложенных на него в силу закона.

Кроме того, планируется разработать и реализовать комплекс мер по совершенствованию и систематизации применяемых органом страхового надзора санкций к субъектам страхового дела.

Предполагается дальнейшее совершенствование системы регулирования финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков в части подходов к формированию страховых резервов, а также порядка расчета нормативного соотношения собственных средств и принятых обязательств. Следует пересмотреть состав формируемых страховщиками страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни. Для этого целесообразно, по мнению разработчиков Стратегии - 2020, ввести резерв неистекшего риска и упразднить обязательный порядок формирования стабилизационных резервов, наделив страховщиков правом самостоятельно принимать решения о необходимости их формирования.

Защита прав потребителей страховых услуг, повышение страховой культуры, популяризация страхования. В этом направлении планируется принять следующие меры:

- информировать граждан о страховщиках, страховых посредниках и условиях  предоставляемых ими услуг, в  том числе с помощью сети  Интернет;

- раскрывать соответствующую информацию на официальных сайтах субъектов страхового дела;

- повысить правовую защиту потребителей  страховых услуг с учетом специфики  страховой деятельности;

- обеспечивать объективную и  единообразную оценку размера  ущерба путем унификации подходов к оценке вреда, причиненного жизни, здоровью, а также имуществу граждан;

- сформировать эффективный механизм  досудебного урегулирования споров  между страховщиками и физическими  лицами - страхователями (застрахованными  лицами, выгодоприобретателями) путем создания института финансового омбудсмена;

- определить принципы формирования  гарантийных фондов по массовым, социально значимым видам страхования;

- определить формы взаимодействия  с обществами по защите прав  потребителей.

А недостаточный уровень страховой культуры большей части потребителей страховых услуг планируется повышать посредством проведения просветительской и разъяснительной работы среди населения.

Решение сформулированных выше задач и целей позволит страховой отрасли России выйти на новые рубежи, полнее удовлетворять потребности в страховой защите граждан и хозяйствующих субъектов, претерпеть качественные изменения, связанные с увеличением активов страховых организаций, расширением ассортимента (перечня) и объемов, предоставляемых страховыми организациями услуг, ростом объема инвестиций в экономику России.

3.2. Перспективы развития российского страхового рынка в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию.

В связи с присоединением России к ВТО и взятыми ею на себя обязательствами требуется комплекс мер по гармонизации российского страхового законодательства:

- определение форм и порядка  участия иностранных инвесторов  в создании и управлении страховыми  организациями и их филиалами;

- формирование подходов к осуществлению надзора и контроля за деятельностью иностранных страховщиков и их филиалов на территории Российской Федерации и трансграничными страховыми операциями.

В целях обеспечения конкурентоспособности российского страхового рынка на международном уровне предполагается уточнить сферу деятельности иностранных страховщиков и их филиалов на территории Российской Федерации для осуществления отдельных видов страхования (обязательное страхование, в том числе ОСАГО, страхование жизни, страхование для государственных и муниципальных нужд).

Также планируется реализовать ряд мер по интеграционным процессам в рамках подготовки к вступлению в Организацию экономического сотрудничества и развития, сотрудничества со странами - членами Единого экономического пространства, Евразийского экономического сообщества и Европейского экономического сообщества, а также Международной ассоциации страховых надзоров и Европейского союза.

Рис. 3 Этапы допуска иностранцев на российский страховой рынок в рамках вступления во Всемирную торговую организацию.

Международная и отечественная теория и практика доказали, что реально управлять качеством страховых услуг и повышать их конкурентоспособность на российском и мировом рынке можно, если технология страхования базируется на комплексной системе стандартов, максимально охватывающей все стороны и этапы процесса. 23 августа 2012 года в рамках круглого стола в отеле «Марриотт Роял Аврора» (г. Москва) крупнейшие российские страховые компании и Association for Cooperative Operations Research and Development (ACORD) подписали меморандум о совместном продвижении стандартов ACORD в России.

ACORD является созданной в США  некоммерческой международной организацией, разработавшей стандарты, которые  служат страховой отрасли с 1970 года. Основные составляющие ACORD – это стандарты по страхованию жизни, страхованию иному, чем страхование жизни и перестрахованию, а также общая библиотека информационных сообщений, стандарты построения сервисно-ориентированной бизнес-модели. Также ассоциация разработала методологию стандартизации бизнес-процессов страховых компаний (ACORD-фреймворк), которая включает: бизнес-глоссарий и четыре модели – информационную, операционную, сервисную и модель данных. Целью ACORD является повышение эффективности работы страховой отрасли путем разработки, поддержания и стимулирования внедрения стандартов. Важной особенностью методологии ACORD является то, что она не построена по принципу «всё или ничего». Компания в зависимости от этапа своего развития, уровня менеджмента процессов, а также степени зрелости информационных технологий может начать использовать любой из её модулей.

Все эти и другие необходимые меры позволят сделать страховую отрасль действительно стратегически значимым сектором экономики России, при том, что страхование будет выполнять свое первостепенное значение - защищать интересы физических и юридических лиц при наступлении страховых случаев.

 «Эксперт РА» выделил 3 сценария развития российского страхового рынка до и после его либерализации в рамках ВТО:

Сценарий 1. Формирование сильного страхового рынка до прихода филиалов иностранных компаний и внешняя экспансия национальных страховщиков (компаний с российскими собственниками). В этом случае после либерализации рынка доля иностранцев (филиалов и дочерних компаний) в совокупных взносах стабилизируется на уровне 50% (по итогам 2010 года значение этого показателя было равно 43%), а в десятке лидеров рынка будут присутствовать 5-6 национальных компаний.

Сценарий 2. Постепенное выдавливание с рынка национальных игроков, не сумевших повысить собственную конкурентоспособность. По второму сценарию рыночная доля иностранцев будет колебаться от 60 до 70%, а в десятке лидеров страхового рынка будут преобладать иностранные компании.

Сценарий 3. Переход страхового рынка под контроль иностранных структур. Этот сценарий маловероятен, так как за годы работы на российском страховом рынке сформировался целый ряд сильных национальных игроков. Сценарий возможен, если на законодательном уровне для иностранных компаний будут созданы существенные преференции. В этом случае рыночная доля иностранцев может достигнуть 80%, а в топ-10 российского страхового рынка останется лишь 2-3 национальные страховые компании.

Вне зависимости от сценария развития наибольшую рыночную долю иностранные страховщики получат в сегменте страхования рисков иностранных компаний, работающих в России, а также на только формирующемся рынке страхования жизни. Итоговый знак суммарного эффекта от вступления России в ВТО будет зависеть от успеха действий национальных страховщиков по повышению своей конкурентоспособности. Приход филиалов компаний-нерезидентов будет способствовать развитию конкуренции, внедрению новых технологий, снижению стоимости страхования для рисков, ранее в значительной мере перестраховывающихся за рубежом. Неконкурентные страховые компании, а также компании, занимающиеся фронтированием рисков за рубеж, со временем будут вынуждены покинуть рынок. Государство при этом может, как выиграть (в результате развития российского страхового рынка и если в конкурентной борьбе победят национальные страховщики), так и проиграть (если резервы и прибыль будет уходить за рубеж, а страхование стратегически важных отраслей полностью перейдет под контроль иностранцев).

 

 

Источник: ФССН, ФСФР, прогноз «Эксперт РА»

 

 

 

 

Заключение.

Страхование это особый механизм рыночной экономики, который способствует «сглаживанию» негативных экономических ситуаций, восстанавливает полноценное функционирование юридических лиц, потерпевших неудачу по каким-либо причинам, а также является огромным потенциальным инвестором, способным вкладывать реальный капитал в развитие отечественной индустрии.

Особое значение приобретают задачи расширения сферы деятельности участников и субъектов страхового дела при обеспечении гарантий защиты прав потребителей их услуг, создания условий, обеспечивающих повышение эффективности инфраструктуры страхового рынка, развитие новых видов добровольного страхования, взаимного страхования и новых подходов к страхованию, направленных на удовлетворение массовой потребности в страховых услугах.

Информация о работе Перспективы развития страхования в Российской Федерации