Пластиковые карты, как один из видов банковского продукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 16:26, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является изучение пластиковых карты, как одного из видов банковского продукта. Для достижения поставленной цели автором будут решаться следующие задачи:
- изучение сущности пластиковых карт;
- рассмотрение особенностей операций Сбербанка России с пластиковыми картами;
- определение проблем и перспектив развития рынка пластиковых карт в России.

Содержание

Введение 3
1.Экономическая сущность пластиковых карт 5
1.1 Понятие банковского продукта 5
1.2 Пластиковые карты, как банковский продукт 11
1.3 Принципы работы пластиковых карт 16
2. Особенности операций Сбербанка России с пластиковыми картами 28
2.1  Виды пластиковых карт Сбербанка России 28
2.2 Анализ операций с пластиковыми картами Уральского банка
СБ России 38
3. Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт в России 51
Заключение 64
Список использованных источников 67

Вложенные файлы: 1 файл

5.doc

— 989.00 Кб (Скачать файл)

Объем рынка  карточного кредитования по итогам первого  квартала 2010 года составил 217,4 млрд. руб. против 224,3 млрд. руб. за аналогичный период прошлого года. Лидером рынка по-прежнему остается «Русский стандарт», однако его доля сокращается — с 35% по итогам первого квартала прошлого года до 30,5% год спустя. На втором месте ВТБ 24 — его доля по итогам первого квартала составила 9,7 против 7% год назад. На третьем месте ХКФ-банк — за год банк потерял почти 3% рынка, переместившись со второго на третье место. Сейчас его доля составляет 7,4% (объем портфеля 16,2 млрд руб.). Сохранили свои места в топ-5 Ситибанк (5,7% рынка) и Альфа-банк (4,2% рынка).

В 2008 году Сбербанк стал рассылать своим зарплатным клиентам предложения о кредитных  картах, но из-за кризиса проект затормозился. Зато сейчас видны результаты этих рассылок. У Сбербанка 10-15 млн. зарплатных клиентов. За счет них банк мог, даже не выходя «на улицу», наращивать свою долю в карточном сегменте. Привлечение сторонних клиентов позволит Сбербанку прогрессировать еще быстрее. К началу 2010 года Сбербанком было выпущено около 40 млн. карт, причем кредитных среди них было лишь примерно 450 тыс. штук с общим объемом задолженности 8 млрд. руб.

 Кредитные  карты значительно доходнее других рыночных продуктов - ставки по ним на несколько процентных пунктов выше, чем по потребительским кредитам, а операционные издержки — существенно ниже, благодаря этому карточный бизнес позволит Сбербанку повысить доходность розничного бизнеса. Ставки по потребительскому кредиту наличными у Сбербанка - 14-21% годовых, эффективные ставки по кредитным картам - около 19-22%. Можно предположить, если Сбербанк продолжит рассылать держателям своих дебетовых карт кредитки, он в течение нескольких кварталов станет лидером «с недосягаемым отрывом». Учитывая базу Сбербанка, если он развернется в полную силу, то легко займет первое место на рынке.

И еще хотелось бы заключить, что, как утверждают сами экономисты: «Будущее банковских услуг - за пластиковыми картами». И это действительно так, - несмотря на целый ряд проблем, российский рынок пластиковых карт развивается достаточно быстрыми темпами и внушает большие надежды.

В России темпы  роста рынка пластиковых карт ежегодно увеличиваются более чем  на 50%. Сегодня РФ лидирует по объемам выпуска карт, обороту в магазинах, общему количеству транзакций среди стран региона СЕМЕА (Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток и Африка), а по некоторым показателям даже близка к странам Евросоюза. Сверхвысокие темпы роста рынка определяются также развитием экспресс-кредитных программ, которые перетекают в сегмент кредитных карт. Рынок платежных карт постепенно становится полем конкурентной борьбы между российскими банками. Платежные системы и пластиковые карты сегодня – не просто банковский продукт, а мощный инструмент клиентских отношений для множества  компаний.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведя исследования, автор пришел к следующим выводам.

На рынке  существует два вида банковских пластиковых карт: дебетовые и кредитные карты, различающиеся между собой по типу используемых при оплате ими средств. Кроме этого, карты различаются по платёжным системам, относясь либо к международным (VISA, MasterСard), либо к национальным и региональным (UnionCard, Сберкарт, Золотая Корона и т.д.).

Дебетовые карты  позволяют расходовать средства клиента банка, при этом расходуемые  средства перед использованием карты  необходимо депонировать на карточный  счёт. В некоторых банках допускается  овердрафт по карте. Овердрафт позволяет  клиенту расходовать не только свои средства, но и средства банка в пределах открытой ему кредитной линии. По своей сути овердрафт представляет собой краткосрочный кредит. Кредитная карта позволяет использовать средства банка в пределах кредитной линии, определённой банком.

В последнее время активно растет интерес клиентов к такому банковскому продукту, как пластиковые карты. Если всего три-четыре года назад большая часть держателей карт получала первый «пластик» в рамках зарплатных проектов, то сейчас появляется все больше желающих приобрести кредитную карту самостоятельно.

Этому есть несколько  причин: во-первых, увеличивается популярность безналичного расчета в магазинах  и на интернет-сайтах, во-вторых, многие уже оценили удобство совершения коммунальных платежей при помощи «пластика». Очень часто кредитная карта становится «палочкой-выручалочкой» для клиентов в период отпуска, ремонта или в случае незапланированных трат – в этих случаях овердрафт оказывается гораздо удобнее и выгоднее потребительского кредита, к тому же многие банки предлагают кредитование с грейс-периодом, в течение которого клиент может пользоваться кредитным лимитом без начисления процентов.

Сегодня кредитная  карта является не только признаком  статуса ее владельца, но и предметом  комфорта. Поэтому в ближайшее время тенденция популяризации кредитных карт сохранится, и число держателей «пластика» в России будет увеличиваться стремительными темпами.

Банки успешно  практикуют выдачу пластиковых карт в дополнение к другим кредитным  продуктам или при открытии вклада, что также позволяет существенно расширить круг клиентов, активно пользующихся «пластиком», и укрепить свое положение на рынке. Конкуренция между финансовыми учреждениями, выпускающими карты, достаточно высока. Поэтому, банки стремятся улучшать качество сервисов, предлагать клиентам более комфортные условия обслуживания и новые технологии работы. Но, так как одним из наиболее актуальных аспектов работы считается безопасность и надежность банковских сервисов, любое нововведение требует тщательного анализа его защищенности.

Среди тенденций  и новинок рынка можно назвать  практику создания партнерских и  кобрендинговых программ. Это позволяет  банкам сделать свои сервисы максимально  удобными для клиентов, избегая внушительных финансовых затрат и, соответственно, повышения тарифов. Например, многие банки начали создавать партнерские программы по использованию банкоматов, благодаря чему клиенты могут пользоваться более широкой сетью банкоматов на льготных условиях.

Среди популярных маркетинговых инструментов можно  также отметить появление все большего числа различных бонусных, дисконтных программ и проведение специальных акций платежными системами.

Сегмент пластиковых  карт, в отличие от других кредитных  продуктов, не подразумевает каких-либо резких колебаний спроса. Развитие рынка происходит линейно: спрос на кредитные карты постоянно растет, банки предлагают новые, более привлекательные условия, при этом резких колебаний обычно не происходит. Поэтому в ближайшее время, на взгляд автора, никаких принципиальных изменений в «пластиковом сегменте» не произойдет. Эволюция предложений и специальные акции, проводимые банками, позволяют клиентам выбрать оптимальные для себя условия, что также позволит повысить популярность данного банковского продукта.

Что касается Башкирии, в настоящее время, по данным Национального банка РБ, на одного башкирского жителя приходится 0,6 пластиковой карты. С использованием пластиковых карт в Республике Башкортостан производится 61% всех безналичных платежей физических лиц по количеству и около 3% – по сумме платежей.

Посредством банковских пластиковых карт продвигаются даже социальные проекты. Сейчас в республике запущена реализация карточного инновационного проекта в социальной сфере «Социальная карта Башкортостана», основная задача которого – обеспечение повышения эффективности функционирования адресных социальных программ, пенсионных и социальных выплат населению. При полномасштабной реализации проекта планируется разместить на карте одно банковское приложение и пять социальных – транспортное, медицинское, налоговое, пенсионное, социальное. В перспективе наряду с гражданами, пользующимися социальными льготами, держателем «Социальной карты Башкортостана» сможет стать любой житель республики.

Эмиссия пластиковых  карт сопровождается и расширением карточной инфраструктуры. В крупных торговых центрах Уфы, как правило, располагаются банкоматы сразу нескольких банков. А в целом по Республике Башкортостан инфраструктура карточных услуг представлена 1,4 тысячами банкоматов, 1,4 тысячами пунктов выдачи наличных денег, 4,9 тысячами электронных терминалов, установленных в организациях торговли и сервиса.

 

 

Список  использованных источников

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2006.
  2. Положение ЦБ РФ «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемых с их использованием» от 09.04.1998 № 23-П (с последующими изменениями и дополнениями).
  3. Андреев А.А, А.Г.Морозов, Д.А.Равкин «Пластиковые карточки в России». Сборник. Сост.. - М.: БАНКЦЕНТР, 2002. - 256 с.
  4. Андреев А.А. Пластиковые карты. 2-е издание, переработанное и дополненное. Сост. - М.: Концерн «Банковский Деловой Центр», 2005. - 312 с.: 20 с.
  5. Витвицкая Т.Р. «Электронные деньги в России» /Экономика и жизнь, №10/2003.
  6. Воронин А.К. «Новые банковские продукты на основе карт» / Расчеты и операционная работа в КБ, № 2/2005.
  7. Вартанов М., Быстров Л. Пластиковые карточки: прошлое, настоящее, будущее//Финансист. 2009. №8.
  8. Гризов А. Выбор стратегии // Банки и технологии, 2003, № 2, с. 31.
  9. Головин Ю.В. Банки и банковские услуги в России: вопросы теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 2008. С.14.
  10. Ермолаев Е.В. «Карточный бизнес: итоги и тенденции» / Расчеты и операционная работа в КБ, № 6/2004.
  11. Иванов Н.В. «Операционная работа с картами» / Расчеты и операционная работа в КБ №1/2004.
  12. Клепиков А. «Пластиковое» перенасыщение // Эксперт. Северо-Запад, 2005, № 20. с. 32-35.
  13. Коробова Г.Г. Банковское дело: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. - М.: Юристъ, 2004. 751 с.
  14. Коробов Ю.И. Банковская конкуренция в условиях рыночных отношений Автореф. дисс.… Саратов. –2006. С. 23.
  15. Коробов Ю.И. Практика банковской конкуренции. – Саратов: Изд. Центр Сарат. Экон. Акад. – 2006.  С.64–67.
  16. Комиссаров М. Пластиковые карты. Некоторые вопросы внедрения // Банки и технологии, 2005, № 2, с. 28-29.
  17. Конакова Л.В. Банковский маркетинг: организация, особенности, тенденции: Автореф. дисс… – СПб.: СПБГУ, 2005.
  18. Кулибанова В.В. Маркетинг сервисных услуг. – СПб.: Вектор – 2006. С.30.
  19. Лаврушина О.И. «Банковское дело» : - М.: Финансы и статистика, 2002.
  20. Макарова Г.Л «Корпоративные пластиковые карточки» : Учебное пособие,. - М.: Финстатинформ, 2005 . - 37 с.
  21. Макарова Г.Л. Корпоративные пластиковые карточки: Учеб<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020

Информация о работе Пластиковые карты, как один из видов банковского продукта