Платежи организаций в бюджетные и внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 02:33, курсовая работа

Краткое описание

Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности является важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и успешного интегрирования российской экономики в мировую. Уже давно и многократно говорилось о том, что действующая налоговая система России нуждается в серьезном реформировании. Основным принципом реформирования налоговой системы признается эволюция, т.е. взвешенная последовательность предпринимаемых шагов по совершенствованию налоговой системы, которая привела бы к намеченным целям без существенных потерь накопленного опыта и уровня развития экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Маня.docx

— 72.03 Кб (Скачать файл)

Введение

Современное противоречивое состояние российской экономики  требует поиска принципиально новых  подходов к ее управлению. Переходные процессы в стране, длящиеся уже  более тринадцати лет, оказались  неоднозначными и очень сложными. Просчеты, допущенные на первых этапах перехода к рыночной экономике, привели  к чрезвычайно болезненным последствиям и перекосам в экономическом  развитии страны. Одной из главных  причин таких тяжелых последствий  является то, что при декларировании приоритета экономического подхода  в определении направлений развития народного хозяйства страны существует практика приоритета политических решений  народнохозяйственных проблем. Тезис  о рыночной экономике как саморегулирующейся системе хозяйства в нашей  стране в конечном итоге привел к  стихийному, дикому рынку, в то время  как все развитые страны мира давно  преодолели этот этап развития и перешли  к целенаправленному регулированию  экономических процессов, поддерживающему подлинно рыночные отношения.

Основным государственным  инструментом регулирования экономических  отношений и тенденций является налоговая политика. Налоги - необходимое  звено экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государственности. Развитие и изменение  государственного всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. Основным источником формирования бюджета являются налоговые сборы и платежи. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Помимо чисто финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние и направление научно-технического прогресса, объемы и качество потребления, в значительной степени взаимодействует с социальной государственной политикой.

Налоговая система прошла более чем тысячелетний путь развития - от личного подоходного и поимущественного обложения до разветвленной системы  федеральных, региональных и местных  налогов.

Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости  и стабильности является важным условием повышения предпринимательской  и инвестиционной активности, прогресса  Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и успешного  интегрирования российской экономики  в мировую. Уже давно и многократно  говорилось о том, что действующая  налоговая система России нуждается  в серьезном реформировании.

Основным принципом реформирования налоговой системы признается эволюция, т.е. взвешенная последовательность предпринимаемых  шагов по совершенствованию налоговой  системы, которая привела бы к  намеченным целям без существенных потерь накопленного опыта и уровня развития экономики.

 

 

Глава 1. Начальный этап в  налогообложении

1.1 Возникновение налогообложения

Понятие налогов возникло на заре человеческой цивилизации с  появлением первых общественных потребностей. Без налогов не могло и не может  существовать ни одно государственное  образование. На протяжении веков в  любом цивилизованном государстве  они служат основным источником доходов  казны. В современном обществе налоговый  механизм помимо выполнения фискальной функции используется как экономический  инструмент воздействия государства  на развитие производства, его отраслевую и территориальную структуру, состояние  научно-технического прогресса, т.е. налоги выполняют важнейшую функцию регулирования хозяйства.

Теория налогообложения  является составной частью экономической  науки. Причем практическое налогообложение  появилось задолго до возникновения  экономики как отрасли знания. Термин «экономика» был введен в  научный оборот в V-IV вв. до Рождества  Христова в Греции. Он происходит от слов «ойкос» - хозяйство, дом и «номос» - правило, закон. Правила ведения домашнего хозяйства - именно так употреблял данный термин ученик Сократа (469-399 гг. до Р.Х.) греческий историк Ксенофонт (434-359 гг. до Р.Х.). окончательно термин закрепил во времена великого греческого философа и естествоиспытателя Аристотеля (384-322 гг. до Р.Х.).

Первоначально экономика  изучала законы ведения домашнего  хозяйства. Конечно, речь идет о крупных  рабовладельческих хозяйствах. А  затем она перешла к познанию законов общественного устройства.

Налоги, прежде чем стать  частью экономики, на протяжении многих веков развивались эмпирически.

В развитии форм и методов  взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном  этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство  не имеет финансового аппарата для  установления и сбора налогов. Оно  определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто государство прибегает  к помощи откупщиков. На втором эта пе (XVI-начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя. Оно устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный , этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо уже выработаны правила обложения.

Региональные органы власти, местные общины выполняют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Начальной формой налогообложения, применяемой на самых ранних ступенях государственной организации, можно  считать жертвоприношение. Не следует  думать, что оно было основано исключительно  на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и становилось  принудительным сбором с четко определенной процентной ставкой. В пятикнижии Моисея сказано: «И всякая десятина на земле из семени земли из плодов дерева принадлежит Господу».

После крещения Руси князь  Владимир создал в Киеве церковь Св. Богородицы и дал ей десятину от всех доходов.

Итак, первоначальная ставка налога составляет 10% всех полученных доходов.

По мере развития государства  возникла «светская десятина», которая  взималась в пользу владетельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала на протяжении многих столетий в различных странах - от Древнего Египта до средневековой Европы. В древнейшие времена в Египте взимался поземельный налог, причем он отличался высокой точностью. Во времена Страбона в Египте существовали два нилометра, посредством которых производились наблюдения за уровнем воды, лежавшие в основе расчета будущего налога. За 12 веков до Рождества Христова в Китае, Вавилоне, Персии уже известен поголовный, или подушный, налог.

1.2 Налоги Древнего Рима  и Древней Греции

В Древней Греции в VII-IV вв. до н.э. представители знати, закладывая основу государства, ввели налоги на доходы в размере одной десятой  или одной двадцатой части  доходов. Были и акцизы в виде привратных сборов (т.е. у ворот города). Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, на возведение укреплений вокруг городов-государств, на строительство храмов, общественных зданий, водопроводов, дорог, на устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели.

В то же время в древнем  мире имелась и серьезное противодействие  налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин  не должен платить налогов. Личные налоги считались носящими на себе печать рабства, и некоторые полноправные граждане полагали их унизительными  для себя. С неохотой признавали они налоги с имущества. Афиняне  готовы были вносить добровольные пожертвования, дань предпочитали получать с побежденных  врагов, а также со своих союзников. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.

Многие стороны современного государства имеют свои истоки в  Древнем Риме. Проследим за развитием  там налоговой системы. Первоначально  все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время налогов не было. Расходы на управление городом и государством были минимальными, поскольку избранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, порой вкладывая свои собственные средства, это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Расходы обычно покрывала сдача в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогом в соответствии с достатком.

Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет  избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление  о своем имущественном состоянии  и семейном положении. Как видим, еще тогда закладывались основы декларации о доходах.

В IV-III вв. до Р.Х. Римское государство  разрасталось, основывались и завоевывались  новые города-колонии. Происходили  изменения и в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности. Как  и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан. Определение  суммы налогов производилось  каждые пять лет. Римские граждане, проживающие вне Рима, платили  как государственные, так и местные  налоги.

В случае победоносных войн налоги снижались, а порой государственный  налог отменялся совсем. Необходимые  средства обеспечивались контрибуцией завоеванных земель.

Коммунальные же налоги с  тех, кто проживал вне Рима, взимались  регулярно.

Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции. Жители провинций были подданными империи, но не пользовались правами граждан. Они были обязаны платить налоги, что свидетельствовало о их зависимом положении. В провинциях собирались прямые и косвенные государственные налоги, в основном в виде сборов, связанных с торговлей. Единой налоговой системы не существовало. Отдельные государства и общины были обложены по-разному. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, после завоевания облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация зачастую просто использовала систему налогов, сложившуюся в данной местности до римлян. Изменялись лишь направление и использование поступающих средств. Так было, например, в Сицилии, когда она в 227 г. до Р.Х. стала провинцией Рима. В целом в римскую казну провинции, как правило, платили меньше, чем своим прежним властителям. Но они несли расходы на содержание местной администрации, строительство общественных зданий, дорог и т.д. В таких римских провинциях, как Испания и Македония, важным источником доходов стали десятинные налоги с рудных и соляных копей.

Длительное время в  римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально  устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала  к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла в должной  степени контролировать. Господство откупной системы при отсутствии четких правил в налогообложении  привело к тому, что в провинциях царил полный произвол. Обычными явлениями  стали злоупотребления, коррупция.

Преобразование финансового  хозяйства и прежде всего налоговой  системы начал Гай Юлий Цезарь (100 до Р.Х. - 44 до Р.Х.). Он отметил откуп  по прямым налогам, сохранив только для  косвенных. Для каждой общины была определена сумма, которую она должна была внести. Распределение и сбор ее возлагалась на саму общину. Налоги были снижены, поскольку государство могло получать их непосредственно, и значительные суммы не шли теперь в карманы откупщиков. Многие города получили налоговые льготы, но некоторые за борьбу против Цезаря были наказаны повышением налогов.

Эту деятельность продолжил  император Август Октавиан (63 до Р.Х. - 14 н.э.). Во всех провинциях были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением. Были сокращены услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью установлен строгий государственный контроль. Заново была проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более справедливо распределить налоги и увеличить их отдачу. Для этого проводились обмеры каждой городской общины с ее земельными угодьями, составлялись кадастры по каждому городу, содержавшие данные о землевладельцах. Проводилась перепись имущественного состояния граждан. Переписью руководили наместники провинций совместно с прокураторами, возглавлявшими финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обязан в определенный день представить властям общины свою декларацию.

Налоговые документы хранились  в финансовом органе и служили  базой для последующих переписей  имущественного состояния (цензов). Что  представлял собой провинциальный ценз в Римской империи? В сведениях  о землевладении в Иудее, например, указывались:

  • наименование отдельного подворья, к какой общине оно относится и в каком угодье находится, его два ближайших соседа;
  • количество моргенов пахотных угодий, которые могут быть засеяны в ближайшие десять лет;
  • сколько на участке имеется виноградных лоз;
  • сколько моргенов земли и сколько деревьев насчитывают оливковые плантации;
  • сколько моргенов лугов будет скошено в ближайшие десять лет;
  • сколько приблизительно моргенов земли отводится под пастбища;
  • сколько моргенов земли приходится на лесные угодья, способные давать деловую древесину;
  • пол и возраст всех членов семьи.

Владелец земли был  обязан оценить все сам. Чиновник, контролирующий проведение ценза, имел полномочия уменьшить налог в  тех случаях, когда в силу объективных  причин снижалась продуктивность хозяйства.

Главным источником доходов  в римских провинциях служил поземельный  налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например, налог  на количество фруктовых деревьев.

Облагалась налогом и  другая собственность: недвижимость, живой  инвентарь, ценности.

Каждый житель провинции  должен был платить единую для  всех подушную подать.

В 6 г. н.э. император Август ввел налог с наследства - 5%. Этим налогом облагались лишь граждане Рима, но не провинций. Налог носил целевой  характер. Полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения  профессиональных солдат. Ближайшие  родственники солдат были от данного  налога освобождены.

Информация о работе Платежи организаций в бюджетные и внебюджетные фонды