Платежи организаций в бюджетные и внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 02:33, курсовая работа

Краткое описание

Построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности является важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и успешного интегрирования российской экономики в мировую. Уже давно и многократно говорилось о том, что действующая налоговая система России нуждается в серьезном реформировании. Основным принципом реформирования налоговой системы признается эволюция, т.е. взвешенная последовательность предпринимаемых шагов по совершенствованию налоговой системы, которая привела бы к намеченным целям без существенных потерь накопленного опыта и уровня развития экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Маня.docx

— 72.03 Кб (Скачать файл)

Несмотря на сие богатство, пишет Флетчер в книге о России, Федор Иоанович по совету Б. Годунова велел перелить в деньги множество золотых и серебряных сосудов, наследованных им после отца, ибо хотел сим мнимым знаком недостатка в монете оправдать тягость налогов.

Политическое объединение  русских земель относится к концу XV в. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов  собирал Приказ большого прихода. Одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы: в первую очередь Новгородская, Галичская, Устюжская, Владимирская, Костромская чети, которые выполняли функцию приходных касс; Казанский и Сибирский приказы, взимавшие ясак с населения Поволжья и Сибири; Приказ большого дворца, облагавший налогом царские земли; Приказ большой казны, куда направлялись сборы с городских промыслов; Печатный приказ, взимавший пошлину за скрепление актов государевой печатью; Казенный патриарший приказ, ведающий налогообложением церковных и монастырских земель. Помимо перечисленных налоги собирали Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы. В силу этого финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутанна.

Несколько упорядочена она  была в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), создавшего в 1655 г. Счетный приказ. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных  книг позволили довольно точно определить бюджет государства.

Полоняничная подать, которая собиралась время от времени по особому распоряжению, в царствие Алексея Михайловича стала постоянной (по Уложению 1649 г.) и собиралась ежегодно «со всяких людей». Стрелецкая подать при Иване Грозном была незначительным налогом хлебом, а при Алексее Михайловиче выросла до значения одного из основных прямых налогов и уплачивалась как натурой, так и деньгами. Взимались пошлины с различных частных сделок, с просьб в административные учреждения, с выдаваемых оттуда грамот - неокладные сборы.

Отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических шагов  порой приводили к тяжелым  последствиям. Правительство Алексея  Михайловича прибегало к экстренным сборам.

С населения взимали сначала  двадцатую, потом десятую, затем  пятую деньгу, т.е. прямые налоги «с животов и промыслов» поднялись  до 20%. Увеличивать прямые налоги стало  сложно. И тогда была предпринята  попытка поправить финансовое положение  с помощью косвенных налогов. В 1646 г. был повышен акциз на соль с 5 до 20 копеек на пуд. Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится на всех равномерно. Однако на деле оказалось, что тяжело пострадало беднейшее  население. Оно кормилось главным  образом рыбой из Волги, Оки и  других рек. Выловленная рыба тут  же солилась дешевой солью. После  введения указанного акциза солить рыбу оказалось невыгодно. Рыба портилась  в огромном количестве. Возник недостаток основного пищевого продукта. К тому же у людей, занятых тяжелым физическим трудом, солевой обмен наиболее интенсивен и соль им требуется больше, чем  в среднем для человека.

В России соляной налог  пришлось отменить после народных (соляных) бунтов в 1648 г., и началась работа по упорядочиванию финансов на более разумных основаниях. Прежде всего была введена четкая таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот. В 1653 г. издан Торговый Устав, имевший явно протекционистский характер.

Большое распространение  получил введенный несколько  ранее налог на имущество. Он взимался в размере 3 копеек с четверти переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с наследников по прямой линии.

1.4 Реформы Петра I 

Крупномасштабные государственные  преобразования в России, коснувшиеся  всех сфер экономики, включая финансы, связаны с именем Петра Великого (1672-1725). Петр предпринял усилия для  подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения. В народнохозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разработка еще нетронутых богатств. Вводились новые орудия производства и новые приемы труда во всех отраслях хозяйства. Развивались горное дело, обрабатывающая промышленность, страна покрывалась сетью заводов и  мануфактур. Мануфактур-коллегии Петра  предписывалось поддерживать промышленников-предпринимателей, «вспомогать наставлением, машинами и всякими способами».

Петр начал учреждать  казенные фабрики и заводы. Но при  этом предусматривал передачу их в  дальнейшем в частные руки. Зачинателям  производства давались значительные денежные ссуды, льготы, к промышленным предприятиям приписывались населенные пункты, что  позволило решить проблему рабочих  рук. Именно в этот период в России возникли металлургия, горнозаводская промышленность, судостроение, суконное дело, парусное дело.

Активно перенимая зарубежный опыт, Россия проводила протекционистскую  политику, в том числе через  таможенные пошлины. Занятие заводчиков и фабрикантов ставилось наравне  с государственной службой.

Кроме того, Россия в эту  эпоху вела непрерывные войны. Реорганизация  армии, строительство флота, требовали  все новых и новых дополнительных расходов. Помимо стрелецкой подати, были введены военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку  драгунских лошадей; вводились и  другие налоги. Царь учредил особую должность - прибыльщиков, обязанность которых «сидеть и чинить государю прибыли», т.е. изобретать новые источники доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков - десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, с орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплатить двойную подать. Усилиями прибыльщиков в январе 1705 г. была наложена пошлина на усы и бороды.

В дальнейшем прибыльщики предложили коренное изменение системы налогообложения - переход к подушной подати. Напомним, что до 1678 г. единицей налогообложения была «соха», устанавливаемая сошным письмом. С 1679 г. такой единицей стал двор. Немедленно возникли способы уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огораживаться единым плетнем. Прибыльщики предложили перейти от подворной системы обложения к поголовной, единицей обложения стала вместо двора мужская душа.

В 1718 г. началась подушная перепись населения, проходившая в несколько  этапов до 1724 г.. Размер подушной подати был определен следующим образом: расходы на содержание армии в 4 000 000 рублей возложили на крестьян. Получилось 74 копейки с души. Содержание флота возложили на посадское население, получилось 1 руб. 14 коп.

В то же время Петром I был  принят ряд мер, чтобы обеспечить, как сказали бы сейчас, справедливость налогообложения, равномерную раскладку  налоговых тягот. Тяжесть некоторых  прежних налогов была ослаблена, причем в первую очередь для малоимущих людей.

Современники отмечали тяжесть  подушной подати, возрастание недоимок. Уже в 1725 г. Екатерина I (1684-1727) снизила  оклад с 74 до 70 копеек. Главный недостаток подушной подати, как и любого поголовного  налога, заключается в том, что  не принимается во внимание различная  доходность труда в разных местностях и отраслях. Второй недостаток - в том, что количество ревизских душ есть величина переменная, следовательно, расчет налога носит достаточно условный характер. Есть и третий - налог раскладывали прямо по ревизским душам, а не по работникам, что фактически утяжеляло его.

Петр I, как можно предположить, близко подошел к идее промыслового налога. При проведении переписи горожан - купцов, посадских и слободских людей - описывались не только их дворы, характер промыслов и ремесел, но и объем промыслов и наемная  плата за помещение. Видимо предполагалось в дальнейшем дифференцировать налогообложение  сельскохозяйственных жителей и  горожан.

Что касается косвенных налогов, то в описываемый период большое  распространение получили откупа. Правда, была еще одна попытка Петра упорядочить  сбор косвенных налогов. Он попытался  поручить их сбор подобранным для  этой цели отставным офицерам и солдатам, однако успеха это не имело. В 1718 г. в  каждом уезде стал выбираться дворянами  земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками  казенных доходных статей. На них же был возложен ряд полицейских  обязанностей.

Во второй половине царствования Петра I Российское государство, несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами и «не сделало ни копейки  долгу».

Современником Петра Великого был русский экономист-самоучка И.Т. Посошков (1652-1726). За два года до смерти он закончил капитальный труд - «Книгу о скудости и богатстве». В отличие от меркантилистов источником богатства И.Т. Посошков считает  не торговлю, а труд. Труд должен быть производительным, производить «прибыток». Налоговую систему предлагалось усовершенствовать таким образом, чтобы налоги не были обременительными ни для государства, ни для производителей, ни для народа.

1.5 Налоги России послереформенного периода

В России при преемниках Петра I финансы начали приходить  в расстройство. В отличие от своего великого предка Елизавета (1709-1761) и  Петр III (1728-1762) не делали различия между  казенными и своими доходами.

Екатериной II (1729-1796) были отменены многие откупа и монополии, снижена  казенная цена соли с 50 до 30 коп. за пуд, временно запрещен вывоз хлеба за границу с целью его удешевления, установлена роспись доходов и расходов.

В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение  купечества. Она отменила все частные  промысловые налоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский  сбор с них. Все купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям.

Что касается сохранявшегося подушного налога на основное население  России, то при Екатерине II это был  не совсем тот налог, который ввел Петр I. По Указу от 3 мая 1783 г. «подати  с мещан и крестьян по числу  душ полагаются единственно для  удобства в общем государственном  счете». Такой счет не должен стеснять плательщиков «в способах, ими полагаемых к удобнейшему и соразмерному платежу податей». Община могла разверстать  положенный ей подушный налог между  своими членами так, как считала  необходимым. А с 1797 г. уже после  смерти императрицы, российские губернии были разделены на четыре класса в  зависимости от плодородия почвы  и их хозяйственного значения и для  каждого класса были назначены отдельные  подушные оклады.

В это время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными.

В этот период укрепляются  бюджеты городов, где все большую  роль начинают играть оброчные статьи. Налоги взимались с содержателей плотомоен и прорубей, с перевозов, рыбных ловель, с подвижных лодок, за запись в городовую обывательскую книгу и др. тогда же появляются и первые заемные средства в бюджетах городов и проценты с вкладов в банки.

Во время правления  Александра I (1777-1825) политические события  в Европе начала прошлого века, война  с Наполеоном требовали постоянного  напряжения всех ресурсов России, в  том числе финансовых. В 1809 г. расходы  государственного бюджета в два  раза превышали доходы. В это время  была разработана программа финансовых преобразований - «план финансов», связанная  с именем крупного государственного деятеля М.М. Сперанского (1772-1839). Программа  предлагала проведение ряда неотложных мер по упорядочению доходов и  расходов.

План М.М. Сперанского  был во многом основан на увеличение налогов в два и даже в три  раза. Возросли акцизы, подушная подать. Доход помещиков с их земель обложили подоходным прогрессивным налогом. Увеличились питейные сборы. Были повышены гильдейские налоги с купцов. Возрос гербовый сбор. Эти и другие меры позволили в течение 1810-1812 гг. удвоить  доходную часть государственного бюджета. Одновременно проводилось сокращение государственных расходов.

Через несколько лет после  «плана финансов» появился в России первый крупный труд в области  налогообложения: «Опыт теории налогов» Николая Тургенева (1818). Книга свидетельствует, что в России хорошо знали работы западных экономистов, практику налогообложения.

Налог должен быть взимаемым  с дохода и притом с чистого  дохода, а не с самого капитала; дабы источники доходов государственных  не истощались.

Н. Тургенев выдвигает новую  в условиях России того времени задачу. Он требует заранее изучать и  прогнозировать возможные последствия  от введения или изменения налогов - требование, которое является актуальнейшим  для нашей экономики конца XX столетия.

Н. Тургенев призывает к  крайне осторожному обращению с  налогами. Он постоянно напоминает, что налоги уменьшают народное богатство, ибо часть дохода удерживается, не умножая сего дохода. Отнимая у  промышленности часть капиталов, налоги сдерживают ее развитие. Высокие налоги болезненно сказываются даже на семьях со средним достатком. Исходя из этого, говоря о налогах на потребление, он считает желательным, чтобы предметы, необходимые для жизни, были всегда свободны от налогов. «Но сего никогда  не бывает», - добавляет автор.

Классификацию налогов Н. Тургенев дает следующую:

I. Налоги с дохода от  земли.

1. Налоги с чистого  дохода.

2. Десятинная подать.

3. Налоги с дохода от  рудокопных заводов.

4. Налоги со строений.

II. Налоги с дохода от  капиталов.

1. Налоги с денежных  капиталов.

2. Налоги с капиталов,  употребляемых в ремеслах.

Это плата за свидетельство, патент или знак, выдаваемые ремесленникам, налоги с извозчиков, разносчиков  и т.д.

III. Налоги с самих капиталов.

Их не должно быть, но они  существуют.

Сюда, в частности, относятся  налоги на наследства и дарения, налоги на сделки в виде гербового сбора.

IV. Налоги с заработной  платы.

V. Налоги со всех источников  дохода без различия.

VI. Налоги на потребление.

Акцизы на соль, табак, алкогольные  напитки, мясо, муку, хлеб и пр.; внешние

и внутренние таможенные пошлины. Главная цель внешних таможенных

пошлин не столько фискальная, сколько поддержка отечественной

промышленности.

Информация о работе Платежи организаций в бюджетные и внебюджетные фонды