Понятие финансовых ресурсов государства и организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что одним из значимых факторов успешного развития российской экономики должно стать эффективное и грамотное управление финансовыми ресурсами страны, выражающееся в проведении государственной финансовой политики.
Целью данной курсовой работы является изучение и определение сущности такой финансовой категории как финансовые ресурсы на макроуровне (государство) и микроуровне (предприятия, домашние хозяйства).
В рамках поставленной цели попытаемся раскрыть сущность государственных финансовых ресурсов и финансовых ресурсов организаций, определить состав государственных финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - понятие финансовых ресурсов государства и организаций.doc

— 408.50 Кб (Скачать файл)

В 2008 г. объём ВВП РФ в текущих ценах составлял 41 трлн. 451 млрд. руб. В 2009 году объём ВВП России составил 39,161 трлн. руб. В 2009 г. наиболее серьёзно снизилась валовая добавленная  стоимость в сфере коммунальных, социальных и персональных услуг (на 8,3%). Также значительное снижение зафиксировано в строительстве – на 16,4%, сфере гостиничного и ресторанного бизнеса – на 15,4%, в сфере обрабатывающих производств – на 13,9%. 

             

Рисунок 1.  Формирование ВВП по годам в 2002–2011 гг.  в текущих ценах, трлн. руб., и прирост, %.

 

По данным Росстата и последней переписи населения, теневая экономика в России составляет 16 процентов от ВВП. В этом секторе занято 13 миллионов человек. Эти цифры означают, что правовая матрица, существующая в стране, не удовлетворяет значительную часть населения, поэтому до сих пор существует большое количество видов деятельности, которые не попадают в поле зрения ни статистической, ни налоговой сферы.

В российской экономике последствия кризиса по-прежнему ощущаются. Но промышленное производство растет, рынок труда активизировался, кредитование постепенно восстанавливается. Поэтому в 2012 году прирост ВВП ожидается более высокий, чем в предыдущем году, примерно 4,2-4,5%. Однако при этом намечается более высокий уровень инфляции. Официальный прогноз властей РФ по росту экономики составляет 3,9% в 2012 году. По оценке Минэкономразвития РФ, в январе-феврале текущего года российская экономика выросла на 4,4% в годовом исчислении. 

 Увеличение финансовых ресурсов также может происходить за счет увеличения стоимости основных фондов в результате изменения нормы амортизации или переоценки основных фондов.

К основным видам государственных  финансовых ресурсов относятся:

1. кредиты МВФ и других международных организаций, плюс внутренние кредиты Центробанка;

2. налоги;

3. отчисления во внебюджетные фонды;

4. платежи населения в местный бюджет;

5. прочие.

Таблица 1. Состав государственных финансовых ресурсов и их форма

вид финансовых ресурсов

уровень

подуровень

форма финансовых ресурсов

собственные финансовые ресурсы

макро-

государство

доход от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества; от продажи этого имущества; доходы от деятельности государственных, муниципальных унитарных предприятий

микро-

хозяйствующий субъект

уставный капитал, прибыль, амортизация

домашнее хозяйство

заработная плата, доходы от продажи личного имущества

финансовые ресурсы, мобилизованные на рынке

макро-

государство

эмиссия ценных бумаг  и бумажных денег, государственный  кредит

микро-

хозяйствующий субъект

продажа, покупка ценных бумаг, государственный кредит

домашнее хозяйство

полученные в порядке  перераспределения финансовые ресурсы

макро-

государство

налоги, сборы, платежи

микро-

хозяйствующий субъект

проценты и дивиденды  по ценным бумагам, выпускаемым другими владельцами; страховые возмещения и т.д.

домашнее хозяйство



 


 

Таблица 2. Распределение  доходов консолидированного бюджета  РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов по уровням бюджетной системы  в 2011 году, млрд. руб.

 

Федеральный 
бюджет

Бюджеты государ- 
ственных внебюд-жетных фондов

Консолиди- 
рованные бюджеты субъектов  
Российской 
Федерации

Бюджеты террито- 
ри-альных государ-ственных внебюджет- 
ных фондов

Справочно  
2010г.

феде-ральный  
бюджет

бюджеты государ- 
ственных внебюд-жетных фондов

консолиди- 
рованные бюджеты  
субъектов  
Российской 
Федерации

бюджеты террито- 
риальных государ-ственных внебюджет- 
ных фондов

Доходы

11366,0

5819,6

7643,9

904,6

8305,4

5175,7

6537,3

575,1

из них: 
налог на прибыль организаций

342,6

-

1927,9

-

255,0

-

1519,5

-

налог на доходы физических лиц

-

-

1995,8

-

-

-

1790,5

-

страховые взносы на обязательное 
социальное страхование

-

3307,4

-

220,9

-

2312,8

-

164,6

налог на добавленную  стоимость: 
на товары (работы, услуги),  
реализуемые на территории  
Российской Федерации

1753,2

-

0,3

-

1328,7

-

0,3

-

на товары, ввозимые на территорию  
Российской Федерации

1497,2

-

-

-

1169,5

-

-

-

акцизы по подакцизным  товарам 
(продукции): 
производимым на территории 
Российской Федерации

231,8

-

372,1

-

113,9

-

327,5

-

ввозимым на территорию  
Российской Федерации

46,6

-

-

-

30,1

-

-

-

налоги на совокупный доход 

-

13,7

215,2

5,4

-

18,3

178,9

10,5

налоги на имущество

-

-

678,0

-

-

-

628,2

-

налоги, сборы  и регулярные платежи  
за пользование природными ресурсами

2046,9

-

38,1

-

1408,3

-

32,4

-

задолженность и перерасчеты по 
отмененным налогам, сборам и иным  
обязательным платежам

1,1

2,4

1,9

0,3

33,3

12,0

2,2

8,7

из них единый социальный налог

0,4

-0,9

0,0

0,1

32,9

4,4

0,0

8,4

доходы от внешнеэкономической 
деятельности

4664,7

-

-

-

3227,7

-

-

-

доходы от использования  имущества,  
находящегося в государственной 
и муниципальной собственности

380,1

33,1

268,8

0,0

427,8

29,3

228,0

0,1

безвозмездные поступления

29,0

2570,2

1768,3

655,9

0,3

2780,9

1511,7

376,9

платежи при  пользовании  
природными ресурсами

83,0

-

28,8

-

53,3

-

24,3

-

доходы от приносящей доход 
деятельности

0,6

-

48,3

-

0,2

-

45,9

-

Расходы

10935,2

5387,0

7679,3

883,7

10117,5

4849,6

6636,9

574,3

из них на: 
общегосударственные вопросы

787,4

104,0

468,8

9,0

887,91)

68,8

481,51)

8,0

обслуживание  государственного и 
муниципального долга

262,7

-

75,8

-

195,0

-

71,3

-

национальную  оборону

1516,0

-

3,5

-

1276,5

-

3,2

-

национальную  безопасность  
и правоохранительную деятельность

1259,8

-

282,1

-

1085,4

-

254,1

-

национальную  экономику

1790,2

-

1316,4

-

1222,7

-

1103,6

-

из нее на: 
топливно-энергетический комплекс

41,0

-

21,5

-

18,0

-

30,5

-

сельское хозяйство  и рыболовство

141,5

-

231,3

-

35,3

-

227,0

-

транспорт

291,0

-

212,2

-

303,1

-

161,5

-

дорожное хозяйство  
(дорожные фонды)

349,5

-

424,5

-

281,1

-

363,9

-

связь и информатику

42,6

-

38,1

-

39,3

-

29,8

-

прикладные  научные исследования 
в области национальной экономики

178,7

-

1,9

-

119,9

-

3,0

-

другие вопросы  в области  
национальной экономики

559,5

-

277,0

-

347,4

-

187,8

-

жилищно-коммунальное хозяйство

279,8

-

968,7

-

234,9

-

836,5

-

социально-культурные мероприятия

4370,6

5283,1

4527,0

723,3

1260,7

4671,5

3642,8

565,7

межбюджетные  трансферты  
общего характера бюджетам  
субъектов Российской Федерации и 
муниципальных образований

651,3

-

15,3

151,4

-

-

-

-

Профицит, дефицит (-)

430,8

432,6

-35,4

20,9

-1812,0

326,1

-99,6

0,7

1) С учетом расходов по обслуживанию  государственного и муниципального  долга.


 

В консолидированный  бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 9 720,0 млрд. рублей, что на 26,3% больше, чем в 2010 году.

Рисунок 2. Структура доходов  по уровням консолидированного бюджета  РФ.

 

 

Формирование всех доходов  в 2011 году на 83% обеспечено за счет поступления  налога на прибыль – 23%, НДПИ – 21%, НДФЛ - 21% и НДС - 18%. В 2010 году совокупная доля указанных налогов составляла 82%.

Рисунок 3. Структура доходов  консолидированного бюджета РФ.

 

Рисунок 4. Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2010–2011 гг.

 

 

Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 года составили 2 270,3 млрд. рублей, что на 27,9% больше, чем в 2010 году. (Рис. 4)

Из общей суммы поступления  в федеральный бюджет составили 342,6 млрд. рублей (15%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 1 927,7 млрд. рублей (85%). В 2010 году указанное соотношение составляло 14% и 86% соответственно.

Налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 году поступило 1 753,2 млрд. рублей, что на 31,9% больше, чем в 2010 году. (Рис. 4)

Налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 году поступило 91,7 млрд. рублей, или в 1,7 раза больше, чем в 2010 году, что связано с администрированием ФНС России с 01.07.2010 НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан.

Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году составили 603,9 млрд. рублей, или на 36,8% больше, чем в 2010 году. (Рис. 4)

Из общей суммы 2011 года поступления в федеральный бюджет составили 231,8 млрд. рублей (38%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 372,1 млрд. рублей (62%).

Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 2 042,5 млрд. рублей, или на 45,2% больше, чем в 2010 году, что обусловлено ростом цены на нефть (с 76,7$ в декабре 2009 года –ноябре 2010 года до 108,0$ в декабре 2010 года – ноябре 2011 года, или на 40,8%). (Рис. 4)

Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 678,0 млрд. рублей, что на 7,9% больше, чем в 2010 году. (Рис. 4)

Незначительный рост имущественных налогов в 2011 году обусловлен снижением поступлений  налога на имущество физических лиц  в связи с изменением сроков его уплаты.

Налога на имущество  физических лиц в 2011 году поступило 4,9 млрд. рублей, или в 3,2 раза меньше, чем в 2010 году.

Снижение поступлений  обусловлено изменением с 01.01.2011 срока  уплаты налога на имущество физических лиц. Поступления налога на имущество физических лиц в 2011 году в основном являются переходящими платежами по итогам  перерасчетов налоговых обязательств за 2010 год. Уплата налога за 2011 год будет производиться не позднее 1 ноября 2012 года.

Налога на имущество  организаций в 2011 году поступило 467,5 млрд. рублей (69% общей суммы поступлений имущественных налогов), или на 10,9% больше, чем в 2010 году.

Транспортного налога в 2011 году поступило 83,2 млрд. рублей (12% общей суммы поступлений имущественных налогов), что на 10,0% больше, чем в 2010 году.

Поступления земельного налога в 2011 году составили 122,2 млрд. рублей (18% всех поступлений имущественных налогов) и выросли относительно 2010 года на 5,9%.

Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в 2011 году составили 4 480,8 млрд. рублей, что на 39,7% больше, чем в 2010 году.

Рисунок 5. Поступления  доходов в федеральный бюджет.

В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 45%,  НДС - 39% и налога на прибыль – 8%.

Рисунок 6. Структура доходов  федерального бюджета.

 

В консолидированные  бюджеты субъектов Российской Федерации  в 2011 году поступления составили 5 239,1 млрд. рублей, что на 16,7% больше, чем в 2010 году.

Формирование доходов  консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации в 2011 году на 88% обеспечили налог на прибыль - 37%, НДФЛ - 38% и имущественные налоги - 13%. По сравнению с 2010 годом совокупная доля указанных налогов не изменилась.

Рисунок 7. Структура доходов  консолидированных бюджетов субъектов  РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Источники формирования финансовых ресурсов предприятий

 

2.1 Виды источников финансовых ресурсов

 

 Финансовые ресурсы трансформируются в деловой оборот организации через соответствующие источники. Они могут быть рассмотрены с двух точек зрения. Во-первых, как совокупность инструментов, используемых для привлечения финансовых ресурсов, необходимых для обслуживания производственных  и прочих расходов организации. Именно в таком толковании определяются источники собственных и заемных средств в Методических рекомендациях по разработке финансовой политики предприятия, утвержденных приказом Министерства экономики РФ от 01.10.1997 №118 [7, с.12]. В соответствие с данными рекомендациями источниками собственных средств могут служить эмиссия акций, реализация ненужного и выбывающего имущества, основных фондов, чистая прибыль и амортизация, источниками заемных средств – банковские кредиты и займы.

С другой точки зрения, источниками  финансовых ресурсов может быть названа  совокупность способов финансового  обеспечения деятельности организации, потенциально доступных и фактически использованных в процессе создания, становления и развития организации, обеспечивающих определенную величину финансовых ресурсов.

Финансирование представляет собой  процесс, включающий выявление альтернативных источников финансирования, выбор конкретных источников, организацию получения  и расходования денежных или материальных ресурсов в зависимости от вида источников  финансирования.

Источники финансирования образуют три  основные группы: использованные, доступные, потенциальные. Первые – это совокупность таких источников финансирования потребностей организации, которые уже используются для формирования их капитала. Доступные источники – это источники, потенциально реальные для использования.  «Набор» таких источников шире используемых.

Потенциальные источники – это  те, которые теоретически могут быть использованы для функционирования коммерческих организаций в условиях совершенных финансово-кредитных и правовых отношений.

На уровне отдельной организации  использованными источниками являются уставный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль прошлых лет, накопленный амортизационный фонд, выручка от реализации текущего периода. В качестве доступных источников выступает (кроме специальных) еще и фонды специального назначения, образованные в соответствии с уставом организации, резервный фонд и временно свободные средства контрагентов, которые организация использует в форме отсрочки платежа за предоставленные товары, работы, услуги. К потенциальным источникам относятся (помимо использованных и доступных) еще и средства, которые возможно мобилизовать на финансовом рынке, исходя из возможностей хозяйствующего субъекта (его организационно-правовой формы, существующей структуры капитала, наличия кредитной истории, уровня кредитоспособности и т.п.) (Приложение 1).

Принципиально все источники финансовых ресурсов предприятия можно представить в виде следующей последовательности:

  • собственные финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы,
  • заемные финансовые средства,
  • привлеченные финансовые средства.

          Собственные и привлеченные источники финансирования образуют собственный капитал предприятия. Суммы, привлеченные по этим источникам извне, как правило, не подлежат возврату. Инвесторы участвуют в доходах от реализации инвестиций на правах долевой собственности. Заемные источники финансирования образуют заемный капитал предприятия.

Информация о работе Понятие финансовых ресурсов государства и организаций