Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 15:28, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение управления государственного кредита. Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и в широком смысле. Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Управление государственным кредитом в широком смысле как одно их направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАСТВЕННЫМ КРЕДИТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..........................................................................
Управление государственным кредитом в РФ: пределение, цели, задачи……………………………………
Правовые основы регулирования государственного кредита в РФ…………………………………………………
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯУПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КРЕДИТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………...
Анализ развития управления государственным кредитом с 1917 г. по 1991г………………………………………………
Анализ развития управления государственным кредитом с 1991 г. по 2005г………………………………………………
Анализ развития управления государственным кредитом с 2005 г. по 2011г………………………………………………
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КРЕДИТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………...
Проблемы в управлении государственным кредитом в РФ
Перспективы развития управления государственного долга…………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Санкт-петербургский
инженерно-экономический университет»
Кафедра финансов и банковского дела
Курсовая работа по дисциплине
финансы
на тему
«Потребительский кредит и его роль в развитии национальной экономики, повышении жизненного уровня населения»
Выполнила: Бондаренко М.В.
студентка 2 курса, срок обучения 4 года
группа № Э3312 № зачетной книжки ЭЭ 129/11
Подпись:______________________
Преподаватель: Присяжная Р.И.
Должность: кандидат экономических наук
Оценка:________________ Дата:______________________
Подпись:______________________
Санкт-Петербург
2012
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………… |
3 | |
ГЛАВА 1. |
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАСТВЕННЫМ
КРЕДИТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..................... |
5 |
1.1. |
Управление государственным кредитом в РФ: пределение, цели, задачи…………………………………… |
5 |
1.2. |
Правовые основы регулирования государственного кредита в РФ………………………………………………… |
12 |
ГЛАВА 2. |
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯУПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КРЕДИТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………... |
17 |
2.1. |
Анализ развития управления государственным кредитом с 1917 г. по 1991г……………………………………………… |
17 |
2.2. |
Анализ развития управления государственным кредитом с 1991 г. по 2005г……………………………………………… |
19 |
2.3. |
Анализ развития управления государственным кредитом с 2005 г. по 2011г……………………………………………… |
21 |
ГЛАВА 3. |
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КРЕДИТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………... |
24 |
3.1. |
Проблемы в управлении государственным кредитом в РФ |
24 |
3.2. |
Перспективы развития управления государственного долга………………………………………………………….. |
28 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….. |
30 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………… |
34 |
Целью данной курсовой работы
является рассмотрение управления государственного
кредита. Управление государственным
кредитом может рассматриваться
в узком и в широком смысле.
Под управлением
Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объемов займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса отдельных районов страны.
Хроническая дефицитность
государственного и местных бюджетов
и высокий государственный долг
характерен на современном этапе
для большинства промышленно
развитых государств. В результате
кредитной экспансии
Поэтому сокращение бюджетного дефицита и государственного долга расценивается органами управления США и стран Европейского Союза как одна из наиболее актуальных задач.
Под управлением
В процессе управления
государственным кредитом
Специфика категории государственного кредита определяет и особенности оперативного управления им. Обычно оно возлагается совместно на Министерство финансов и Центральный Банк.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАСТВЕННЫМ КРЕДИТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственный кредит - одна из форм движения ссудного капитала. Он служит основой привлечения денежных средств главным образом на непроизводительные расходы (на военные расходы), для покрытия дефицита государственного бюджета. Главная форма кредитных отношений — когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. Прямым следствием государственного кредита являются рост государственного долга и увеличение объема фиктивного капитала. Государственный кредит выступает в виде облигаций государственных займов и купонов к ним, краткосрочных казначейских векселей, сберегательного дела и розыгрыша денежно-вещевых лотерей. Государство привлекает в виде вкладов в сберегательный банк свободные денежные средства населения, фирм, страховых компаний. Стабильный остаток вкладов используется государством для кредитования. Из объемов займов и денежно-вещевых лотерей государство для кредитования использует остаток между суммой, на которую реализованы облигации займа и лотереи, и суммой выплаченных выигрышей. Источником средств для погашения государственного кредита и уплаты процентов служат прямые и косвенные налоги, которые уплачивает население страны. В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, последние не обязательно приводят к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.
Как экономическая категория
Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от добровольности размещения займов. Если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами. Государственный кредит отличается от других видов кредита.
Во-первых, как правило, он носит непроизводительный характер. А значит, и источником погашения долга и ссудного процента является не стоимость, созданная в результате его использования, а будущие налоги.
Во-вторых, кредит, как правило, носит
строго целевой характер и имеет
конкретное материальное обеспечение.
Госкредит центрального правительства,
как правило, не носит конкретного
целевого характера. Его назначение
- покрывать дефицит
В-третьих, обеспечением государственного
кредита является не какой-то конкретный
вид ценностей, а все имущество государства
или его административно-
Роль государственного кредита сводится к его возможностям в мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и направления их на финансирование, первоочередных нужд государства. Как финансовая категория государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую.
Через фискальную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях доходы, полученные благодаря государственным займам, стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.
Положительное воздействие фискальной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.
Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.
При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансирование за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
Тяжесть налогового бремени, переносимого на другие поколения, зависит от срока заимствования средств и процентов по кредиту уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвесторов, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание.
Регулирующая функция государственного кредита. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство сжимает их платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменения.
Напротив, если государственный долг финансируется за счет привлечения накоплений юридических лиц, а полученные средства направляются на выплаты населению, количество денег в обращении возрастает.
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим кредит становится для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопление в виде приобретения государственных ценных бумаг.