Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 08:51, дипломная работа
Цель работы – провести анализ потребительского кредитования в России и отразить проблемы и перспективы развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Отразить теоретические аспекты потребительского кредитования, включая понятие потребительского кредита и его роль в экономике, классификацию потребительских кредитов, правовое обеспечение потребительского кредитования;
2. Исследовать состояние потребительского кредитования в РФ, включая анализ рынка потребительского кредитования, оценку надежности банков с помощью системы CAMEL, анализ кредитоспособности заемщика, формы и методы минимизации банковских рисков в системе потребительского кредитования;
Благодаря кредиту накопленные ценности, произведенные в прошлом, используются в современном производстве. Обладая способностью временного преодоления, кредит позволяет использовать достижения прошлых поколений в интересах настоящего производства.
С помощью кредита создается возможность перехода из будущего в настоящее. Кредит приближает получение необходимого результата, обладает свойством приближения времени получения дохода. То, что за счет собственных накоплений можно приобрести только завтра, заемщик с помощью кредита использует приобретенную ценность уже сегодня. Данное свойство получило название «антиципация дохода».
Разумеется, этой способностью кредита, которую считают самостоятельной силой кредит, нужно пользоваться с особой осторожностью. Риск затрат, окупаемость которых зачастую непросто вычислить, может привести не к расширению производства, не к доходу, а к убыткам (гибели) кредита.
Индустриализация производства, приближение получения будущих доходов, является сильной стороной кредита.
Кредит обладает покупательной силой. Кредитные ресурсы, поступившие в распоряжение субъектов экономики, позволяют произвести платежи за товары и услуги, увеличивают оборотные средства этих субъектов. Заемщики увеличивают спрос. Кредитор не теряет при этом свою покупательную способность, продолжает работу в прежнем ритме, поскольку в счет кредита произошла передача свободных денежных средств либо товаров как продолжение процесса реализации (например, при товарном коммерческом кредите). Можно заключить, что покупательная способность кредита помогает поддерживать обращение, в конечном счете, также ускоряет его и воспроизводственный процесс в целом.
Кредит обладает балансирующей силой – способностью создавать равновесие между потребностью в ресурсах и их реальным наличием. Кредит начинает функционировать тогда, когда у субъектов кредитных отношений возникает потребность в нем: у заемщика образовался временный дефицит ресурсов, у кредитора – их излишек.
Сказанное ранее не означает, что назначение кредита по отношению к капиталу состоит только в его передаче от одного субъекта к другому, из одного региона в другой, с помощью кредита происходит аккумуляция и концентрация капитала. 20
К числу факторов, сдерживающих развитие российского рынка потребительского кредита, относят:
- Наличие
преимущественно краткосрочной
структуры банковских пассивов,
что не позволяет развивать
долгосрочное кредитование
- Наличие «белых» и «черных» доходов физических лиц - потенциальных заемщиков. Это не позволяет, с одной стороны, кредитным организациям с полной уверенностью сказать о реальном финансовом состоянии потенциальных клиентов, а с другой стороны - самим физическим лицам в полной мере удовлетворять имеющиеся у них потребности за счет средств потребительских кредитов в связи с невозможностью документального подтверждения своего реального финансового состояния;
- Неоправданно
высокий уровень процентных
ставок, применяемых кредитными
организациями, что делает
заведомо невыгодным
В настоящее время российские банки имеют тенденцию перехода к развитию рынка потребительских кредитов и активно применяют новейшие технологии, оперативно развивают продуктовый ряд, создают широкую сеть филиалов, дополнительных офисов и банкоматов.
Выводы по главе 1:
1. Несмотря на существующие наработки в области нормативно-правового регулирования потребительского кредитования, основное регулирование потребительского кредитования связано с принятием законопроекта "О потребительском кредитовании". Целями этого законопроекта являются защита прав и законных интересов заемщиков - физических лиц и кредиторов, укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации, повышение устойчивости финансовой системы, создание условий для предотвращения недобросовестной конкуренции в сфере потребительского кредитования.
2. Потребительское
кредитование - наиболее динамичное
направление развития
3. С
помощью потребительского
4. Основное
преимущество от внедрения
5. Классификация потребительских кредитов заемщиков и объектов кредитования может определяется:
-по направлениям использования - на неотложные нужды; на строительство и приобретение жилья; на капитальный ремонт индивидуальных жилых домов, их газификацию и присоединение к сетям водопровода и канализации.
-по субъектам кредитной сделки (по облику кредитора и заемщика) различают: банковские потребительские ссуды; ссуды торговых организаций населению; потребительские ссуды кредитных учреждений небанковского типа (ломбарды, пункты проката, кассы взаимопомощи и другие); личные или частные потребительские ссуды, предоставляемые частными лицами; - потребительские ссуды заемщикам от организаций, в которых они работают.
-по
срокам кредитования
- в зависимости от способа предоставления потребительские кредиты делятся на целевые и нецелевые (на неотложные нужды, овердрафт и другое).
-по обеспечению различают кредиты необеспеченные (бланковые) и обеспеченные (залогом, гарантиями, поручительствами, страхованием).
-по
методу погашения кредиты
-в
зависимости от метода
По данным ЦБ РФ, на 1 января 2009 г. Кредитные организации России предоставили кредиты физическим лицам на сумму 1 212 871 млн. руб. С 2002 по 2008 гг. величина кредитов населению увеличилась с 0,5 до 2,3 % ВВП, а к 2012 г. этот показатель должен достичь 5% ВВП, в соответствии с рисунком 2.21
Рисунок 2 - Динамика объемов потребительского кредитования (в % к объему ВВП)
Агентство «РБК.Рейтинг» совместно с проектом MoneyGuide подготовило рейтинги самых потребительских банков по итогам 2008 года. Всего в рейтинге приняло участие 93 банка. Совокупный объем выданных беззалоговых кредитов всех участников рейтинга в прошлом году превысил 1.1 трлн. руб.(таблица 1).
Таблица 1 - Банки по объемам выданных беззалоговых кредитов в 2008 году
№ |
Банк |
Выдано беззалоговых кредитов в 2008 году* (тыс. руб.) |
Портфель беззалоговых кредитов на 01.01.09 (тыс. руб.) |
Выдано беззалоговых кредитов в 2007 году* (тыс. руб.) |
Портфель беззалоговых кредитов на 01.01.08 (тыс. руб.) |
1 |
Сбербанк |
429 284 180.00 |
643 757 755.80 |
419 746 075.40 |
596 615 830.40 |
2 |
Русский Стандарт |
156 923 717.10 |
137 075 101.90 |
174 606 469.90 |
155 489 843.40 |
3 |
ВТБ 24 |
103 453 970.00 |
129 754 430.10 |
54 433 254.70 |
60 258 466.20 |
4 |
Альфа-Банк |
51 908 479.60 |
41 254 857.60 |
37 595 604.80 |
27 630 048.90 |
5 |
Ренессанс Кредит |
46 911 568.50 |
41 517 284.50 |
40 344 183.40 |
32 892 883.00 |
6 |
Росбанк |
34 609 963.80 |
57 849 095.70 |
35 842 560.30 |
46 765 946.40 |
7 |
Восточный Экспресс |
30 850 294.40 |
17 767 873.00 |
26 505 233.10 |
15 328 259.00 |
8 |
ОТП Банк |
30 250 887.30 |
17 861 212.00 |
24 764 260.00 |
17 768 937.10 |
9 |
Русфинанс Банк |
28 090 017.40 |
22 947 745.20 |
15 473 983.00 |
9 912 483.00 |
10 |
Райффайзенбанк |
25 094 137.60 |
32 095 749.40 |
19 525 812.60 |
23 173 805.10 |
11 |
Кредит Европа Банк |
21 166 573.50 |
17 424 186.00 |
14 715 597.20 |
13 653 670.00 |
12 |
УРСА Банк |
17 714 851.60 |
24 248 200.20 |
29 594 542.70 |
26 153 918.70 |
13 |
Транскредитбанк |
17 022 320.00 |
30 596 584.00 |
17 955 266.00 |
21 514 916.00 |
14 |
Уралсиб |
15 028 625.40 |
20 210 416.80 |
17 208 335.90 |
19 816 796.70 |
15 |
Смоленский Банк |
11 410 023.50 |
3 366 076.10 |
9 639 393.40 |
2 717 526.40 |
16 |
Газбанк |
10 802 692.00 |
3 320 029.00 |
17 916 725.00 |
3 589 649.00 |
17 |
УБРР |
9 788 903.10 |
11 478 638.00 |
9 359 365.50 |
8 244 810.50 |
18 |
Балтийский Банк |
7 132 943.00 |
5 941 653.50 |
9 199 920.00 |
5 516 932.40 |
19 |
МБРР |
7 042 661.90 |
5 979 888.10 |
6 185 444.30 |
4 985 178.20 |
20 |
Пробизнесбанк |
6 221 204.00 |
8 615 553.00 |
8 820 313.00 |
7 583 022.00 |
Активный рост потребительского кредитования, наблюдавшийся в прошлые годы, закончился. По некоторым оценкам, объем беззалоговых кредитов, выданных физическим лицам за I полугодие 2009 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого, снизился более чем на 40%.
Данный результат ожидаем, если учесть, что само количество желающих получить кредит с начала кризиса значительно сократилось, что на фоне растущих ставок по потребительским кредитам и ужесточению правил их получения выглядит вполне закономерно. Многие банки и сами не заинтересованы в развитии данного сегмента - слишком высоки риски не возврата.
Агентство «РБК.Рейтинг» подготовило очередной рэнкинг банков по объему выданных беззалоговых кредитов за I полугодие 2009 года. Результаты рэнкинга оказались значительно хуже прошлогоднего. При этом снизились не только объемы выданных кредитов (а у некоторых банков они сократились почти в 4 раза, что, впрочем, пока не носит массового характера), но и количество самих участников, многие из которых не захотели раскрывать свои показатели. Так, за 2008 год, количество участников сократилось почти на 10%, при этом многие из них в прошлом показывали довольно внушительные результаты, занимая в рэнкинге не последние места (таблица 2).
Отсутствие в рэнкинге двух активных игроков: «Сбербанка» и «Русского Стандарта» (на момент подготовки материала данные по потребительскому кредитованию в агентство не поступили), позволило «ВТБ 24» занять первое место, значительно опередив других участников. Объем выданных беззалоговых кредитов за I полугодие 2009 года составил более 33 млрд. руб., что почти на 14 млрд. руб. больше аналогичного показателя «Альфа-банка», занимающего второе место, третье место занимает «ХКФ-БАНК» с результатом 12 млрд. руб.
Таблица 2 - Банки по объемам выданных беззалоговых кредитов в I полугодии 2009 году
№ |
Банк |
Выдано беззалоговых кредитов за I полугодие 2009 года (тыс. руб.)* |
В том числе кредитов, выданных головным офисом, филиалами, представительствами и пр., зарегистрированными на территории Москвы и Московской области (тыс. руб.) |
В том числе кредитов, выданных головным офисом, филиалами, представительствами и пр., зарегистрированными на территории Cанкт-Петербурга и Ленинградской области (тыс. руб.) |
1 |
ВТБ 24 |
33 029 193.86 |
6 014 344.94 |
2 455 110.31 |
2 |
Альфа-банк |
19 290 217.81 |
5 099 786.35 |
1 073 940.14 |
3 |
ХКФ-БАНК |
12 324 567.00 |
899 292.00 |
491770 |
4 |
Россельхозбанк |
11 588 710.50 |
77 049.03 |
38 170.95 |
5 |
Русфинанс Банк |
10 988 107.18 |
523 985.86 |
328 060.21 |
6 |
ОТП Банк |
9 390 975.76 |
- |
- |
7 |
Восточный Экспресс |
9 083 578.12 |
48 298.12 |
98 752.34 |
8 |
Газбанк |
5 001 514.26 |
- |
- |
9 |
Росбанк |
4 510 505.65 |
211 196.61 |
51 181.50 |
10 |
Уралсиб |
3 783 641.44 |
339 101.61 |
274 998.83 |
По размеру портфеля беззалоговых кредитов на 1 июля 2009 года также лидирует «ВТБ 24» с результатом более 139 млрд. руб., а вот второе и третье места занимают: «Россельхозбанк» (55.11 млрд. руб.) и «Росбанк» (52 млрд. руб.), соответственно.
Что касается регионального разреза потребительского кредитования, то отметим следующее. По данным исследовательской группы ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», в 2007 г. по числу выданных кредитов лидировали Центральный и Поволжский Федеральные округа (около 1/3 и 1/5 всего объема соответственно). Меньше всего - 4% - выдали потребительских кредитов кредитные организации Дальневосточного Федерального округа - рисунок 3.
Рисунок 3 - Региональная структура рынка потребительского кредитования
По данным BusinessVision, проводившего опрос среди жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Самары, Краснодара, Нижнего Новгорода и др. в 2007г. в 41 % случаев потребительский кредит брался с целью приобрести бытовую технику, в 37% - для покупки компьютерной техники, в 15% - одежды, в 6% - автомобиля, в 1% случаев - на другие нужды (покупка жилья, лечение, туризм)- рисунок 4.22
Основными предпосылками развития банков стал рост экономики России, увеличение реальных доходов населения вследствие этого роста, а также постепенное заполнение рынка потребительского кредитования конкурентоспособными игроками, предоставляющими потребителям кредитные услуги на конкурентоспособных ценовых условиях.
Структура рынка потребительского кредитования в течение 2008 г. претерпела некоторые изменения по сравнению с предыдущим годом.
В частности,
структура рынка несколько
В региональной структуре рынка по-прежнему доминировал Центральный федеральный округ, на который пришлось порядка 30 % всех выданных кредитов. На втором месте по объему выданных кредитов оказались Приволжский и Сибирский федеральный округ, на которые пришлось 20 % и 15 % рынка соответственно. В целом, структура рынка кредитования физических лиц отражает уровень экономического развития регионов и их долю в общероссийском ВВП.
Информация о работе Потребительское кредитование: проблемы и перспективы развития