Прибыль, как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 11:14, курсовая работа

Краткое описание

Остановимся вначале на марксистской трактовке прибыли. К.Маркс сделал попытку определить прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость. Источником прибавочной стоимости он полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. Эксплуатация – это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовке прибыли.

Содержание

Введение
Глава 1. Формирование распределение и использование прибыли
1.1 Прибыль как экономическая категория
1.2 Виды прибыли
1.3 Распределение и использование прибыли
Глава 2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия ( на примере ООО “Консиб”)
2.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО “Консиб”
2.2 Анализ состава и динамики прибыли
2.4 Анализ распределения и использования прибыли предприятия
Глава 3. Пути и методы увеличения прибыли
3.1 Резервы увеличения прибыли ООО «Консиб»
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

моя курс прибыль.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Формирование распределение и использование прибыли 

    1. Прибыль как экономическая категория
    2. Виды прибыли

  1.3 Распределение и использование прибыли

Глава 2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия ( на примере ООО “Консиб”)

  2.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО “Консиб”

  2.2 Анализ состава и динамики прибыли

  2.4 Анализ распределения и использования прибыли предприятия 

Глава 3. Пути и методы увеличения прибыли

  3.1 Резервы увеличения прибыли ООО «Консиб»

Заключение 

Список используемой литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшей категорией рыночной экономики является прибыль. Прибыль, точнее ее максимизация, выступает непосредственной целью производства в любой отрасли национальной экономики. В многочисленных учебниках и статьях категория “прибыль” неразрывно связана с категориями дохода, капитала, процента, его ставки, ожидания и многим другим.

Остановимся вначале на марксистской трактовке прибыли.  К.Маркс сделал попытку определить прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость. Источником прибавочной стоимости он полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. Эксплуатация – это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовке прибыли.

Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход, от использования факторов производства: труда, земли, капитала.

Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. От рациональности ее использования зависит эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования. Возможность получения прибыли побуждает искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые виды продукции, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства.

Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что тема “Формирование, распределение и использование прибыли”, на наш взгляд, в настоящее время, наиболее актуальна и интересна.

Целью написания этой курсовой работы является изложение теоретических и практических основ формирования, распределения и использования прибыли, и поиск  наиболее эффективных мероприятий,  направленных на увеличение прибыли.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- понятие  сущности прибыли как экономической категории;

- порядок  формирования, распределения и использования  прибыли;

-выявление  и измерение влияния факторов, воздействующих на прибыль;

- выявление  и оценка резервов роста прибыли.

Методы исследования: сравнение, сопоставление, анализа оценки и обобщения.

Объектом исследования является ООО “Консиб”. В данной работе использована бухгалтерская отчетность предприятия за 2012 и 2013 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ

 

1.1 Прибыль как экономическая  категория

 

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю. На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного, труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности.

На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления прибыли необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков, получается прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

На величину прибыли, ее динамику оказывают влияние факторы субъективного характера и объективные, не зависящие от деятельности предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования. Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции:

-во-первых, характеризует экономический  эффект, полученный в результате  хозяйственной деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей;

-во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников;

- в-третьих, прибыль является одним  из источников формирования бюджетов  разных уровней. Она поступает  в бюджеты в виде налогов  и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

 

 

    1. Виды прибыли

 

       В настоящее время различают следующие виды прибыли.

Валовая прибыль - это разность между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (т.е. выручкой за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, работ, услуг.

 

Валовая прибыль = ВР –С (1)

где ВР – выручка от реализации;

С – себестоимость проданных товаров, работ, услуг.

Если валовую прибыль уменьшить на сумму на сумму коммерческих и управленческих расходов, появляется второй вид прибыли под названием прибыль от продаж.

 

Прибыль от продаж = ВалП – Ру – Рк (2)

где Ру – управленческие расходы

Рк – коммерческие расходы.

К коммерческим расходам относятся, в частности, расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции, расходы по доставке продукции, комиссионные сборы, расходы по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее реализации и другие расходы.

Управленческие, или общехозяйственные, расходы – это административно-управленческие расходы, расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом, но связанного с управлением производством, арендная плата за помещения общехозяйственного назначения, расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг. Коммерческие затраты не являются условием создания продукции, но являются необходимым условием ее продажи. Управленческие затраты являются условием создания продукции, но обслуживают деятельность предприятия в целом, а не каждый в отдельности вид деятельности или вид продукции.

Таким образом если оценивать прибыль от продаж как финансовый результат деятельности предприятия в целом, совершенно не важно, как распределены затраты между себестоимостью, коммерческими и управленческими расходами. Важно другое: их суммарная величина – это все расходы, произведенные предприятием для создания и продажи продукции, а потому сопоставление их с выручкой от реализации показывает, окупаются они выручкой и в какой степени выручка либо превышает их, либо оказывается меньше этих затрат.

Следующий вид прибыли носит название прибыль до налогообложения. Прибыль до налогообложения формируется следующим образом. Отправной точкой является прибыль от продаж. К ней прибавляются операционные и внереализационные доходы, и из нее вычитаются операционные и внереализационные расходы. Результат и дает величину прибыли до налогообложения.

 

Прибыль до налогообложения = Ппр ± одр ± вдр (3)

            где одр – операционные доходы и расходы

вдр – внереализационные доходы и расходы

Прибыль до налогообложения принято рассматривать как один из обобщающих показателей финансового состояния предприятия в том периоде, в отчетности которого она отражена.

Следующий вид прибыли носит название прибыль от обычной деятельности. Она рассчитывается как разность между прибылью до налогообложения и обязательными платежами из нее.

 

Прибыль от обычной деятельности =Пдно - Н  (4)

  где, Пдно – прибыль до налогообложения

Н – сумма налогов и обязательных платежей.

Под обязательными платежами подразумевается не только налог на прибыль, но и сумма платежей за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, подлежащая уплате в виде штрафных санкций, а также налогов и сборов.

Таким образом, прибыль от обычной деятельности - это та часть прибыли, которая остается у предприятия после уплаты всех обязательных платежей государственным или муниципальным органам. В случае если у данного предприятия нет чрезвычайных доходов и расходов, то именно эта оставшаяся в его распоряжении часть прибыли является чистой прибылью.

Чистая прибыль – это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов.

Чистая прибыль= Под ± Чдр (5)

            Где Чдр – чрезвычайные доходы и расходы.

Чрезвычайные доходы – это поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности. Такими последствиями могут быть страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дольнейшему использованию активов. В состав чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности.

Чистая прибыль предназначена исключительно для использования на цели, определяемые предприятием. Ключевыми показателями являются прибыль от продаж и чистая прибыль. Как правило, количественно прибыль от продаж решающим образом определяет величину чистой прибыли.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли:

- первый источник образуется  за счет монопольного положения  предприятия по выпуску той или иной продукции или(и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий;

Информация о работе Прибыль, как экономическая категория