Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:54, контрольная работа
Управленческий учет представляет собой процесс выявления, измерения, накопления, анализа, переработки и передачи информации о хозяйственной деятельности предприятия, используемой для планирования, управления и контроля.
Его предназначение – обеспечить информацией руководителей различных уровней внутрифирменного управления, ответственных за достижение конкретных производственных целей. Информация, необходимая для принятия оперативных управленческих решений, в первую очередь, относится к издержкам производства и поэтому должна поступать в максимально короткий срок. Она обобщается или детализируется в соответствии с потребностями управления и формируется с учетом задач перспективного развития организации.
1. Принципы учета для управления, его отличие от финансового учета. 3
2. Методы деления затрат на постоянные и переменные 8
3. Задача. 19
3. Система не охватывает
качественных показателей
4. Отклонения от нормативных
затрат, показывающие превышение
фактических затрат над
Сфера применения данной системы
учета затрат достаточно широка, исключение
составляют предприятия с непостоянной
номенклатурой выпускаемой
ИЗМЕРЕНИЕ ЗАТРАТ НА ОСНОВЕ ПРЕДПРИЯТИЯ НА БАЗЕ ПЕРЕМЕННЫХ РАСХОДОВ (ДИРЕКТ-КОСТИНГ)”
1. Нормативный
учет на базе переменных
Системы управленческого
учета характеризуются
Учет по полной себестоимости может быть нормативным и ненормативным. Стандарт-кост предназначен для измерения полных затрат предприятия. Нормативный учет на базе переменных расходов, или директ-костинг, можно считать дальнейшим развитием стандарт-коста.
Система "директ-костинг" представляет собой систему управленческого учета, основанную на классификации затрат на постоянные (периодические) и переменные (приходящиеся на единицу готового продукта), включающую учет и анализ затрат по их видам, местам возникновения и носителям, а также учет финансовых результатов деятельности и принятие оперативных управленческих решений. При этом затраты подразделяются на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства.
К методу развитого "директ-костинга"
эволюционно привел простой "директ-костинг".
Как известно, практическое применение
простого "директ-костинга" было
основано на предположении, что каждое
изделие или центр
По мере внедрения простого
"директ-костинга" в систему
управленческого учета
Понятие "полумаржа" экономически приближается к понятию "финансовый результат", так как характеризует частичное покрытие косвенных постоянных расходов. В этом принципиальное отличие простого и развитого "директ-костинга"
Простой "директ-костинг" Развитый "директ-костинг"
┌───────┬──┬──────────────────
│ │ │ Переменные расходы │ │ Переменные расходы │
│ │ ├────────────────────────┤ ├─────────────────────────┤
│ │ │ │ │ Специфические постоянные│
│Выручка│ │ Маржа по переменным │ │ расходы │
│ │ │ расходам │ ├─────────────────────────┤
│ │ │ │ │ Маржа по специфической │
│ │ │ │ │ стоимости ("полумаржа") │
└───────┴──┴──────────────────
Второй отличительной чертой развитого "директ-костинга" является то, что принцип "затраты/результат" действует не только на самом предприятии, но и за его пределами, и это позволяет определять финансовые результаты в виде "полумарж" по сегментам деятельности, т.е. в маркетинговом аспекте. Контроль прибыльности требует выявления всех издержек и определения фактической рентабельности по всем направлениям: по товарам, сбытовым территориям, торговым каналам и заказам разного объема. С помощью метода развитого "директ-костинга" это можно делать более качественно и объективнее, чем с использованием метода простого "директ-костинга", в то же время все преимущества метода "директ-костинг", такие как оперативность, вариативность в решении управленческих задач, сохраняются.
Одним из ключевых показателей системы "директ-костинг" является маржинальный доход (или сумма покрытия), представляющий собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Величина маржинального дохода, определенная для конкретного вида продукции, показывает "вклад" данного товара в покрытие постоянных затрат и тем самым - в общую сумму прибыли предприятия.
Важнейшей особенностью системы
"директ-костинг" является то, что
себестоимость продукции (работ, услуг)
учитывается и планируется
В качестве постоянных расходов выступают часть общепроизводственных расходов и все общехозяйственные расходы, которые только содействуют изготовлению продукции, непосредственно не участвуя в ее производстве. Это затраты, связанные с процессом обслуживания и управления и зависящие в большей мере от длительности отчетного периода. В системе "директ-костинг" по переменным затратам оцениваются и остатки готовой продукции на складе, и незавершенное производство на конец периода. При этом ограничение себестоимости лишь переменными расходами позволяет упростить планирование, учет и контроль за счет резкого уменьшения числа калькуляционных статей затрат: себестоимость становится "более обозримой", а отдельные затраты - лучше контролируемыми.
Деление расходов на постоянные
и переменные позволяет получить
информацию о расходах, необходимую
для принятия большого числа управленческих
решений. В первую очередь это
касается решений в части оценки
затрат при различной
Еще одно преимущество системы "директ-костинг" состоит в том, что ее применение позволяет использовать многоступенчатый принцип построения отчета о доходах. Отчет должен содержать такие показатели, как: выручка от реализации продукции (ВР), переменные затраты (ПЗ), маржинальный доход (МД = ВР - ПЗ), постоянные (фиксированные) затраты (ФЗ) и прибыль (П = МД - ФЗ). Таким образом, на первом этапе выявляется маржинальный доход, т.е. сумма продаж за вычетом переменных затрат, а затем уже чистая прибыль предприятия без постоянных расходов. Данный подход усиливает контроль за формированием издержек обращения по местам возникновения затрат и по центрам ответственности и, следовательно, позволяет менеджерам принимать более оперативные и эффективные управленческие решения.
При использовании "директ-костинга"
размер прибыли определяется уровнем
переменных производственных затрат,
ценами продажи, структурой выпускаемой
продукции и величиной
С помощью "директ-костинга" обосновываются важные управленческие решения, в том числе по оптимизации производственной программы, о целесообразности принятия к исполнению определенного заказа, о приобретении или замене оборудования, производстве полуфабрикатов или заказе их на стороне, выпуске побочной продукции, по вопросам ценовой политики и др.
Система "директ-костинг" позволяет:
определять формы зависимости затрат от объемов производства;
получать информацию о прибыльности или убыточности хозяйственной деятельности в зависимости от объема производства и продаж;
рассчитывать критическую точку объема продаж;
оптимизировать товарный ассортимент;
прогнозировать поведение затрат в зависимости от различных факторов;
принимать управленческие решения в условиях ограниченности какого-либо ресурса;
проводить эффективную ценовую политику;
решать тактические задачи управления предприятием.
На основе анализа переменных
и постоянных издержек разрабатываются
гибкие программы-сметы. Они, хотя и
ориентируются на исходную ожидаемую
величину выручки, позволяют учесть
возможные отклонения объема продаж
и выручки от реализации и влияние
этих отклонений на конечную величину
прибыли. В результате менеджер может
рассчитать тот объем продаж, при
котором достигается
В условиях рыночной экономики "директ-костинг" дает также информацию о возможности использования в конкурентной борьбе демпинга - продажи товаров по заведомо заниженным ценам, что связано с установлением нижнего краткосрочного предела цены (на уровне переменных затрат на изготовление).
Одним из важных преимуществ использования в учете системы "директ-костинг" является возможность изучения взаимосвязей и взаимозависимостей между объемом производства, затратами и прибылью. Ее применение позволяет управленческому аппарату заострить внимание на изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по отдельным видам продукции, таким образом делая возможным оценку прибыльности производства и продаж различных продуктов вне зависимости от общего спада или подъема объемов реализации, связанных с сезонностью продаж или другими факторами. С другой стороны, выявляя продукцию с большей рентабельностью, предприятие оптимизирует свой ассортимент.
Благодаря использованию "директ-костинга"
значительно расширяются
Западные предприятия, как правило, используют систему "директ-костинг" параллельно с системой "стандарт-кост". Они взаимно дополняют друг друга. Это неслучайно, поскольку известно, что нормируются именно переменные затраты. Таким образом, совместное использование двух систем позволяет не только вести раздельный учет расходов, но и планировать деятельность организации на перспективу, основываясь на нормативном значении затрат. Несмотря на различия, "директ-костинг" и "стандарт-кост" выполняют целый ряд общих функций.
Следует отметить, что ведение
учета в рамках системы "директ-костинг"
осложняется трудностью подразделения
издержек производства на переменные
и постоянные (большая часть расходов
предприятия носит
2. Директ-кост по местам формирования и объектам калькулирования
В рамках метода Д-К применяется схема построения отчета о доходах, которая содержит два показателя: маржинальный доход (сумма покрытия) и прибыль.
Маржинальный доход (МД) – разница между выручкой от реализации продукции и неполной себестоимостью, рассчитанной по переменным издержкам. В состав МД входят прибыль и постоянные затраты предприятия. МД за минусом постоянных издержек – операционная прибыль.
Выбранный метод калькулирования влияет не только на величину себестоимости продукции, но и на форму отчета о прибылях и убытках.
В отчете о прибылях и убытках, составленном при использовании маржинального подхода, выделяется постоянная и переменная часть затрат. При этом обязательно формируется показатель МД.
Показатели |
Сумма |
Выручка от реализации |
5000 |
Переменная часть |
2400 |
Маржинальный доход (стр.1- стр.2) |
2600 |
Постоянные затраты |
1200 |
Операционная прибыль (стр.3 – стр.4) |
1400 |
В отчете, составленном по результатам калькулирования полной себестоимости, показатель маржинального дохода не рассчитывается.
Показатели |
Сумма |
Выручка от реализации |
5000 |
Себестоимость реализованной продукции |
3000 |
Прибыль (стр.1 – стр.2) |
2000 |
Информация о работе Принципы учета для управления, его отличие от финансового учета.